ТОП 10:

Тема 1. Теоретические аспекты финансового менеджмента



Тема 1. Теоретические аспекты финансового менеджмента

Финансовый менеджмент в исторической ретроспективе.

Выделяют 2 крупные стадии, характерные для становления и развития финансового менеджмента:

1. Классическая теория финансов появилась во времена Римской империи, а завершилась в середине 20 века. Суть данной теории состоит в доминанте государства в финансах. Рау, ведущий теоретик по финансам, выделил:

1.1. Период ненаучного состояния (времена Древнего Египта. Ксенофон, Платон, Аристотель);

1.2. Переход к научной обработке (средние века. Фома Аквинский, Макиавелли, Петти, Буагильбер, Гене, Гюго, Монтескье);

1.3. Научный или рациональный период (вторая половина 18 века. Маркс, Коссо, Зоненфельс, Юсти и другие).

2. Неоклассическая теория финансов. Ее суть заключается в доминанте частного сектора, т.е. речь о финансах идет преимущественно с точки зрения крупных корпораций и рынков капитала. 40-50 гг.20 века. Основные представители: Марковец, Модильяни, Миллер, Линтнер, Мертон, Шарп, Бригхем, Коуплэнд и другие.

В 60е годы происходит становление прикладной дисциплины финансового менеджмента путем естественного дополнения общей теории финансов аналитическими разделами бухгалтерского учета и понятийным аппаратом общей теории управления (менеджмента).

 

Сущность, цели и задачи финансового менеджмента.

Финансовый менеджмент – это система принципов и методов разработки, а также реализации управленческих решений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятия и организации оборота его денежных средств (Бланк).

Эффективное управление финансовой деятельностью обеспечивается реализацией ряда принципов:

1. Интегрированность с общей системой управления предприятия;

2. Комплексный характер формирования управленческих решений, т.е. все управленческие решения в области финансов оказывают прямое и косвенное воздействие на финансовые результаты субъектов;

3. Высокий динамизм управления (нельзя принимать сегодня успешные вчера решения, они должны быть динамичны и изменяться под влиянием всех факторов);

4. Вариативность подходов к разработке управленческих решений;

5. Ориентированность на стратегические цели развития предприятия (какими бы эффективными не казались управленческие решения, они должны быть отклонены, если вступают в противоречие со стратегией развития компании – стратегии роста, ликвидации, удержания, диверсификации).

Главной целью ФМ является максимизация благосостояния собственника, что в конечном итоге проявляется в росте рыночной стоимости компании.

В процессе реализации цели ФМ направлен на решение следующих задач:

1. Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов в соответствии с задачами развития предприятия;

2. Обеспечение наиболее эффективного использования сформированного объема финансовых ресурсов в разрезе основных направлений деятельности;

3. Оптимизация денежного оборота;

4. Обеспечение максимизации прибыли предприятия при допустимом уровне финансового риска;

5. Обеспечение минимизации уровня финансового риска при предусматриваемом уровне прибыли;

6. Обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия.

ФМ, как система, состоит из двух подсистем:

1. Управленческая подсистема или субъект управления – это совокупность финансовых инструментов, методов, технических средств, а также специалистов, организованных в определенную финансовую структуру, которые осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления;

2. Управляемая подсистема или объект управления – это совокупность условий осуществления денежного оборота и движения денежных потоков, кругооборота стоимости, движения финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих во внутренней и внешней среде предприятия.

Функции финансового менеджмента.

Все функции ФМ можно поделить на 2 группы:

1) Функции ФМ, как управляющей системы;

2) Функции ФМ, как специальной области управления предприятием.

Первая группа (функции ФМ, как управляющей системы):

1. Разработка финансовой стратегии предприятия;

2. Формирование эффективных информационных систем, обеспечивающих обоснование альтернативных вариантов управленческих решений;

3. Обеспечение анализа различных аспектов финансовой деятельности;

4. Осуществление планирования финансовой деятельности предприятия по основным направлениям;

5. Разработка системы стимулирования реализации принятых управленческих решений в области финансовой деятельности;

6. Осуществление эффективного контроля за реализацией принятых управленческих решений в области финансовой деятельности.

Вторая группа (функции ФМ, как специальной области управления предприятием):

1. Управление активами,

2. Управление капиталом,

3. Управление инвестициями,

4. Управление денежными потоками,

5. Управление финансовыми рисками,

6. Антикризисное финансовое управление при угрозе финансовой несостоятельности.

