Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мероприятия, направленные на ускорение оборачиваемости расчетов с дебиторами и кредиторамиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
С целью оптимизации размеров как дебиторской, так и кредиторской задолженности в ОАО «КОМКОР» можно предложить следующие основные мероприятия: 1) С целью уменьшения дебиторской задолженности и высвобождения части оборотных средств можно предложить процедуру факторинга. Факторинг (от англ. factoring – «посредник») – это особый вид коммерческой операции, близкий к кредитованию, альтернативный ему, имеющий свои особенности. Факторинг подразумевает посредничество банка (или факторинговой компании) при купле-продаже или поставках продукции одним предпринимателем другому. Все операции по факторингу проводятся преимущественно по безналичному расчету. Факторинг ещё называют финансированием под уступку денежного требования, так как продавец (поставщик), заключивший факторинговый договор, уступает кредитору денежные требования к своему партнёру, а взамен кредитор выполняет денежные обязательства покупателя. Если фирма-продавец (поставщик) знает, что возможны задержки по выплатам за поставляемую продукцию, она вправе заключить договор факторинга и получить большую часть стоимости проданного товара от кредитора (факторинговой компании или банка). Посредник-кредитор, в свою очередь, даёт рассрочку покупателям, они выплачивают ему сумму долга и комиссию за предоставленную услугу. Права ㅤи ㅤобязанности ㅤсторон ㅤв ㅤсделке ㅤпо ㅤфакторингу ㅤраспределяются ㅤтак. Продавец ㅤ(он ㅤже ㅤпоставщик, ㅤклиент ㅤфакторинговой ㅤкомпании) ㅤдолжен: - ㅤиметь ㅤрасчётный ㅤсчёт, ㅤхорошую ㅤкредитную ㅤисторию; - ㅤзаключить ㅤдоговор ㅤфинансированием ㅤпод ㅤуступку ㅤденежного ㅤтребования ㅤс ㅤпосредником ㅤ(банком, ㅤфакторинговой ㅤкомпанией); - ㅤпредупредить ㅤпокупателя, ㅤчто ㅤон ㅤпользуется ㅤуслугами ㅤпосредника ㅤи ㅤуступает ㅤтому ㅤправо ㅤденежного ㅤтребования; - ㅤзастраховать ㅤтовар; - ㅤосуществить ㅤпоставку ㅤтовара. Далее ㅤпродавец ㅤполучает ㅤна ㅤсвой ㅤрасчётный ㅤсчёт ㅤбольшую ㅤчасть ㅤстоимости ㅤпроданного ㅤтовара ㅤ(обычно ㅤ60%-90%) ㅤи ㅤдальнейшие ㅤплатежи ㅤ(с ㅤучётом ㅤкомиссионных ㅤпроцентов ㅤобычно, ㅤ16%-35% ㅤгодовых) ㅤв ㅤтечение ㅤсрока, ㅤуказанного ㅤв ㅤдоговоре ㅤ(обычно ㅤне ㅤбольше ㅤмесяца, ㅤхотя ㅤможет ㅤбыть ㅤот ㅤ15 ㅤдней ㅤдо ㅤполугода). ㅤПричём ㅤпо ㅤодному ㅤдоговору ㅤмогут ㅤбыть ㅤпрофинансированы ㅤнесколько ㅤсделок ㅤили ㅤвообще ㅤвсе ㅤсделки ㅤпокупателя-клиента ㅤза ㅤопределенный ㅤпериод, ㅤно ㅤв ㅤграницах ㅤлимитированной ㅤсуммы. Покупатель, ㅤнаименее ㅤзадействованная ㅤсторона ㅤв ㅤдоговоре ㅤфакторинга, ㅤон ㅤдолжен ㅤтолько ㅤподписать ㅤуведомление ㅤоб ㅤуступке ㅤправа ㅤтребования ㅤи ㅤимеет ㅤправо ㅤознакомиться ㅤс ㅤдоговором ㅤфакторинга, ㅤкоторый ㅤзаключили ㅤпродавец ㅤи ㅤкомпания-посредник. Посредник-кредитор ㅤ(банк, ㅤфакторинговая ㅤкомпания) ㅤдолжен: - ㅤзаключив ㅤдоговор ㅤи ㅤдождавшись ㅤпоставки ㅤтовара ㅤпокупателю, ㅤвыплатить ㅤпродавцу ㅤавансовый ㅤплатёж, ㅤпополнив ㅤего ㅤосновные ㅤсредства; - ㅤконтролировать ㅤи ㅤпомогать ㅤсотрудничеству ㅤпродавца ㅤи ㅤпокупателя; - ㅤвести ㅤсчёт ㅤклиента, ㅤс ㅤего ㅤразрешения ㅤконтролировать ㅤведение ㅤфинансовых ㅤдел ㅤклиента. Схема факторинга представлена на рисунке 2. Рис.2.Схема факторинга
Чтобы предприятие работало слаженно и могло платить по своим обязательствам, так как это очень важно в работе, необходимо регулярное поступление денежных средств за выполненные работы, за отгруженный товар. Работа с предоставлением отсрочки платежа своим покупателям часто приводит к нехватке денежных средств, а так же достаточно рискованна, из-за неблагонадежности контрагентов, факторинг же предоставляет возможность получать денежные средства сразу же после предоставления пакета документов об отгрузке. Использование факторинга позволяет: - уменьшить зависимость от платежной дисциплины покупателей, известный принцип «80/20» (в любой 44 совокупности факторов, меньшая часть обладает более сильным влиянием на ситуацию) проявляется и в структуре доходов от продаж. Чаще всего среди всех покупателей можно выделить всего несколько крупных, то есть доход от взаимодействия с ними составляют наибольшую долю от всех продаж. В случае если такие покупатели нарушают сроки оплаты товара, платежеспособность