Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принесение прокурором кассационных и частных представлений на незаконные и необоснованне решения судов по гражданским делам.

Поиск

В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ прокурор также опротестовывает незаконные и необоснованные решения, определения и постановления суда, независимо от того, участвовал ли он в данном деле или дело рассмотрено в его отсутствие.

При этом прокурор района или города опротестовывает незаконные и необоснованные решения районного или городского суда, проку­рор республики, области и других субъектов федерации - реше­ния Верховного Суда республики, области и им равного суда.

На решения районных и городских судов протесты могут быть при­несены вышестоящими прокурорами. Помощники прокуроров, прокуроры управлений, отделов могут внести протесты только по делам, в рассмотрении которых они участвовали.

Предметом кас­сационного опротестования могут быть решения всех судов, кро­ме решений Верховного Суда РФ. Кассационный протест может быть принесен прокурором в течение десяти дней после вынесения судебного решения в окон­чательной форме. Протесты приносятся через суд, вынесший ре­шение.

Участвуя в рассмотрении дела в кассационной инстанции в связи с обжалованием решения, вынесенного судом первой ин­станции, прокурор дает заключение о законности и обоснованно­сти решения после объяснений лиц, участвующих в деле. В за­ключении прокурор обязан проанализировать решение суда пер­вой инстанции с точки зрения соответствия его действующему законодательству и указать, какое, по его мнению, решение сле­дует вынести по кассационной жалобе. При поддержании касса­ционного протеста прокурор выступает дважды: в начале заседа­ния дает объяснения, а в конце - заключение.

В соответствии со ст. 294 ГПК суд кассационной инстанции может исследовать новые доказательства и установить новые фак­ты, если признает, что эти доказательства не могли быть пред­ставлены в суд первой инстанции. Новые доказательства могут быть представлены в суд кассационной инстанции и прокурором. Независимо от участия в судебном разбирательстве прокурор или его заместитель вправе в пределах своей компетенции истре­бовать из суда любое гражданское дело, по которому решение, определение или постановление вступило в законную силу. Ус­мотрев, что решение, определение или постановление суда явля­ются незаконными или необоснованными, прокурор приносит протест в порядке надзора или обращается с представлением к вышестоящему прокурору.

Правом внесения надзорных протестов наделены прокуроры, начиная с прокуроров субъектов федерации и их заместителей. При этом Генеральный прокурор РФ вправе принести надзорный протест на решение, определение и постановление любого суда РФ, а его заместители - на решения, определения и постановле­ние любого суда РФ, за исключением Верховного Сада РФ (ст. 320 ГПК). К надзорным протестам предъявляются такие же требования, как и к кассационным протестам. Однако надзорное производст­во по гражданским делам, так же как и в уголовном производст­ве, является стадией исключительной. Исправление ошибок су­дов первой инстанции должно, как правило, происходить в судах кассационной инстанции. К сожалению, это происходит не все­гда. Поэтому каждая жалоба на решение, вступившее в законную силу, подлежит тщательной проверке прокурором. В результате проверки жалобы и изучения материалов дела прокурор прини­мает решение об отказе в принесении протеста или о его прине­сении. В случаях отклонения жалобы прокурор составляет заклю­чение. В соответствии с требования ст. 328 ГПК в рассмотрении дела в порядке судебного надзора обязательно принимает участие про­курор, который поддерживает принесенный им или вышестоя­щим прокурором протест или дает заключение по делу, рассмат­риваемому по протесту председателя суда или его заместителя. Близко по правовой природе и процессуальному значению к надзорному производству стоит возобновление гражданского дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Следует иметь в виду, что гражданское дело по вновь открывшимся обстоятельствам возобновляет суд, вынесший окончательное решение, подлежащее пересмотру (ст. ЗЗЗ1 ГПК). Поэтому прокурор, усмотрев основа­ния к пересмотру решения суда в связи с вновь открывшимися обстоятельствами, обращается в суд с соответствующим заявлени­ем. Заявление прокурора о возобновлении дела суд рассматривает в судебном заседании с участием прокурора. При этом прокурор дает в суде заключение об обоснованности заявления и о необхо­димости его удовлетворения.

