Как народ сопротивлялся спаиванию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как народ сопротивлялся спаиванию



 

Все последующие годы царствования династии Романовых – 300 лет! – российский народ сопротивлялся спаиванию, которое осуществлялось иноземцами и иноверцами, зачастую при поддержке власти.

Как известно, великую роль в становлении трезвости в стране история отводит главе государства. К сожалению, русскому народу с правителями чаще всего не везло. Чего стоили России только Петр I, активно внедрявший в России водку и разврат, или Екатерина II с ее крылатым выражением: «Пьяным народом легче управлять».

С момента появления водки в России (XVI в) трезвый образ жизни становится для русских людей предметом особой значимости. Повсеместное внедрение водки в российскую среду, огромный вред, наносимый ею здоровью и условиям жизни людей, вызывали как стихийное, так и организованное антиалкогольное движение народа против насильственного спаивания. Народные массы, вдохновляемые религиозными воззрениями, рассматривали трезвый образ жизни не только как морально‑нравственную ценность, но и как средство, с помощью которого можно уберечь потомство от пьянства, нищеты, болезни.

В результате многолетнего сопротивления спаиванию и общенародной борьбы за трезвый образ жизни в России вызрели условия для официального учреждения в 1854 году первого общества трезвости. Последующие события названы историками «Первым трезвенническим движением».

Имеются в виду массовые выступления в 1858–1859 годах крестьян вначале западных губерний, а затем и многих других против правительственных винных откупов. Откупа, по сути, представляли собой насильственное внедрение обязательств для каждой семьи закупать (а значит, и потреблять!) водку, что было противно не только социальным, но и нравственным убеждениям крестьян, в массе своей людей религиозных.

Волнения охватили 32 российские губернии. Участники создавали крестьянские общества трезвости, коллективно отказывались от употребления вина, громили питейные заведения. Правительство усмирило выступления войсками, но винный откуп все‑таки был вскоре отменен.

Трезвенное движение народа было поддержано провинциальной российской интеллигенцией, которая стала организовывать общества трезвости по всей стране. В 1858 году подобные общества появились в Ковенской, затем в Виленской, Гродненской, Тульской, Саратовской, Курской и других губерниях.

Русские писатели Герцен, Добролюбов, Чернышевский, поддержав крестьянский антиалкогольный бунт против винных откупов, трактовали трезвенное движение как пример способности народа к самостоятельным и решительным действиям. Н. А. Добролюбов рассказал об опыте трезвой жизни народа в знаменитой статье «Народное дело. Распространение обществ трезвости».

В июле 1859 года Святейший Синод вынес решение, в котором обязал «священнослужителей содействовать возникновению в городских и сельских сословиях благой решимости воздержания от употребления вина». Сотни тысяч людей в каких‑нибудь пять‑шесть месяцев без всяких предварительных прокламаций в разных концах обширного царства отказались от водки!

Начавшееся трезвенническое движение было прервано грубым вмешательством в него официальных властей. Министром финансов было сделано распоряжение: «…Приговоры городских и сельских обществ о воздержании уничтожить и впредь городских собраний и сельских сходней для сей цели не допускать».

По питейным делам были брошены в тюрьмы более 11 тысяч крестьян. Даже с церковью правительство вошло в конфликт, отстаивая барыши виноторговцев.

Начиная с восьмидесятых годов позапрошлого столетия душевое потребление алкоголя было в России около 4 литров на душу населения, то есть почти самым низким среди стран Европы и Америки. А в 1914 году в стране вступил в силу и долго действовал сухой закон (о нем речь ниже).

Отрезвление жизни народа привело к резкому снижению преступности, хулиганства и уменьшению числа насильственных смертей, а также к оздоровлению быта. Заметно возросла посещаемость читальных залов, оперных и драматических театров, повсюду стали возникать самодеятельные группы, музыкальные и хоровые кружки. Стали формироваться новые здоровые традиции, например проведение трезвых свадеб. Произошло резкое снижение заболеваемости, особенно психическими болезнями.

 

Второе и третье трезвенное движение

 

Особого подъема пропаганда трезвости достигает на рубеже XIX–XX веков. В 1894 году общества трезвости были узаконены. Они стали активно появляться по всей стране. Особой эффективностью отличалась деятельность «Петербургского общества трезвости», созданного в 1900 году.

Вообще же, в этот период в России действовало 15 городских, около 140 церковно‑приходских и 10 фабрично‑заводских обществ трезвости. Они пользовались популярностью и поддержкой народа, число их росло. Так, к 1912 году в стране действовало уже около двух тысяч обществ трезвости, объединявших более полумиллиона человек.

К теме воспитания человека в духе трезвости обращались такие публичные люди XIX века, как В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, В. Н. Короленко и другие.

