РАЗДЕЛ 1 «Экономическая теория». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

РАЗДЕЛ 1 «Экономическая теория».



РАЗДЕЛ 1 «Экономическая теория».

1. Предмет экономической теории (ЭТ). Структура (основные разделы) ЭТ. Методы ЭТ. Метод экономического моделирования.

2. Базовые экономические понятия. Факторы производства. Экономические агенты. Экономические блага. Кругооборот деловой активности.

3. Типы экономических систем. Рынок. Условия функционирования рынка. Проблемы и недостатки рыночной системы. Классификация рынков.

4. Кривая производственных возможностей общества. График. Альтернативные издержки.

5. Спрос и факторы его определяющие. Закон спроса и функция спроса. Графическая трактовка.

6. Предложение и факторы его определяющие. Закон предложения. Графическая трактовка.

7. Рыночное равновесие. Модели рыночного равновесия. Равновесие по Вальрасу и Маршаллу. Излишек (выгода) покупателя и продавца. Чистые потери общества. Графическая трактовка.

8. Понятие эластичности. Коэффициент эластичности. Виды эластичности. Эффект Гиффена. Эластичность предложения по цене. Факторы эластичности предложения. Графики.

9. Взаимодействие спроса и предложения. Равновесная цена. Графическая трактовка. Неединственность и неопределенность равновесия. Графическая трактовка.

10. Сравнительная статика рынка. Рыночное равновесие в мгновенном, коротком и длительном периодах. Графическая трактовка.

11. Полезность. Теоретические подходы к изучению полезности. Кардиналистский подход. Общая и предельная полезность. Графическая трактовка. Законы Госсена.

12. Ординалистский подход. Аксиомы ординалистского подхода. Кривые безразличия и их свойства. Графическая трактовка. Предельная норма замещения (MRS). Бюджетная линия. Оптимум потребителя. Графическая трактовка.

13. Реакция потребителя на изменение цены и дохода. Кривые «цена-потребление» и «доход-потребление. Кривые Энгеля. Графическая трактовка.

14. Эффект дохода и эффект замены. Графическая трактовка. Оценка благосостояния потребителя (индексы).

15. Производство и производственная функция. Деятельность фирмы в SR и в LR. Эффект масштаба.

16. Виды издержек производства. Экономическая и бухгалтерская прибыль.

17. Издержки фирмы в краткосрочном периоде. Средние и предельные издержки. Графическая трактовка.

18. Издержки производства и их анализ (изокоста) в долгосрочном периоде. Графическая трактовка.

19. Оптимизация производства по издержкам. Экономия и дезэкономия на масштабах производства. Эффект масштаба на уровне фирмы. Траектория развития фирмы.

20. Основные показатели эффективности функционирования предприятий. Цели фирмы. Прибыль фирмы. Условия максимизации прибыли. Графики.

21. Понятие отрасли. Оптимальный размер предприятия и структура отрасли. Типы рыночных структур. Рыночная власть. Конкуренция. Конкурентные стратегии. Индекс Херфиндаля-Хиршмана, индекс Лернера, индекс Линда, индекс концентрации.

22. Совершенная конкуренция. Фирма в условиях совершенной конкуренции. Графики.

23. Монополистическая конкуренция. Фирма в условиях монополистической конкуренции. Графики.

24. Олигополия. Стратегии фирм в условиях олигополии (картель, модель ценового лидерства, модель Бертрана, модель блокирующего ценообразования, «ценовая война»). Поведение фирмы-олигополиста в LR и SR на примере модели дуополии Курно. Графики.

25. Монополия. Фирма в условиях чистой монополии. Типы монополий. Графики. Х-неэффективность. Регулирование деятельности монополий (ценовая дискриминация).

26. Сущность трудовой теории стоимости. Товар и его свойства, двойственный характер труда, воплощенного в товаре, рабочая сила и условия ее превращения в товар.

27. Закон стоимости и его регулирующая роль в рыночной экономике.

28. Капитал и прибавочная стоимость. Масса и норма прибавочной стоимости.

29. Рынок труда. Заработная плата и её виды. Монопсония и профсоюзы на рынке труда.

30. Основной и оборотный капитал. Амортизация. Методы исчисления амортизации.

