Дело отца Александра не пропало 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дело отца Александра не пропало



 

С 1905 года Санкт‑Петербургское Александро‑Невское общество трезвости (с 1914 года – Всероссийское Братство трезвости) возглавил Петр Алексеевич Миртов, который являлся настоятелем храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала. При о. Петре деятельность Александро‑Невского общества трезвости неоднократно была удостоена высших наград: золотой медали на Санкт‑Петербургской выставке по борьбе с пьянством в 1910 году, золотой медали на Царскосельской юбилейной выставке, малой золотой медали на Первой Западно‑Сибирской выставке в Омске, почетных дипломов на Дрезденской и Туринской международных выставках в 1911 году.

Высокие результаты трезвенной работы получили Высочайшее одобрение. В 1912 году Государь Император Николай Александрович подарил Александро‑Невскому обществу трезвости яхту «Марево» для устройства на ней плавучей церкви и противоалкогольного музея.

За двенадцать лет руководства Александро‑Невским обществом трезвости протоиерей Петр Миртов организовал более 30 крестных ходов, в каждом из которых участвовало свыше 100 тысяч человек. Батюшкой было издано около 300 книг и брошюр, под его редакцией продолжали выпускаться журналы, основанные о. Александром. За это время общий тираж всех изданий превысил 3 миллиона экземпляров.

В Обществе и его 12 отделениях в Санкт‑Петербурге и губернии действовало 7 библиотек, 5 школ и детский сад. За выдающиеся пастырские труды в 1915 году о. Петр был награжден митрой. К 1917 году число членов Александро‑Невского Всероссийского Братства трезвости превышало 140 тысяч. Все они дали Богу обет трезвости.

Горький пьяница вдруг перестает пить! Что же за тайная сила в этом обете трезвости?

 

– Какими воздействиями вы оказываете влияние на записывающихся у вас алкоголиков? – спросили однажды у протоиерея Петра Миртова.

– Мы стараемся действовать на религиозное сознание, а также на пробуждение самоуважения в человеке, – пояснил о. Петр. – Мы говорим ему: ты обещаешься не пить перед Крестом и Евангелием. Но не смотри на это как на клятву или присягу: нет, ты приносишь добровольную жертву Богу и отдаешь Ему остаток трезвой воли. Ты становишься членом общества, на тебя ложится обязанность не только не пить, но и распространять идею трезвости среди других. Становясь членом общества трезвости, даже на два или три месяца, он чувствует подъем воли и, в громадном большинстве случаев, держится крепко.

– Но почему же записываются на срок два‑три месяца, а не на всю жизнь?

– Мы редко записываем на всю жизнь. В первый раз принятия обета трезвости мы бессрочно не записываем никогда. Пусть записывается на короткий срок, испытает себя не раз, убедится в необходимости трезвости для себя лично[15].

 

Человек, желающий преодолеть алкогольную или табачную зависимость, должен перед обетом трезвости исповедоваться и по возможности причаститься Святых Христовых Тайн. Исповедь должна быть неформальной и полной. Если человек раньше занимался каким‑либо видом оккультизма, а также увлекался йогой или другими восточными учениями, на исповеди он должен пройти чин отречения от занятий оккультизмом.

Активному распространению дореволюционного трезвеннического движения помогло, конечно, и то, что в 1909 году Святейший Синод вновь обратился к правящим архиереям всех епархий с просьбой «силою архипастырского влияния и власти» вменить вверенному им духовенству в обязанность «воздействовать на прихожан живой, убежденной проповедью и беседами о вреде пьянства, о необходимости искоренения его, особенно во время праздников церковных и семейных, а также при решении дел общественных и частных».

Как в прежних своих определениях, в 1909 году Синод указывал на особое значение приходских обществ трезвости в деле развития трезвенных традиций в России. Человека, страдающего от пристрастия к спиртному, недостаточно было убедить в необходимости трезвой жизни. Надо было создать для него и условия, которые облегчили бы внутреннюю борьбу с этой пагубной страстью.

Такой цели и служили приходские православные общества трезвости. Люди, желающие навсегда прекратить саморазрушение личности алкогольными и табачными ядами, встречали здесь теплое участие и братскую помощь. Укрепляемые верою, молитвою и пастырскими наставлениями, ободряемые и поддерживаемые членами приходского общества трезвости, они легко удерживались от соблазнов пьяной жизни.