Помимо них, проблемой искоренения пьянства занимались выдающиеся русские ученые: И. П. Павлов, В. М. Бехтерев, Н. И. Пирогов, И. М. Сеченов, Н. Е. Введенский – светила не просто российского, а мирового уровня. Они и заложили основы второго и третьего трезвеннического движения.

Часто при обществах создавались народные дома и библиотеки, столовые и чайные, открывались в сельских местностях первые школы. В 1908 году в Сергиеве состоялось открытие Российской школы трезвости, каждый предмет в которой включал в себя сведения о вреде алкоголя. С 1913 года в школьных тетрадях появились промокашки с надписью: «Будущее принадлежит трезвым нациям».

Антиалкогольная работа охватила школьников, учителей, родителей. Стали появляться первые организации самодеятельной молодежи, ведущие активную антиалкогольную пропаганду и агитацию среди различных слоев населения. Трезвенническая работа проходила в школах, учебных заведениях, в медицинских пансионатах, в помещениях церквей, чайных… Антиалкогольное воспитание школьников проходило в форме бесед, лекций, вечеров, праздников. Большую антиалкогольную работу проводили общества трезвости.

Русские ученые еще в начале XX века научно доказали, что между уровнем потребления алкоголя и смертностью населения, а также преступностью, нищетой, духовно‑нравственной деградацией общества имеется прямая зависимость. Поддерживали интеллигенцию и простые люди.

 

Трезвеннические съезды

 

В ноябре 1905 года в Москве прошел съезд Всероссийского крестьянского союза, на котором присутствовало 150 делегатов. В принятой резолюции отмечалось: «В знак того, что съезд делегатов крестьянского союза смотрит на начатое дело как на святое дело всего крестьянства, он постановляет: прекратить употребление вина. Пусть крестьянство, борющееся за землю и власть, будет всегда трезво».

Значительным событием в борьбе за трезвость был I Всероссийский съезд по борьбе с пьянством в декабре 1909 – январе 1910 года, на котором были сформулированы принципы борьбы за трезвость, поднимались вопросы о трезвенном воспитании масс. Идеи о полном запрете спиртного нашли свое отражение в работе Государственной Думы и Государственного Совета, где, начиная с 1911 года, шли дебаты о целесообразности ограничительных и запретительных мер против пьянства.

В начале 1913 года в Петербурге был проведен I Всероссийский съезд по семейному воспитанию, на котором также была принята резолюция «О борьбе с алкоголизмом».

До революции в России выходило 57 антиалкогольных периодических изданий: «За трезвый быт», «За трезвость», «Сила трезвости», «Праздник трезвости» и т. д. В школах преподавались «Уроки трезвости», были изданы 18 отечественных и зарубежных учебников и хрестоматий по науке трезвости для начальной и средней школы. Самыми известными были «Учебники трезвости» А. Н. Мендельсона, М. С. Успенского, М. А. Догеля, В. С. Соловьева для начальных училищ, по которым занимались российские дети. То есть к 1914 году Россия уже имела школьную дисциплину, которая называлась «Трезвость».

 

– Владимир Георгиевич, а как все‑таки был принят тот знаменитый дореволюционный сухой закон?

– В 1914 году органам местного самоуправления царским указом было дано право закрывать винную торговлю по их усмотрению (в связи с войной). И ее закрывали по всей стране к величайшей чести русского народа. Практически по всей стране был принят сухой закон. Вот вам и конец сказки, что без водки мы и дня не проживем.

 

Большевики, придя к власти в 1917 году, продлили этот закон, придали ему статус государственного: 5 лет тюрьмы за самогоноварение, 1 год принудительных работ за появление в нетрезвом виде в общественном месте. В Красной Армии был неписаный закон: если отбивали алкоголь у белых, его уничтожали, если комиссар был замечен пьяным, он подлежал расстрелу.

И после отмены сухого закона в 1925 году наша страна еще долго оставалась относительно трезвой: до 1960 года мы пили меньше финнов, шведов, норвежцев, англичан, американцев, итальянцев и французов.

 

Выписки из дневников

Познав пагубность пьянства, я возненавидел его как источник зла, осознал, что алкоголь – это то, что разрушало мою жизнь.

Я понимаю, что недопустимо нейтральное, снисходительное отношение к алкоголю. Я понимаю, что надо сформировать в себе жесткое чувство его неприятия, ненависть к алкоголю. Никакого снисхождения, алкоголь – мой враг. Смерть алкоголю!

Валентин С.

 

 

Праздники были на даче, много работали, самочувствие хорошее.

Выпить не хотелось. У меня на даче несколько книг по антиалкогольной тематике. Одна из них называется «Жизнь без похмелья». Название, одноименное с моими желаниями.

