![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления
|
Надзор прокурора за обеспечением прав личности при расследовании преступлений, его пределы и формы
Согласно ст. 27 Конституции доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы. В соответствии с приказом Генерального прокурора Республики Беларусь от 25 ноября 2002 г. № 33 «О мерах по совершенствованию организации надзора за исполнением законов при производстве предварительного следствия и дознания» надзор за соблюдением законности в досудебной стадии уголовного процесса является исключительно важным направлением деятельности органов прокуратуры и заключается в следующем: 1. Надзор за соблюдением органом, ведущим расследование, основных положений Конституции:- обеспечение прав, свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства (ч. 1 ст. 21 Конституции); государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (ч. 3 ст. 21);- все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (ст. 22);- ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотрены (законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (ч. 1 ст. 23);- никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону (ч. 2 ст. 23); - государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности. Ограничение или лишение личной свободы возможно в случаях и порядке, установленных законом (ч. 1 ст. 25); - лицо, заключенное под стражу, имеет право на судебную проверку законности его задержания или ареста (ч. 3 ст. 25); - никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам (ч. 3 ст. 25); - никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою не виновность (ст. 26); - никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы (ст. 27);
- каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, В том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство (ст. 28); - неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан гарантируется. Никто не имеет права без законного основания войти в жилище и иное законное владение гражданина против его воли; - государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности (ч. 2 ст. 59); - каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов (ст. 62); - осуществление предусмотренных Конституцией прав и свобод личности может быть приостановлено только в условиях чрезвычайного или военного положения в порядке и пределах, определенных Конституцией и законами (ст. 63). 2. Своевременное выявление и предупреждение нарушений законности, прав граждан на протяжении всего периода расследования путем: - проверки обоснованности применения мер процессуального принуждения, обысков; - реального обеспечения права на защиту, на неприкосновенность жилища; - пресечения применения незаконных методов ведения следствия и дознания, обвинительного уклона при сборе доказательств. 3.Обеспечение квалифицированного расследования и раскрытия преступлений путем: - создания следственно-оперативных групп, должного взаимодействия следователей и органов дознания; - обсуждения на оперативных совещаниях особо сложных уголовных дел, по которым преступники не установлены; - исключения формального подхода при решении вопроса об освобождении лиц, совершивших преступления, от уголовной ответственности; - повышения ответственности руководителей следственных подразделений органов внутренних дел за надлежащую реализацию своих полномочий по осуществлению контроля за своевременностью действий следователей по раскрытию и надлежащему расследованию преступлений, выполнения указаний прокуроров по конкретным делам;
- исключения фактов приостановления и прекращения дел, пока не исчерпаны все возможности для сбора доказательств и изобличения преступников; - повышения роли структурных подразделений республиканской прокуратуры, областей по надзору за расследованием преступлений, предупреждения и пресечения нарушений законности при производстве следствия и дознания; - принятия своевременных мер по защите процессуальной самостоятельности следователей и пресечения незаконного воздействия на них с целью повлиять на ход расследования и принимаемых по делу решений; - систематического обобщения и распространения положительного опыта прокурорского надзора за расследованием преступлений.
35. Прокурорский надзор за законностью задержания и заключения под стражу, производства обыска и выемки, выполнения других действий, которыми могут быть ущемлены конституционные права и свободы личности при производстве по уголовным делам. Продление прокурором сроков содержания под стражей, дознания и предварительного следствия Прокурорский надзор за законностью задержания и заключения под стражу. В законе содержится важное требование, обязывающее орган дознания и следователя письменно сообщить прокурору в течение 24 часов с момента вынесения пост-я о задержании. В сообщении должны содержаться основания задержания, данные о личности подозр-го. В теч. 48 часов прокурор или освобождает задержанного, или дает санкцию на его арест. За законность задержания и обоснованность содержания его в ИВС несет отв-ть сам прокурор. Задержание подозреваемого до ВУД явл. грубым нарушением УПЗак-ва. Самым действенным средством ПН-ра явл. систематические проверки законности задержания и содержания задержанных в ИВС, осуществляемые прокурорами. Прокуроры должны ежедекадно проверять законность и обоснованность задержания граждан, содержания их в ИВС и в помещениях дежурных частей. При этом прокуроры должны проводить проверки в ИВС внезапно и в разное время суток. Проводя проверку законности содержания арестованных, прокурор знакомится с док-ми, на основе кот. лица подвергнуты задержанию. Заключение под стражу. Эта мера пресечения применяется органом, ведущим уг.процесс, лишь в том случае, когда собранные по уг.делу док-ва дают достаточные основания полагать, что подозр-ый или обвин-ый могут скрыться от органа уг-преследования и суда, воспрепятствовать предвар.расследованию уг.дела или рассмотрению его судом, совершить предусм. уг.законом общественно опасное деяние, противодействовать исполнению приговора. Право давать санкцию на заключение под стражу принадлежит Ген.прокурору, прокурорам областей, городов, районов, приравненным к ним прокурорам и их заместителям. В постановлении (определении) о применении данной меры пресечения должны быть изложены основания и мотивы, в силу которых возникла необходимость в заключении подозр-го или обвин-го под стражу.
