Прием граждан прокурором. Анализ и обобщение жалоб и заявлений в прокуратуре.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прием граждан прокурором. Анализ и обобщение жалоб и заявлений в прокуратуре.



Одной из важнейших задач прокурорского надзора является проверка установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях.

Заявления и сообщения о совершенных или готовящихся преступлениях могут быть выражены в различных формах: заявления и письма граждан; сообщения общественных организа­ций; сообщения органов и учреждений исполнительной и представительной (законодательной) власти; сообщения государственных, общественных, частных предприятий; статьи, заметки, письма, обнародованные средствами массовой информации (газеты, журналы, телевидение, радио). Заявления и сообщения граждан могут быть устными и письменными. Устные заявления заносятся в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим заявление. Письменное заявление подписывается гражданином. Заявитель предупреждается об ответственности за заведомо ложный донос. Сообщения предприятий, учреждений, организаций, органов власти, должностных лиц должны быть сделаны в письменной форме. Анонимные заявления, не являясь поводом для возбуждения уголовного дела, могут служить сигналом для осуществления оперативно-розыскной деятельности. Анонимные письма и заявления о готовящихся или совершенных преступлениях направляются прокурором в органы безопасности или внутренних дел, в зависимости от содержания обращений. В соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства прокурор обязан не реже одного раза в месяц проверять исполнение законов при приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях. Порядок регистрации и учета заявлений и сообщений о преступлениях законом не предусмотрен. Он устанавливается ведомственными нормативными актами правоохранительных ор­ганов. Подавляющее большинство заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях рассматривается и разрешается органами внутренних дел. Прокурор должен следить за тем, чтобы не было отказов в принятии заявлений и сообщений о преступлениях. При проверке необходимо обращать внимание на то, чтобы лицо, имеющее право осуществлять прием заявлений и сообщений о преступлениях, выдавало заявителю талон-уведомление, являющийся документом строгой отчетности и имеющий единый регистрационный номер. Генеральный прокурор РФ, придавая большое значение этому участку надзорной деятельности, требует от подчиненных ему прокуроров, чтобы своевременно проверялись все находящиеся на рассмотрении заявления и сообщения о преступлениях, пресекались случаи проведения не вызванных необходимостью проверочных действий.

 

По поступившим заявлениям и сообщениям о преступлениях могут быть выполнены некоторые проверочные действия — истребованы материалы, получены объяснения. Следственные действия до возбуждения уголовного дела производиться не могут, кроме оговоренных в законе случаев осмотра места происшествия. Прокурор должен также следить за тем, чтобы решения по заявлениям и сообщениям о преступлениях принимались в трехдневный срок, а в исключительных случаях — в десятидневный.

Специфическим для надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является право рассмотрения и проверки заявлений, жалоб и иных сообщений о нарушении прав и свобод граждан. Заявления и жалобы служат основным поводом, определяющим необходимость прокурорского вмешательства. Сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина могут поступать как от лиц, чьи права нарушены, так и от иных лиц, а также гос. органов, различных организаций.

Рассмотрение поступающих в прокуратуру сообщений позволяет прокурору установить состав правонарушения, определить меры, необходимые для пресечения фактов нарушения прав, устранение причин и условий, способствующих выявленным правонарушениям. В случае неполноты материалов проводится проверка. Проверка сообщений предпринимается прокурором для получения необходимой информации о событии нарушения прав, обстоятельствах их совершения, лицах, допустивших нарушения прав и свобод граждан, выбора правовых средств прокурорского реагирования.

 

Приказ ген. прокурора «О порядке рассмотрения обращений и приема граждан»:

Обращения граждан, не содержащих сведений о фамилии, месте жительства заявителя признается анонимным и не рассматривается при наличии в них сообщении о готовящихся или совершенных преступлениях, направляются в соответствующие органы.

Прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;

Рассмотрение жалоб прокурором на действия следователя, дознавателя, опера должно быть в течение 3 дней, в случае сложности вопроса – 10 дней. Жалобы могут поступать от любых лиц, даже не причастных к расследованию.

 

 

----------------------------

Вопрос 1. Проблемные вопросы прокурорского надзора за соблюдением законности при разрешении заявлений о совершаемых и совершенных преступлений.

Правильноеразрешение сообщений о преступлении имеет важнейшее значение.

 

Источники информации о преступлении:

1.Заявления граждан, должностных лиц.

2.Непосредственное обнаружение милицие– 20%

3.Сообщения в СМИ.

4.Явка с повинной (0,2-0,3%).

 

Процесс раскрытия преступления и время возбуждения связаны. Если дело возбуждается в первый день события преступления, то вероятность раскрытия – 60%; на второй день – 10%; на третий день – 5%.

 

Максимов: Необходимо, чтобы один орган регистрировал преступления, другой – расследовал. Сейчас и то и другое делает милиция.

 

Не все сообщения, заявления регистрируются. Существует незаконный отказ в возбуждении уголовного дела.

За 6 месяцев прошлого года 192 сотрудника милиции привлечены к дисциплинарной ответственности за нерегистрацию заявлений (по Омской области).

 

Проверка заявлений – в течении 3-х дней, а в некоторых случаях – 10 дней. Не указаны оптимальные сроки, когда прокурор должен проверять законность регистрации (см. Приказ 1997г.): не реже одного 1 раза в месяц.

Максимов: это тактически неверно, т.к. инициативные прокуроры проверять должны каждый день. Не допускать промедления возбуждения уголовного дела при очевидных признаках преступления.

 

Следователь, осуществляя проверку, может совершать следующие действия:

ч.4 ст.146 УПК:освидетельствование,экспертиза, осмотр места происшествия. Новый УПК не считает задержание следственным действием.

Значит, задержание и возбуждение уголовного дела должно быть (условно) одномоментным – в один день. Прокурор должен пресекать, если следователь делает иначе.

Закон "О милиции" и Приказ Министра МВД: все заявления о преступлениях должны регистрироваться в Книге учета №1.

Все сообщения, полученные по телефону, регистрируются в Книге учета №2. Ведомственный контроль ведется в лице начальника. Это несовершенный контроль, поэтому нужен надзор.

Методы выявления прокурором сокрытых заявлений от регистрации:

1.Прокурор должен интересоваться данными лечебных учреждений (не поступали ли лица с ранами, имеющими криминальный характер). Работники должны собщать об этих данных.

2.Прокурор должен интересоваться информацией от страховых компаний (кражи, угон). Потом проверить в дежурной части.

3.Истребовать данные из бухгалтерии вневедомственной охраны о кражах по вине сторожей.

4.Данные скорой помощи о выездах.

5.Через общественных помощников в гостиницах, ресторанах поинтересоваться не было ли сведений о кражах, хулиганствах.

6.Должен посмотреть книгу приема и сдачи дежурств, корешки протокола задержанных.

7.В канцелярии УВД должен посмотреть журнал приема граждан руководителей.

8.Наряды по списанию материалов по актам, рапортам оперативных работников.

9.Наряды по выдаче паспортов взамен утерянных.

10.Посмотреть книгу учета угнанных машин.

11.Посмотреть книгу жалоб и предложений.

12.Посмотреть учет выезда экспертов райотдела на место происшествия.

13.Данные о выезде на пожары.

Если выявлены нарушения:

-должны взять письменное объяснение от должностных лиц;

-по результатам проверки составить рапорт;

-дать письменнные и устные указания.

Если в результате проверки выявлены нарушения, прокурор обязан написать представление на имя начальника, осуществляющего ведомственный за работниками.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.223.30 (0.009 с.)