Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Устройство патриархального общества↑ Стр 1 из 23Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Когда примерно 10 тысяч лет назад человек перешел к оседлости, он присвоил себе и землю, и почву и начал четко разделять, где твое, а где мое. (С тех пор в мужчине притаился глубокий невротический страх перед объединением, потому что его господство зиждется на разделении!) Итак, свое победное шествие начал патриархат: теперь появилась градация между победителями и побежденными, между эксплуататорами и эксплуатируемыми, между хозяевами и подчиненными, между сверхчеловеком и недочеловеком, между теми, кто выиграл и проиграл, между палачом и жертвой. (Кстати, одновременно с этим началось и «победное шествие» логичного, аналитического, разделяющего разума, в котором скрыт панический страх перед чувствами и интуицией.) Мужчина («Человек») провел границы вокруг своих владений и защищал их до последней капли крови. Свое имущество он мог передать старшему сыну, то есть «своей плоти и крови», а женщина (существо среднего рода) была поставлена в один ряд с другим имуществом. Собственную женщину (имущество) ревниво оберегали от конкурентов. У нее отняли самостоятельность, она стала зависеть от мужчины, то есть от «кормильца». (При этом кормление есть биологическая функция женщины!) Ревность и борьба с конкурентами расцветали, благодаря мужчине, пышным цветом. Итак, были заложены основы насилия, войн и эксплуатации. Материальные богатства можно было приобрести, отобрав у других за счет эксплуатации или грабежа: отнимая растения (вырубка лесов) и животных (домашние животные в качестве рабочей скотины или источников пропитания) у Земли, превращая в рабов целые народы, классы и «низких» людей, то есть женщин и детей. Короли, священники и воины больше не работали, теперь они заставляли работать других. Высшие классы существовали за счет рабского труда и колонизационной политики. Быть богатым означало иметь власть над другими людьми. Одни работали, другие присваивали результаты их труда. (Это наше патриархальное представление о богатстве, которое позволяет сохранить амбивалентность собственной мечты о нем.) Эксплуатация — это форма присвоения материального богатства, созданного другими людьми. При эксплуататорском присвоении и создании за счет его материального богатства обязательно есть побежденные, эксплуатируемые, бессильные, то есть всегда есть жертвы. Как строят дворец? Для этого нужны материалы (поставщик — Земля), план (это работа хозяина и его консультантов) и огромное количество тех, кто работает (это удел рабов). Дворец как вновь созданное богатство состоит из материалов (например, мрамора), духовного начала (план) и большого количества физической работы (пот и кровь). Нам не хотелось бы чересчур драматизировать историю патриархата. Это, безусловно, специфическая форма человеческой организации, которая ведет в силу своей природы к нашей эмансипации. Патриархат дал возможность создать общество, в котором есть дома, деревни, города и государства, где есть корабли, поезда, автомобили и самолеты, фабрики и предприятия, постепенно превратившиеся в «нашу вторую» натуру. И какой бы мудрой ни была восточная философия, там тоже никто не прошел мимо патриархата. Но если мы с вами поднимемся над односторонней точкой зрения на классовую борьбу немногих «избранных» (здесь существует множество идеологических и лингвистических форм, таких как социализм, феминизм, религиозный фундаментализм или фанатизм народов) и перейдем на точку зрения единого человечества, то можно будет сказать, что мы создали человеческое общество, в котором мы, человек, эксплуатируем нас же, человека, с большим количеством жертв. И больше ничего.
Дом, построенный собственными силами Чтобы подвести черту и получить возможность мирно расстаться с этой фазой патриархата, наверное, имеет смысл сравнить последние 10 тысяч лет человеческой истории со строительством дома собственными силами. Итак, определен участок под строительство, проведены границы и составлен план. На этой фазе практически никакого внимания не уделяется вегетации участка: строительная площадка засоряется, кусты, луга и цветы безжалостно вытаптываются, у животных, для которых этот участок почвы стал домом, отнимают пристанище. Члены семьи и знакомые оказывают «дружеские услуги». В период строительства дома каждая свободная минута посвящается именно этому. В жертву принесены отпуск (или даже два) и все свободное время, дети не могут похвастаться вниманием со стороны родителей. Все посвящено одной цели: как можно скорее приобрести крышу над головой. Из-за стрессов и двойных, а то и тройных перегрузок страдает здоровье. Иногда возникает такое впечатление, что приходится мобилизовать все свои силы, только чтобы закончить «дело своей жизни» (и передать его по наследству своим детям). Человек доходит до границы собственных возможностей, «эксплуатируя самого себя», и продолжает строительство, отнимающее не только силы, но и здоровье. Может быть, в это время действительно начинается какая-нибудь серьезная болезнь. Здесь требуется чисто физическая сила, и всем во время строительства распоряжается мужчина. Ни о какой семейной гармонии речи не идет. Пышным цветом расцветают напряженность и нетерпение. Общение зачастую сокращается до приказов и указаний. Требуется слепое подчинение, это не подходящее время для дискуссий, ситуацию определяет действие. Чем быстрее заканчивается строительство, чем раньше происходит переезд, тем ниже оказываются затраты. Материальные расходы человек сокращает в ущерб здоровью и гармонии. И вот дом готов! Великое событие! Все трудности забыты моментально. Теперь пришло время сделать его жилым, то есть обставить как можно уютнее и наслаждаться жизнью. Вскоре вокруг дома начинается устройство сада. Строительная пустыня снова возрождается к жизни, посажены новые деревья и кустарники, устроен пруд и маленькие биотопы. Природа вокруг дома расцветает. Появляются насекомые, птицы и другие животные. Возникает рай местного масштаба. На второй фазе — интерьеры и сад — главной становится женщина. Наверное, какое-то время еще приходится очень много работать, чтобы покрыть расходы на строительство. Но даже при жесткой работе, при которой человек безжалостно эксплуатирует самого себя, возникает нечто новое — дом, кров. Забыты и стресс, и ссоры. Вновь возвращаются здоровье и гармония. Нельзя ли эту умиротворяющую схему применить для последних 10 тысяч лет патриархата? Не пора ли тот дом, который мы строили с огромными усилиями, напряжением, жертвами и лишениями, в ссорах и недовольстве, обставить так, чтобы в нем можно было жить? Не пора ли возродить вокруг него сад, то есть Природу? Тяжелая работа и самоэксплуатация — это вторая модель развития богатства. Это патриархальная модель трудного общественного прогресса. Даже если эта модель уже дошла до своей границы, это совсем не значит, что вместе с ней закончились эволюция, жизнь, богатство и прогресс. Наоборот, только теперь и может по-настоящему начаться трансформация патриархата!
Глава 3. Культура чтения и письма
Человечество создавало не только материальные богатства, которые видно невооруженным глазом: дома, города, фабрики, магазины и транспортные средства. Большая часть созданной человеком культуры является богатством духовным, обнаружить которое гораздо сложнее. Если экономика, которая основана на труде и эксплуатации, представляет собой общественный базис, то письменность, то есть чтение и письмо, являются культурной надстройкой. Деньги есть посредник между двумя уровнями человеческого общества: между общественным базисом (материальное богатство) и культурной надстройкой (духовное богатство). Чтобы в двух следующих главах полностью раскрыть тайну денег, мы должны обратить свое внимание на искусство, которое сделало возможным появление духовного богатства — языка и в первую очередь — письменности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.63.252 (0.006 с.) |