Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Апостолы и Святители о трезвостиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Много высказываний о вине и опасности пьянства содержится в апостольских деяниях и посланиях. Вот только несколько высказываний апостола Павла: «. будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям, ни пьянству…» (Рим. 13, 13). «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» (Еф. 5, 18). Против вина выступает и апостол Петр: «…чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией. Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предавались. пьянству, излишеству в пище и питии.» (1 Петр. 4, 2–3). «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить», – предостерегает апостол (1 Петр. 5.8). Отказываясь совершенно от употребления спиртного, православный человек отсекает, по слову Господа, соблазн от самого себя и от своего ближнего, подавая этим благой пример окружающим. Если даже мы сами не стали пьяницами и сохраняем способность пить умеренно, то тем самым подаем особый пример тому, кто может и не устоять против наркотического действия алкоголя. Вот что сказано по этому поводу у евангелиста Матфея: «…кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф. 18, 6). И еще: «…горе человеку тому, – говорит Спаситель, – через которого соблазн приходит» (Мф. 18, 7). Святитель Тихон Задонский однозначно осуждал практику спаивания людей:
«У многих есть худой обычай так потчевать гостей своих, что когда они пойдут домой, то не узнают той дороги, по которой в гости пришли. Злая плотоугодная человеческая хитрость выдумала и вид добрый, которым прикрывается зло, как яд подслащается медом: выпьем‑де за здоровье того‑то!.. Как будто тому, за кого пьют, от этого прибавится здоровья! И этот душе вредный обычай многие не только не считают грехом, но и почитают за должное, за признак уважения, особого радушия. Так что и угощение не будет угощением, если гостя допьяна не напоишь. О, какое ослепление, какое безумие, какой обман душегубца‑диавола! Послушайте, братия, какой вред бывает и самим радушным хозяевам от такого угощения, и тем, кого они так бесчеловечно угощают. Во‑первых, пьяный человек решается на всякое зло, на всякий соблазн. У трезвого человека светится хотя малая искра разума, а у пьяного она совсем гаснет. Хотя трезвого и влечет похоть к беззаконию, но совесть все же вооружается против греха и отводит человека от падения, а пьяного похоть легко побеждает и совесть его становится бессильной. Во‑вторых, от этих‑то учтивых, но ядовитых угощений человек доходит и до страсти пьянства, которая так им овладевает, что он уже и освободиться от нее не в силах, и часто бывает, что в таком погибельном бесчувствии он и жизнь свою кончает, умирая без надежды вечного спасения. А тот «добрый» человек, или лучше сказать, тот злодей, который напоил его допьяна, становится виновником его погибели. В‑третьих, этот учтивец, старающийся напоить своих гостей допьяна, сокращает их жизнь: ведь от пьянства, к которому он располагает гостей, происходят разные болезни, а от болезней и смерть преждевременная. В‑четвертых, человек, развращенный этими усердными угощениями, становится несносным для своих домашних, для отца и матери, для жены, детей и друзей, становится ни к чему не годным и для своего Отечества. Вот, братия, к чему ведет это неразумное угощение водкой своих гостей! Вот сколько бед и зол происходит от этих радушных угощений».
И еще Святителю Тихону Задонскому принадлежат такие слова поучения, которые трудно найти в современных изданиях, но их привел в дореволюционном издании книги «Долой пьянство» священник Петров.
«Есть две дороги, выбирай любую: одна служит врагу, а другая – Богу. Хочешь служить врагу – пей сам вино, пиво, водку, угощай людей, справляй крестины, свадьбы, похороны с угощением – и послужишь врагу. Хочешь служить Богу, то первое: брось сам пить пиво, вино и водку; ни много и мало, а совсем брось, для того, чтобы не подавать соблазна людям. Второе: брось обычай угощать других на проводах, свадьбах, крестинах; не бойся того, что осудят тебя за это люди. Бойся не людей, а Бога. Дело это не шутка. И если мы не на словах только христиане, а хотим и на деле служить Христу и Богу, то нельзя нам по‑прежнему пить вино и угощать им. Давайте же сделаем так, и помоги нам Бог».