 

 

51. Участие прокурора при рассмотрении гражданских дел в порядке надзора.

Право на обращение в суд надзорной инстанции с представлением о пересмотре вступивших в законную силу решений и определений суда, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют должностные лица органов прокуратуры, указанные в статье 377 настоящего Кодекса.

 

Статья 377. Порядок подачи надзорной жалобы или представления прокурора

1. подается непосредственно в суд надзорной инстанции.

2. Надзорная жалоба или представление прокурора подается:

1) на вступившие в законную силу решения и определения верховных судов республик, краевых, областных судов… принятые ими по первой инстанции; на кассационные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов; на апелляционные решения и определения районных судов; на вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей - соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа;

2) на кассационные определения окружных (флотских) военных судов; на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов - в президиум окружного (флотского) военного суда;

3) на постановления президиумов верховных судов республик, краевых, областных судов….

4) на постановления президиумов окружных (флотских) военных судов; на вступившие в законную силу решения и определения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации; на кассационные определения окружных (флотских) военных судов, а также на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов, если указанные судебные постановления были обжалованы в президиум окружного (флотского) военного суда, - в Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации;

5) на вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда Российской Федерации, принятые им по первой инстанции; на определения Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации; на определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ею в кассационном порядке; на определения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ею в кассационном порядке, - в Президиум Верховного Суда Российской Федерации.

3. Жалобы, представления прокурора на определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в надзорном порядке, подаются в Президиум Верховного Суда Российской Федерации при условии, что такие определения нарушают единство судебной практики.

4. С представлениями о пересмотре вступивших в законную силу решений, определений судов и постановлений президиумов судов надзорной инстанции в Российской Федерации вправе обращаться:

1) Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители - в любой суд надзорной инстанции;

2) прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) - соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда.

 

379. Действия суда надзорной инстанции после подачи надзорной жалобы или представления прокурора

Надзорная жалоба или представление прокурора, поданные в соответствии с определенной в статье 377 настоящего Кодекса подсудностью, по поручению председателя или заместителя председателя соответствующего суда передается на рассмотрение судьи данного суда.

 

380. Возвращение надзорной жалобы или представления прокурора без рассмотрения по существу

Надзорная жалоба или представление прокурора возвращается судьей без рассмотрения по существу в течение десяти дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции в случае, если:

жалоба или представление не отвечает требованиям, предусмотренным статьей 378 настоящего Кодекса;

жалоба или представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;

пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора и к жалобе не приложено вступившее в законную силу определение суда о восстановлении этого срока;

до принятия жалобы или представления к рассмотрению по существу поступила просьба об их возвращении или отзыве;

жалоба или представление поданы с нарушением правил подсудности, установленных статьей 377 настоящего Кодекса.

 

Статья 381. Рассмотрение надзорной жалобы или представления прокурора

1. В суде надзорной инстанции, за исключением Верховного Суда Российской Федерации, надзорная жалоба или представление прокурора рассматривается не более чем месяц, а в Верховном Суде Российской Федерации - не более чем два месяца.

2. По результатам рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора судья выносит определение об:

1) истребовании дела, если имеются сомнения в законности судебного постановления;

2) отказе в истребовании дела, если изложенные в жалобе или представлении доводы в соответствии с федеральным законом не могут повлечь за собой возможность отмены судебного постановления.

 

 

52. Организация работы по надзору за исполнением законов в деятельности органов дознания и предварительного следствия в районной прокуратуре.

