Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Постановление прокурора: основания и порядок вынесения. Правовые последствия вынесения прокурором постановления↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Постановление прокурора: основания и порядок вынесения. Правовые последствия вынесения прокурором постановления
Постановление прокурора: основание и порядок вынесения. Правовые последствия вынесения постановления. Постановление - акт ПН-ра, содержащий в зависимости от характера нарушения зак-ва мотивированное решение прокурора или его заместителя о ВУД, дисциплинарного производства или о привлечении лица к матер.отв-ти. Постановление как акт ПН-ра может быть вынесено и в иных случаях выражения требования, вытекающего из полномочий прокурора. Пост-е при осуществлении надзора за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предвар.следствия и дознания выносится в соответствии с УПК. Пост-е о возбуждении дисциплинарного производстве или о привлечении лица к матер.отв-ти подлежит исполнению соотв. гос.органом, иной организацией или должн.лицом в десятидневный срок со дня его поступления. Иные пост-я подлежат рассмотрению и исполнению в срок, установленный прокурором или его заместителем. О результатах рассмотрения пост-я сообщается прокурору или его заместителю в письменной форме. Постановление до его исполнения м.б. отозвано. Постановление о возбужд. дисциплинарного производства или привлечении к материал. ответственности подлежит исполнению в 10 дневный срок, иные постановления в срок,установленный прокурором.
Предписание прокурора: основания и порядок вынесения. Правовые последствия вынесения прокурором предписания Предписание - акт ПН-ра об устранении нарушений зак-ва, выносимый прокурором или его заместителем в случае нарушения зак-ва, кот. носит явный характер и может причинить существенный вред правам и зак.интересам гр-н, в т.ч. ИП, и организаций, общ. и гос.интересам, если оно не будет немедленно устранено. Предписание направляется гос.органу, иной орг-ции, должн.лицу или ИП, допустившим нарушение зак-ва, либо вышестоящему гос.органу, иной организации (вышестоящему должн.лицу), правомочным устранить такое нарушение. Предписание должно содержать указание на акт зак-ва, кот. нарушен, характер правонарушения и конкретные предложения о мерах по его устранению. Предписание подлежит немедленному исполнению, о чем безотлагательно сообщается прокурору. Гос.орган, иная организация, должн.лицо или ИП могут обжаловать предписание вышестоящему прокурору, который обязан рассмотреть жалобу в десятидневный срок со дня ее поступления и о результатах рассмотрения сообщить заявителю. Обжалование не приостанавливает исполнения предписания. Решение вышестоящего прокурора по жалобе может быть обжаловано в судебном порядке.
Официальное предупреждение прокурора: основания и порядок вынесения. Правовые последствия вынесения официального предупреждения Офиц.предупреждение - акт ПН о недопустимости повторного совершения должн.лицом, иным гр-ном правонарушений, влекущих за собой отв-ть, устан. законод.актами, либо подготовки к совершению ими противоправных действий, объявляемый таким должн.лицу, иному гр-ну в целях предупреждения совершения ими правонарушений. Офиц.предупреждение, выносимое прокурором, направляется должн.лицу, иному гр-ну, в отношении которых оно вынесено, либо объявляется им лично под расписку. При несогласии с офиц.предупреждением должн.лицо, иной гр-нин, в отнош. кот. оно вынесено, вправе обжаловать его вышестоящему прокурору. Решение вышестоящего прокурора по жалобе может быть обжаловано в судебном порядке.