может значительно ухудшиться, а так же пострадает репутация организации. Применяя факторинг возможно исключить такие угрозы: - поднять объем продаж, для каждой организации важно увеличить прибыль, показателем успешности предприятия является объем продаж, для того что бы обойти конкурентов предприятие готово предлагать покупателям различные выгодные для них условия, такие как отсрочка платежа, снижение цен на сырье за счет получения бонусов или скидок от поставщика, расширение ассортимента товаров и услуг. Применение факторинга обеспечит постоянное наличие оборотных ресурсов для выполнения поставленных задач; - эффективно распоряжаться заемными средствами. В любом даже быстро развивающемся бизнесе в течении разных промежутков времени происходит изменение объемов продаж, связанные с экономической ситуацией в стране, с сезонными изменениями. Следовательно и потребность в оборотных средствах меняется. Факторинг, в отличии от других способов финансирование обеспечивает как раз тем объемом средств который необходим в данный момент. Естественно организации не приходиться переплачивать большие проценты за дополнительное финансирование. Во время уменьшения объемов предпринимательской деятельности, объем финансирования тоже уменьшается. Когда количество собственных средств становится избыточным, можно выкупить у Фактора неоплаченные требования к покупателям, что позволит дополнительно снизить расходы. Если вдруг резко увеличиться спрос, на какие либо товары проще воспользоваться услугами факторинга для дополнительного финансирования, чем услугами кредитных организаций; - добиться более выгодных условий от своих поставщиков. Стоимость сырья для производства часто зависит от порядка расчетов за него. Значительное влияние оказывает на стоимость применение факторинга. Так как цены на сырье могут быть значительно меньше при предоплате. Из этого следует, что организация, обладающая достаточными оборотными средствами, может позволить себе по более выгодным (низким) ценам закупать необходимое сырье. При нехватке оборотных средств возникают определенные риски, и лишние расходы, такие как нехватка сырья, для нужного объема производства, как следствие уменьшение объемов производства; при поиске дополнительного финансирования возникают расходы не связанные напрямую с производством. 2) с целью снижения как кредиторской, так и дебиторской задолженности можно предложить процедуру взаимозачета, поскольку в компании присутствуют контрагенты, которые являются как дебиторами, так и кредиторами для предприятия. Взаимозачет – документально оформленное сторонами соглашение о взаимном погашении обязательств по оплате услуг, товаров и работ, возможное в том случае, когда у сторон имеются взаимные обязательства по оплате. Взаимозачет в последнее время часто встречается в хозяйственной практике многих организаций. Операция взаимозачета выручает, когда расчет денежными средствами по каким-то причинам становится невозможным. При взаимозачете между сторонами заключаются два разных договора, возможно даже в разные сроки, право требования, по которым либо наступило, либо сроки его наступления четко определены. Нормы ст. 410 ГК РФ позволяют понимать взаимозачет, как операцию по полному или частичному прекращению обязательств зачетом встречного эквивалентного требования, срок которого уже наступил, не указан, или определен «до востребования». Для зачета необходимо заявление лишь одной стороны. 3) Создание грамотной кредитной политики позволяет контролировать долю дебиторской задолженности в общей структуре активов, а также снизить риск возникновения просроченной дебиторской задолженности. На предприятии существует оценка кредитоспособности покупателей по срокам погашения, однако она не даёт полной информации о каждом контрагенте. Так как дебиторами предприятия являются не только непосредственно сами дивизионы, но и другие самостоятельные организации, поэтому следует разработать целостную кредитную политику компании, а именно стандарты оценки кредитоспособности контрагентов, которые включают в себя мероприятия по: а) Разработке платежной карты контрагентов; б) Разработке кредитного рейтинга контрагента. Как уже было сказано выше, предприятие работает с разными дебиторами. В соответствии с этим, нужно разработать мероприятия, которые будут соответствовать контрагенту, т.