Осуществление надзора за исполнением законов в прокуратурах закрепляется за конкретными (ПР). В районных и приравненных к ним специализированных прокуратурах, в зависимости от штатной численности оперативного состава, эта работа закрепляется за 1 или несколькими помощниками (П). При отсутствии в штате прокуратуры помощника (П), (ПН) за исполнением законов закрепляется обычно за замом (П), реже - (П). В республиканских, краевых, областных, равных им прокуратурах, в прокуратурах больших городов эта работа выполняется управлениями или отделами по надзору за исполнением законов, за каждым из работников которых закрепляются конкретные направления (ПН). Для оказания помощи районным и городским (П) и осуществления контроля за их работой, за (П) работниками этих управлений или отделов закрепляются нижестоящие прокуратуры (зоны). Независимо от того, как распределены обязанности в прокуратуре, (П), их замы участвуют в организации и осуществлении (ПН) за исполнением законов, направляют и контролируют работу подчиненных (П) в этой области.

Организация состоит из принципов:

1.планирование работы

2.обеспечение литературой

3.получение и обработка информации

4.растановка кадров, что они будут делать

5.профилактическая работа.

Надзор за исполнением законов при проведении оперативно-розыскных мероприятий и законностью принимаемых при этом решений осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчинен­ные ему прокуроры и уполномоченные им.Это поня­тие предопределяет ограничение круга прокуроров, осуществляющих надзор за законностью в ОРД. Указанное ограничение обусловлено прежде всего спецификой тактических приемов, методов и средств, применяемых при осуществлении этой деятельности, сведения о которых составляют государственную тайну.

Генеральный прокурор РФ (приказом № 48 1996 г.) определил, что уполномоченными на осуществление надзора за исполнением законов в сфере ОРД являются прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним воен­ные и другие специализированные прокуроры, прокуроры городов и районов, другие территориальные, специализированные прокуроры, а также выделенные для этой цели приказами проку­роров субъектов РФ уполномоченные прокуроры. Прокуроры республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга свои­ми приказами определяют, кто еще из их подчиненных, кроме прокуроров городов и районов, уполномочиваются осуществ­лять надзор за исполнением законов органами, осуществляющи­ми ОРД. Кро­ме того, в прокуратурах на уровне субъекта РФ осуществляется контроль за состоянием надзорной деятельности в подчиненных прокурату­рах.

В городских, районных и приравненных к ним прокуратурах надзор за исполнением законов на данном направлении осуще­ствляет, как правило, лично прокурор, а в редких случаях с учетом большого объема работы уполномочивается прокурором субъекта федерации его заместитель либо другой работник проку­ратуры (старший помощник, помощник).

При организации надзора за исполнением законов органами, которым предоставлено право осуществлять ОРД, должны учитываться следующие обстоя­тельства: оперативно-розыскная деятельность проводится в целях выяв­ления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, а также лиц, ихподготавливающих, совершающих или совершив­ших (т.е. в сфере борьбы с преступностью), либо она проводится в целях собирания данных, характеризующих личность граждан;

оперативно-розыскная деятельность проводится по уголовно­му делу или такая деятельность осуществляется по другим осно­ваниям. При организации надзора требуется: 1) в установленном порядке оформить надлежащим образом до­пуск уполномоченным прокурорам; 2) обеспечить ведение делопроизводства, исключающего утечку информации; 3) обеспечить незамедлительное проведение служебной проверки в случаях утечки информации.

Прокурор должен принимать своевременные меры к организационному обеспечению квалифицированного расследо­вания и раскрытия преступлений, созданию следственно-опера­тивных групп, должному взаимодействию следователей и органов дознания. Для выполнения поставленных задач прокурор должен владеть оперативной обстановкой на соответствующей территории, знать результаты работы в поднадзорных органах, располагать сведе­ниями о характере расследуемых уголовных дел, состоянии след­ствия, дознания на определенный период (раскрыто либо остает­ся нераскрытым преступление, срок дознания или следствия, за­держано ли лицо, совершившее преступление и т.д.), т.е. иметь «банк данных». В проку­ратуре должна быть разработана определенная, вытекающая из местных условий система получения и реализации информации о таких преступлениях. Эта система должна включать и механизм немедленного сообщения о сложных ситуациях в вышестоящую прокуратуру с тем, чтобы к расследованию могли подключиться наиболее опытные следователи, прокуроры-криминалисты и дру­гие работники.