Иски прокуроров в суды общей юрисдикции и экономические суды Право прокурора на предъявление иска в интересах юридических лиц и граждан предусмотрено Законом о прокуратуре, Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь, Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь. Так, в соответствии с п. 6 ч. 2 Закона о прокуратуре при установлении нарушений закона в зависимости от их характера прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции предъявляет в суды иски и заявления в защиту прав и законных интересов государства, предприятий, учреждений и организаций, субъектов хозяйствования и граждан. Статья 81 ГПК предусматривает, что прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением о возбуждении гражданского дела, подведомственного суду, если это необходимо для защиты прав и охраняемых законом интересов Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц, а также юридических лиц и граждан. Прокурор вправе вступить в дело на любой его стадии, если этого требуют интересы государства, а также с целью защиты прав и охраняемых законом интересов граждан. Предъявлением иска прокурор преследует достижение ряда взаимосвязанных целей: восстановление нарушенных прав и законных интересов физических и юридических лиц, государства, устранение и предупреждение правонарушений, привлечение виновных лиц к гражданско-правовой ответственности, а также, в некоторой степени, оказание суду помощи в правильном рассмотрении и разрешении заявленных требований. Возбуждение прокурором дела в порядке ст. 81 ГПК происходит по его инициативе, одним из оснований которой может быть просьба заинтересованных лиц, обратившихся в прокуратуру с заявлением о нарушении или оспаривании их законных прав и интересов. В то же время предъявление иска в защиту нарушенных прав и интересов является обязанностью прокурора, вытекающей из содержания ст. 22 Закона о прокуратуре. При установлении нарушений закона прокурор обязан использовать предоставленные ему законом полномочия: внести протест, представление в порядке общего надзора, вынести предостережение, возбудить уголовное дело или иное производство об ответственности, предъявить в суд иск или заявление.Согласно ст. 47 ХПК прокурор или его заместитель при установлении нарушений законодательства в пределах своей компетенции обращается в хозяйственный суд с иском в защиту государственных и общественных интересов, в интересах юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и других лиц с их согласия.
Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Особенности прокурорского надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности При осуществлении надзора за исполнением зак-ва органами, осущ-ми ОРД и их должн.лицами Ген.прокурор и уполномоченные им прокуроры в пределах своей компетенции имеют право: - проверять дела оперативного учета, др. материалы и док-ты, связанные с ОРД, за исключением данных о лицах, внедренных в орг.прест.группы и прест.орг-ции, негласных сотрудниках органов, осущ-щих ОРД, а также о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, об организации и тактике проведения ОРМ; - давать санкцию либо отказывать в даче санкции на проведение ОРМ в случаях, опред. законодат.актами; - продлевать сроки проведения ОРМ; - давать письм.указания о проведении ОРМ по уг.делам, а также о прекращении их проведения; - требовать письменные объяснения от должн.лиц и иных граждан по фактам выявленных нарушений зак-ва, допущенных при осуществлении ОРД; - знакомиться со сведениями о лицах, внедренных в орг.прест.группы и прест.орг-ции, негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих или оказывавших содействие этим органам на конфиденциальной основе, в случае обращения указанных лиц с письм.заявлениями и жалобами на незаконные действия сотрудников органов, осуществляющих ОРД или привлечения этих лиц к уг.отв-ти; - принимать меры по отмене незак.постановлений о заведении дел оперативного учета и проведении отдельных ОРМ путем внесения соответствующих актов ПН-ра; - требовать от руководителей органов, осущ-щих ОРД, проведения проверок исполнения зак-ва при осущ-нии ОРД. О результатах проведения проверок руководители указанных органов письменно информируют прокурора. При установлении нарушений зак-ва в зависимости от их характера Ген.прокурор и уполномоченные им прокуроры в пределах своей компетенции принимают следующие меры прок.реагирования: - опротестовывают противоречащие зак-ву пр.акты и решения (действия) органов, осущ-щих ОРД, и их должн.лиц; - в устан.порядке вносят представления, выносят предписания и официальные предупреждения, обязательные для исполнения органами, осущ-ми ОРД, и их должн.лицами; - составляют протоколы об адм.правонар-ях; - выносят пост-я о возбуждении дисциплинарного производства или о привлечении к матер.отв-ти; - выносят пост-я о ВУД. Полномочия, направленные на выявление нарушений законов:1.