Типы экономических систем. Рынок. Условия функционирования рынка. Проблемы и недостатки рыночной системы. Классификация рынков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы экономических систем. Рынок. Условия функционирования рынка. Проблемы и недостатки рыночной системы. Классификация рынков.



Типы экономических систем. Экономическая система (англ. Economic system) — совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма. В любой экономической системе первичную роль играет производство в совокупности с распределением, обменом, потреблением. Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются. В то же время в экономических системах есть также элементы, которые отличают их друг от друга:

§ социально-экономические отношения;

§ организационно-правовые формы хозяйственной деятельности;

§ хозяйственный механизм;

§ система стимулов и мотиваций участников;

§ экономические связи между предприятиями и организациями.

сновные типы экономических систем:

  • Современная рыночная экономическая система
  • Традиционная экономическая система. В экономически слаборазвитых странах существует традиционная экономическая система. Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики.
  • Административно-командная система (плановая). Эта система господствовала ранее в СССР, странах восточной Европы, и ряде азиатских государств.
  • Смешанная система. Смешанная экономика представляет такую экономическую систему, где и государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране. При этом регулирующая роль рынка дополняется механизмом государственного регулирования, а частная собственность сосуществует с общественно-государственной. Смешанная экономика возникла в межвоенный период и по сей день представляет наиболее эффективную форму хозяйствования.

Рынок. Ры́нок — совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями. Обмен обычно происходит на добровольной основе в форме эквивалентного обмена товара на деньги (торговля) или товара на товар (бартер). При свободном доступе на рынок как производителей, так и потребителей обмен происходит в условиях конкуренции.
Одним из главных критериев рынка является наличие конкуренции.[1] Чтобы рынок был конкурентоспособным, должно быть несколько независимых друг от друга покупателей и продавцов. Конкурентными считаются рынки со значительным числом независимых участников. Рынок с одним продавцом и несколькими покупателями — есть монополия. Рынок одного покупателя и нескольких продавцов — есть монопсония. Это крайности несовершенной конкуренции.


Условия функционирования рынка. Условия функционирования рынка являются предпосылками рынка, его возникновения и развития.

Для нормального функционирования рынка, необходимо наличие следующих условий:

- полная экономическая свобода производителей товаров и услуг, которая выражается в праве самостоятельно распоряжаться создаваемым продуктом, устанавливать цены, присваивать прибыль и др.

- существование потребности в конкретном товаре, но и наличие платежеспособного спроса у населения, т.е. деньг или товаров для мена. К примеру приобретая спортивные тренажеры для дома, потребители расчитывают на более приемлемую цену, чем при покупке профессионального тренажера, а также на его семейную многофункциональность;

-достаточное число производителей товаров и услуг, удовлетворяющих спрос;

-наличие конкуренции между производителями,

-наличие развитой рыночной инфраструктуры;

-наличие юридических законов, регулирующих рыночные отношения, и независимого судопроизводства;

-отсутствие командной роли государства по отношению к субъектам рынка.

Условия функционирования рынка еще не предполагают обязательного формирования рыночных отношений.

Проблемы и недостатки рыночной системы. Недостатки рыночной системы хозяйствования:

тенденция к самопроизвольному установлению равновесия в экономике, как правило, прокладывает себе путь через постоянные нарушения этого равновесия, что порождает общественные потери труда, безработицу и т.д.;
рынок - жестокая система в социальном плане;
рынок не обеспечивает решения экологических проблем, не стимулирует развитие фундаментальной науки, культуры.