31. Рынок капитала. Дисконтирование и инвестиции. Чистая дисконтированная стоимость (NPV) и внутренняя норма доходности (IRR или МЕС).

32. Рынок земли. Экономическая рента. Цена земли. Теория дифференциальной ренты.

33. Национальная экономика и основные макроэкономические показатели.

34. Совокупный общественный продукт и его формы. Конечный общественный продукт и его формы.

35. Валовой внутренний продукт и валовой национальный продукт: методы расчета и различия между ними.

36. Национальный доход. Факторы роста национального дохода. Национальное богатство: сущность, структура.

37. Совокупный спрос и совокупное предложение. Кривые совокупного спроса и совокупного предложения. Ценовые и неценовые факторы, оказывающие влияние на эти кривые.

38. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения на товарном рынке.

39. Классическая модель макроэкономического равновесия и ее разновидности.

40. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия. Равновесие между совокупными доходами и расходами (кейнсианский крест).

41. Равновесие на товарном и денежном рынках (модель IS—LM).

42. Экономический рост: понятие, типы и показатели.

43. Кейнсианская модель экономического роста. Мультипликационный эффект и эффект акселератора.

44. Экономические циклы. Понятие цикла и причины его вызывающие. Виды и фазы экономического (промышленного) цикла.

45. Экономические кризисы и их классификация. Влияние экономических кризисов на процесс воспроизводства.

46. Финансовая система: понятие, структура. Государственный бюджет в финансовой системе.

47. Сущность налогов, их функции. Принципы и формы налогообложения. Классификация налогов.

48. Налоговые ставки и бюджетные поступления. Кривая Лаффера.

49. Государственный бюджет, его дефицит и профицит. Виды бюджетного дефицита и источники его покрытия. Государственный долг. Социально-экономические последствия бюджетного дефицита и государственного долга.

50. Финансовая политика и ее типы. Дискреционная и автоматическая финансовая политика и ее влияние на экономическую конъюнктуру.

51. Благосостояние и неравенство. Доходы и принципы их формирования. Социальная политика государства. Измерение степени неравенства в доходах: кривая Лоренца, коэффициент Джинни, прожиточный минимум, уровень и качество жизни.

52. Государственное регулирование национальной экономики: объекты, субъекты, формы и методы.

53. Разгосударствление экономики и его формы: либерализация, коммерциализация, приватизация.

54. Стратегия развития национальной экономики в условиях глобализации: реструктуризация национальной экономики в направлении приоритетного развития наукоемких производств и отраслей.

55. Глобализация. Плюсы и минусы ее протекания.

56. Международная торговля: структура, динамика, ценообразование.

57. Внешнеэкономическая политика и регулирование внешней торговли: протекционизм и либерализм.

58. Закрытая и открытая экономика. Показатели открытости национальной экономики.

59. Золотовалютный паритет и валютный курс. Факторы, влияющие на валютный курс. Паритет покупательной способности.

60. Сущность и основные проблемы переходной экономики. Механизм перехода к рыночной экономике.

 

Ординалистский подход. Аксиомы ординалистского подхода. Кривые безразличия и их свойства. Графическая трактовка. Предельная норма замещения (MRS). Бюджетная линия. Оптимум потребителя. Графическая трактовка.

Порядковый (ординалисткий подход)

Теория разрабатывалась Ф. Эджуортом, В. Парето, И. Фишером в качестве альтернативы количественному подходу. В отличие от кардиналистского подхода от потребителя не требуется умения измерять полезность того или иного блага в каких-то искусственных единицах измерения. Он должен быть способен упорядочить все возможные товарные наборы по их предпочтительности для него, т.е. уметь сравнивать различные товарные наборы из всего товарного множества.

Используемые обозначения:

х Ê y х предпочтительнее или не хуже, чем y.

 

х ~ y потребителю безразлично какой набор выбрать х или у

 

х Ê y

Þ y ~ x

y Ê x

 

Если можно сказать, что х не хуже, чем y, но нельзя сказать, что y не хуже, чем x, то говорят, что х строго предпочтительней, чем y:

х Ê y

Þ х É y.