требовать от нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя и органа дознания для проверки уголовные дела, материалы и документы, а также проверять уголовные дела, материалы и документы и знакомиться со сведениями в ходе предварительного расследования;2.проводить проверки исполнения требований законов о приеме, реги-страции, разрешении заявлений и сообщений о готовящихся преступлениях;3.рассматривать жалобы на действия и решения следователя, органа дознания.Полномочия, направленные на устранение и предупреждение нарушений закона:1.отменять незаконные и необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, а также не соответствующие закону указания нижестоящего прокурора, руководителя следственного подразделения;2.давать нижестоящему прокурору, следователю, органу дознания и до-знавателю письменные указания о производстве следственных, иных процессуальных действий и ОРД, а также о применении мер по обеспечению безопасности; 3.возвращать уголовные дела нижестоящему прокурору, следователю, органу дознания со своими письменными указаниями о производстве дополнительного следствия м иных процессуальных действий;4.отстранять нижестоящего прокурора, следователя, руководителя органа дознания и дознавателя от производства предварительного расследования по данному уголовному делу, если ими были допущены нарушения законности при его расследовании;5.изымать от органа дознания и передавать следователю любое уголовное дело, передавать уголовное дело от одного органа предварительного следствия другому в соответствии с подследственностью, определенной ст. 182 УПК, а также от одного следователя к другому в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств уголовного дела (ч. 5 п. 2 ст. 34 УПК);6.применять, изменять или отменять меры пресечения. К числу полномочий прокурора, направленных на предупреждение нарушений закона, можно также отнести право проверять исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях (что является и обязанностью прокурора); участвовать в производстве дознания и предварительного следствия, санкционировать применение мер пресечения; передавать уголовные дела от органа дознания следователю, от одного органа предварительного следствия другому или от одного следователя другому в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного расследования.
30. Сущность, понятие и задачи надзора за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания Надзор за исполнением законодательства в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания – отрасль прокурорского надзора, в которой осуществляется деятельность прокурора по обеспечению законности в работе органов предварительного следствия и дознания, при разрешении заявлений и сообщений о преступлениях, расследованию уголовных дел и проведении ускоренного производства. Надзор осуществляют Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры в пределах своих компетенций. Правовая основа: 1)Конституция 2)закон О прокуратуре 3)УПК 4)приказ Генерального прокурора от 08.08.08 О мерах по повышению эффективности и качества предварительного следствия и дознания с изменениями и дополнениями №75 Задачи прокурорского надзора вытекают из общих задач, предусмотренных ст.4 закона О прокуратуре, ст.7 УПК и заключается в обеспечении: 1)соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций, общественных и государственных интересов 2)соблюдение предусмотренного законом порядка разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, возбуждения уголовных дел, расследование преступных деяний, приостановление и прекращение производства по уголовным делам 3)соблюдение сроков проведения предварительного расследования и содержания под стражей 4)недопущения незаконного привлечения граждан к уголовной ответственности 5)неуклонного исполнения требований закона при расследовании преступления о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств, которые изобличают обвиняемого, смягчают и отягчают его ответственность 6)осуществление мер по пресечению преступлений, устранение причин и условий, которые способствуют их совершению.
31. Предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания Пределы надзора при досудебном производстве определяются ст.34 и другими ст. УПК. Прокурор вправе отстранять следователя, руководителя органа дознания и дознавателя от производства предварительного расследования по данному уголовному делу, если ими были допущены нарушения законности при его расследовании, осуществлять другие полномочия, предоставленные ему уголовно-процессуальным законодательством. Вместе с тем следователи, органы дознания, дознаватели по находящимся в производстве у них уголовным делам тактику проведения следственных и иных процессуальных действия, методику расследования дел определяют самостоятельно. Предмет надзора – то, что должно соответствовать закону. Предметом является соответствие УПК правовых актов и решений (действий) органов предварительного расследования и их д.