Начало научных исследований туризма в России. Основные недостатки изучения туризма в советский период.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Начало научных исследований туризма в России. Основные недостатки изучения туризма в советский период.



Начало научных исследований туризма в России. Основные недостатки изучения туризма в советский период.

О времени, когда началась туристская деятельность в России, у специалистов нет единого мнения. Одна из наиболее распространенных точек зрения связывает возникновение туризма в Российской империи с учреждением в Санкт-Петербурге в 1895 г. Российского общества туризма. Другие с открытием опять же в российской столице Леопольдом Липсоном в 1885 г. конторы «Предприятие для общественных путешествий во все страны света» и даже с «Планом предприемлемого путешествия в чужие краи», опубликованным Вениамином Геншем в Москве в 1777 г.

Научно-исследовательская деятельность в области туризма и экскурсий, определяемая потребностями организаторов туризма, возникла тогда, когда начали осваиваться новые территории для целей туризма, вовлекаться в туризм различные возрастные группы населения, развиваться новые виды туризма и др.

Исследования, проводимые туристскими общественными объединениями, а именно они являются основателями туризма в России, в начальный период носили краеведческий характер, т.е. во время поездок их участниками изучались различные стороны природы, хозяйства, культуры районов путешествий. Так, члены первого общественного туристского объединения в Российской империи «Общества любителей естествознания и альпийского кавказского клуба», созданного в 1878 г. в Тифлисе, изучали особенности распространения главнейших древесных пород в Черноморском округе, периодические явления природы в окрестностях Лагодехи, кавказские овражные выносы и др.

Недостатки:

Туризм рассматривался только как отрасль рекреации и все исследования проводились в основном с позиций рекреационной географии

Туристические исследования были подчинены командно-административной системе и в основном занимались разработкой маршрутов.

В переходный период 1990-2000е, туризм изучали как непроизводственную сферу экономики и больше внимания уделяли коммерческой составляющей, гостиничному и ресторанному бизнесу, менеджменту.

 

Место туризма в обществе и в системе наук.

 

Индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся форм в международной торговле услугами. Значение туризма в мире постоянно возрастает, что связано с растущим влиянием туризма на экономику каждой отдельной страны.
В экономике государства международный туризм выполняет ряд важных функций:
1. Международный туризм является источником валютных поступлений для страны и средством для обеспечения занятости.
2. Международный туризм расширяет вклады в платежный баланс и ВНП страны.
3. Международный туризм способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие сферу туризма.
4. С ростом занятости в сфере туризма растут доходы населения и повышается уровень благосостояния нации.

Туризм занимает значительное место в международных отношениях. Около 500 млн. человек ежегодно посещают зарубежные страны в туристических целях. Международный туризм является не только популярным видом отдыха, но и активно развивающейся сферой мировой экономики.

 

Туризм сложное и многоплановое явление в обществе, связанное с большим числом научных дисциплин. В основе эмпирических исследований лежат достоверные факты, сбор и анализ которых осуществляется с использованием определенных методов, основанных на наблюдении и изучении туристской деятельности.

Под методом понимается способ, прием достижения цели, образ действий.

Методология представляет собой учение о принципах построения, формах и способах научного познания.

На эмпирическом уровне чаще всего применяются наблюдение, опросы, изучение документации и информационных материалов, сравнение и тд.

Особенностью теоретического знания является его обобщенность и абстрактность, отличающиеся своей системностью. На этом уровне используются методы классификации, моделирования и др.

 

3. Основные понятия науки о туризме. Основные критерии определения «туризма», «туриста».

 

Для того чтобы сформулировать полное определение понятия "туризм", необходимо рассмотреть многоаспектность туризма и его взаимодействие с другими видами деятельности. Отсутствие единых определений затрудняет изучение туризма как учебной дисциплины.

Изучение туризма с научной точки зрения (в ряду других дисциплин) с недавних пор привлекло внимание ученых многих областей знаний. В связи с этим возникла необходимость в разработке точных определений и терминов. Эта проблема не так проста, как кажется на первый взгляд. Ею ежегодно занимаются различные организации, включая Лигу Наций, Организацию Объединенных Наций, Всемирную туристскую организацию, Организацию экономического сотрудничества и развития.

Международные организации постоянно обращаются к теме толкования терминологии, в основном с целью согласования принципов международной статистики. Так, в 1937 г. определение "международный турист" было дано на Конференции экспертов по статистике Лиги Наций. В 1950 г. International Union of Official Travel Organization (IUOTO) - Международный союз официальных туристских организаций (МСОТО), преобразованный в 1975 г. во Всемирную туристскую организацию (ВТО), уточнил определение "турист", введя новые понятия: "экскурсант" и "транзитный путешественник". При этом было дано четкое разграничение этих категорий от категории "турист".

