Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Древнечувашская руническая письменность

Поиск

Древние предки чувашей использовали руническую систему письма. Остатки этого письма сохранились в виде тамг, клейм и элементов вышивки. В эпоху Волжской Болгарии и в последующий период среди болгаро-чувашей, особенно среди мусульман, получила распространение письменность на основе арабской графики, о чем свидетельствуют надписи на намогильных памятниках, сделанные на древнечувашском языке арабскими знаками.

В период монголо-татарского ига их письменность была уничтожена. С XVIII в. чуваши начали пользоваться письменностью на основе русской графики. В быту они с давних времен широко пользовались приемами пиктографии (картинного письма) и идеографии (иероглифами), числовыми знаками. Знаки нарезывались главным образом ножом на деревянных брусах и бирках, отпором на бревнах, лопатой на земле. Наиболее широкое распространение имели тамги (тавры) - бывшие родовые знаки, превратившиеся в символ собственности, и числовые знаки. Tамги ставились не только на бирках, загонах, мешках и т.п., но и на официальных документах. Чувашские числовые знаки имели некоторое внешнее сходство с римскими, но не совпадали с ними. В римском счете, например, число одиннадцать обозначалось так: XI, а в чувашском - наоборот (IX).

Древнечувашская руническая письменность — одно из древних человеческих творений в многочисленных системах письменностей мира. Ее зарождение, развитие и прекращение существования связаны с историческими событиями — переменами в жизни, изменениями социального строя, идеологий, преображениями географической среды. Наиболее полно изучены два типа рунического письма: западный тип (германское, скандинавское, англосакское письмо и др.) и восточный (древнетюркский), восходящий к арамейским и персидско-арамейским письменам. В кругу западных письменностей функционирует также отличная от других — самостоятельная форма рунического письма (болгарская, венгерская), идущая в основе своей от восточного типа. К этой форме, видимо, близко стояло письмо Волжской Болгарии раннего периода, т.е. до возникновения здесь арабской культуры. От суваро-болгарского наследия уцелело лишь небольшое число предметов с руническими письменами, и они плохо изучены.

Чуваши явились прямыми последователями культуры раннего государства на Волге. В народе рунические письмена были распространены очень широко, воспроизводились на различных предметах, материалах и в различной технике.

Наряду с малой формой существовала и монументальная. К наиболее значительным памятникам относятся: 1) деталь женского нагрудного украшения шълкеме (18 в., медь, обнаружена при раскопках Мартыновского могильника — Козловский район, Чувашская Республика); 2) антропоморфный намогильный памятник основателю населенного пункта Клемтэль (1740, камень, Клементейкино, Альметьевский район, Республика Татарстан); 3) женские рубахи с "узорами письма", 18 в., вышивка — музеи Санкт-Петербурга, Чувашская Республика, Казани, Самары, Саратова, Уфы.

Алфавит древнечувашской рунической письменности содержит около 35 знаков. Он перекликается с принципами алфавита Древнетюркской рунической письменности, воссозданный датским ученым В.Томсеном. Но чувашская руническая письменность не связана своим возникновением с орхоно-енисейскими письменами. Ее истоки лежат намного глубже, скорее всего восходят к древнеиранской системе письма, к арамеям, аршакидской пехлеви. В ней, как и в рунической письменности дунайских болгар, находят себе место и греческие буквы. Форма чувашских знаков зависел от используемого материала и техники воспроизведения. Поэтому конфигурация некоторых букв доходит до 5—6. Текст писали справа налево, сверху вниз, во мн. случаях, особенно в вышивке, использовали приемы лигатуры и узоров. Гласные в середине или конце слов встречаются лишь в текстах, выполненный в поздний период существования рунического письма.

Метеорологические знания чувашей. Наблюдения за погодой.

 

Вся земледельческая культура у чувашей, строительное мастерство, навыки

изготовления орудий труда, средств передвижения, одежды, обуви, украшений,

добывания, приготовления и хранения пищи, использования природных

ресурсов — основывались на народных знаниях, передаваемых из поколения в

поколение.

Исключительного мастерства достигли чуваши в предсказании погоды по

приметам и использовании своих метеорологических познаний в сельском

хозяйстве, чем вызывали изумление и восхищение русского и татарского

населения края. Чуваши использовали барометр, основанный на разной

гигроскопичности кусков дерева твердой и мягкой пород равного веса.

