Происхождение и функции чув народного костюма. состав чув национ одежды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Происхождение и функции чув народного костюма. состав чув национ одежды.



Национальный костюм во все времена привлекал к себе особое внимание. Национальный костюм символизирует грандиозный путь древней культурной традиции, созданной и выстраданной чувашским народом, который прошел через невероятные по драматизму испытания. Он отражает художественно-эстетические вкусы чувашского этноса, его философские и нравственные представления, самобытное понимание мироздания и взаимосвязь человека с окружающей природой.

Нательная одежда. В древности нательная одежда (та, что одевалась сразу на тело) имела особое значение для человека. У некоторых племен в древности была традиция — вообще не снимать нательную рубашку, пока она сама полностью не истреплется. Таким образом, рубашка рассматривалась как защита не только от холода, но и от злых духов. Для этого же ее обязательно украшали узорами.

Для многих народов, особенно теплого климата, нательная одежда была единственным одеянием.

Крой кĕпе. Нательной одеждой чувашей, как мужчин, так и женщин, была рубахаплатье (кĕпе) и штаны (йĕм). Они шились из холста (пир). По своему крою (то есть разрезанию ткани на детали, из которых затем шьется одежда) женская и мужская одежда не отличались. Только мужское кĕпе было длиной до колен, женское до середины икр.

Чувашское кĕпе сохранило в себе один из самых древних видов кроя, при котором не остается ни одного лишнего кусочка.

Украшение кĕпе. По краям горловины, рукавов, подола кĕпе обязательно украшалось полосками красной ткани и вышивкой, бисером. У многих народов в древности красный цвет считался оберегом, прогоняющим злых духов. В более старинных кĕпе вышивка и нашивки заполняли всю грудную часть и рукава. Только в женской нагрудной вышивке присутствовал узор — кĕскĕ как солнечный знак и охрана материнства, материнской груди. Ведь только с материнским молоком маленький человек мог выжить и вырасти здоровым.

Виды и изменения кĕпе. В древности у всех этнографических групп чувашей были вышитые из белой ткани кĕпе. Они обязательно носились с поясом.

Позднее верховые чуваши стали подвязывать кĕпе так, как это делали марийцы высоко поддергивая платье. При этом получался большой напуск, на него сверху завязывали другой пояс. В конце XIX века низовые чуваши, по примеру татар, стали носить цветные, чаще клетчатые кĕпе

В XX веке у всех групп чувашей появились оборки, стоячие воротники, манжеты.

Йĕм. В глубокой древности народы Европы вообще не использовали одежду для ног — штаны, брюки, шаровары и т. п.. В женском костюме некоторых народов одежда типа штанов не использовались вплоть до середины XX века, поэтому от холода их защищало несколько юбок, платьев. Ученые считают, что штаны появились в Европе из восточных стран, вместе с первыми всадниками.

В народном чувашском костюме штаны (йĕм) были обязательной одеждой, как для мужчин, так и для женщин. Иĕм кроились с широким шагом, необходимым для посадки на коня, и напоминали современные спортивные штаны для занятий каратэ.

Подвязывались йĕм на уровне бедер. У женских йĕм это были 4 веревочки: 2 завязывались впереди, 2 сзади.

Из сукна или кожи шили зимние йĕм.

Детская одежда. Одежду для самых маленьких детей старались шить из старых материнских рубах, так как у старых вещей особенно мягкая ткань. Младенцам одевали рубашечки с вышивкой и шапочкичепчики с амулетами, их завертывали в пеленки (пĕлче, кипке).

Как ребенок вставал на ножки, ему одевали детские штанишки с прорехой сзади. Это было очень удобно для матери и самого ребенка, а также гигиенично. С 3—4 лет и мальчиков, и девочек обряжали в настоящие йĕм. И с этого возраста дети сами учились завязывать и развязывать узлы.

Головные уборы. У многих народов головной убор не просто защита от холода или жары. Головной убор может многое рассказать о человеке: к какому этносу он принадлежит, сколько ему лет, какую должность он занимает… У чувашей головной убор был обязателен и для мужчин, и для женщин, как зимой, так и летом.

Мужские головные уборы. Чувашские мужские головные уборы подразделяются на летние и зимние. Летние головные уборы — шляпы (ялкас) изготавливались из войлока белого или черного цвета. Зимние шапки (çĕлĕк) шили из кожи, меха, сукна.

