Концепция управления задолженностями предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция управления задолженностями предприятия



В данном пункте д.б. описаны объект, предмет, управления, принципы, методы.

Исходя из тех данных, что управление кредиторской задолженностью предполагает проведение аналогии с управлением дебиторской задолженностью, можно выделить следующие основные условия построения системы управления на предприятиях:

1. Наличие у специалистов, таких как, экономисты, юристы, финансисты и внутренние аудиторы, вид деятельности которых является обслуживание системы управления дебиторской и кредиторской задолженностью, специальной профессиональной подготовки и опыта в области налогов, экономики и управления финансами. Наличие данных качеств предполагает, скрупулезность, бдительность, внимательность и грамотное ведение записей по сомнительным счетам, по которым дебиторская задолженность распределяется в зависимости от того, насколько просрочена ее выплата.

2. Внедрение специально разработанной формы договора с покупателями и заказчиками (потребителями услуг), в которой предусмотрены существенные условия, определяющие его исполнение, включая порядок взаиморасчетов.

3. Максимальная оценка кредитоспособности контрагента на основе анализа кредитной информации из различных внутренних и внешних источников, а также собственного опыта общения с покупателями.

4. Внедрение оптимальной подготовки процесса реализации продукции (работ, услуг), включая установление наиболее благоприятного (эффективного) периода расчетов с контрагентами.

5. Установление максимальной суммы по возможным сделкам на основе уменьшения количества сомнительных долгов и увеличения прибыли.

6. Возврат долгов от покупателей и своевременное проведение взаиморасчетов в погашение собственной кредиторской задолженности. 7. Введение своевременной инвентаризации расчетов и обязательств с последующей выверкой взаиморасчетов с дебиторами и кредиторами.

8. Выявление необходимых информационных ресурсов о партнере из официально публикуемой финансовой отчетности.

9. Прогнозирование уровня финансовой устойчивости партнера.

10. Использование гибкой системы скидок при досрочной оплате покупателем товаров (работ, услуг).

Schiff and Lieber разработали интегрированную модель кредитных и производственных решений для отдельной фирмы. Спрос на продукцию фирмы представлен детерминированной функцией времени, кредитного периода и величины запасов. В модель также введен параметр сезонности, побуждающий фирму изменять кредитные и производственные решения. Авторы установили, что во время увеличения спроса на продукцию, увеличивался объем производства, при этом объем торговых кредитов уменьшался, и наоборот.

Что касается научных работ, связанных с отбором покупателей, то они строятся по внутренним показателям деятельности фирмы и, в основном, сводятся к построению рейтинга потенциальных дебиторов на основе показателей их финансово-хозяйственной деятельности.

Поддубный К.А. построил мультиномиальную логит-модель, согласно которой контрагенты, в зависимости от коэффициентов текущей ликвидности, рентабельности продаж, оборачиваемости ДЗ и соотношения собственных и заемных средств, классифицируются на три группы в соответствии с вероятностью возврата долга: низкой, средней и высокой В своей работе автор также выделяет несколько групп факторов, оказывающих влияние на размер дебиторской задолженности: показатели развития страны, показатели развития отрасли, организационно-технические и управленческие, финансовые, компетентностные, личностные и факторы риска. Среди финансовых показателей значатся объем продаж в кредит, уровень рентабельности, платежеспособность, кредитоспособность, финансовая устойчивость, деловая репутация, структура капитала, величина производственного цикла, структура активов. Однако эффект воздействия данных факторов на дебиторскую задолженность эмпирически не исследуется.

Зарубежные авторы, в основном, предпочитают строить сложные математические модели. Так, Bierman и Hausman, Mehta, Greer разработали модели, позволяющие разрешить проблему отбора покупателей, ассоциирующуюся с возможностью образования невозвратных долгов.

Далее рассмотрим «оптимизационные модели», названные так постольку, поскольку в них авторы либо пытаются максимизировать какой-либо финансовый показатель (в основном, это прибыль), либо строят зависимость этого показателя от дебиторской задолженности.