л. Предметом является: 1)акты, выносимые органами предварительного следствия и дознания 2)действия д.л. этих органов Предметом являются постановления и иные, составляемые следователем, органом дознания, дознавателем акты по материалам и уголовным делам. В ходе предварительного расследования орган дознания, дознаватель, следователь при принятии решения выносят постановления, при проведении следственных и иных процессуальных действий составляют протоколы, дают письменные поручения по материалам и уголовным делам, составляют справки и другие документы. При осуществлении законности при проведении предварит следствия и дознания прокурор проверяет, соответствуют ли акты органов предварительного расследования по структуре и содержанию требования, предусмотренных УПК, а также имелись ли основания составления этих актов. Прокурор также проверяет законность д.л. в этих органах. Прокурор при выявлении нарушений закона принимает меры для привлечения виновных лиц указанных органов к предусмотренной законом ответственности в зависимости от характера нарушения
32. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством и другими законами. Указания Генерального прокурора по вопросам дознания, не требующие законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения. В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен: проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства; требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений законодательства, допущенных в ходе дознания и предварительного следствия; давать согласие дознавателю на возбуждение уголовного дела; давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы; отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований УПК; изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований данного действия; отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора в порядке, установленном УПК; продлевать срок дознания; утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу; утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд; возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования. Для устранения выявленных в ходе осуществления прокурорского надзора нарушений законности органами дознания и предварительного следствия прокурор уполномочен применять следующие средства правового реагирования. Представление. Данное правовое средство прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона в уголовном судопроизводстве имеет двойное назначение. Так, на досудебных стадиях уголовного процесса при осуществлении прокурором надзора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания представление адресуется руководителям органов, чьи подчиненные допустили выявленные нарушения закона. При этом в представлении может быть поставлен вопрос о привлечении виновных к ответственности. О принятых мерах прокурор предлагает уведомить его в месячный срок. В судебных стадиях представление – это акт прокурорского реагирования на судебное решение, вносимое прокурором в порядке, предусмотренном УПК. Указание. Указание дается прокурором в письменном виде и может касаться как производства тех или иных следственных действий, проведение которых целесообразно с его точки зрения, так и характера избрания меры пресечения. Прокурор может дать указание следователю о том, как квалифицировать преступление, по которому следователь осуществляет производство, об объеме обвинения, направлении уголовного дела в суд или его прекращении и т. д. Письменное требование (поручение, запрос). При осуществлении прокурорского надзора в досудебных стадиях уголовного процесса прокурор вправе истребовать у следователя уголовное дело для его проверки. Указанное полномочие прокурора реализуется посредством направления письменного требования (поручения, запроса) руководителю следственного органа и обязательно для исполнения. Постановление. В случаях, предусмотренных УПК, прокурор наделен правом вынести мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства. Прокурор также вправе вынести, в случаях нарушения уголовно-процессуального закона, постановление о признании полученных органами уголовного преследования доказательств не допустимыми. Согласие прокурора. Уголовно-процессуальным законодательством предусмотрен судебный порядок получения разрешения на проведение следственных действий (обыск, выемка, осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц и т. д.), которые затрагивают основные конституционные права и свободы граждан, а также на применение к подозреваемому (обвиняемому) мер уголовно-процессуального принуждения (наложение ареста на имущество, временное отстранение от должности, избрание меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста и т. д.). В этих случаях прокурор дает дознавателю свое согласие на возбуждение перед судом ходатайства о производстве следственных действий и иных мер процессуального принуждения, на совершение которых необходимо судебное решение.