В древности мужчинычуваши носили высокие шапки с меховой опушкой, отделанные серебряными и золотыми украшениями, драгоценными камнями.

Виды женских и девичьих головных уборов. Все женские чувашские головные уборы можно разделить на два типа: шапки и покрывала. К типу «шапки» относятся хушпу — женский головной убор, тухья — девичий головной убор и зимние шапки.

К головным уборам типа «покрывала» относятся: сурпан, масмак, пуç тутри, чалма, пĕркенчĕк (покрывало невесты).

Хушпу и тухья. Остов тухья и хушпу изготавливался из кожи или плотной ткани. На него нашивались бисер, бусы и монеты. В древности булгарочувашские мастера специально изготавливали украшения из золота, серебра, бронзы. В XVII веке для чувашей, марийцев и удмуртов был введен запрет на изготовление и обработку металлов (так как правительство опасалось, что эти народы будут изготовлять оружие). Чувашские мастера, сохраняя традицию, для украшений стали использовать монеты. Они пришивались так, что при ходьбе или танце издавали легкий серебряный перезвон.

Тухью одевали девушки, а хушпу носили замужние женщины. В украшении тухьи больше использовался бисер, и у этого головного убора мог быть козырек. В целом тухья напоминает древний военный шлем.

У девушек верховой группы тухья была в виде шапочки, а у низовой — такая же шапочка, но с навершнем (шÿрешке, тăрнашка). В древности в это навершие вставляли яркие перья птиц. Девушки средней группы могли носить тухьи обеих видов. Иногда на тухью завязывали головной убор в виде узкого полотенца. А девушки низовой группы во время свадебных торжеств поверх тухьи одевали длинный белый калпак с вышитыми узорами, кистями. Такой же калпак носили татарские и удмуртские девушки.

Хушпу отличается большим количеством металлических украшений, его носили только с сурпаном. К тому же сзади к хушпу обязательно прикреплялась длинная полоса, украшенная монетами, бусами — хушпу хыçĕ. По своей форме хушпу было разное во всех трех группах чувашей.

Многочисленные металлические украшения и изготовление остова хушпу и тухьи из кожи резко отличало чувашские головные уборы от остальных народов Поволжья. У них остовы женских головных уборов изготавливались в основном из бересты. Ученые считают, что женские и девичьи головные уборы чувашей сохранились с глубокой древности и связаны с культурой Азии и Востока.

Сурпан представляет собой ткань в виде длинного и узкого полотенца, украшенного на концах вышивкой и нашивками. Такой простой, прямоугольный по своей форме, головной убор, вероятно, один из самых древнейших, возникший одновременно с умением человека ткать.

Сурпан был обязательным женским головным убором. По традициям многих народов сразу после свадьбы женщина прятала свои волосы под головным убором, потому что считалось, что женские волосы обладают магической силой, особенно если женщина из другого рода (а невеста обычно всегда была из другой деревни, значит, из другого рода).

В каждой из трех этногрупп чувашей сурпан отличался по своим размерам, украшению и способу закрепления на голове.

У верховых чувашей он был длиной около 1,5 метра, белого или желтоватого цвета. По всем сторонам украшался вышивкой.

Сурпан средних чувашей имел длину около 2 метров, на концах украшался вышивкой и нашивками.

У низовых чувашей он был длиной около 2,5 метров, украшался на концах вышивкой и ткаными узорами (позднее стали пришивать кружева).

Для того чтобы сурпан держался на голове, чуваши верховой группы закрепляли его узким, сплошь вышитым масмаком, а у средней группы масмак был шире и узор вышивался только в середине. Женщины средней, а также низовой групп носили сурпан с хушпу или с пуç тутри, которое представляло собой короткое вышитое полотенце. Среди чувашей средней группы существовал головной убор в виде треугольного платка — чалма. В разных деревнях пуç тутри завязывали своими способами.

Зимние шапки женщин мало отличались от мужских шапок. Позднее, к XX веку, женщины стали завязывать шали и теплые платки.

Верхняя одежда. Климат средней полосы, где обитали наши предки и живем мы с вами, никак не позволяет обходиться без верхней одежды и обуви. Они хорошо защищают от холода, но в то же время верхняя одежда и обувь — одни из самых дорогих элементов костюма. Качественная верхняя одежда и обувь показывали, что человек состоятелен, поэтому у некоторых народов даже в самую жару в торжественных случаях люди ходили в верхней одежде. Так русские бояре заседали в царских палатах в драгоценных шубах и высоких меховых шапках.