Определенные групповые и экономические интересы стран существенно влияют на толкование понятий, принимаемых за основу в национальных нормативных актах, регулирующих определенные отношения в сфере туризма.

 

В самом общем виде туризм это организованная, интегрированная система, внутри которой можно выделить отдельные взаимосвязанные аспекты: технологический, экономический, социальный и псхиологический.

В то же время, туризм это путешествие по миру, знакомство с другими культурами.

В данном случае речь идет о поездке, которая осуществляется в место, находящееся за пределами обычной среды.

Туристами не являются те ,кто ежедневно ездит на рабору или на учебу.

 

Туризм как социальная сфера и сфера культуры.

По своей сути туризм - явление многофункциональное. Он активно влияет на жизнь людей, организацию их труда и отдыха, а следовательно - на экономическое и социальное развитие общества.
В этом смысле туризм - это сфера человеческой деятельности, связанная с путешествиями и путешествиями людей, выполняет ряд функций политического, экономического, культурного характера, которые проявляются как на уровне отдельной личности, так и на уровне общества в целом.
Одна из важных функций туризма - оздоровительная или рекреационная ((лат.) - восстановление). В специальной литературе эту функцию определяют, как "воспроизводственную", "репродуктивную" т.е. такую, которая позволяет восстановить силы и внутренние резервы человека, затраченные как в ходе трудовой деятельности, так и при выполнении текущих бытовых обязанностей. С точки зрения непосредственно туриста как потребителя тур продукта именно оздоровительная функция туризма является приоритетным. Причем оздоровительный эффект дифференцируется на лечебный (известный еще с древних времен) и профилактический (характерный для большинства современных видов отдыха и туризма).

Туризм как сфера экономики и управления.

 

Туризм является самой динамично развивающейся отраслью во многих странах мира и что его роль в мировой экономике непрерывно растет. За туризмом, как основой туристической индустрии и туристического бизнеса, будущее. В последние 20 лет среднегодовые темпы роста числа прибытий иностранных туристов составили в мире 5,1%, увеличения валютных поступлений – 14%.

Туризм — отрасль экономики непроизводственной сферы, предприятия и

Организации которой удовлетворяют потребности туристов в материальных и

Сдерживать развитие туризма

 

Содержание понятия «международный туризм».

 

В настоящее время, наиболее распространенным понятием «международного туризма», получившим легализацию в правовых системах различных стран мира, явл определение сформулированное в 1993 году статистической комиссией ООН для целей статистики туризма.

Международный туризм- это система путешествий, осуществляемая на основе международных договоров с учетом действующих международных обычаев.

 

Международный туризм — это деятельность, направленная на осуществление туризма жителями одной страны на территории другой. Поскольку туризм с момента становления превратился в отдельную отрасль, он имеет определенные характеристики, которые являются показателями степени развития туризма, его влияния на экономику.

Основными показателями состояния и развития международного туризма являются: 1) число туристов, посетивших зарубежные страны (туристические прибытия); 2) денежные поступления от туризма.

Отдел статистики Всемирной Туристической Организации (ЮНВТО — ведущая международная организация в области туризма, создана 2 января 1975 г.) ежегодно обнародует статистику состояния и развития мирового международного туризма.

Поскольку международный туризм — это туризм въездной и выездной, то имеет смысл рассмотреть влияние каждого из этих двух типов туризма на экономику государства.

 

Национальный туризм.

 

могут быть объединены два вида туризма: внутренний и выездной туризм, которые осущ отечественными туристами.

 

Типология туристов.

 

Различные типологии туристов. Так, исхо­дя из ориентации туристов как покупателей туристского продукта, их можно разделить на четыре категории:

¨ «экономные» покупатели туристского продукта, которых отличает высокая чувствительность к цене, качеству и ассортименту услуг;

¨ «персонифицированные» покупатели туристского продукта, для которых важны вид туристского продукта и качество услуг туризма, в то время как цена тура или услуги не является решающим фактором;

¨ «этичные» покупатели туристского продукта, склонные платить низкие цены за туры с широким ассортиментом услуг, туризма;

¨ «апатичные» покупатели туристского продукта, для которых важно качество услуг туризма, а цена на них не играет роли. В зависимости от вида предъявляемого спроса на туристский продукт туристов можно разделить на три группы:

 

¨ люди с туристскими потребностями и желанием путешествовать;

¨ люди с высокой покупательной способностью, спрос которых направлен на элитные и самые престижные туры, оригинальные путешествия, высокий уровень туристского обслуживания (комфорт, особое внимание обслуживающего персонала, предоставление индивидуального гида-переводчика и автотранспорта и т. п.);

¨ люди с покупательским поведением (покупательское поведение туриста касается всех тех природных, психологических, социальных и других причин, которые заставляют его реагировать определенным образом на рекламу).