Наш современник, известный старец архимандрит Иоанн Крестьянкин строго вопрошал у своих духовных чад:
«Не спаивали ли вы кого? Не приносили ли кому тайком от родственников или от начальства вина или водки? Не давали ли вы денег в долг тайком от семьи пьяницы? Вы скажете, что сейчас все услуги покупаются за «маленькую» или за «пол‑литра». Но у вас, христиан, знающих, какое зло могут принести в семью эти «поллитровки» и «маленькие», неужели никогда совесть не подсказывала, что мы даем вместо платы за услуги яд своему ближнему? Господи, прости нас, грешных! Ведь мы почти поголовно виноваты в спаивании ближнего! Мы поставили ему «пол‑литра», а человек выпьет и, потеряв рассудок, будет хулить Бога, изобьет жену, искалечит побоями детей, убьет человека – имыразделим его грех как соучастники его преступления».
Все пьяницы начинали с того, что позволяли себе выпить «немножко». Сейчас пьянство обладает нашей страной. Другого пути, кроме трезвости, нет. И всякий благочестивый христианин должен последовать этим путем.
Пили ли Святые Отцы?
Авторитет Церкви – сильнейшее и ныне далеко не полностью используемое оружие в борьбе за народную трезвость. На Руси священники всегда были любимы и почитаемы народом. Один из самых любимых – «всероссийский батюшка» Праведный Иоанн Кронштадтский – сто лет назад резко порицал пьянство, называя вино кровью сатаны, а питейные заведения – западней диавола. Но сегодня редко услышишь в храме проповедь, «гремящую словом Божиим» против пьянства. Еще реже увидишь христианина, отказавшегося от умеренного или «культурного» употребления спиртного. Более того, церковные служители ссылаются зачастую на то, что некоторые Святые Отцы употребляли вино, и что церковным уставом разрешается употребление вина. Человеку, знающему свою склонность к винопитию, нужно в таких случаях помнить, что его употребление «разрешается», а не «рекомендуется». Особенно следует помнить – вина, а не водки! И еще: не почаще, а «по чаше», которая определялась на Руси сложенной ладонью человека – то есть чаша была размером с кулак, не более. Что же касается известного высказывания Иоанна Златоуста, что не в вине грех, а в пьянстве самого человека, то здесь стоит напомнить и другие проповеди знаменитого Святителя. В них чаще всего Иоанн Златоуст категорически осуждал пьянство и проповедовал среди своей паствы полное воздержание от спиртного. Вот только некоторые его высказывания по этому поводу, взятые из «Творений в семи томах».
«Пьянство и само по себе может служить вместо всякого наказания, наполняя души смятением, исполняя ум мраком, делая его пленником, подвергая людей бесчисленным болезням внутренним и внешним… Кто проводит время в пьянстве, разгуле и объядении, тот подпал жестокой власти самого диавола» (Т. 5, с. 779). «Что, в самом деле, достойно большего сожаления, чем пьянство? Пьяница – живой мертвец; пьянство – демон самозваный, недуг, не имеющий прощения, падение, лишенное оправдания, общий позор рода нашего.» (Т. 6, с. 12). «Пьянство есть добровольное неистовство, утрата рассудка; пьянство есть несчастие, над которым смеются, болезнь, над которой издеваются, произвольное беснование, – оно хуже умопомешательства. Такой человек неприятен для друзей, смешон для врагов, презираем слугами, отвратителен для жены, несносен для всех. Особенно же тяжело то, что эта болезнь, полная стольких зол и производящая столько несчастий, даже и не считается виною» (Т. 6, с. 483). «Стяжал ли кто‑либо целомудрие, стыдливость, пристойность, или кротость, или смирение – все это пьянство повергает в море нечестия. Пьяница не может видеть Царствия Небесного» (Т. 7, с. 593). «Пьянство. это многообразный и многоглавый зверь. здесь вырастает у него блуд, там – гнев; здесь – тупость ума и сердца, а там – постыдная любовь» (Т. 7, с. 715).