Прокурорский надзор за законностью, обоснованностью и своевременностью рассмотрения заявлений и сообщений о совершенных преступлениях. Надзор за законностью и обоснованностью возбуждения уголовных дел или отказа в их возбуждении Генеральным прокурором Республики Беларусь в приказе от 25 ноября 2002 г. №33 «О мерах по совершенствованию организации надзора за исполнением законов при производстве предварительного следствии и дознания» предъявлено к прокурорам районов, городов, межрайонным и приравненным к ним прокурорам обеспечивать постоянный и взыскательный надзор за исполнением законодательства при приеме, регистрации, учете заявлений и сообщений о преступлениях. В соответствии с названным приказом прокуроры должны не реже одного раза в 10 дней проверять законность и обоснованность мер, принимаемых органом уголовного преследования по заявлениям и сообщениям о готовящихся и совершенных преступлениях. В ходе проверок использовать данные самих органов уголовного преследования, сигналы средств массовой информации, обращения граждан, сведения медицинских учреждений и т.д. Принципиально решать вопрос об ответственности руководителей этих органов за несоблюдение учетно-регистрационной дисциплины, несвоевременность и незаконность принимаемых решений; обеспечивать безусловное выполнение требований Инструкции о порядке регистрации, рассмотрения и учета заявлений, сообщений, сигналов о преступлениях, поступающих в органы прокуратуры, утвержденной Генеральным прокурором Республики Беларусь 12 декабря 2000 г., а также принятие предусмотренных законом мер реагирования в связи с незаконностью решений по ним. Проверки исполнения требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях должны проводиться не реже одного раза в месяц. Приему подлежат все без исключения заявления и сообщения, которые содержат информацию об уголовно наказуемых деяниях. Не должно отказываться в их приеме по мотивам незначительной общественной опасности, отсутствия тяжких последствий и т.д., а также в связи с обращением не в тот орган дознания, которому оно подследственно. В ходе проверки прокурор выясняет следующие вопросы:- полноту, правильность учета и регистрации поступивших в орган дознания заявлений и сообщений о преступлениях;- соблюдение установленных законом сроков их проверки;- законность и обоснованность принятия одного из предусмотренных в законе решений: о возбуждении уголовного дела; об отказе в возбуждении дела; о передаче заявления или сообщения по подследственности или подсудности. Осуществляя свои полномочия в органе дознания, прокурор знакомится с книгами учета заявлений и сообщений о преступлениях, журналами учета поступившей информации по телефону, телефаксу, телеграфу и т.д., корешками талонов-уведомлений заявителям о принятом заявлении, книгами учета документации, находящимися в дежурной части (рабочей тетрадью дежурного, магнитофонными записями сообщений «02», корешками направлений на судебно-медицинское освидетельствование и экспертизу, книгой учета лиц, доставленных в орган внутренних дел и т.д.); документами канцелярии (алфавитным журналом регистрации жалоб и заявлений граждан и т.д.); с документами других служб органа дознания (например, в органе внутренних дел в экспертно-криминалистическом подразделении – с журналом учета выездов работников этого подразделения на место происшествия; в паспортных отделениях – с журналом учета выдачи гражданам паспортов взамен утраченных (похищенных); в подразделениях ГАИ – с журналом учета дорожно-транспортных происшествий и угона автотранспорта и т.д.). Сведения о совершенных, но не зарегистрированных преступлениях прокурор может получить в медицинских учреждениях, статистических, контрольно-ревизионных органах, подразделениях военизированной охраны. Прокурор также проверяет заявления, сообщения о преступлениях и приложенные к ним документы, которые находятся на разрешении работников органов дознания и по которым принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела. При проверке законности и обоснованности отказа в возбуждении уголовного дела обращается внимание на соответствие решения материалам проверки, полноту проверки, правильность юридической оценки действий конкретного лица. При этом прокурорам предлагается не ограничиваться изучением материалов, по которым в возбуждении уголовного дела отказано. В ходе проверки первостепенное внимание следует уделять заявлениям и сообщениям, находящихся в стадии рассмотрения, давать необходимые письменные указания, с тем чтобы предотвратить волокиту, не допускать проведения доследственных проверок при очевидности признаков преступления, незамедлительно возбуждать уголовные дела, обеспечивать безотлагательное проведение следственных действий и осуществление других мер, направленных на раскрытие преступления. В ходе проверки прокурор должен обращать внимание на то, чтобы орган дознания возбудил уголовное дело при наличии признаков преступления, немедленно уведомил прокурора об обнаружении преступления и начатом дознании, выполнил все предусмотренные законом неотложные следственные действия и не позднее десяти суток передал дело следователю, после передачи дела следователю в случаях необнаружения лица, совершившего преступление, продолжал принимать меры для установления преступника, уведомляя следователя о результатах, а также выполняя по поручению следователя розыскные и следственные действия. Надзорная деятельность прокурора должна быть направлена на то, чтобы были использованы все предусмотренные законом меры для раскрытия преступления и изобличения лица, его совершившего, и чтобы при этом не были нарушены права и интересы участников процесса и других граждан. Прокурор обязан также на основании ст. 35 УПК отменить постановление о возбуждении уголовного дела, если оно возбуждено без законного повода и достаточного основания.