Проблемы рыночной системы
История показала, что система свободного рынка дает большое
количество товаров для большего количества людей, чем любая другая система. В этой системе всякий имеет возможность сделать самостоятельный
выбор, обеспечивается высокая мотивация к творческому труду, к процессу. В
условиях нерыночной системы, кучка людей решает за каждого индивида и за
все общество в целом, что для них лучше, и делает за них выбор, что снижает
ответственность, инициативу, мотивацию к эффективному труду, а главное к
экономическому росту.
Но рыночная система имеет и серьезные недостатки или
несовершенства.
Одним из слабых мест рыночной системы была и остается его
бесконечная цикличная природа. Экономика свободного рынка постоянно
развивается, и развитие это происходит волнообразно, циклически. Периодическая повторяемость экономических спадов приводит к обнищанию,
голоду, страданиям, эпидемиям, что не может не беспокоить развитое
цивилизованное общество.
Несмотря на эти негативные стороны циклического развития, нельзя
не отметить, что оно есть проявление самой сущности развития производства,
его естественное свойство, способ его прогрессивного движения, потому что
циклическое развитие в целом характеризует тенденцию экономического роста.
Другая проблема заключается в том, что рыночная система не
распределяет богатство нации поровну. Рынок приводит к дифференциации в
уровне жизни населения, что само по себе не так уж плохо, ибо обеспечивает мотивацию к труду. Плохо то, что он жесткий и безразличный к бедным людям,
не обеспечивает социальной защиты.
Рынок не может создать условия для реализации права на труд всех
членов общества. Трудоустраиваются только те, на рабочую силу которых
имеется спрос.
Разделение общества на богатых и бедных – это также серьезная
проблема рыночной системы.
Одной из важнейших проблем рынка является инфляция. Инфляция – это
процесс непрестанного повышения цен без всякого коммерческого улучшения
качества или роста количества продукции. Инфляция заставляет людей тратить их доход немедленно, как только они его получат, таким образом уменьшается
функция сбережения и инвестиций, что в итоге истощает экономику.
На мой взгляд, наиболее важной проблемой рынка является проблема
его равновесия. В экономических теориях и учениях классиков проблема эта
звучит почти одинаково, хотя и существуют определенные различия. Проблемы и недостатки рыночной системы. Проблемы рыночной системы
История показала, что система свободного рынка дает большое
количество товаров для большего количества людей, чем любая другая система. В этой системе всякий имеет возможность сделать самостоятельный
выбор, обеспечивается высокая мотивация к творческому труду, к процессу. В
условиях нерыночной системы, кучка людей решает за каждого индивида и за
все общество в целом, что для них лучше, и делает за них выбор, что снижает
ответственность, инициативу, мотивацию к эффективному труду, а главное к
экономическому росту.
Но рыночная система имеет и серьезные недостатки или
несовершенства.
Одним из слабых мест рыночной системы была и остается его
бесконечная цикличная природа. Экономика свободного рынка постоянно развивается, и развитие это происходит волнообразно, циклически.
Периодическая повторяемость экономических спадов приводит к обнищанию,
голоду, страданиям, эпидемиям, что не может не беспокоить развитое
цивилизованное общество.
Несмотря на эти негативные стороны циклического развития, нельзя
не отметить, что оно есть проявление самой сущности развития производства,
его естественное свойство, способ его прогрессивного движения, потому что
циклическое развитие в целом характеризует тенденцию экономического роста.
Другая проблема заключается в том, что рыночная система не
распределяет богатство нации поровну. Рынок приводит к дифференциации в
уровне жизни населения, что само по себе не так уж плохо, ибо обеспечивает
мотивацию к труду. Плохо то, что он жесткий и безразличный к бедным людям,
не обеспечивает социальной защиты.
Рынок не может создать условия для реализации права на труд всех
членов общества. Трудоустраиваются только те, на рабочую силу которых
имеется спрос.
Разделение общества на богатых и бедных – это также серьезная
проблема рыночной системы.
Одной из важнейших проблем рынка является инфляция. Инфляция – это
процесс непрестанного повышения цен без всякого коммерческого улучшения качества или роста количества продукции. Инфляция заставляет людей тратить
их доход немедленно, как только они его получат, таким образом уменьшается
функция сбережения и инвестиций, что в итоге истощает экономику.
На мой взгляд, наиболее важной проблемой рынка является проблема
его равновесия. В экономических теориях и учениях классиков проблема эта
звучит почти одинаково, хотя и существуют определенные различия.

Проблемы и недостатки рыночной системы.