Древний чувашский календарь был сходен с тюрко-монгольским лунно-

солнечным летоисчислением. В 19-летнем цикле чередовались по 12 месяцев (в

году 254 дня) и 7 лет по 13 месяцев (в году 384 или 285 дней).

Hа обнаруженных археологами металлических зеркалах волжских болгар

встречаются изображения циклических животных — барса, зайца, собаки, мыши.

Именнике болгарских (дунайских) болгар содержится 9 названий годов

животного цикла и расшифрованы они именно с помощью чувашского языка.

Месяцы (уйах) чувашского календаря отражают связи предков чувашей с

племенами и народами Центральной Азии, Казахстана и Северного Кавказа.

Древние предки чувашей использовали руническую систему письма. Остатки

этого письма сохранились в виде тамг, клейм и элементов вышивки. В эпоху

Волжской Болгарии и в последующий период среди болгаро-чувашей, особенно

среди мусульман, получила распространение письменность на основе арабской

графики, о чем свидетельствуют надписи на намогильных памятниках,

сделанные на древнечувашском языке арабскими знаками.

 

Чувашская нар. педагогика

Обучение детей нерусских народов Поволжья русской грамоте связано с

политикой их русификации и христианизации. Еще Петр 1 в своей инструкции о

крещеных иноверцах требовал «склонять владельцев и законников их к

христианскому учению...».

в Казани открылась новокрещенская школа. В

ней обучалось до 30 чувашских, марийских, мордовских, калмыцких и татарских

мальчиков. Учащихся набирали в принудительном порядке. Хотя срок обучения

был довольно большой — 9 лет, учащиеся получали лишь элементарные знания,

обучение велось на русском и церковно-славянском языках. В школах

применялись телесные наказания. Учащиеся влачили полуголодное

существование, болели и умирали. Выпускники школ определялись в приходы

причетниками. Hаиболее успевающие переводились в Казанскую духовную

семинарию.

В 1789—1791 гг. в городах Чувашии — Чебоксарах, Ядрине и Козьмодемьянске —

появились малые народные училища, но чувашские дети в эти училища почти не

попадали. В начале ХIХ в. сельских школ на территории Чувашского края вообще

не было.

Значительную роль в организации школ в Чувашии сыграл основанный в 1804 г.

Казанский университет. Первое приходское училище для чувашских детей было

открыто университетом в Цивильского уезда. Позже такие

училища появились в селениях Шихазаны, Красные Четаи,

Малый Сундырь. Hо они не имели ни собственных помещений, ни

подготовленных учителей.

Все школы содержались за счет крестьян.

Hо чувашские крестьяне неохотно отдавали детей в школу. Одной из главных

причин отказа было преподавание на мало понятном для чувашей русском

языке.

Царское правительство не разрешало вести начальное обучение на родном

языке народностей Поволжья.

В начале ХIХ в. на тысячу чувашей приходилось не более 4—5 грамотных.

В переводной литературе использовалась русская транскрипция. Русский и

славянский тексты переводились на чувашский дословно, по их складу и строю, и

были непонятны для чувашей.

Во второй половине ХIХ в. в основу просвещения нерусских народностей

Поволжья была принята система H. И. Ильминского. Согласно ей, теперь

допускалось для нерусских детей первоначальное обучение грамоте на родном

языке.

Hа территории Чувашии и в других регионах основного расселения чувашей

сложились школы следующих типов: миссионерские начальные (так

называемые одноклассные) и двухклассные училища (школы повышенного

типа), земские начальные и высшие начальные училища, церковноприходские,

миссионерские («братские») начальные и второклассные школы и школы

грамоты. В двухклассных школах учились 7 лет, в начальных — 3— 4 года, в

школах грамоты — 2—3 года.

Для подготовки учителей для нерусских школ возникали учительские школы и

семинарии. В 1872 г. открылась Казанская «инородческая» учительская

семинария. Позже были открыты Бирская «инородческая» учительская школа,

Ишаковская центральная школа, Шихазанская, Хорноварская и другие

второклассные школы для подготовки учителей школ грамоты.

Под руководством И. Я.

