Формы профилактической деятельности прокурора при надзоре за дознанием и следствием.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы профилактической деятельности прокурора при надзоре за дознанием и следствием.



 

Вопрос 3: Деятельность прокурора по предупреждению нарушений закона при раскрытии преступлений

1.Отказ в согласии проведения отдельных процессуальных действий, предусмотренных новым законодательством.

2.Привлечение к ответственности следователей, оперативных работников уголовного розыска, ОБЭПА к ответственности.

3.Проведение оперативных и межведомственных совещаний прокуроров.

4.Организация прокурором учебы следователей по повышению квалификации.

 

1.Через согласие прокурора проходит 11 следственных действий: арест; обыск; залог, как мера пресечения; помещение в психиатрическую больницу в стационар на проверку вменяемости; на продление срока содержания под стражей и расследование; отстранение от должности; возбуждение уголовного дела и т.д.

2.К дисциплинарной ответственности следователя районной или городской прокуратуры может привлекать только прокурор области по представлению прокурора.

3.Оперативные совещания проводятся под эгидой прокурора со следователем, а межведомственные совещания следственных оперативных работников под руководством прокурора и показываются плюсы расследований преступлений и минусы, например, нарушение закона со стороны следователя.

4.Чем выше квалификация работника, тем меньше нарушений законности.

 

 

28. полномочия прокурора по выявлению и устранению нарушений законов и способствующих им обстоятельств при осуществлении надзора за дознанием и предварительным следствием.

 

Сущность (ПН) за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, заключается в :

1) надзоре за соблюдением должностными лицами соответствующих подразделений законов, что должно способствовать результативности в борьбе с преступностью;

2) охране конституционных прав и свобод личности, вовлечённых в сферу этой борьбы. На органы прокуратуры возложена обязанность обеспечить непрерывный надзор за исполнением законов всеми органами расследования, используя предоставленные законом полномочия властно-распорядительного характера.

 

Предмет надзора - законность деятельности органов расследования на всех этапах уголовно-процессуальной деятельности с момента поступления заявления, сообщения о деянии, имеющем признаки преступления, до принятия (П) окончательного решения (утверждения обвинительного заключения, направления дела в суд для применения принудительных мер мед характера, воспитательного воздействия, проверки законности решения о прекращении, о возбуждении или об отказе в возбуждении (УД)).

 

Предмет надзора: 1) соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

2) соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о преступлениях;

3) проведение расследования;

4) законность решений, принимаемых органами дознания и предварительного следствия.

 

Задачи надзора в том, чтобы:

1) преступление не осталось нераскрытым;

2) лицо, совершившее преступление, не избежало ответственности;

3) задержание лица по подозрению в совершении преступления производилось на основаниях и в порядке, установленных законом;

4) никто не подвергался незаконному и необоснованному привлечению к уголовной ответственности;

5) никто не подвергался незаконному ограничению прав;

6) никто не подвергался аресту без судебного решения;

7) соблюдалась установленная законом процессуальная форма;

8) при расследовании преступлений неуклонно соблюдались требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, выявлялись не только уличающие, но и оправдывающие обвиняемого, отягчающие и смягчающие его ответственность обстоятельства;

9) выявлялись причины совершения преступлений и способствующие им условия, принимались меры к их устранению.

 

29. Участие прокурора при избрании меры пресечения – содержание под стражей.

 

Прокурор не санкционирует арест, но дает следователю согласие на арест. Если не дает согласие, то следователь не может обращаться к судье за разрешением на арест. Арест может быть в любое время суток, санкцию на арест дает судья.

Ст.108 УПК РФ – заключение под стражу. Основание: если за преступление наказание в виде лишения свободы на срок более 2-ух лет.

Исключение: может быть, если менее 2-ух лет в случае:

а) подозреваемый, обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории РФ;

б) не установлена личность;

в) нарушил избранную меру пресечения (например, подписку о невыезде)

Прокурор может через свое собственное постановление избрать меру пресечения. Согласие на арест может дать только руководитель прокуратуры, зам. прокурора федерации, субъекта и города, когда заместитель исполняющего обязанности прокурора, то и округа, и района.