Zvi Lieber и Yair E. Orgler представляют интегрированную модель дебиторской задолженности, включающую в себя в качестве переменных размер скидки за быструю оплату задолженности, продолжительность дисконтного периода, продолжительность кредитования, штрафные санкции за несвоевременное погашение задолженности, величину расходов по взысканию задолженности, период погашения просроченной задолженности. Модель охватывает инвестиции в дебиторскую задолженность, потери от невозвратной задолженности и влияние кредитных условий на объем реализации. Авторы выводят сложную математическую модель, которую затем упрощают с помощью классических методов оптимизации, используя различные предположения. Главная цель полученной модели – максимизировать приведенную стоимость чистой прибыли, образовавшейся за счет увеличения дебиторской задолженности.

Robert E. Stanford строит оптимизационную модель, которая позволяет увеличить прибыль предприятия посредством нахождения уровня оптимального процента за торговый кредит. В своей работе он рассматривает фиксированные издержки, связанные с наличием дебиторской задолженности (сумма невозвратных долгов, потеря процентного дохода, трансакционные издержки взаимодействия с дебиторами), ставки процентов (по которым выдается торговый кредит; по которым задолженность признана безнадежной; процент скидки).

Shehzad L. Mian и Clifford W. Smith, Jr. выделяют пять основных функций управления дебиторской задолженностью: оценка кредитного риска, предоставление кредита, финансирование дебиторской задолженности, взыскание задолженности и покрытие кредитных рисков. Авторы исследовали факторы, определяющие выбор метода управления дебиторской задолженностью: факторинг, обеспечение дебиторской задолженностью собственных кредитов, создание зависимых финансовых дочерних компаний, внутреннее управление. С помощью cross-sectional тестируют как выбор одной из политик, так и намерение создать зависимую финансовую компанию. Наиболее значимыми детерминантами в выборе метода управления являются размер компании, концентрация, кредитоспособность фирмы и коммерческих бумаг. Крупные, финансово устойчивые предприятия предпочитают создавать финансовые дочерние компании, в то время как малые, более рисковые – использовать дебиторскую задолженность в качестве залога по кредитам. При этом зависимые финансовые компании предоставляют более гибкие условия торгового кредита. Внутреннее управление дебиторской задолженностью осуществляется в отраслях с высокой концентрацией производителей.

Существует множество методик управления дебиторской задолженностью, многие авторы занимаются этим вопросом, в том числе и в отношении промышленных предприятий. Однако описание специфики управления дебиторской задолженностью на предприятиях телекоммуникационного комплекса в научной литературе отсутствует.

В целом, основу управления дебиторской задолженностью составляют два подхода. Суть первого подхода состоит в подсчете издержек, возникающих вследствие увеличения дебиторской задолженности (отвлечение собственных финансовых ресурсов из оборота, риск появления безнадежной задолженности), и дополнительной прибыли, которую предприятие может получить за счет увеличения объема продаж (выручки от реализации) посредством предоставления отсрочки платежа и смягчения условий оплаты. Если размер дополнительной прибыли превышает уровень издержек, то предприятию целесообразно предоставить клиенту товарный кредит. При втором подходе финансовому менеджменту компании следует осуществлять контроль за сбалансированностью товарной дебиторской задолженности и кредиторской задолженности поставщикам и подрядчикам. Оптимальной считается ситуация, когда эти две задолженности равны, или величина дебиторской задолженности немного превышает размер кредиторской, что приводит к сокращению финансового цикла за счет привлечения краткосрочного коммерческого финансирования. Превышение срока оплаты кредиторской задолженности над периодом инкассации дебиторской задолженности позволяет избежать кассовых разрывов. Однако в этом случае у предприятия появляется упущенная выгода в виде неиспользованных скидок в счет более быстрой оплаты за приобретенную продукцию. Отметим, что зачастую соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей является показателем финансовой устойчивости и эффективности финансового менеджмента. Оптимальное соотношение для каждого предприятия определяется в зависимости от финансового состояния компаний и условий сделок. У 24% предприятий телкоммуникационной отрасли, попавших в выборку для исследования, приведенного в предыдущей главе, оборачиваемость дебиторской задолженности превышает оборачиваемость кредиторской.

В рамках управления дебиторской задолженностью в научной литературе появилось новое понятие эффективного уровня дебиторской задолженности, определяемого как размер дебиторской задолженности, обеспечивающий предприятию максимальный уровень прибыльности и рентабельности за счет предоставления отсрочки платежей контрагентам. Построение системы состоит из следующих этапов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.239.160 (0.181 с.)