 

Немецкий исследователь Г. Ган выделяет следующие типы туристов:

 

¨ S-mun (нем. Sonne, Sand, See — солнце, песчаный пляж, море) — типичный отпускник, предпочитающий пассивный отдых на морских курортах, спокойствие и комфорт. Избегает суеты, но приветствует контакты с приятными людьми;

¨ F-mun (нем. Ferme und Flirtorientierter Erlebnisur Lauber — отпускник, предпочитающий поездки на дальние расстояния и флирт) — этому типу свойственна тяга к беспрестанной смене лиц, событий, впечатлений. Он будет проводить свой отпуск только там, где что-то происходит. Кредо такого туриста — общество, удовольствие, смена впечатлений;

¨ W 1-mun (нем. Wald und Wanderorientiert — любитель лесных прогулок и походов) — отпускник, предпочитающий активный отдых, пешие походы и т. п. Его кредо — физическая активность на свежем воздухе независимо от погоды. На отдыхе он стремится к поддержанию хорошей физической формы, но профессионально спортом не занимается;

¨ W2-mun — скорее спортсмен, чем любитель. Выдерживает длительные и большие, вплоть до экстремальных, нагрузки. При выборе тура доминирует критерий «наличие условий для занятия хобби». Такие критерии выбора, как «ландшафт, культура, история», вторичны (например, летчик-любитель, альпинист и т. д.);

¨ А-тип (нем. Abentener — приключение) — любитель приключений. Риск, новые ощущения, испытание своих сил в неожиданных ситуациях, опасность — вот то, что определяет выбор цели путешествия у туриста данного типа;

¨ В-тип (нем. Bildung und Besichtigung — образование и осмотр достопримечательностей) — любознательные туристы. Данный тип подразделяется на три группы: «эксперты», «коллекционирующие» посещаемые ими достопримечательности; «эмоциональные любители культуры и природы»; «специалисты», которые углубляют свои знания в определенных областях культуры, истории, искусства и т. д.

 

В зависимости от активности туристов во время отдыха выделяют шесть групп :

¨ любители спокойного отдыха. Его представители отправляются в отпуск для того, чтобы освободиться от повседневных стрессов и отдохнуть в спокойной и приятной обстановке. Они боятся посторонних и большого скопления людей, их привлекают солнце, песок и море;

¨ любители удовольствий. Очень предприимчивые туристы, которые во время отдыха заняты поиском разнообразных удовольствий и предпочитают светскую атмосферу;

¨ любители активного отдыха. Эти туристы любят природу и создают активную нагрузку своему телу. Предпочитают размеренное движение и пребывание на свежем воздухе. Их отпуск можно совместить с лечением.

¨ любители спортивного отдыха. Все внимание туристов-спортсменов сконцентрировано на соревнованиях. Как хобби спорт для них очень важен. Они не страшатся физических нагрузок.

¨ отдыхающие с целью познания, изучения. Данный тип туристов заинтересован в повышении своего образовательного уровня, познании нового. В данном типе выделяются три подгруппы: П1, П2 и П3- Туристы типа П1посещают места, описанные в путеводителях. Тип П2 уделяет внимание не столько признанным достопримечательностям, сколько поиску таких мест, где он может почувствовать их атмосферу; для него на передний план выдвигаются чувства и настроения. Туристы типа П3 имеют ярко выраженные культурные и социально-научные интересы, их очень притягивает природа.

¨ любители приключений. К этому типу относятся искатели необычных впечатлений, любители острых ощущений, странствий в одиночку, подвергающие себя при этом действительно серьезному риску. Для таких туристов риск — это возможность испытать себя.

 

В зависимости от стиля жизни выделяют четыре группы туристов (в связи с его жизненной позицией):

¨ любители наслаждений. Представители данной группы предъявляют очень высокие требования к качеству отдыха. Для них путешествие — это способ самовыражения. От отдыха они желают получить удовольствие, позволить себе некоторые слабости или дать себе спортивную нагрузку.