УПЗак-во установило, что мера пресечения в виде заключения под стражу при предвар.расследовании уг.дела не может превышать 2 месяцев. Срок может быть продлен до 3 месяцев прокурором города и приравненными к нему прокурорами. Дальнейшее продление срока содержания обвиняемого под стражей осущ-ся прокурором области, г.Минска и приравненными к ним прокурорами или их заместителями до 6 месяцев. Продление срока содержания под стражей свыше 6 месяцев допускается лишь в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких или особо тяжких прест-ний. В этом случае продление содержания под стражей осуществляется заместителем Ген.прокурора на срок до 12 месяцев, Ген.прокурором или лицом, исполняющим его обязанности, - на срок 18 месяцев. Дальнейшее продление срока содержания под стражей во время предвар.расследования не допускается, и обвиняемый подлежит немедленному освобождению. При продлении срока содержания под стражей орган дознания, следователь выносят мотивированное пост-е о возбуждении ходатайства о продлении срока содержания обвиняемого под стражей и представляют его соответствующему прокурору не позднее чем за 5 суток до истечения срока содержания под стражей, а при продлении срока более 6 месяцев - за десять суток. Приняв решение об освобождении обвиняемого из-под стражи, прокурору надлежит поставить об этом в известность следователя, избравшего эту меру пресечения. Прокурорский надзор за законностью производства выемки и обыска, выполнения других следственных действий. Основания и порядок производства обыска установлены УПК. Согласно ст. 208 УПК основанием для проведения обыска являете наличие достаточных данных полагать, что в каком-либо помещен и или ином месте либо у какого-либо лица находятся орудия прест-я, предметы, док-ты и ценности, кот. могут иметь значение для уг.дела, а также могут быть обнаружен разыскиваемые лица и трупы. Основания для проведения выемки предусмотрены ст. 209 УПК. Ими являются достаточные данные о наличии опред.предметов и док-тов, имеющих значение для уг.дела, если точно известно, где и у кого они находятся. Обыск произв-ся по мотивированному пост-ю следователя и только с санкции прокурора. Прокурор обязан проверять не только достаточность оснований для производства обыскано и условия и причины, в силу которых следователь или лицо, производящее дознание, не получило заранее санкцию прокурора на обыск или на его производство. Имеют место случаи, когда производятся несанкционированные обыски, хотя никаких препятствий к получению санкции прокурора не был Прокурор проверяет также соблюдение устан-го законом порядка пр-ва обыска и его результат. Обыск пр-ся с участием понятых, а в необх.случаях при выемке и обыске присутствует специалист. При обыске и выемке д.б. обеспечено присутствие лица, у кот. пр-ся обыск или выемка. Выемка определенных предметов и док-тов согласно закону пр-ся следователем самостоятельно по мотивированному пост-ю, в котором д.б. указано, какие предметы и док-ты подлежат изъятию, какое проц.значение к делу они имеют, у кого и в каком помещении они находятся, санкция прокурора требуется лишь в тех случаях, когда производится изъятие док-тов, содержащих сведения, являющиеся гос.тайной. Причем это проц.действие д.б. согласовано с руководителем соотв-го учрежд-я.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.207.90 (0.01 с.) |