Письменность как коллективная память и сознание 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Письменность как коллективная память и сознание



Более миллиона лет наше биологическое развитие медленно передавалось от поколения к поколению на генном уровне. Информационный банк данных — Человек — был биологически материализован в генах каждого из людей. С появлением процесса запоминания человечество создало коллективную память. Все знания (духовное богатство) на Земле могут быть зафиксированы в письменном виде и собраны в книгах. Однажды приобретенные знания можно передать другим людям, которые будут развивать их дальше. Письменность дала возможность совершить мощный эволюционный скачок: культурное развитие человечества получило новое направление — в сторону единой семьи с коллективной памятью!

Появились библиотеки, в которых аккумулировались знания определенных культурных кругов. В те времена каждую книгу приходилось переписывать от руки, монастыри и храмы превратились в духовные центры. Были записаны религиозные и государственные законы, договоры, исторические события и литературные произведения.

После того, как Гутенберг изобрел печатный станок, книги можно было издавать «массовыми» тиражами. Разве кого-нибудь может удивить тот факт, что первой отпечатанной книгой была Библия? Распространение письменности после изобретения печатного станка можно сравнить с появлением Интернета сегодня. Фактически знания превратились во всеобщее достояние: духовное богатство получило возможность распространяться, как огонь по соломе.

Развитие письменности создало базис для человеческой культуры, для коллективного сознания, то есть для сознания, характерного для целого биологического вида под названием Человек!

Таким образом, развитие человечества перешло в новое измерение. На вопрос: «Что такое человек?» мы теперь можем ответить не только с точки зрения генов. Вопрос теперь следует ставить по-другому: «Что такое человечество?» Ответ мы найдем в понятии культуры.

Другими словами, прогулки по Луне не входят в биологические способности человека. На нас воздействует сила тяжести. И все-таки, хотя до сих пор мало кто из людей побывал на Луне, теперь это возможно. Это объясняет, что же такое культура человечества. Но не забывайте, какое общественное богатство, какой высочайший уровень развития науки и техники, образованности инженеров и техников, менеджеров и космонавтов необходим, чтобы послать на Луну пару экземпляров нашего биологического вида!

С тех пор, как основная тяжесть в понятии «сущность человека» была перенесена с генного уровня на уровень культуры, человек не может жить только биологически (как животное): ему необходимы общественный и культурный уровни. Эти уровни связаны с такими понятиями, как «воспитание», «социализация», то есть превращение человека в часть человеческой культуры.

 

Возникновение школ и образования

У нас есть данная нам от рождения способность говорить, а вот с чтением и письмом все обстоит по-другому. Эти навыки еще слишком молоды, чтобы стать частью нашего биологического багажа, наших человеческих генов. Да этого и не нужно. Человеческую культуру мы не получаем вместе с генами, ею приходится активно овладевать. Для этого мы ходим в школу. В школе мы учимся письменной речи, то есть учимся читать и писать! С помощью этих умений мы получаем «знания человечества» и оказываемся способными дальше развивать культуру и самостоятельно создавать духовное богатство. Для этого каждый из нас лично должен изучить, скажем, «актуальное положение человечества» (прежде всего, с помощью чтения и письма).

С этой точки зрения, и школьное образование, и «учеба всю сознательную жизнь» являются составляющими становления человека: наше биологическое «приданое» закреплено на генном уровне, а наше культурное «приданое» нам приходится осваивать активно. Мы вступаем в права наследства не только на материальном уровне, но и на культурном тоже, ведь каждый из нас от рождения имеет разные задатки к овладению культурными ценностями.

 

Автомобиль как материальное и духовное богатство

Давайте рассмотрим автомобиль, созданный по новейшим технологиям, с точки зрения актуального состояния человеческой культуры.

То, что мы можем воспринять в автомобиле невооруженным взглядом, является материальным богатством: материал (например, цинк), интерьер (например, кожаные сидения), техника (например, навигационная система), определенные возможности (например, соотношение максимальной скорости и расхода бензина), имидж фирмы (например, Мерседес-Крайслер) и соответственная цена. Все это видимое, созданное человеком богатство.

Но только представьте себе, какой безграничный объем знаний, техники и ноу-хау скрыт в этом автомобиле. Объем технических знаний уходит корнями в глубокую древность, в те времена, когда было изобретено колесо! Представьте себе, что мы поместим все книги, необходимые для изобретения, создания и безопасного использования автомобиля, в библиотеку. Не забудьте про спутниковую и компьютерную технику, транспортные системы, системы безопасности, инструкции по сборке, знания менеджмента. Навряд ли есть хоть одна техническая книга, которая не попадет в эту библиотеку! Такая «виртуальная библиотека» — это невидимое духовное богатство, с помощью которого можно воплотить и материализовать автомобиль.

Нет в мире человека, который овладел бы всеми этими знаниями! Каждый принимавший участие в разработке, внес свой вклад в виде специальных знаний. Автомобиль воплощает техническое ноу-хау всего человечества, овладеть которым не под силу одному конкретному его представителю. Все, что необходимо для изобретения и развития этого вида материального богатства, можно освоить с помощью письменно зафиксированных знаний, техники и ноу-хау. Наша «виртуальная библиотека» открывает доступ к разработке и использованию материального объекта автомобиль.