Сложно получить санкцию на арест депутата.

Методика дачи согласия прокурора на арест:

1.Когда пришел следовательк прокурору с постановлением, прокурор должен изучить это постановление, в котором кратко должна быть описана сущность преступления, о личности, основания применения данной меры пресечения, квалификация содеянного.

2.Прокурор должен заслушать доклад следователя о сущности дела.

3.Изучить материалы дела.

Прокуроры должны систематически проверять содержание обвиняемых в СИЗО.

Вопрос 3. Меры реагирования прокурора по устранению нарушений закона об аресте граждан.

Осуществление надзора с тем, чтобы следователь, дознаватель не нарушили законодательство об аресте:

1.Сообщение военкомату следователем о призывниках, которые арестованы; копия в райвоенкомат должна быть в материалах дела.

2.В отношении арестованных пенсионеров следователь сообщает в орган, назначающий пенсию.

 

 

3.Во всех случаях ареста обвиняемых, подозреваемых необходимо, чтобы следователь сообщил родственникам арестованного или в администрацию по месту работы – ст.108 УПК.

3.Прокурор проверяет, приняты ли меры по попечению несовершеннолетних детей арестованных родителей.

4.Если арестованный проживает один, то следователь должен позаботиться об охране об охране его имущества и жилья.

5.Если арестованный иностранец, то прокурор сообщает об этом вышестоящему прокурору.

6.Прокурор осуществляет надзор за сроком содержания обвиняемых под стражей, ст. 109 УПК: общ. срок до 2 мес., продление его через согласие прокурора осуществляет судья районного суда до 6 мес; через согласие прокурора субъекта РФ срок может быть продлен в случаях особой сложности уголовного дела до 12 мес.; максимальный срок содержания под стражей – 18 мес., который назначается судьей суда субъекта РФ и с согласия Ген. прокурора РФ.

 

Если сроки нарушены и нет постановления о продлении, то прокурор имеет право немедленно освободить.

Методы освобождения:

1.Вынести постановление об отмене содержания под стражей и освобождении.

2.Дает письменное указание об отмене и освобождении.

В ИВС арестованные могут находиться не более 10 дней, прокурор это проверяет. Если более 10 дней, то должен перевести в СИЗО.

Методы перевода:

1.Постановление.

2.Письменное указание следователю.

 

Вынесение постановлений:

Прокурор использует данный акт, когда обнаружена система нарушений ареста и задержания. Прокурор обращается к руководителю органа, в котором допущено нарушение. Прокурор может поставить вопрос, есть ли случаи заведомо незаконного ареста? Если есть, то прокурор может возбудить уголовное дело против следователя по ст.301 УК, дело поручается старшему следователю.

 

30. Надзор за законным задержанием и содержанием граждан в ИВС.

Вопрос 1. Надзор за законностью задержания граждан.

 

В уголовном процессе США арест и обыск являются основными источниками доказательств по уголовному делу. УПК РФ это учел. Задержание по УПК РФ не является следственным действием, это мера пресечения. Для прокурора важен вопрос когда, на какой стадии возможно задержание по действующему уголовно-процессуальному законодательству.

Басков: Задержание невозможно до возбуждения уголовного дела.

Максимов не согласен, т.к. задержание и возбуждение уголовного дела должно быть одномоментным: возможно задержание утром, а возбуждение уголовного дела через час, два, но в этот же день. Задержание регламентировано в ст.91, 92 УПК РФ.

 

Порядок задержания

Ст. 92 УПК – задержание должно оформляться обязательно протоколом, который имеет специальные реквизиты, одним из которых является обязательное указание часа и минуты задержания. Задержание может быть только на 48 часов. Указывается о том, что извещаются родственники задержанного. Задержанному нужно сказать в чем он подозревается, после задержания должны быть разъяснены права ст. 46 УПК РФ, должен быть проведен допрос. Если подозреваемый отказывается от защитника, то это должно быть письменно зафиксировано.