Недостатки рыночной системы хозяйствования: тенденция к самопроизвольному установлению равновесия в экономике, как правило, прокладывает себе путь через постоянные нарушения этого равновесия, что порождает общественные потери труда, безработицу и т.д.; рынок - жестокая система в социальном плане; рынок не обеспечивает решения экологических проблем, не стимулирует развитие фундаментальной науки, культуры.
Классификация рынков Процесс исследования рынка необходимо начинать с определения его типа по каждому товару или услуге, при этом в процессе бизнес-планирования можно опираться на следующие подходы к классификации рынков.   1. По сфере общественного производства: рынок товаров материального производства (сырья, продовольствия, машин, оборудования); рынок товаров духовного производства (достижений науки, технологий, произведений искусства, книг). 2. По характеру конечного использования: рынок товаров производственного назначения; рынок товаров потребительского назначения. 3. По сроку использования: рынок товаров долговременного пользования; рынок товаров краткосрочного пользования; рынок товаров одноразового пользования. 4. По территориальному охвату: мировой; внутренний; региональный. 5. По соотношению продавцов и покупателей: рынок свободной конкуренции. Состоит из большого числа независимо действующих продавцов и покупателей какого-либо однородного продукта на высокоорганизованном рынке (по цене равновесия общих спроса и предложения); рынок монополистической конкуренции. Состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие последнего объясняется способностью продавцов предложить разные варианты товаров, отличающихся друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением; олигополистический рынок характеризуется немногочисленностью продавцов, всеобщей взаимозависимостью производителей, а также способностью отдельного предприятия предсказать ответные действия конкурентов на изменение цены или объема производства. Небольшое количество продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок; рынок чистой монополии. Один продавец с товаром, у которого нет аналога или заменителя, что позволяет производителю диктовать свои условия потребителям. Монополия на стороне спроса называется монопсонией. Если одному продавцу противостоит один покупатель, рыночная структура называется двусторонней монополией. 6. По объему реализации: основной рынок, где реализуется основная часть товаров; дополнительный (вспомогательный) рынок, на который фирма выходит с небольшой частью товара; выборочный рынок, который выбирается для определения возможностей реализации новых товаров, проведения пробных продаж.   4) Кривая производственных возможностей общества. График. Альтернативные издержки. Кривая производственных возможностей.С помощью простейшей модели рассмотрим производственные возможности общества. Рассмотрим гипотетическую экономику, в которой производится два блага — X и Y. Допустим также, что количество ресурсов и технология производства постоянны. Предположим, что данная экономическая система эффективна, т. е. работает в условиях полной занятости ресурсов и полного объема производства. Если абсолютно все ресурсы направлены на производство блага X, то общество получит максимальное его количество. При этом благо Y вообще производиться не будет (вариант А). Возможна другая альтернатива, когда все ресурсы общества направляются на производство товара Y. В этом случае благо Y производится в максимальном количестве, а благо X не выпускается (вариант В). Однако обществу необходимы одновременно оба товара, для чего необходимо снизить производство каждого из этих благ ниже максимального. При этом имеет место множество альтернативных вариантов производственных комбинаций ресурсов и соответствующей структуры производства (например, варианты С, D, Е). Данную ситуацию можно изобразить графически. По горизонтали отложим количество блага X, по вертикали — блага Y. В результате получим кривую производственных возможностей. Каждая точка этой кривой представляет определенную комбинацию благ двух видов. Например, точка С представляет комбинацию Хс шт. товара X и Yc шт. товара Y.   Кривая производственных возможностей показывает' максимально возможный объем одновременного производства двух благ при заданных ресурсах и технологиях, которыми располагает данное общество. Экономика эффективна, когда все точки возможных комбинаций производства двух благ находятся на границе производственных возможностей (т. А, В, С, D, Е). Экономическая система неэффективна, когда различные комбинации производства двух благ находятся левее границы производственных возможностей (точка F). В этом случае ресурсы общества заняты не полностью (безработица, неполная загрузка производственных мощностей, отсталая технология). Точка F представляет такую комбинацию благ X и Y, которая существенно меньше, чем могло бы производиться при полном и эффективном использовании имеющихся ресурсов. Общество должно сделать все необходимое, чтобы переместиться на границу производственных возможностей. Для общества, обладающего определенным запасом ресурсов и знаний и обеспечивающего полный объем производства, точка G на сегодняшний день недостижима. Любая экономическая система в каждый момент времени обладает ограниченными возможностями и не может переместиться за пределы границы производственных возможностей. Альтернативные издержки, издержки упущенной выгоды или издержки альтернативных возможностей (англ. Opportunity cost(s))— экономический термин, обозначающий упущенную выгоду (в частном случае—прибыль, доход) в результате выбора одного из альтернативных вариантов использования ресурсов и, тем самым, отказа от других возможностей. Величина упущенной выгоды определяется полезностью наиболее ценной из отброшенных альтернатив. Альтернативные издержки - неотделимая часть любого принятия решений. Альтернативные издержки не являются расходами в бухгалтерском понимании, они всего лишь экономическая конструкция для учёта упущенных альтернатив.   