Яковлева был создан новый алфавит чувашского языка. Выпуск чувашского

букваря в 1871 г. положил начало новой чувашской письменности. Школа

Яковлева была комплексным учреждением. Здесь обучали теории и практике

сельскохозяйственного труда, рукоделию, домоводству, столярному и

кузнечному делу, функционировали учебные хоры, оркестры, театры и т. д.

В 1878 г. при школе открылось женское отделение. В 1903 г. здесь начали

работать педагогические курсы для подготовки учительниц, на них поступали

выпускницы женского училища. С 18б8 по 1917 г. школа подготовила около

одной тысячи учителей и учительниц для начальных школ, причем из числа

представителей не только чувашской, но и русской и других национальностей

Поволжья.

В дореволюционный период в городах Чувашии было открыто несколько

общеобразовательных и специальных учебных заведений. В них обучалось

около двух тысяч учащихся, в основном детей русских.

Hа территории Чувашии имелось всего пять небольших библиотек с книжным

фондом около 10 тысяч томов. В досоветскую эпоху на чувашском языке было

издано более 700 книг. Чувашские школы и национальное учительство

содействовали росту национального самосознания народа, укреплению языковой и культурной общности различных его территориальных групп.

 

 

11. чувашские народные приемы счета и измер-я (денежн счет, чув цифры, меры длины, веса и объема) Чувашские числовые знаки имели некоторое внешнее сходство с римскими, но не совпадали с ними. В римском счете, например, число одиннадцать обозначалось так: ХI, а в чувашском — наоборот (IХ). Hаиболее распространенными счетными документами являлись земельные брусы и бирки — знаки сборщиков денежных и хлебных податей, заемные бирки, пастушьи бирки, домашние записные бирки и т. п. Самым большим числом у чувашей считалась тысяча (пин), и выход на большее практически не требовался. Для обозначения бесчисленного множества применяли удвоение слов: пин-пин (тысячи-тысячи), или темен чўхле (тьма). Hемало своеобразного было в чувашской системе мер длины. Меры длины включали следующие единицы: пўрне "палец" (толщина пальца, 2 см), 5 пўрне составляли ал лаппи "ладонь" (10,25 см,), 2 ал лаппи — шит "пядь" (20,5 см), 2 шит — чике "локоть" (41 см). В земельных мерах и измерении расстояний применялись: утам "шаг", равный длине шага мужчины среднего роста (88 см); халас "обхват" — размах рук от конца пальцев одной руки до конца пальцев другой (176 см); чалаш "косая сажень" — от конца пальцев вытянутой правой руки до пальцев левой ноги (248 см); верен "веревка", равная 10 чалаш; сухрам — предел слышимости крика. С ХVI в. у русских был позаимствован аршен "аршин", равный 4 чувашским шитам, вершук "вершок" — 2 пўрне. Халас стал соответствовать сажени (213 см), сурхрам — версте (1,07 км). Довольно широко были распространены такие меры площади, как ана (загон) или пилек (беляк), размеры которых в разных районах и общинах колебались от 800 до 2400 квадратных сажен. С ХVIII в. площадь стали измерять десятиной (тесеттин), соответствовавшей 2900 кв. саженей (1,197 га, с 1835 г.—1,0925 га). Универсальными мерами сыпучих и жидких тел являлись сосуды черес "чиря", изготовленные из выдолбленного куска липы. В измерении сыпучих тел чуваши изменяли патавкка "пудовка" (1 пуд, т. е. 16,4 кг), пачах "бучуг" (2 пуда), патман "батман" (4 пуда), михе "мешок" (4-5 пудов), чепта "куль" (9 пудов). С ХVI в. в быт чувашей вошли русские меры веса: пат (пуд), керепенке (фунт), =ур керепенке (1/2 фунта), черек керепенке (1/4 фунта), усмухха (1/8 фунта), маскал (золотник). Hазвания денежных единиц у чувашей отражали этапы их этнической истории. Слова сум, сом, укса сохранились с болгарских времен. Мелкая монета во многих тюркских языках именуется акча (чув. укса), она употреблялась в Золотой Орде. Единицей следующего порядка для тюрков был сум, означавший слиток серебра в виде лепешки. До втор. пол. ХIХ в. чуваши рубль называли "сум". Затем рубль начали называть тенк (тюрк. таньга), первоначально выступавшей как монета. Копейку чуваши называли пус (букв. "давить", чеканить), полкопейки — укса.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 4274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.209.101 (0.009 с.)