Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита



В основе установления таких стандартов оценки покупателей лежит их кредитоспособность. Кредитоспособность покупателя характеризует систему условий, определяющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства.

Формирование системы стандартов оценки покупателей включает следующие основные элементы:

· определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей;

· формирование и экспертизу информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей;

· выбор методов оценки отдельных характеристик кредитоспособности покупателей;

· группировку покупателей продукции по уровню кредитоспособности;

· дифференциацию кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей.

Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация кредитных условий осуществляются раздельно по различным формам кредита — товарному и потребительскому. Определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей, является начальным этапом построения системы стандартов их оценки.

По товарному (коммерческому) кредиту такая оценка осуществляется обычно по следующим критериям:

· объем хозяйственных операций с покупателем и стабильность их осуществления;

· репутация покупателя в деловом мире;

· платежеспособность покупателя;

· результативность хозяйственной деятельности покупателя;

· состояние конъюнктуры товарного рынка, на котором покупатель осуществляет свою операционную деятельность;

· объем и состав чистых активов, которые могут составлять обеспечение кредита при неплатежеспособности покупателя и возбуждении дела о его банкротстве.

По потребительскому кредиту оценка осуществляется обычно по следующим критериям:

· дееспособность покупателя;

· уровень доходов покупателя и регулярность их формирования;

· состав личного имущества покупателя, которое может составлять обеспечение кредита при взыскании суммы долга в судебном порядке.

Цель формирования и экспертизы информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей — обеспечение ее достоверности. Информационная база, используемая для этих целей, состоит:

· из сведений, предоставляемых непосредственно покупателем (их перечень дифференцируется в разрезе форм кредита);

· из данных, формируемых из внутренних источников (если сделки с покупателем носят постоянный характер);

· из информации, формируемой из внешних источников (коммерческого банка, обслуживающего покупателя; других его партнеров по сделкам и т.п.).

Экспертиза полученной информации осуществляется путем логической ее проверки, в процессе ведения коммерческих переговоров с покупателями, путем непосредственного посещения клиента (по потребительскому кредиту) с целью проверки состояния его имущества и в других формах в соответствии с объемом кредитования. Выбор методов оценки отдельных характеристик кредитоспособности покупателей определяется содержанием оцениваемых характеристик. В этих целях при оценке отдельных характеристик кредитоспособности покупателей, рассмотренных ранее, могут быть использованы статистический, нормативный, экспертный, балльный и другие методы.

Группировка покупателей продукции по уровню кредитоспособности основывается на результатах ее оценки и предусматривает обычно выделение следующих их категорий:

· покупатели, которым кредит может быть предоставлен в максимальном объеме, т.е. на уровне установленного кредитного лимита (группа «первоклассных заемщиков»);

· покупатели, которым кредит может быть предоставлен в ограниченном объеме, определяемом уровнем допустимого риска невозврата долга;

· покупатели, которым кредит не предоставляется (при недопустимом уровне риска невозврата долга, определяемом типом избранной кредитной политики).

Дифференциация кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей наряду с размером кредитного лимита может осуществляться по таким параметрам, как:

· срок предоставления кредита;

· необходимость страхования кредита за счет покупателей;

· формы штрафных санкций и т.п.

Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности

В составе этой процедуры должны быть предусмотрены сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей, возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту, условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.

Обеспечение использования в организации современных форм рефинансирования дебиторской задолженности

Развитие рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяют использовать в практике финансового менеджмента ряд новых форм управления дебиторской задолженностью — ее рефинансирование, т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов организации: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги.

Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности, используемыми в настоящее время, являются:

· факторинг;

· учет векселей, выданных покупателями продукции;

· форфейтинг.

Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности

Такой контроль организуется в рамках построения общей системы финансового контроля в организации как самостоятельный его блок.

Одним из видов таких систем является ABC-система применительно к портфелю дебиторской задолженности организации. В группу «А» включаются при этом наиболее крупные и сомнительные виды дебиторской задолженности (так называемые проблемные кредиты); в группу «В» — кредиты средних размеров; в группу «С» — остальные виды дебиторской задолженности, не оказывающие серьезного влияния на результаты финансовой деятельности организации.

Критерием оптимальности разработанной и осуществляемой кредитной политики любого типа и по любым формам предоставляемого кредита, а соответственно и среднего размера дебиторской задолженности по расчетам с покупателями за реализуемую им продукцию, выступает следующее условие:

ДЗо —> ОПдр ≥ ОЗдз + ПСдз,

где ДЗо — оптимальный размер дебиторской задолженности предприятия при нормальном его финансовом состоянии;

ОПдр — дополнительная операционная прибыль, получаемая предприятием от увеличения продажи продукции в кредит;

ОЗдз — дополнительные операционные затраты организации по обслуживанию дебиторской задолженности;

ПСдз — размер потерь средств, инвестированных в дебиторскую задолженность из-за недобросовестности (неплатежеспособности) покупателей.)

 

Тема. Кредитная политика.

Кредитная политика – это совокупность принципов, условий и мероприятий, регулирующих процесс предоставления кредитов на покупку товаров, работ, услуг предприятия.

Три типа кредитной политики предприятия:

 

Первый тип – Консервативный. Направлен на минимизацию кредитного риска. Фирма существенно повышает ликвидность дебиторской задолженности и не стремится к получению дополнительной прибыли за счет реализации продукции в кредит.

Осуществляя первый тип, фирма:

- Существенно сокращает круг покупателей товаров в кредит за счет групп повышенного риска,

- Минимизирует сроки предоставления кредита и его размер,

- Ужесточает условия предоставления кредита,

- Использует жесткие меры по инкассации дебиторской задолженности.

В результате такого типа управления оборотными активами, их доля в общих активах сравнительно невелика (менее 40%), а период оборачиваемости небольшой (приблизительно 52 дня).

 

Второй тип – Умеренный. Характеризует типичные условия осуществления политики в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.

Доля оборотных активов в общих активах приблизительно 45%; продолжительность оборота оборотных средств – 72 дня.

 

Третий тип – Агрессивный (рискованный). Его цель – повышение рентабельности, то есть максимизация дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровождает эти операции.

Механизм реализации:

1. распространение кредита на более рискованные группы показателей,

2. увеличение периода предоставления кредита и его размера,

3. возможность для покупателей пролонгировать кредит.

В результате третьего типа ОА в общих активах более 50%, продолжительность оборота оборотных средств приблизительно 95 дней.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 444; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.014 с.)