Постоянно в поле зрения прокурора должны находиться такие важные вопросы, как: законность в деятельности органов внут­ренних дел, органов налоговой полиции и других правоохрани­тельных органов по приему, регистрации, учету и разрешению за­явлений и сообщений о преступлениях; производство неотлож­ных и иных следственных действий, направленных на своевре­менное и полное раскрытие преступлений; задержания, аресты, применение иных мер процессуального принуждения; предъявле­ние обвинения; обеспечение права на защиту и иных прав и законных интересов лиц, участвующих в уголовном судопроизвод­стве; соблюдение требований полноты, всесторонности, объек­тивности расследования, сроков следствия и содержания под стражей; приостановление производства по делу и прекращение дела; выполнение обязанностей начальниками следственных от­делов по контролю за своевременностью действий следователей по раскрытию и предупреждению преступлений, принятию мер к наиболее полному, всестороннему и объективному производству предварительного следствия по уголовным делам.

Важным элементом организации работы по надзору за испол­нением законов органами дознания и предварительного следствия является планирование. Обычно планы предусматривают изуче­ние и обобщение практики исполнения законов органами дозна­ния и предварительного следствия по категориям уголовных дел либо по отдельным вопросам (законность задержаний и арестов за определенный период времени, законность обеспечения права на защиту, законность привлечения к уголовной ответственности и т.д.), проведение проверок на наиболее подверженных наруше­ниям законности участках работы органов дознания и следовате­лей. К организации надзора относится также распределение обя­занностей по надзору за законностью в деятельности органов доз­нания и предварительного следствия, учет и контроль исполне­ния и другие вопросы.

 

53. Надзор прокурора за приостановлением и окончанием предварительного расследования.

 

Окончание предварительного следствия - важный этап процессуальной деятельности, имеющий самостоятельное значение. 1 из решений окончания следствия - составление обвинительного заключения, утверждение его (П) и направление материалов (УД) (П) в суд.

Проверяя материалы (УД) (П) разрешает вопросы: 1) имело ли место деяние, вменяемое обвиняемому, имеется ли в этом деянии состав преступления; 2) нет ли в деле обстоятельств, влекущих прекращение дела; 3) произведено ли дознание или предварительное следствие всесторонне, полно и объективно; 4) обосновано ли предъявленное обвинение имеющимися в деле доказательствами; 5) предъявлено ли обвинение по всем установленным дознанием или предварительным следствием преступным деяниям обвиняемого; 6) привлечены ли в качестве обвиняемых все лица, которые изобличены в совершении преступления; 7) правильно ли квалифицировано преступление; 8) правильно ли избрана мера пресечения; 9) приняты ли меры обеспечения гражданского иска и возможной конфискации имущества; 10) выявлены ли причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и приняты ли меры к их устранению; 11) составлено ли обвинительное заключение в соответствии с требованиями УП закона; 12) соблюдены ли органами предварительного следствия все иные требования УП закона. (П) обязан рассмотреть поступившее дело в срок не более 5 суток.

Полномочия (П) по делу, поступившему с обвинительным заключением, выражаются в возможных решениях (П) по данному делу. (П): 1) утверждает обвинительное заключение и направляет материалы (УД) в суд; 2) составляет новое обвинительное заключение и направляет материалы (УД) в суд; 3) выносит постановление о прекращении (УД) либо уголовного преследования в отношении отдельных обвиняемых полностью или частично; 4) возвращает (УД) (С) для производства доп следствия или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями; 5) направляет (УД) вышестоящему (П) для утверждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 1047; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.185.147 (0.013 с.)