 

Тема. Управление запасами.

В условиях коммерческого предприятия в понятие «Запасы» принято включать объем сырья, материалов и полуфабрикатов, содержащихся на складе, а также объем готовой продукции, который приготовлен к реализации.

Задача финансового менеджмента в рамках управления запасами состоит в определении оптимального уровня запасов, минимизирующего суммарные затраты на его оформление, доставку и хранение, а также убытки от его дефицита.

Для решения данной задачи в практике финансового менеджмента используются 2 модели:

1. Модель Уилсона. Это простейшая модель управления запасами, которая позволяет найти оптимальный уровень запасов и описывает ситуацию закупки продукции у стороннего поставщика.

Допущения данной модели:

· Интенсивность потребления запасов является априорно известной и постоянной величиной,

· Время поставки заказа является известной и постоянной величиной,

· Затраты на осуществление заказа не зависят от размера заказа (оформление и доставка заказа),

· Затраты на хранение запаса пропорциональны его размеру,

· Отсутствие запаса (т.е., его дефицит) является недопустимым.

Входные параметры модели:

1) ν–интенсивность (скорость) потребления запасов (едТ/едt);

2) S – затраты на хранение запаса , (руб/ едТ*едt);

3) К –затраты на осуществление заказа, включающие оформление и доставку заказа (руб);

4) tg – время доставки заказа (едt).

Выходные параметры:

1) Q – оптимальный размер заказа у стороннего поставщика (едТ);

2) L – общие затраты на управление запасами в единицу времени (руб/ едt);

3) τ – период поставки, то есть, это время между подачами заказа или поставками (едt);

4) h0 – точка заказа, то есть, размер запаса на складе, при котором нужно подавать заказ на доставку очередной партии (едТ).

2. Модель планирования экономического размера партии.

По сути представляет собой модифицированную модель Уилсона и описывает случай собственного производства запасов.

Входные параметры модели:

1) λ – это интенсивность производства продукции первым станком (едТ/едt);

2) ν– интенсивность (скорость) потребления запасов вторым станком (едТ/едt);

3) S – затраты на хранение запаса , (руб/ едТ*едt);

4) К – затраты на осуществление заказа, включающие подготовку (переналадку, диагностику) первого станка для производства продукции, потребляемой на втором станке (руб);

5) tn – время подготовки производства первого станка(едt).

Выходные параметры:

1) Q – оптимальный размер заказа, то есть, это количество товара, которое должен производить первый станок (едТ);

2) L – общие затраты на управление запасами в единицу времени (руб/ едt);

3) τ – период запуска в производство партии заказа, то есть, время между двумя ближайшими включениями в работу первого станка (едt);

4) h0 – точка заказа, то есть, размер запаса, при котором нужно подавать заказ на производство очередной партии товара (едТ).

Тема. Кредитная политика.

Кредитная политика – это совокупность принципов, условий и мероприятий, регулирующих процесс предоставления кредитов на покупку товаров, работ, услуг предприятия.

Три типа кредитной политики предприятия:

 

Первый тип – Консервативный. Направлен на минимизацию кредитного риска. Фирма существенно повышает ликвидность дебиторской задолженности и не стремится к получению дополнительной прибыли за счет реализации продукции в кредит.

Осуществляя первый тип, фирма:

- Существенно сокращает круг покупателей товаров в кредит за счет групп повышенного риска,

- Минимизирует сроки предоставления кредита и его размер,

- Ужесточает условия предоставления кредита,

- Использует жесткие меры по инкассации дебиторской задолженности.

В результате такого типа управления оборотными активами, их доля в общих активах сравнительно невелика (менее 40%), а период оборачиваемости небольшой (приблизительно 52 дня).

 

Второй тип – Умеренный. Характеризует типичные условия осуществления политики в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.

Доля оборотных активов в общих активах приблизительно 45%; продолжительность оборота оборотных средств – 72 дня.

 

Третий тип – Агрессивный (рискованный). Его цель – повышение рентабельности, то есть максимизация дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровождает эти операции.

Механизм реализации:

1. распространение кредита на более рискованные группы показателей,

2. увеличение периода предоставления кредита и его размера,

3. возможность для покупателей пролонгировать кредит.

В результате третьего типа ОА в общих активах более 50%, продолжительность оборота оборотных средств приблизительно 95 дней.

Тема 1. Теоретические аспекты финансового менеджмента







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.188.251 (0.01 с.)