Кто знает, что стало бы с Россией, если бы к тому времени в русском народе не был бы создан твердый трезвый стержень. Может быть, пьяному угару зверств и насилия не было бы предела, и тогда, как гадаринские свиньи, одержимые бесами, русские люди предалась бы полному самоуничтожению.

 

Современная Школа трезвения

 

Ныне Санкт‑Петербургский Православный клуб «Бодрствование» во имя святого мученика Вонифатия, при котором действует Школа трезвения, продолжает традиции знаменитого Александро‑Невского общества трезвости и его основателя – священника Александра Рождественского.

По традиции члены клуба ежегодно проводят два крестных хода. 1 января (в праздник святого мученика Вонифатия) в Александро‑Невской лавре: от Троицкого собора к могилам о. Александра Рождественского, митрополита Санкт‑Петербургского и Ладожского Иоанна, затем к могилам первого руководителя православного клуба «Бодрствование» В. А. Михайлова и академика‑трезвенника Ф. Г. Углова.

18 мая (в день иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша») крестный ход проводится на Смоленском кладбище. Трезвенники идут от часовни святой блаженной Ксении Петербургской к могиле протопресвитера Александра Дернова.

Кроме того, православными трезвенниками Санкт‑Петербурга постоянно проводятся молитвенные стояния и паломничества по святым местам. По примеру Александро‑Невского общества трезвости члены клуба «Бодрствование» еженедельно соборно совершают чтение акафиста своему небесному покровителю с общим пением всех присутствующих.

Школа трезвения издает православную литературу, выпускает периодическое издание «Листки трезвения». В Школе проводятся занятия и внебогослужебные беседы, только вместо «волшебного фонаря» используется видеомагнитофон и телевизор.

Сама Школа трезвения действует в митрополичьем корпусе Александро‑Невской Лавры и в приходе храма «Неупиваемая Чаша» на заводе АТИ. Этот храм и радиостудия при нем были созданы по инициативе директора завода С. Е. Васильева, который, отрезвившись на курсах известного преподавателя В. А. Михайлова, решил таким образом внести свой вклад в дело отрезвления и оздоровления людей. Первым настоятелем храма был замечательный священник Александр Захаров, известный своими страстными проповедями на тему трезвости.

Сейчас настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» является митрофорный протоирей Иоанн Миронов, который был духовным братом отца Николая Гурьянова с острова Залит.

В Школе трезвения используются некоторые научные разработки кандидата биологических наук Геннадия Андреевича Шичко, помогающие обрести всем страждущим трезвость по убеждению.

Глубоко символично, что Геннадий Андреевич родился 18 мая 1922 года, в день празднования иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». И, видимо, не случайно, что метод Г. А. Шичко стал связующим звеном между дореволюционным и современным православным трезвенным движением.

Геннадий Андреевич, сам того не осознавая, стал продолжателем трудов выдающегося подвижника на ниве трезвости, о. Александра Рождественского. В принципах своего служения они были на удивление похожи. Оба отличались бескорыстием и любовью к ближним, оба были сторонниками убеждения в преимуществах трезвой жизни.

Когда Геннадий Андреевич умер в ноябре 1986 года, некоторые члены созданного им Клуба пошли по пути воцерковления. Одним из них был Владимир Алексеевич Михайлов (к сожалению, ныне почивший), который и задал новую, точнее дореволюционную направленность работе с зависимыми людьми. С тех пор метод Шичко, переработанный на основе святоотеческого наследия, используется в работе Школы трезвения.

Изучение святоотеческого взгляда на природу дурных пристрастий, к которым относится и алкоголизм, позволил православным трезвенникам увидеть, что корни заболевания любым дурным пристрастием находятся в духовной области. И если сорные корни греха не вырвать из духовной сферы человека, то из них все равно будут произрастать сорняки‑страсти, даже если «вершки», то есть телесные и душевные проявления болезни, устранить. «Корни» же исцеляются в духовной лечебнице – Церкви.

Как пишут В. А. Цыганков и священник А. Мороз: «..двери храмов на Руси ныне широко открыты, и каждый может войти в них и приобщиться к Православию. Однако не все, к сожалению, спешат войти в Божий храм, расстаться с пагубной атеистической запрограммированностью и ложной псевдодуховностью».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.248 (0.007 с.)