Участие прокурора в суде кассационной инстанции. Заключение прокурора Приговор, а также определение (постановление) суда первой инстанции по общему правилу не сразу обращаются к исполнению. Законом предусматривается возможность участникам уголовного процесса обжаловать, а прокурору - опротестовать вынесенное решение. Апелляционные жалобы, протесты на приговор суда первой инстанции могут быть поданы в течение десяти суток со дня провозглашения приговора, а в отношении обвиняемого, содержащегося под стражей, - в тот же срок со дня вручения ему копии приговора. Право принесения апелляционного протеста принадлежит прокурору, участвовавшему в рассмотрении уголовного дела в качестве государственного обвинителя. Генеральный прокурор Республики Беларусь, прокуроры областей, города Минска, районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним транспортные прокуроры и их заместители в пределах своей компетенции вправе опротестовать приговор независимо от участия в судебном разбирательстве уголовного дела. Прокурор при наличии оснований, обязан опротестовать в апелляционном порядке каждый приговор, постановленный с нарушениями уголовного или уголовно-процессуального закона. Если обвинитель этого не сделал либо дело было рассмотрено без участия прокурора, то опротестовать незаконный или необоснованный приговор либо иное судебное решение обязан прокурор, возглавляющий прокуратуру, или его заместитель. Согласно ст. 371 УПК Не вступившие в законную силу приговоры могут быть обжалованы и опротестованы в апелляционном порядке через суд, постановивший приговор: 1) приговоры районных (городских) судов - в областной, Минский городской суды; 2) приговоры областных, Минского городского судов - в Верховный Суд Республики Беларусь. Апелляционные жалобы подаются, а апелляционные протесты приносятся через суд, постановивший приговор. Подача жалобы или принесение протеста непосредственно в апелляционную инстанцию не являются препятствием для рассмотрения жалобы или протеста. В этом случае жалобы и протесты направляются в суд первой инстанции для приобщения к уголовному делу. Приговор, постановленный при повторном рассмотрении уголовного дела, может быть обжалован или опротестован в общем порядке Апелляционные жалоба или протест должны содержать: 1) наименование суда, которому адресуются жалоба или протест; 2) данные о лице, подавшем жалобу или принесшем протест, с указанием его процессуального положения, места жительства или места нахождения; 3) указание на приговор, который обжалуется или опротестовывается, и наименование суда, постановившего этот приговор; 4) доводы лица, подавшего жалобу или принесшего протест, с указанием на то, в чем заключается неправильность приговора и в чем состоит его просьба; 5) перечень прилагаемых к жалобе или протесту материалов; 6) дату и подпись лица, подавшего жалобу или принесшего протест. Во вводной части указываются наименование судебной инстанции, в которую адресован протест; наименование суда, постановившего приговор или иное решение, фамилия и анкетные данные осужденного (оправданного); статья Уголовного кодекса, по которой он осужден или оправдан; краткое содержание опротестованного судебного решения. В описательной - наиболее важной части - приводятся обоснования требования протеста. Не следует забывать, что право окончательной оценки доказательств, решения вопросов о виновности или невиновности обвиняемого, о применении уголовного закона и назначении наказания принадлежит суду. Поэтому требования протеста должны обосновываться не изложением точки зрения прокурора, а аргyментироваться критикой выводов суда, показом их ошибочности, несоответствия имеющимся в деле доказательствам, закону, разъяснениям Пленума Верховного Суда Республики Беларусь. В резолютивной части четко формулируются, со ссылкой на соответствующие нормы процессуального законодательства, требования прокурора об отмене или изменении опротестованного решения. Формы участия прокурора в гражданском процессе. Порядок предъявления прокурором гражданских исков в суды. Предъявление прокурором гражданского иска в публичных интересах и в интересах отдельных категорий граждан Прокурор участвует в гражданском судопроизводстве в двух формах, установленных ст. 81 ГПК, – в форме предъявления и поддержания в суде иска, а также участия в рассмотрении судом гражданских дел и изложения мнения по делу. Заявление о защите чести и достоинства Президента Республики Беларусь подается в суд Генеральным прокурором Республики