Святитель Иоанн Златоуст дает и альтернативу пьянству: «Вот прекрасное опьянение: насыщай душу свою Духом, чтобы не насыщать ее пьянством; наперед займи этим свою душу и свои помыслы, чтобы не нашла места в них та бесстыдная страсть.» (Т. 6, с. 484). О том, на чью мельницу льют воду (точнее – вино и водку) пьющие люди, хорошо сказано у Преподобного Феодосия Печерского.
«Бесы радуются о нашем пьянстве и, радуясь, приносят к диаволу жертву от пьяниц. Сатана говорит им тогда: «Я никогда так не радуюсь о жертвах языческих, как о пьянстве христиан, ибо пьяницы готовы исполнить все мои дела, и потому они милее для меня язычников. Трезвых людей Бог хранит, а пьяных ненавидит и гнушается ими, один только я радуюсь за них, потому что пьяницы мои, а трезвые – Божии». И посылает диавол бесов, говоря: «Идите, поучайте христиан к пьянству и всякому делу моего хотения».
Вот еще ряд высказываний того же Преподобного.
«Бесноватый страдает поневоле и может удостоиться жизни вечной, а пьяный страдает по собственной воле и будет предан на вечную муку; к бесноватому придет священник, сотворит над ним молитву и прогонит беса; а над пьяным, хотя бы сошлись священники всей земли и творили молитву, то не прогнали бы из него беса самовольного пьянства… Пьянством Ангела‑Хранителя отгоняем от себя, а злого беса привлекаем. В пьяном человеке бес достигает всех своих коварных желаний, так что пьяный остается уже без наблюдения бесовского, ибо сам он делается бесом».
Преподобный Серафим Саровский опытным путем прошел подвиг воздержания и духовного трезвения: молитва на камне в течение 1000 дней и ночей, молчание в течение трех лет, 15 лет пустынножительства, ел раз в сутки, в среду и пятницу воздерживался от пищи, около трех лет питался только травой снытью, нес подвиг затвора. Учитывая аскетический образ жизни преподобного, сложно представить его употребляющим вино, ведь такие минуты «расслабления» грозят потерей духовных дарований, приобретенных колоссальными усилиями в течение долгих десятилетий. Однако из некоторых жизнеописаний любимого многими Святого можно понять, что он угощал богомольцев под праздники хлебом, смоченным вином, и в малых количествах. Со временем поменялось отношение преподобного даже к таким малым количествам вина. В последних наставлениях Дивеевским сестрам о. Серафим так и говорил: «Кушать, не возбраняя, благословляю всегда вволю, но вина, чтобы и запаха его у меня в обители не было!» (Летопись Дивеевского монастыря, с. 356). «Монах отнюдь не должен употреблять вина», – сказал в Типиконе преподобный Пимен Великий (Гл. 35, Рассуждение о ястии и питии). «Этому правилу должен последовать и всякий благочестивый христианин, желающий сохранить свое девство и целомудрие. Святые следовали этому правилу, а если и употребляли вино, то весьма редко и с величайшей умеренностью. Самые ревностные подвижники благочестия для пития употребляют одну воду, избегая не только разгорячающих и ухмеляющих напитков, но и питательных, каковы все хлебные напитки», – добавлял Святитель Игнатий Брянчанинов в своей книге «Аскетические опыты». Нельзя не упомянуть еще раз и о большом внимании к пороку пьянства великого русского святого – батюшки Иоанна Кронштадского: «Отчего происходит жажда к вину?» – вопрошал он в своих дневниках. И отвечал: «Оттого, что христиане не имеют в сердце спасительной Божией благодати; оттого, что не жаждут своего вечного спасения, а по обольщению врага и собственному невниманию пренебрегают им как чем‑то маловажным. Жажда божественной благодати, жажда своего спасения прогнала бы всякую жажду вина и вообще чувственных удовольствий, как представление жажды вечных сладостей на небесах отнимало у святых охоту к земным сладостям».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.214.105 (0.01 с.) |