Потом заболела дочка, и ночью у нее был приступ стеноза (удушье). Мной были произведены верные грамотные действия по нейтрализации приступа. Аккумулятор мужа находился на зарядке на даче у приятеля, и при самом плохом развитии событий воспользоваться автомобилем для поездки в ближайшую больницу мы не могли бы. Если бы я была не в себе, могло быть что угодно, даже то, что я могла бы забыть, где лежит небулайзер (ингалятор) специально для подобных случаев…

Татьяна С.

 

 

Глава 9.

Сухой закон: за или против

 

Нет, пожалуй, более спорной темы в алкогольном вопросе, чем сухой закон и необходимость введения законодательных ограничений на продажу винных изделий. Еще Федор Григорьевич Углов жаловался, что стоит только заикнуться на этот счет, как на тебя тут же выльется куча обвинений: и в экстремизме, и в попрании прав гражданина, и в элементарном невежестве со ссылкой на, якобы, горький опыт введения принудительной трезвости в России и Америке.

Насколько далеки подобные представления от истины, можно понять, познакомившись с историческими фактами, цифрами и статистическими данными.

Как уже выяснилось, на фоне широкого размаха церковного трезвенного движения в 1914 году правительство приняло меры к прекращению производства и продажи крепкого алкоголя в связи с началом войны. Постепенно запрет распространился на пиво и вино, а последний русский царь, ныне прославленный в лике святых, предрешил навсегда воспретить казенную продажу водки в России.

Преимущества трезвой жизни были настолько очевидны для всех, что Государственная дума третьего созыва сочла возможным принять финансовый бюджет на 1916 год, полностью исключающий доходы от алкоголя, который исчислялись в 1913 году суммой в 675 млн рублей, что составляло около 30 % доходной части бюджета. Конечно, виноторговцы активно противились этим радикальным мерам, лишившись своих огромных доходов, но 84 % российского населения поддержало правительство.

Таким образом, к 1925 году наш народ практически преодолел закоренелый недуг пьянства. И это, возможно, одна из самых ярких страниц нашей российской истории. По крайней мере, именно об этом периоде английский премьер‑министр Ллойд Джордж сказал, что «это самый величественный акт национального героизма, который я знаю».

Конечно, принятие законодательного ограничения на продажу спиртного в 1914 году в связи с началом Первой мировой войны было всесторонне подготовлено русскими учеными, писателями, учителями и религиозными деятелями того времени. И неудивительно, что простые люди с энтузиазмом поддержали эту идею. Трезвость стала самым популярным словом в российских деревнях.

Крестьянские депутаты IV Государственной думы И. Т. Евсеев и П. М. Макогон 1 августа 1915 года внесли законодательное предложение «Об утверждении на вечные времена в Российском государстве трезвости»[11],в пользу которого им удалось собрать 82 депутатские подписи. В пояснительной записке к законодательному предложению авторы пишут:

 

«Стыдно всем тем, которые говорили, что трезвость в народе немыслима, что она не достигается запрещением. Не полумеры нужны для этого, а одна решительная бесповоротная мера: изъять алкоголь из свободного обращения в человеческом обществе на вечные времена».

 

 

Медики о трезвости

 

В том же году 11‑й Пироговский съезд русских врачей провел совещание по борьбе с алкоголизмом, в котором приняло участие свыше 100 врачей, представителей городских и земских врачебно‑санитарных организаций и общественных деятелей.

В своей резолюции они заявили, в том числе, что «алкоголь не может быть отнесен к питательным веществам, с чем необходимо ознакомить все население». Они же потребовали полного исключения спиртного из лечебной практики, заявив, что «нет ни одного заболевания, при котором современные лекарства не действовали бы лучше, чем алкоголь».

Введенное в начале Первой мировой войны ограничение на продажу и распространение спиртного не случайно называют сейчас сухим законом, так как оно дало почти полное отрезвление русских людей.

Вот что пишет по этому поводу доктор медицины А. Мендельсон в уже упоминавшейся книге «Итоги принудительной трезвости и новые формы пьянства».

 

«Небывалый в истории человечества опыт внезапного отрезвления многомиллионного народа, и результаты этого эксперимента, длящегося уже более года, поразительны. Сотни миллионов рублей, раньше пропивавшиеся русским народом, потекли в сберегательные кассы. По отзыву министра финансов, покупательная сила русского народа и продуктивность труда заводских рабочих увеличилась в чрезвычайной степени, что дает возможность провести в ближайшем будущем крупные финансовые реформы. Словом, мы только теперь начинаем знакомиться с истинной мощью русского народа в экономическом отношении. С другой стороны, только теперь, при полном отрезвлении народа, этого великого молчальника, перед нами выступает его нравственная физиономия, его настоящая, не затуманенная алкоголем, психика».

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.82.79 (0.04 с.)