Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитые страны: как избавиться от лишнего пива.

Поиск

 

Исполнительный директор пивоваренного АО «Вена» Сергей Худолеев заявил, что европейские страны увеличивают производство пива для того, чтобы снизить потребление крепких напитков[12].

Сторонники пива постоянно подчеркивают, что мы, мол, еще мало пьем «жуткий (простите, жидкий) хлеб», вот в развитых странах – там пива хоть отбавляй. И оказывается, что они правы: там действительно отбавляют пиво.

В последнем издании публикуемого алкогольной индустрией справочника World Drinking Trends (Тенденции потребления напитков в мире) среди прочего приведены данные о потреблении пива во многих странах и проведено их ранжирование по этому показателю. Обнаруживается, что в тех странах, где пили больше всего пива, его потребление неуклонно снижается. Например, в период с 1980 по 1998 год на 30 % меньше пива стали пить в Новой Зеландии, в Бельгии – на 25 %, в Канаде – на 20 %. Даже в Германии потребление пива упало на 13 %.

По логике тех, кто считает, что чем меньше люди пьют пива, тем больше они пьют водки, эти страны должны были утонуть в крепких алкогольных «напитках». Однако во всех этих странах потребление любых алкогольных изделий за этот же период упало: от 24 % в Дании до 52 % в Бельгии.

Чем же замещали жители этих стран пиво и водку? Справочник дает ясный ответ и на этот вопрос. Во всех этих странах резко выросло потребление соков, минеральной воды и других безалкогольных напитков. Например, в Германии соков за этот же период стали пить втрое больше. В Бельгии сейчас минеральной воды пьют больше, чем пива. В США потребление безалкогольных напитков в 1980 году лишь на 40 % превышало потребление пива, а сейчас оно больше в 2,5 раза.

В целом же в период с 1990 по 1998 год общее потребление алкоголя в 15 странах Европейского Союза в среднем снизилось на 7 %.

Да, некоторые европейские страны увеличивают производство пива, но с этим процессом связаны интересные противоречия. В Нидерландах потребление пива снизилось на 10 %, а производство в этот же период выросло на 56 %. В Дании, соответственно, пьют меньше на 7 %, а производят больше на 12 %. Даже в Германии потребление падает на 10 %, а производство – всего на 1 %. Куда же девается лишнее пиво?

Правильно, лишнее пиво «сливают» в слаборазвитые страны типа России. Достаточно вспомнить навязчивую рекламу всяких «хейнекенов» и «туборгов». В настоящее время в развитых странах становится немодным пить пиво. Ведь в мире современных технологий даже небольшие количества алкоголя могут привести к компьютерной ошибке, которая обойдется в тысячи долларов. И пивные компании Запада вынуждены искать новые рынки сбыта продукции.

А в России как раз сложилась наиблагоприятнейшая ситуация для пропаганды любого доходного бизнеса, эксплуатирующего пороки людей. При возникшем в начале 90‑х годов постсоветском идеологическом вакууме, на фоне экономической либерализации и отсутствия государственного и общественного сдерживания в стране произошло и происходит бурное и неконтролируемое развитие алкогольного, наркотического, табачного, игорного, порнографического легального и нелегального бизнесов.

Не имея нравственного иммунитета, народ оказался беззащитным перед этим обвальным натиском изощренной пропаганды. Не только взрослым, но и детям оказалось все доступно: алкоголь, наркотики, порно, пиво.

 

– Так что же делать, Владимир Георгиевич, чтобы преодолеть проблему алкоголизации и прекратить рекламу пива на телевидении?

– К этой теме должны обратиться органы власти на всех уровнях. Бытует мнение, что разбираться с этим вопросом власти невыгодно, потому что это может быть связано с падением ее популярности. Это миф. Есть даже социологические исследования, подтверждающие, что в народе будет суперпопулярным введение ограничений для алкогольного бизнеса.

 

Во всем мире существует немало технологий, способствующих ограничению употребления спиртного. Однако ни в одной стране мира разумные попытки перевода населения с крепкого алкоголя на пиво не сопровождались такой вакханалией в рекламе, как в России. В итоге у нас сложилась парадоксальная ситуация – вместо замещения водки пивом росло потребление и пива, и водки. Причем «пивная» реклама сейчас напрямую ориентирована на молодежь!

В Германии, Португалии, Великобритании, Австралии, США, Польше, на Украине существуют законы, оберегающие нравственное состояние детей и молодежи. Есть специальные законы, защищающие подрастающее поколение от влияния алкогольного и табачного бизнеса, от неблагоприятного воздействия информационной среды и т. п.

В России комплексных мер просто нет. Действующее законодательство в области защиты детей носит фрагментарный характер, правовые нормы зачастую декларативны и не обеспечены гарантиями и механизмами реализации.