5) Спрос и факторы его определяющие. Закон спроса и функция спроса. Графическая трактовка. Спрос и факторы его определяющие. Закон спроса и функция спроса. Графическая трактовка.Спрос — это отражение потребностей людей в том или ином товаре, услуге, их желание его купить. Потребителей интересует не товар вообще, а товар по приемлемой цене. Исходя из этого, следует говорить не об абсолютном, а о платежеспособном спросе. Платежеспособный спрос характеризует не только желание, но и возможность купить товар. Спросом называется количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену и в определенный промежуток времени. Спрос как экономическая категория характеризует объем товаров, который потребители желают и могут купить по определенной цене за определенное время. Иными словами экономический спрос на товар означает желание потребителя, подкрепленное объективными возможностями (денежными средствами). На спрос воздействует ряд рыночных факторов: доходы покупателей, их вкусы и предпочтения, их число на рынке, цены товаров-заменителей и дополняемых товаров и, конечно, цены на запрашиваемые товары. Причем перед потребителем обычно предстает рынок, где имеется возможность выбора альтернативного количества одноименных товаров, пользующихся спросом, по разным ценам. За те же деньги человек приобретает больше продуктов, если их цена снизится, и наоборот. Таким образом, величина спроса является функцией ряда переменных. Прежде всего он зависит от цены. Рассмотрим эту зависимость на простом примере. Предположим, что на каком-либо местном рынке люди приобретут разное количество яблок, если их цена будет снижаться так, как показано в шкале спроса. Шкала спроса показывает, сколько товаров можно купить по различным ценам за данный период. Анализ этой шкалы позволяет легче выявить взаимозависимость цены и спроса. Шкала спроса показывает, сколько товаров можно купить по различным ценам за данный период. Анализ этой шкалы позволяет легче выявить взаимозависимость цены и спроса. Закон спроса – при прочих равных условиях спрос на товары в количественном отношении изменяется в обратной зависимости от цены. Чем выше цена товара, тем меньше спрос на него со стороны покупателей, и наоборот, чем ниже цена товара, тем больше спрос. Такая зависимость может быть объяснена с помощью двух эффектов: Эффект дохода показывает, как изменяется реальный доход потребителя и его спрос при изменении цен на товары. Например, если цена яблок снизилась с 20 руб. до 10 руб., то покупатель на свой постоянный доход сможет купить уже не 2 кг, а 9 кг яблок. А если он не желает покупать больше этого товара, то он «высвобожденные» деньги может направить на покупку дополнительного количества другого товара. Понижение цены товара сделало потребителя реально богаче и позволило расширить объем спроса, в чем и заключается смысл эффекта дохода. Эффект замещения демонстрирует взаимосвязь между относительными ценами товаров и объемом спроса потребителя. Снижение цен на яблоки, как в нашем примере, при неизменном уровне цен на другие товары означает их относительное удешевление по сравнению, например, с грушами, сливами и т.п. Потребитель начнет замещать относительно более дорогие груши покупкой более дешевых яблок и купит их не 2, а 4, 6 или 9 кг. Различают два понятия – величина спроса и сам спрос. При этом величина спроса меняется под воздействием ценового фактора (то есть цены данного товара). Сам спрос меняется под воздействием неценовых факторов (к неценовым факторам относятся: доходы потребителей, вкусы и предпочтения потребителей, цены товаров-заменителей (субститутов) и цены товаров дополняющих (комплементов), количество потребителей). На графике изменение величины спроса отражается движением по кривой спроса вверх-вниз, а изменение самого спроса отражается смещением кривой спроса влево-вправо. Цена спроса – это максимальная цена, которую согласен уплатить потребитель при покупке данного товара. Цена спроса не тождественна рыночной цене, то есть цене конкретной покупки, которую называют еще ценой рыночного равновесия. Она ограничивается доходом покупателя и остается фиксированной, так как он больше заплатить за этот товар не может. Закон спроса и функция спроса.Спрос (Demand) показывает какое количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить в данный момент времени по каждой предложенной на рынке цене. Следует различать термины «спрос» и «величина спроса». Закон спроса – это закон зависимости величины спроса от уровня цен: обычно чем ниже цена товара, тем большее его количество будет куплено, и наоборот. Функция спроса может быть представлена и в табличной форме в виде шкалы спроса.       Кривая спроса показывает зависимость между рыночной ценой и величиной спроса на данный товар. Движение вдоль кривой спроса - этоизменение величины спроса при изменении цен, т.е. количества товара, которое готовы приобрести покупатели. Изменение спроса – это смещение самой кривой спроса, преимущественно оно отражает влияние неценовых факторов (исключением является изменение цен на связанные товары). Например, увеличение доходов потребителей вызывает смещение кривой спроса вправо.  
6) Предложение и факторы его определяющие. Закон предложения. Графическая трактовка. Предложение и факторы его определяющие
1.Предложение и факторы его определяющие.Предложение — это количество товаров или услуг, предложенное для реализации на рынки, или которое в данное время и в данном месте могут получить люди, желающие их купить. На объем предложения влияет множество факторов, но одним из главных является цена. Под предложением западные экономисты понимают чье-либо желание продать товар. Предложение — это количество товара, которое продавцы готовы продать покупателю по данной цене в конкретном месте и в конкретное время. Предложение — это товары, которые находятся на рынке или могут быть туда доставлены.
Величина предложения- то количество товара (услуг), которое продавцы способны и готовы продать по определенной цене в заданном месте и в заданное время. Существует и ряд факторов, вызывающих рост или уменьшение предложения, которые не связаны с изменением цены данного товара. Рассмотрим их.