е. целесообразно разработать платежную карту контрагента, а для самостоятельных юридических лиц следует разработать кредитный рейтинг покупателя. Разность системы оценки обуславливается разностью взаимоотношений между компанией и дебиторами. Поскольку отделы являются частью компании, то нет особенной нужды для разработки комплексной и детальной системы оценки. Следует уделять особое внимание при работе с самостоятельными предприятиями, так как компания не знает об их платежной дисциплине так, как знает это о своих дивизионах. а) Платежная карта финансового отдела представляет собой информационную систему, в которой фиксируется вся финансовая деятельность компании, а именно: - Сроки погашения задолженности; - Объём дебиторской задолженности; - Наличие сомнительной или просроченной дебиторской задолженности; - Качество финансовой деятельности (здесь фиксируется, насколько быстро дивизион вернул денежные средства компании за товары, было ли осуществлен платеж в первые месяцы своей работы или же задолженность была либо просрочена, либо возвращена в последние сроки). Таким образом, при помощи платежной карты формируется платежная история финансового отдела, где компания вправе узнавать всю финансовую информацию каждого из них, и по мере изменения результатов деятельности, она вправе изменять условия их работы с дебиторской задолженностью: - вводить ли санкции или же награждать за качественное управление задолженностью; - изменять ли объём дебиторской задолженности (что значит изменение и объёма отгружаемых товаров); - сокращать или увеличивать сроки кредитования. При формировании кредитной политики следует определить максимально допустимый объём дебиторской задолженности как для предприятия в целом, так и для каждых финансовых отделов, других организаций (с которыми сотрудничает компания) и самих покупателей. При формировании сроков кредитования, обязательно следует учитывать оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности, так как уже было выявлено в теоретической части, кредиторская задолженность не должна превышать дебиторскую. Исходя из этого, следует изначально провести финансовый анализ каждого дивизиона предприятия. В тех отделах, где средняя дебиторская задолженность не превышает кредиторскую, следует устанавливать нормативный срок кредитования. В тех же отделах, где существует обратная ситуация, следует сократить сроки кредитования, так как при установке общего срока кредитования существует угроза неплатежеспособности предприятия в целом. Это может привести к отрицательным финансовым результатам и пошатнуть финансовую устойчивость как одного отдела, так и всей компании. Сотрудничество компании с другими юридическими лицами требует более жестких условий предоставления кредита и платежной дисциплины, а значит, и более жесткой системы оценки их кредитоспособности. Поэтому на предприятии ОАО «КОМКОР» также целесообразно разработать комплексную систему формирования кредитного рейтинга контрагентов. б) Оценка кредитного рейтинга контрагента. Система оценки кредитного рейтинга должна быть простой и доступной сотруднику. Она не должна быть сложной к пониманию, так как сотрудник не сможет с ней работать, а значит, не сможет профессионально управлять ей. На рейтинг контрагента влияют кредитная история, финансовые риски (возможность банкротства или снижение рентабельности продаж компании), а также информация об организации от третьих лиц – специальных служб, собирающих необходимую информацию о дебиторе. При оценке кредитного рейтинга организаций целесообразно определить наиболее важные влияющие факторы организации, присвоить им баллы, разработать шкалу оценок для расчета итогового показателя. Факторы следует разделить на: юридические, финансовые, операционные, а также информация от третьих лиц. Влияющие факторы и их баллы следует принимать топ - менеджментом компании на общем собрании. Таким образом, факторы и их баллы могут быть представлены в следующей таблице 23. Таблица 23 Показатели, влияющие на кредитную оценку контрагентов