Беларусь, прокурорами областей, города Минска, приравненными к ним прокурорами с согласия Президента республики Беларусь. Форма и содержание искового заявления прокурора должны соответствовать требованиям, изложенным в ст. 109, 243 ГПК. В заявлении необходимо указать: - наименование суда, в который направляется исковое заявление; - наименование истца, место его нахождения; - наименование ответчика, его место жительства или, если ответчик является юридическим лицом, место его нахождения; - обстоятельства, на которых прокурор основывает свое требование, и доказательства, подтверждающие изложенные прокурором обстоятельства; - требования истца; - цену иска, если он подлежит оценке; - перечень приложений. В соответствии со ст. 4 Закона «О государственной пошлине» прокурор освобождается от уплаты государственной пошлины. Кроме того, в соответствии со ст. 129 ГПК прокурор, обратившийся с заявлением в суд в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц, освобождается и от уплаты издержек, связанных с рассмотрением дела. Ему не может быть отказано в принятии искового заявления. К прокурору нельзя предъявить встречный иск. Ответчик может предъявить встречный иск лишь к лицу, в интересах которого прокурор предъявил иск. Решение суда распространяется не на прокурора, а на лицо, в интересах которого заявлен иск. При предъявлении исков прокурору надлежит исходить из требований закона о подведомственности жалоб судебным органам. Если жалоба о нарушенном праве подведомственна суду, то прокурор вправе предъявить иск. Если нет, то он использует иные средства прокурорского реагирования - протест, представление об устранении нарушений закона и т.д. В соответствии со ст. 37 ГПК судам подведомственны дела: 1) по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных отношений, отношений по использованию природных ресурсов, а также окружающей среды, если хотя бы одной из сторон в споре выступает гражданин, за исключением случаев, когда актами законодательства разрешение таких споров отнесено к компетенции других судов или к ведению иных государственных органов, а также иных организаций; 2) по спорам юридических лиц в случаях, установленных ГПК и иными законодательными актами; 3) возникающие из административно-правовых отношений; 4) особого производства; 5) приказного производства. Одним из средств прокурорского надзора за исполнением законов в гражданском судопроизводстве является выступление прокурора в рассматриваемый судом спор. Он может сделать это, когда лицо, интересы которого надлежит защищать, неправомочно само обратиться в суд с исковым заявлением. Это касается, прежде всего, интересов несовершеннолетних, когда требуется решить вопрос о лишении родительских прав или об отмене усыновления и т.д. Предъявляемый прокурором иск должен быть поддержан им в суде. Однако прокурор «не связан в процессе своей позицией, изложенной в исковом заявлении, и позицией лица, в интересах которого заявлен иск». Прокурор как представитель органа, осуществляющего надзор за исполнением законов, в этих случаях исходит не из интересов лица, а из требований закона. При судебном рассмотрении заявленного иска прокурор процессуально самостоятелен. Как правило, прокуроры поддерживают заявленный иск, но если по обстоятельствам дела необходимо отказаться от исковых требований, либо изменить основания иска, либо снизить размер взыскания, прокурор вправе сделать это. По заявленному требованию прокурор дает в суде (ст. 286 ГПК) объяснения, которые носят характер утверждения и являются доказательствами. Прокурор вправе представить суду письменные документы. В соответствии с ч. 3 ст. 290 ГПК, участвуя в судебных прениях, прокурор, предъявивший иск, выступает первым
Участие прокурора в суде кассационной инстанции по гражданским делам. Заключение прокурора Надзор за законностью и обоснованностью судебных решений и определений, не вступивших в законную силу, ограничивается десятью днями. Прокуроры обязаны в эти сроки проверять законность и обоснованность решений и определений по делам, рассмотренным судом без участия пpoкypopa, опротестовывать незаконные и необоснованные решения и определения. Тщательной проверке подлежат решения и определения по делам, рассмотренным с участием прокурора, в особенности если позиция прокурора расходится с позицией суда, выраженной в решении. С целью осуществления прокурорского над
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 1497; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.105.155 (0.014 с.) |