¨ тенденциозные туристы. Для таких туристов отдых — это возможность найти и проявить себя как личность. Это отдыхающие с высокими требованиями, но в отличие от «наслаждающихся жизнью» им не нужны условия класса «люкс». Они ищут единения с природой, тишины и возможности психологической разгрузки. Они осознают проблемы окружающей среды, интересуются политикой и культурой намеченного для посещения регионов.

¨ семейные туристы. В эту группу входят исключительно семьи с детьми. Семейные туристы любят проводить отпуск в кругу семьи, друзей, родственников. Они отдыхают в спокойной и удобной обстановке, покупают услуги по выгодным ценам, не любят, чтобы им мешали. Чаще всего обслуживают себя сами.

¨ всецело отдыхающие. Важнейшим условием для туристов этого типа является возможность отдохнуть. В данную группу входят сравнительно пассивные туристы, которые проводят свой отпуск традиционным способом: довольствуются тишиной, долго спят, любят вкусно и обильно поесть, совершают короткие прогулки или недальние поездки.

 

Традиционные виды туризма.

 

Традиционным или классическим туризмом принято считать все его массовые виды.

Главными видами классического туризма являются поездки с познавательными, оздоровительными, развлекательными и спортивными целями. В наше время к традиционным видам туризма можно отнести и деловые путешествия, ставшие массовыми.

Познавательный традиционный туризм

Во всем мире наиболее популярен культурно-познавательный или экскурсионный туризм. Его главной целью является осмотр исторических памятников, достопримечательностей, интересных природных объектов, знакомство с культурой и жизнью других народов. Главная особенность познавательного туризма заключается в насыщенности путешествия экскурсиями, которые могут быть частью практически любой поездки. Например, познавательный тур способен сочетаться с религиозным паломничеством, этнографической поездкой или экологическим туризмом. Как правило, познавательные путешествия сочетаются с автобусными турами, поскольку они наиболее дешевы и доступны.

Оздоровительный традиционный туризм

Поездки за здоровьем, также имеют широкую популярность, поскольку все больше людей осознают его необычайную важность. Целью оздоровительного туризма может быть как лечение, так и профилактика заболеваний, а также обычный отдых. Нередко в санатории и на курорты отправляются вместе с детьми. Оздоровительный туризм делиться на четыре основных направления. Наиболее массовыми являются поездки на климатические курорты – приморские, лесные, горные и т.д. Вторыми по популярности считаются бальнеологические курорты, главным лечебным фактором которых являются минеральные воды. Также оздоровительный туризм может осуществляться в места, богатые лечебными грязями. Четвертое направление предусматривает сочетание нескольких лечебных факторов.

Развлекательный традиционный туризм

Поездки с целью развлечений имеют великое множество разновидностей и направлений. Это связано с тем, что само понятие «развлечение» варьируется в связи с возрастом, полом, национальностью, культурными и другими предпочтениями туриста. Однако, практически всегда развлекательные поездки связаны с посещением различных учреждений и мероприятий. Туристы могут целенаправленно ехать на карнавалы, конкурсы, фестивали, спортивные соревнования, осуществлять поездки в казино, парки аттракционов, кинотеатры, магазины и т.д.

Спортивный традиционный туризм

В наше время высокой урбанизации Спортивный туризм приобрел особую популярность и перешел в категорию традиционного туризма. Особую массовость приобрели пешие походы, в частности горные путешествия. К массовой форме пешеходного туризма относятся походы не выше первой категории сложности. Набирает популярность и горнолыжный спортивный туризм, чему способствует открытие все новых лыжных курортов и турбаз. Спортивный туризм доступен практически всем возрастам и группам населения. В этой связи различают детский, юношеский, взрослый, семейный туризм, а также туризм для людей с ограниченными способностями.

Молодежный туризм.

 

Сфера деятельности молодежного туризма сегодня является по сути бесхозной. Нет ни одного ведомства, которое занимается туризмом в комплексе, нет реальной поддержки молодежи, в ее стремлении узнать свою страну, нет стимулов для занятий туризмом и нет и системы льгот для молодежи.

Сейчас в стране проживает примерно 28 млн. молодых людей в возрасте от 16 до 30 лет, туризмом занимается примерно 0.3 млн.

К понятию молодежный туризм можно отнести следующие виды деятельности молодежи: профильные лагеря, экскурсии, туристские соревнования и мероприятия, экстремальные виды деятельности в природной среде: спортивный туризм, альпинизм, скалолазание, спортивное ориентирование, рафтинг, и т.д.

 

34. Туристский регион и его специфика.

 

Таким образом, туристский регион - цель путешествия и туристский продукт.