Верхняя летняя одежда. В качестве верхней летней одежды мужчины всех этнографических групп чувашей, а также женщины и девушки верховой группы носили шупăр — распашную одежду типа плаща, халата из холщовой ткани белого цвета. Такая же одежда, но сшитая из тонкого сукна черного или синего цвета, называлась пустав (хыс, илен, халат).

В древности шупăр, пустав и другая верхняя одежда шилась так же, как и кĕпе (но впереди с разрезом посередине, как у халата), украшалась вышивкой, полосками ткани, металлическими узорами. Позднее, под влиянием русской одежды, их стали шить отрезными по талии, со множеством сборок сзади и с застежками до пояса спереди.

До недавнего времени богато украшенный вышивкой шупăр использовался нашими предками в обрядах, молениях, на свадьбах и других торжественных случаях.

Женщины и девушки низовой группы в холодное летнее время обычно одевали второе кĕпе. Но, вероятно, в более древнее время они тоже могли носить шупăр.

Весеннеосенняя верхняя одежда. В осенневесеннее время все чуваши одевали сăхман, верхнюю одежду типа пальто с подкладкой. Его шили из тяжелой шерстяной ткани тăла черного, синего, коричневого цвета, с воротником и застежкой до пояса. Праздничный сăхман мог быть желтого или белого цвета, украшенный вышивкой и цветной тесьмой.

Зимняя верхняя одежда. От зимних холодов наших предков спасал кĕрĕк, который шили из овечьих шкур. Сейчас такую одежду называют дубленкой.

Раньше кĕрĕк шился не отрезным ло талии, а с прямой спиной. Несомненно, такой способ выкраивания одежды был более экономичным, но под влиянием моды сзади на спине стали делать многочисленные мелкие ровные складки. Для невест их делали до 90 штук, детям закладывали по 3 складочки.

У кĕрĕк был стоячий воротник, застежка до пояса, часто карманы. Украшалея цветной тесьмой, крупной вышивкой и меховой отделкой по вороту и рукавам.

Для дальних поездок и лютых холодов наши предки шили тулупы (тăлăп), которые одевали прямо на кĕрĕк. Длинный до пят, с большим воротником тăлăп сохранял старинные традиции кроя — был не отрезным по талии, а прямоспинным.

В сырую или холодную погоду поверх сăхмана или кĕрĕк могли одевать накладку — юпăнчă или аçам. Он шился прямым, длиной до пят, с большим воротником и без застежек, просто запахивался и завязывался поясом.

Женская верхняя одежда не отличалась от мужской, но была более нарядной, могла быть синего, зеленого, белого, желтого цветов, и на ней было больше вышивок и нашивок. Вся верхняя одежда обязательно подпоясывалась обычно кушаком. Он мог украшаться на концах кистями и вышивкой.

На руки одевались рукавицы (алсиш) или перчатки (пÿрнеллĕ алсиш). Их вязали или шили из меха, кожи.

В древности у чувашей были и другие виды верхней одежды, но сведений о них почти не сохранилось.

Обувь. В глубокой древности предки чувашей носили только кожаную обувь. Позднее, с обеднением народа, стали одевать лапти — древнюю обувь всего Поволжья. Первыми «изобретателями» лаптей ученые считают финноугорские народы — древних марийцев, мордву.

Лапти (çăпата) плели из лыка (пушăт) — нижнего слоя коры деревьев, обычно липы. Мужские лапти плелись из 7 лычек (полосок лыка), женские, особенно девичьи, делались более изящными из 9, 12, даже 18 лычек. Для плетения использовалась колодка (калăп) и кочедык (шĕшлĕ).

В летнюю пору одной пары лаптей хватало на неделюдругую, поэтому всю долгую зиму мужчины семейства плели для всех своих домашних лапти.

В дождливое, грязное время к подошве лаптей приделывали деревянные брусочки. Перед обуванием лаптей ногу обертывали портянками, сделанными из холста (пир тăла) или онучами из сукна (тăла) и повязывали оборами. У верховых чувашей оборы были ддинные, и завязывали их высоко, до самых колен. Низовые и средние чуваши на портянки могли одевать суконные или холщовые чăлха — одеяние типа гольф, чулок или гетр. Подвязывали их низко, около щиколоток. В сырую погоду поверх онучей навертывали кожаные портянки.