Источник: Составлено автором по данным ОАО «КОМКОР». Оценка присваивается экспертным путём, на основе данных, полученных в результате проведенного финансового анализа, анализа эффективности управления и анализа хозяйственной деятельности. Финансовый анализ (что характеризует финансовые факторы влияния) предприятия заключается в расчете коэффициентов текущей ликвидности, быстрой ликвидности, коэффициента автономии, прибыльности, основываясь на данные бухгалтерской отчетности предприятия. Анализ эффективности и хозяйственной деятельности, характеризующие юридические факторы влияния, проводится на основе полученных учредительных документов, анкеты организации, прочих документов, представляемых организацией для рассмотрения вопроса о предоставлении кредитного лимита. Также изучается информация о доли деятельности предприятия на рынке, наличии стратегии на ближайшие 5 лет, методы ведения эффективного менеджмента и их результатов и информация, полученная от независимых агентств, определяющих рейтинг всех организаций. С учетом всех набранных баллов контрагенты распределяются по следующим группам кредитного риска: - 80-100 баллов – 1 группа; - 50-80 баллов – 2 группа; - 30-50 баллов – 3 группа; - 0-30 баллов – 4 группа. Величину кредитного лимита для дебиторов, отнесенных к группам с 1ой по 3ю, следует определить путём деления набранных баллов на 100 и умножения полученной величины на сумму среднемесячного товарооборота за последний год. Сроки кредитования определяются на основании групп кредитного риска следующим образом: - 1 группа – 30 дней; - 2 группа – 20 дней; - 3 группа – 10 дней; - 4 группа – не предоставляется. Для клиентов 1ой группы, срок работы с которыми превышает 3 года, возможно установление срока кредитования до 45 дней. Решение об установлении такого срока принимается кредитным комитетом, в который входят генеральный и финансовый директора. Ответственные за формирование кредитных лимитов и сроков кредитования являются финансовый директор и финансовый менеджер. В соответствии с выбранной группой формируются кредитные лимиты дебитора. Для того чтобы организации получили кредитный лимит, им нужно преподнести соответствующие документы: - Заявление на предоставление кредитного лимита и анкета клиента; - Свидетельство о государственной регистрации юридического лица; - Свидетельство о постановке на учет в Федеральную Налоговую Службу (ФНС); - Копия паспорта руководителя; - Устав, подтверждающий полномочия данного руководителя; - Годовая бухгалтерская отчетность за полный предыдущий отчетный год и за последний отчетный период текущего года; - Оборотно — сальдовая ведомость по счетам бухгалтерского учета за прошедший отчетный год и истекшие месяцы текущего года. Все вышеперечисленные документы должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером. Организация, претендующая на предоставление кредита компанией ОАО «КОМКОР» должна как минимум иметь следующие характеристики: 1. Существование на рынке не меньше одного года; 2. Положительная кредитная история (без просрочек более 3-6 месяцев за период своей деятельности). На предприятии уже существует реестр дебиторской задолженности. При определении кредитных лимитов предприятие всегда вправе их изменять в зависимости от качества выполнения обязательств контрагентов. Соответственно, если организация нарушает условия выполнения платежей по срокам, следует пересмотреть кредитные лимиты для данной организации. Изменения платежной дисциплины контрагентов целесообразно фиксировать в существующем реестре дебиторской задолженности. Предложенные мероприятия, направленные на оптимизацию управления дебиторской и кредиторской задолженностью представлены на рисунке 3. Рис.3.Мероприятия по оптимизации управления задолженностью в ОАО «КОМКОР» Источник: Составлено автором по данным ОАО «КОМКОР». Таким образом, при работе с другими дебиторами ОАО «КОМКОР» имеет четкую, последовательную и юридически подкрепленную систему оценки кредитоспособности контрагентов, где контрагенты распределяются по их основным финансовым характеристикам, что позволяет легче увидеть нежелательные для сотрудничества предприятия. Данная система также проста для понимания ключевых факторов сотрудниками, а значит, будет легка в пользовании ими.
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 1915; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.170.241 (0.016 с.) |