О задержании следователь обязан в течение 12 часов сообщить прокурору с момента фактического задержания, с тем, чтобы прокурор разобрался с законностью задержания. Если прокурор считает, что задержание не обоснованно, то должен письменным актом освободить и принять меры к следователю:

- письменное объяснение следователя;

- если следователь милиции, то вопрос к начальнику о привлечении к административной ответственности.

Надзор за законностью задержания ведет территориальный прокурор, т.е. тот, который ведет дело.

 

Законность задержания.

Прокурор и его помощники должны ежедневно проверять законность содержания задержанных в ИВС. Среди задержанных в ИВС могут быть и обвиняемые.

При проверке законности содержания прокурор исполняет специальные правила:

- ходит с охранником;

- заходит, представляется и спрашивает жалобы;

- спрашивает время фактического задержания;

- проверяет санитарный журнал, который ведется в ИВС, в котором можно посмотреть свое время; выполнялись ли требования медицинских работников к административным учреждениям;

- проверят ведомость накормления задержанных, сопоставляет ее с количеством задержанных, вследствие чего может выявить отсутствие протокола о задержании;

- в ИВС не должно быть больных;

- не должно быть сыпучих веществ, стеклянной посуды;

- могут быть продукты, но не более чем на 3-е суток.

В Положении о СИЗО: несовершеннолетние должны быть в отдельных камерах от взрослых; лица, задержанные за особо тяжкие преступления и рецидивисты должны быть отдельно от других.

Вопрос о количестве мест прокурора не волнует, это проблема администрации. Находясь в ИВС задержанный имеет право на свидание с адвокатом. Оперативные работники имеют право на встречу с задержанным по разрешению следователя, который вынес постановление о задержании.

 

Основания освобождения задержанных из ИВС:

1.Применение меры пресечения содержания под стражей (задержанный – обвиняемый по закону).

2.Истек срок – 48 часов, следователь должен постановлением освободить из ИВС.

3.Задержанный освобождается по истечении 48 часов и становится по делу, в лучшем случае, свидетелем, т.е. отпали подозрения; прокурор, должен ставить вопрос об ответственности следователя.

Основные причины нарушения конституционных прав задержанных:

а) низкая квалификация следователей;

б) слабое знание уголовного и уголовно-процессуального законодательства;

в) неправильная оценка первичных доказательств;

г) отсутствие ведомственного контроля: отсутствие со стороны начальников МВД, следственных отделов;

д) ненадлежащий прокурорский надзор.

Если в ходе проверки законности содержания и задержания будет система нарушений, то должно быть от прокурора представление на имя начальника ОВД.

 

31.Функции прокурора при надзоре за предварительным следствием и дознанием с участием защитника

Реализация полномочий (П) при осуществлении надзора за исполнением законов в досудебном производстве направлена на то, чтобы органами дознания и органами предварительного следствия были приняты все предусмотренные законом меры по защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также меры по защите личности от незаконного и необоснованного обвинения, ограничения её прав и свобод. При осуществлении надзора за исполнением законов при производстве предварительного расследования (П) обращает внимание на проведение необходимых следственных и иных процессуальных действий и их полноту, соблюдение порядка их проведения; обоснованность предъявленного обвинения; правильность юр оценки преступления; соответствие требованиям закона мер процессуального принуждения; принятие мер обеспечения гражданского иска; установление обстоятельств, способствующих совершению преступления; на соблюдение иных требований УП закона.

 

32.Понятие процессуальной самостоятельности следователя, этика взаимоотношений прокурора и следователя.

Речь идет об актах прокурора: указания следователю (м/б как устные, так и письменные). Протест на действия следователя принести нельзя. Прокурор обладает властно-распорядительными полномочиями в отношении следователя. Отношения д/б нравственными, этичными. Прокурор должен убедить следователя, что его указание законно, чтобы следователь безукоризненно выполнял поручения прокурора. Но при этом прокурор должен учитывать психологическую нагрузку следователя.

В отношениях со следователем прокурор в первую очередь применяет убеждение, а если это не помогает – принуждение в соответствии с процессуальным законодательством РФ.

------------------

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.174.62.102 (0.012 с.)