Самой лучшей и удобной считалась кожаная обувь. В древности чуваши носили разные виды такой обуви: высокие сапоги, укороченные сапожки, обувь типа галош и туфель. Мягкие сапожки и туфли закрепляли ремешками с металлическими пряжками. Девушкам к свадьбе старались справить кожаные ботиночки.

Обувь украшали кусочками цветной кожи, бисером, бусами, металлическими узорами. С тех древних времен чуваши до XX века сохранили модель сапог с заостренными носками.

Еще один вид обуви, незаменимый в холодном климате, — валенки (кăçатă, çăм атă). Их изготавливали так же, как и войлок, но внутрь для придания формы вставляли деревянные колодки. Валенки могли украшать цветными узорами.

Когда наши предки одевали новую обувь, то произносили краткую молитву с пожеланиями, чтобы эта обувь носилась подольше, а человек жил побольше.

обрядовая одежда. Во все времена и у многих народов одежда была не просто защитой от холода или злых духов. Она указывала на статус человека или на род его занятий. С глубокой древности жрецы одевали особую одежду. Считалось, что для общения с высшими силами — божествами и духами — человек должен выглядеть не так, как обычно.

И в современном мире сохраняется традиция особой одежды для торжественных случаев. Так, невеста на свадьбу одевает платье, которое вряд ли когда еще оденет. Многие люди носят форменную одежду, связанную с их профессией — судьи, врачи, священники, милиционеры, артисты и т. д.

Древние обрядовые одеяния. Во время всех торжественных случаев чуваши одевали белые одеяния, богато украшенные вышивкой.

Женщины обязательно были в головных уборах и с металлическими украшениями. Руководители обрядов обычно одевали верхнюю одежду или иногда даже выворачивали ее наизнанку.

В древности такой обрядовой одеждой был особый шупăр, один из образцов которого хранится в Чувашском национальном музее. Этот шупăр отличается богатыми украшениями — вышивкой, нашивками из красной ткани и очень длинными рукавами. У него есть сьемный, сплошь вышитый воротник. На рукавах этого шупăр есть особые узоры. В древности на этом месте были прорези. Одежду такого типа могли носить разными способами, например: «внакидку», не вдевая руки в рукава или вдевая руки в прорези у плеча, то есть рукава как бы становились ненужными, ложными. Возможно, что все-таки руки в рукава вдевали и у запястий их закрепляли браслетами.

Обрядовая одежда с такими длинными (ложными) рукавами была известна у древних народов Средней, Малой Азии и Кавказа. Некоторые исследователи считают, что такая одежда могла произойти в глубокой древности из снятой целиком шкуры животного. Рукавами были ножные части, но такие «рукава» были слишком узкие, и в них невозможно было вдеть руки.

Если во время обращения к высшим божествам облачались в особые одеяния, то когда приходилось вступать в контакт со злыми духами, наоборот, одежду снимали. Так во время хĕр аки — очищения селения от злых духов — одна девушка полностью обнажалась, а другие оставались только в платьях. Ученый В. А. Сбоев наблюдал, как его знакомый чуваш вымаливал наказания для другого человека у злого духа киремет: «Вставши на ноги, он распоясался, скинул рукавицы, кафтан, рубашку, снял с ног лапти и онучи и остался в чем мать родила…»

Таким образом, для чувашей одежда была символом связи с высшими добрыми божествами. Как эти божества украшали весь прекрасный мир, всю природу, так и человек стремился повторить гармонию мира в своем одеянии.

Древние украшения. Ученые считают, что в древности определенные места одежды обязательно старались украсить охранными узорами. Это, прежде всего, края одежды, откуда к телу человека могли проникнуть злые духи. Затем грудь человека, как место сердца (вероятно, и души), а в женской рубахе — это охрана ее молока.

Плечи и темя головы всегда обращены к божествам — на них особые узоры. Например, металлические — золотые, как солнце, серебряные, как небесный свет. А красный цвет полосокукрашений, как цвет огня и крови, у многих народов считался оберегом. Такими же оберегами были узоры из бисера. Вероятно, именно повторением бисерных узоров стала знаменитая техника зерни булгарских мастеров. Бисер — «женская вышивка», зернь — как бы «мужская вышивка». А настоящая вышивка по счету ниток — это древнейший способ украшения ткани.

Шли времена, изменялась одежда, но традиции украшения сохранялись: если невозможно было использовать металлические узоры, их заменяли вышивкой и нашивками из ткани, исчезали разрезы, но вышивки, обозначающие эти места, оставались.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 3821; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.4.181 (0.022 с.)