Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 7. Типы рынка: монополистическая конкуренция и олигополия.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Монополистическая конкуренция – модель рынка, на котором действует достаточно большое число фирм, производящих дифференцированные (т.е. отличающиеся по свойствам и условиям продажи) товары. Отличительная особенность рынка монополистической конкуренции – необходимость рекламы для увеличения объемов продаж товара, имеющего множество аналогов, или даже для удержания своей доли рынка.
Олигополия – модель рынка, на котором действует несколько очень крупных фирм. В силу немногочисленности участников рынок олигополии отличается тесной взаимозависимостью фирм: решение каждой фирмы учитывает не только собственные издержки и спрос на свой товар, но и поведение других фирм-олигополистов.
Картель - один из типов поведения олигополии в целом, при котором олигополия действует аналогично чистой монополии путем сговора по установлению единой цены и определению объемов производства каждого олигополиста.
Ломаная линия спроса - один из типов поведения олигополии в целом, при котором отсутствуют договоренности между участниками рынка; в этом случае ни один олигополист не заинтересован в изменении объема производства и цены.
Лидерство в ценах – один из типов поведения олигополии в целом, при котором в отрасли действует фирма-лидер, диктующая цену стандартизированного товара всем участникам рынка. Фирмы-аутсайдеры поддерживают цену лидера, но «отсекают» часть рыночного спроса (т.е. ограничивают спрос на продукцию лидера).
Модель дуополии Курно – модель олигополии из двух фирм, каждая из которых принимает во внимание объем производства другой для определения спроса на свой продукт. В результате взаимодействия устанавливается равновесие, при котором каждая фирма производит 1/3 рыночного объема спроса. ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ТЕСТАМИ Большое количество продавцов характерно для совершенной и монополистической конкуренции, а также монопсонии. На олигополистическом рынке небольшое количество продавцов. Единственным продавцом представлен рынок монополии. На всех этих рынках множество покупателей. Наличие единственного покупателя на рынке характерно для монопсонии.
Монопсония и монополистическая конкуренция представлены большим количеством продавцов. Монополия характеризуется единственным продавцом, олигополии – небольшим количеством продавцов. Рынок сотовой связи представлен небольшим количеством крупных продавцов. Следовательно, этот рынок является олигополией. Принципы решения задач. · Определение объема производства и цены фирмы - монополистического конкурента до и после проведения рекламной кампании. Объем производства и цена определяются так же, как для монополиста (поскольку монополистический конкурент выступает монополистом на своем узком сегменте рынка). Особенностью рынка монополистической конкуренции является реклама, вследствие которой меняется спрос на продукцию фирмы, а к производственным издержкам фирмы добавляются рекламные расходы. Поэтому при определении объема производства и цены после проведения рекламной кампании необходимо правильно определить предельную выручку и предельные издержки фирмы, последующие же действия (использование правила максимизации прибыли, подстановка значения оптимального объема производства в функцию спроса) – стандартны для рынка несовершенной конкуренции. · Определение объема производства и цены в условиях образования картеля. Осуществите последовательность действий, характерную для монополии (определите монопольный объем и монопольную цену), а затем распределите рыночный объем производства между всеми участниками картеля. Если фирмы – участники картеля равновеликие с точки зрения производственных мощностей, каждая фирма получает равный объем производства. Если производственные мощности фирм разные, то квоты на производство могут определяться пропорционально производственным мощностям или иным показателям. · Определение объема производства и цены в условиях осуществления лидерства в ценах. Первое, что необходимо сделать, определить функцию спроса на продукцию олигополиста-лидера. Допустим, что рыночный спрос на продукцию всей отрасли задан как Qd = a – b*P, а фирмы-аутсайдеры готовы поставить на рынок по цене лидера Qаут.= c единиц товара. Следовательно, спрос на продукцию лидера будет иметь вид Qл. = Qd – Qаут. = a – c – b*P. Определив функцию спроса на продукцию лидера, определите функцию предельной выручки лидера, для чего сначала преобразуйте спрос из зависимости количества от цены в зависимость цены от количества: Qл. = a – c – b*P b*P = a – c – Q
Далее воспользуйтесь правилом максимизации прибыли для определения оптимального объема производства и подставьте полученное значение в уравнение спроса на продукцию олигополиста-лидера для определения цены, действующей в отрасли. Объем производства отрасли в целом определяется как сумма объемов производства лидера и аутсайдеров. Задачи для решения на практическом занятии. 8.1. Функция средних затрат фирмы - монополистического конкурента на своем рынке: АСм.к. = 3Q - 2. Остаточный рыночный спрос на продукцию фирмы: Qм.к.1= 52 - 2Р. После проведения рекламной кампании, затраты на которую составили C рекл.=0.5Q2 + 6Q, остаточный спрос увеличился и составил Qм.к.2=104 - 2Р. Определите параметры равновесия и прибыль фирмы до и после проведения кампании, сделайте вывод о ее успешности.
8.2. Известно, что в долгосрочном периоде средние затраты монополистически конкурентной фирмы зависят от объема производства как АС = Q + 10. Спрос на продукцию фирмы описывается уравнением: P = 150 - 3Q. Определите (аналитически и графически) параметры и характер (краткосрочный или долгосрочный) равновесия.
8.3. На олигополистическом рынке действует фирма-лидер, функция затрат которой TCл.=Q2+3Q.Функция рыночного спроса: P=90-Q. Остальные фирмы (аутсайдеры) могут поставить на рынок 45 единиц продукции по цене лидера. Определите объем производства и цену лидера, а также отраслевой объем выпуска. 8.4. На рынке олигополии действуют только две фирмы, предельные издержки которых одинаковы и равны 9. Функция рыночного спроса: P=120- Q. Определите объем выпуска каждой фирмы и отрасли в целом, рыночную цену и прибыли фирм, если фирмы заключают картельное соглашение. 8.5. Функция рыночного спроса на продукцию олигополистической отрасли описывается формулой: P=240-3Q. В отрасли действуют две фирмы, конкурирующие по Курно. Отраслевой выпуск равен 32. Определите предельные затраты фирм.
|