1. Цены на ресурсы. Предположим, что производители теперь покупают для производства своей продукции более дешевое сырье. Поскольку покупка его требует меньше затрат, при прежних ценах на выпускаемые изделия, производители с разным первоначальным уровнем затрат имеют возможность произвести больше продукции. Так, при прочих равных условиях(в первую очередь при сохранении цен на выпускаемую продукцию и неизменности технологий производства) удорожание сырья и топливно-энергетических ресурсов приведет к сокращению производства тех товаров, при изготовлении которых они используются.

2. Изменение в технологии производства. Если ручной труд заменить машинами, произойдет увеличение производительности труда и, следовательно. Так, при внедрении новых прогрессивных технологий, которые обеспечивают снижение издержек на производство продукции, график предложения сдвигается вправо, что соответствует росту предложения;

3. Налоги и дотации. Производители рассматривают увеличение налогов как рост издержек производства. Чрезмерное увеличение налогов на прибыль приведет к сокращению производства, так как сделает его менее выгодным. Дотации — это «издержки наоборот». Выплата дотаций часто осуществляется с целью стимулирования производства либо отдельного товара, либо производства в определенных районах страны. Дотации ведут к росту предложения и сдвигу кривой предложения вправо.

4. Цены на другие товары. Часто рост цен на одни товары приводит к изменению предложения других товаров. Так, повышение цен на йогурт переключит производителей с изготовления кефира на производство йогурта, и предложение кефира уменьшится.
5. Ожидания изменения цен. В условиях инфляции ожидание повышения цен по-разному отразится на поведении фирмы в кратковременном и долговременном периодах. В кратковременном периоде, когда затраты уже произведены, фирма, зная, что ежедневно цены растут, скажем, на 0,5%, постарается попридержать товар на складе хотя бы на 3 дня, зная, что через 3 дня продаст его на 1,5% дороже. В долговременном же периоде небольшая инфляция будет стимулировать рост производства, так как повышение цен будет приносить фирмам больше прибыли.

6. Рост числа производителей. Увеличение количества фирм, производящих однородный товар, ведет к росту предложения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 833; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.37.68 (0.01 с.)