К чему приводит такая правовая «беспечность»? Посмотрим статистику: наркотики дети пробуют в 14 лет. Россия находится среди лидеров не только по уровню потребления детьми наркотиков, алкоголя и табака, но также и по уровню самоубийств среди подростков, по числу абортов среди девушек до 19 лет! Как подсчитали социологи, сегодня 55 % молодежи готовы преступить через моральные нормы ради достижения личного успеха.

 

– Считаете ли вы целесообразным введение ограничений на торговлю пивом?

– Естественно. И как показывает опыт многих стран, такие ограничения вполне оправданы.

 

Исландия была первой страной в Европе, где в 1912 году был введен полный запрет на алкоголь. Позже вино и крепкие спиртные изделия были легализированы, но пиво было запрещено до 1 марта 1989 года. В течение многих лет пиво считалось в Исландии более опасным, чем водка. Так вот, как только появилось разрешение на торговлю пивом, общий объем торговли алкоголем увеличился на 25 % в 1989 году и на 20 % в 1990 году по сравнению с общим объемом продажи алкоголя в 1988 году.

В Финляндии продажа пива средней крепости во всех продуктовых магазинах и кафе началась в 1969 году. Зарегистрированное потребление алкоголя в целом повысилось в том же году на 46 %.

В эксперименте, который проводился Комитетом Швеции в 1967 году, крепкое пиво начали продавать в гастрономах и в барах в двух округах. Эксперимент был прекращен на шесть месяцев ранее, чем предполагалось первоначально, так как он привел к серьезным последствиям.

В округах, где проводился эксперимент, резко увеличилось потребление крепкого пива, а потребление пива средней крепости уменьшилось. Общее потребление алкоголя также выросло на 5 %. При этом уровень хулиганских нападений повысился на 32 %.

Доступность пива сильнее всего отразилась на подростках 15–17 лет. Именно в этой возрастной группе больше всего вырос уровень насильственных преступлений. Эксперимент был прерван в июле 1968 года в ответ на жалобы граждан и сообщения о чрезмерном и неприемлемом уровне потребления крепкого пива, особенно молодыми людьми.

 

Сколько пива пили в СССР?

 

В нашей стране в начале 1960‑х годов на душу населения приходилось всего 13 литров пива, но при этом 7,5 литров водки. Для борьбы с водкой было решено стимулировать продажу пива путем искусственного занижения его цены.

В результате в 70‑80‑е годы пиво пользовалось большим спросом в связи с тем, что в переводе на 1 грамм алкоголя это было самое дешевое спиртное: за 1 копейку можно было приобрести 1,2–1,4 грамма «пивного» алкоголя и только около 0,5 грамма «водочного» алкоголя.

Продажа пива с 1970 по 1980 год возросла с 4,2 до 6,2 млрд литров и достигла 24 литров на душу населения. Но продажа водки при этом тоже увеличилась. Темпы роста были разными, но результат один – тотальная алкоголизация населения и необходимость принятия срочных мер.

Кампания 1985 года стала вынужденной мерой. По данным профессора А. В. Немцова, только в России антиалкогольная кампания сберегла более 700 тысяч человеческих жизней, и лишь бездарность руководителей СССР и непонимание основ международной алкогольной политики привели к свертыванию кампании, что почти сразу сказалось на уровне алкогольной смертности.

По данным Российского пивоваренного союза, производство пива в стране стало резко расти в середине 90‑х годов, составив 325 млн декалитров в 1998 году и 432 млн декалитров в 1999 году. Сами пивовары связывают этот процесс с растущей популярностью пива у молодежи. Но популярность не возникает сама собой – ее формирует реклама.

Пивной рынок стал существенным образом переориентироваться на молодежь, для которой не столько важна цена, сколько «символические свойства» пива, активно продвигаемые рекламой.

Важным этапом стала принятая в 1998 году поправка, принятая Госдумой при активном «содействии» пивоваров, выводящая пиво из‑под действия закона, регулирующего рынок алкогольной продукции. Это позволило иностранным корпорациям прийти на наш рынок, наладить здесь крупное производство и сбыт пива, развернуть мощную рекламную кампанию, навязывая соответствующие «ценности» нашим юношам и девушкам.

В странах Западной Европы потребление пива снижается, а излишки этого плебейского пойла сливают в страны третьего мира, избавляясь таким образом от «излишков» населения в этих странах и набивая при этом свои карманы. Кстати, пойлом для плебеев пиво считалось еще в Римской империи. Сами римские граждане пиво не пили, а смердов, напивающихся пивом, презирали.

У нас потребление пива составляло к 2000 году 37 литров на душу населения, а в 2005 году уровень потребления пива в России превысил 60 литров на человека – это намного больше среднемирового уровня. В настоящее время объем пивного рынка в России оценивается в миллиарды долларов.

 

– Правда ли, Владимир Георгиевич, что пить пиво стоит, чтобы поддерживать отечественного производителя, как считают некоторые?