Человеческая культура состоит из базиса одухотворенной материи (например, технически совершенного на данном этапе автомобиля) и надстройки, то есть материализованного духа (огромной базы данных человеческих знаний). Теперь можно перейти к центральному вопросу: а какое отношение ко всему этому имеют деньги?

 

Глава 4. Деньги как гениальный фактор эволюции

 

В предыдущей главе мы говорили о тайне письменности.

· Письменность аккумулирует знания (дух) в своеобразном «банке данных» (например, в книгах) и делает их доступными каждому и в любой момент (например, через чтение и обучение).

· Письменность дает возможность активного обмена сквозь время и пространство.

· Письменность делает знания общедоступными.

· Письменность материализует духовное богатство и дает возможность его беспроблемного распространения.

· Письменность дает возможность создания комплексной и глобальной культуры человечества.

Приблизительно мы представляем себе, как в человеческом обществе и культуре образуется материальное и духовное богатство. Но все это было бы недоступно, если бы человечество не изобрело деньги. Какую фундаментальную роль сыграли деньги в создании человеческой культуры?

 

Торговля как обмен и замена

В наших книгах по истории полно описаний войн, которые люди (орды, племена, народы, государства) вели друг с другом. При их чтении может сложиться представление, что человек — самый большой враг человека.

Но ведь существовали не только плацдармы военных действий — были еще и рыночные площади. Войны приносили с собой разрушение, разбой, грабеж, торговля же — постоянно увеличивающийся свободный обмен между отдельными культурами, в результате чего возрастало богатство. К сожалению, наши дети мало что могут узнать об этой стороне объединения людей — через развитую торговлю. Обмениваясь тем, чем владели, люди приобретали уважение, почет и понимание.

На перекрестках торговых путей возникали гавани и города. Чем активнее город торговал, тем богаче он становился. Крупные европейские столицы и столицы Востока находятся на перекрестках торговых путей. Вспомните про восточные караваны и активное торговое мореплавание по всем морям.

Задолго до того, как люди научились преодолевать языковые границы, они уже овладели языком торговли. Ничто так сильно не связывало людей. Купцы, которые существовали за счет торговли, всегда пользовались большим уважением. При этом они являлись и первыми посланцами чужих культур.

 

Предпосылки торговли

Чтобы торговать друг с другом, необходимо было иметь некоторые вещи в избытке: я отдаю что-то, что мне самому не нужно, чего у меня много.

С другой стороны, натуральный обмен имеет смысл только в том случае, когда мне нужно что-то, чего у меня нет и что я сам произвести не в состоянии. Таким образом, началась торговля раритетами, богатствами, редкостями и ценностями. Эти вещи должны были быть такими, чтобы не возникало сложностей с перевозкой, чтобы они не портились в пути (иногда дорога занимала несколько месяцев). Итак, оба участника сделки должны были иметь нечто, чего у одного — в избытке, а другому — не хватает.

В те времена торговля еще не велась «из-за хлеба насущного маленьких людей». Торговали люди богатые, князья. Роскошь нового дворца свидетельствовала об интенсивности торговых отношений или… о грабительских набегах.

Торговля долгое время была натуральной. Но со временем более практичным оказалось использование при обмене одного конкретного продукта — золота. Это было важно, прежде всего, тогда, когда торговля стала профессиональной, когда появились новые торговые профессии, когда она превратилась в источник существования для торговцев и купцов. Всеобще принятый торговый эквивалент начал приносить большую пользу. Золотом (или другими ценными товарами) платили тогда, когда прямой натуральный обмен оказывался невозможен. Торговый партнер всегда мог использовать золото и в дальнейших сделках. Оно превратилось в универсальное средство обмена и стало предшественником денег.

 

Местный рынок

Позже, наряду с «профессиональной торговлей», не имеющей ограничений, начала развиваться и торговля местная, «торговля маленьких людей». Она предполагала наличие свободных людей: только тот, у кого есть собственность, мог обменять что-то на другие товары.

Рабы и крепостные не распоряжались даже собственной жизнью, не говоря уже о чем-то, годном к обмену. Только когда появилось большое количество ремесленников и свободных крестьян, наступила пора местной торговли.

Предпосылки для расцвета местного рынка были таковы.

· Личная собственность. В распоряжении человека должны находиться материалы и средства производства, иначе он не сможет произвести ничего, что годится для обмена на другие товары повседневного спроса.

· Разделение труда. Члены одной общины не могут производить одно и то же, они должны изготавливать разные вещи. Невозможно, например, представить себе деревню, в которой живут одни кузнецы. Чем лучше организовано разделение труда, тем быстрее расцветает местный рынок.

· Специализация и опыт. Чем больше опыта человек получил в определенной области, тем большим спросом пользуются его товары, тем меньше вероятности появления аналогичной продукции.

· Избыток. Рынок делает выгодным производство избыточной продукции. При наличии рынка и торговли избыток целесообразен. Он является двигателем роста богатства.

· Потребность. Обмен совершается только в том случае, если есть спрос. Можно сказать и по-другому: рост предложения инициирует рост потребностей.

Рынок и торговля являются двигателями развития общественного богатства.

Человек производит избыток и путем обмена сам может достичь большего. Рынок и обмен очень быстро создают местную общину. Они объединяют людей, вокруг рыночных площадей возникают города и деревни. Рынок становится центром общины. Внутри такой общины ускоряется процесс разделения труда.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.117.109 (0.013 с.)