Туристские районы имеют следующие характерные черты.

Во-первых, туристский район - социальное по своему характеру и конечному продукту образование. Его продукция - рекреационные и туристские услуги, обеспечивающие расширенное воспроизводство физических и духовных сил населения, отдых, развлечения, а потребители подобного рода услуг - люди.

 

Во-вторых, для туристских районов характерен четырехъединый процесс общественного воспроизводства: производство, обмен, распределение и потребление. В туристских районах между производством и потреблением, как правило, нет временного разрыва. Это относится к главной продукции - рекреационным и туристским услугам, которые не могут накапливаться впрок.

 

В-третьих, для размещения рекреационных и туристских районов, выполняющих функции длительного (ежегодного) отдыха, характерна ярко выраженная ориентировка на ресурсы. В отличие от пригородных туристско-рекреационных районов, туристские районы государственного и международного значения возникают на базе уникальных сочетаний туристско-рекреационных ресурсов, распространенных ограниченно.

 

В-четвертых, многим туристским районам свойственна сезонность функционирования, обусловленная как природной ритмикой, так и рядом аспектов организации общественной жизни.

 

Туристские зоны России.

В России выделяется 13 туристских зон федерального значения. Они различаются между собой по характеру и значимости сосредоточенных в них ресурсов, общему уровню развития туризма и перспективности для туристского освоения.

 

В туристском лексиконе используется также такое понятие как туристская зона. Туристская зона - это определенная территория, не имеющая четких границ, но обладающая общими специфическими туристскими ресурсами, способными вызвать устойчивый интерес со стороны определенно категории туристов. Так, например, туристскими зонами на Средиземноморском побережье можно считать Французскую и Итальянскую Ривьеры, Турецкую Анталию.

 

Россия обладает исключительно огромным количеством разнообразных природно-климатических, этнографических (традиции и обычаи народов) и антропогенных (культурно-историческое наследие) ресурсов, способных удовлетворить вкусы и интересы самых взыскательных туристов. В соответствии с методикой, принятой Госкомстатом РФ, в Российской Федерации насчитывается 13 туристских зон федерального значения. Исмаев Д.К. Организация въездного туризма в Российскую Федерацию: Учебное пособие. - М. МАТГР, 2005.

  1. Западная туристская зона
  2. Северо-западная туристская зона.
  3. Центральная туристская зона
  4. Южно-Русская туристская зона
  5. Поволжская туристская зона
  6. Уральская туристская зона
  7. Приазовско-Черноморская туристская зона.
  8. Кавказская туристская зона.
  9. Обско-Алтайская туристская зона.
  10. Енисейская туристская зона.
  11. Байкальская туристская зона.
  12. Дальневосточная туристская зона.
  13. Российский Север.

 

Начало научных исследований туризма в России. Основные недостатки изучения туризма в советский период.

О времени, когда началась туристская деятельность в России, у специалистов нет единого мнения. Одна из наиболее распространенных точек зрения связывает возникновение туризма в Российской империи с учреждением в Санкт-Петербурге в 1895 г. Российского общества туризма. Другие с открытием опять же в российской столице Леопольдом Липсоном в 1885 г. конторы «Предприятие для общественных путешествий во все страны света» и даже с «Планом предприемлемого путешествия в чужие краи», опубликованным Вениамином Геншем в Москве в 1777 г.

Научно-исследовательская деятельность в области туризма и экскурсий, определяемая потребностями организаторов туризма, возникла тогда, когда начали осваиваться новые территории для целей туризма, вовлекаться в туризм различные возрастные группы населения, развиваться новые виды туризма и др.

Исследования, проводимые туристскими общественными объединениями, а именно они являются основателями туризма в России, в начальный период носили краеведческий характер, т.е. во время поездок их участниками изучались различные стороны природы, хозяйства, культуры районов путешествий. Так, члены первого общественного туристского объединения в Российской империи «Общества любителей естествознания и альпийского кавказского клуба», созданного в 1878 г. в Тифлисе, изучали особенности распространения главнейших древесных пород в Черноморском округе, периодические явления природы в окрестностях Лагодехи, кавказские овражные выносы и др.

Недостатки:

Туризм рассматривался только как отрасль рекреации и все исследования проводились в основном с позиций рекреационной географии

Туристические исследования были подчинены командно-административной системе и в основном занимались разработкой маршрутов.

В переходный период 1990-2000е, туризм изучали как непроизводственную сферу экономики и больше внимания уделяли коммерческой составляющей, гостиничному и ресторанному бизнесу, менеджменту.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.23.219.12 (0.01 с.)