– В последнее время, действительно, все чаще можно увидеть рекламу марок пива с русскими названиями. У некоторых «патриотов» слеза капает в пивную пену от гордости за отечественного производителя, вытеснившего импорт из родных пивнушек. Но пена на кружке скрывает не только пиво…

 

Мало кто подозревает, что большая часть пивного рынка контролируется сейчас иностранным капиталом.

Лидером на российском рынке пива является концерн Baltic Beverages Holding (ВВН) – «Балтика», – практически полностью принадлежащая скандинавам. На «Балтику», контролирующую крупные пивоваренные заводы в Санкт‑Петербурге, Ярославле, Ростове‑на‑Дону, Туле, Самаре, Хабаровске, Челябинске, Красноярске, Воронеже, приходится 35,8 % российского рынка пива (данные на апрель 2006 года). Этот иностранный концерн производит пиво с чисто русскими региональными названиями: «Балтика», «Арсенальное», «Тритолстяка», «Жигулевское», «Ленинградское», «Яр‑пиво», «Купеческое», «Дон», «Волга», «Уральский мастер» и др.

Второе место занимает бельгийская группа Sun‑Interbrew, владеющая заводами в Омске, Клину, Санкт‑Петербурге, а также Перми, Иванове, Курске, Волжске, Екатеринбурге, Саранске и других российских городах. Она контролирует 18,7 % российского рынка и выпускает такие известные марки пива, как «Сибирская корона», «Клинское», «Толстяк» и другие.

Датская фирма Carlsberg закрепилась на российском рынке в результате приобретения контрольного пакета акций финской компании Sinebrychoff, владеющей петербургским пивзаводом «Вена», который производит пиво «Невское» и Tuborg.

Турецкий пивной концерн «Эфес» владеет пивоварней «Москва‑Эфес». После приобретения группы компаний «Красный Восток» (Казань, Новосибирск) занимает 12,5 % пивного рынка в России. Выпускает пиво «Старый Мельник», «Красный Восток», «Солодов», «Чешский стандарт», «Белый медведь», «Сокол» и ряд иностранных марок.

Петербургская компания с исландским капиталом Bravo International выпускает пиво марки «Бочкарев».

Южноафриканская компания South African Breweries (SAB) имеет два российских подразделения: «Калужская пивоваренная компания» и ООО «Трансмарк». Недавно эта компания и немецкая Holsten‑Brauerei AG объявили о заключении лицензионного соглашения по производству пива Holsten в России. Помимо импортных сортов, южноафриканцы активно продвигают на российском рынке так называемый местный бренд – «Золотую бочку».

При таком обилии инвесторов неудивительно, что пивная отрасль работает на 70 % на импортном сырье. Основные поставщики солода на наш рынок – это Германия, Дания, Франция, Финляндия. Хмель поступает из Германии и Чехии.

Так что при просмотре телевизионной рекламы пива нужно хорошо помнить географию. Давайте повторим. «Холстен» – это Германия, «Невское» – Дания, «Миллер» – Америка, «Старый Мельник» – Турция, «Толстяк» – Бельгия, «Бочкарев» – Исландия, «Золотая бочка» – Южная Африка. Хмель из Чехии, солод из Франции. А что из России? Только рубли.

Так что пора освободиться россиянам от иллюзий и вспомнить наставление столетней давности царского генерала А. Нечволодова: «Путь России от разорения к достатку – это путь трезвой России».

Необходимо, чтобы депутаты всех уровней трезво увидели, наконец, алкогольную ситуацию в целом по стране и приняли закон о государственной антиалкогольной политике, а в частности – признали пиво алкогольным изделием, каким оно фактически и является.

Увы, наши народные депутаты в большинстве своем и слышать не хотят об этом. В одном из моих выступлений в Госдуме мне задали такой странный вопрос: «А вы кого лоббируете, отстаивая запрет на рекламу пива?» Я не понял, попросил уточнить вопрос. Тогда мне пояснили, что меня можно заподозрить в том, что я отстаиваю интересы какой‑либо раскрученной пивоваренной компании, которая не хочет, чтобы рекламировались новые сорта пива менее известных марок. То есть поверить в то, что человек может руководствоваться российскими или государственными интересами, пивное лобби уже не в состоянии.

 

Выписки из дневников

Закончилась школа. Подростки стали более свободными. Они сидят во дворах и пьют пиво. Ужасный возраст, вызывающие манеры, идентичный внешний вид. Все это взгляду очень неприятно. Наверное, они чем‑то и занимались бы, но все кружки прекратили свою деятельность, и люди маются бездельем. Их пивопивство, возможно, бравада, возможно, средство, позволяющее даже робким ощутить свою смелость.

Алкоголь дает расслабление, эйфорию, легкость, снимает комплексы (на какой‑то период), но по частям забирает кусочек жизни за это, как плату. Просто «шагреневая кожа» какая‑то.

Человеку, сумевшему справиться со своей бедой, никогда (!!!) больше нельзя выпивать. Попытки «культуропитействовать» обречены на провал, а то и приведут к смерти.

Татьяна С.

 

 

Глава 16.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.190.231 (0.01 с.)