х Ë y

 

АКСИОМЫ ординалистского( порядкового) подхода

Аксиома полноты (полной упорядоченности, сравнимости). Мы предполагаем, что у изучаемого нами экономического субъекта, отношение предпочтения такое, что он может сравнить любые две альтернативы: " х, yÎ Х: х Ê y или y Ê х. Если имеет место и то и другое, то y ~ x. Аксиома вполне очевидная, говорящая лишь о том, что индивид способен сравнивать любые два набора из имеющегося множества, нарушение аксиомы возможно лишь в тех случаях, когда ранжирование альтернатив является делом крайне проблематичным, и на просьбу сравнить 2 альтернативы индивид отвечает "не знаю". Аксиома полноты может не выполняться из-за отсутствия полноты информации у индивида, принимающего решение.

Аксиома рефлексивности. Мы всегда можем сказать, что любой набор из данного множества по крайне мере не хуже себя: " хÎ Х: х Ê х. Т.е. любой товарный набор сравним сам с собой, он не хуже себя. Здесь имеется ввиду следующее: пусть все это развернуто во времени, и сегодня индивиду нравится данный набор, следовательно, если выполняется данная аксиома, то завтра – этот набор также будет нравиться индивиду, т.е. невозможно изменение предпочтений, т.к. мы считаем, что отношения уже определились. Ситуация нарушения аксиомы: ребенок не может выбрать между двумя абсолютно идентичными предметами.

Аксиома транзитивности. " х, y, zÎ Х: х Ê y, y Ê z Þ х Ê z. Если потребитель считает, что набор Х по крайне мере не хуже набора У, а набор У по крайне мере не хуже набора Z, то значит, он считает, что набор Х по крайне мере не хуже набора Z. В практических ситуациях свойство транзитивности оказывается трудно выполнимым. На практике, большую роль играет следующее: чтобы в реальности выполнялась транзитивность, нужно, чтобы множество Х было как можно ỳже, чем ỳже множество, тем легче индивиду сформировать действительно транзитивное отношение предпочтения.

Аксиома независимости потребителя. Удовлетворение потребителя зависит только от количества потребляемых им благ и не зависит от количества благ, потребляемых другими. Аксиома означает, что потребителю не знакомы чувства зависти, сострадания. Данная аксиома практически не применима при анализе экстерналий.

Предпочтения потребителя являются рациональными, если они обладают следующими двумя свойствами: полнотой и транзитивностью.

Кривые безразличия и их свойства.

Предпочтения потребителей можно описать также и графическим способом, используя кривые безразличия. Кривая безразличия – это множество точек, каждая из которых представляет собой такой набор из двух товаров, что потребителю безразлично, какой из этих наборов выбрать. Если заполнить двухмерную плоскость кривыми безразличия так плотно, как это возможно, то мы получим карту безразличий.

Дополнительные свойства отношений предпочтений:

Желательность:

5.1. Аксиома монотонности предпочтений (аксиома ненасыщения). Чем товара больше, тем лучше. Пояснения: 1) речь идет о благах, а не об антиблагах, т.е. предпосылка исключает антиблага из анализа 2) Если у нас есть два товарных набора (х12) и (у1, у2), причем во втором наборе каждого товара по крайне мере не меньше, а одного даже больше, чем в первом наборе, то второй набор должен быть более предпочтительным для потребителя при условии выполнения данной аксиомы.

Пример нарушения аксиомы – существования точки насыщения или блаженства, кривые безразличия окружают данную точку. Наборы, лежащие на более удаленных от данной точки кривых безразличия, обладают меньшей полезностью, чем более приближенные наборы.

 

5.2. Средние значения предпочитаются крайним. Речь идет о том, что если взять два товарных набора, лежащих на кривой безразличия, то взвешенное среднее двух наборов будет по крайне мере не хуже каждого из этих двух наборов, т.е. множество является выпуклым.

5.3. Строгая монотонность: у нас есть два набора, если первый по крайне мере не хуже второго и эти наборы различны, то первый набор лучше второго.

5.4. Локальная ненасыщаемость: если "хÎХ и "e>0, то существует потребительский набор уÎХ такой, что ½у-х½£e и уÉх

 

Связь MRS и МU.

MUx = ΔU/ Δх Þ ΔU = MUx× Δх

MUy = ΔU/ Δy Þ ΔU = MUy× Δy

Рассмотрим ситуацию, когда при изменении потребительского набора общая полезность остается неизменной, т.е. ΔU = MUx× Δх + MUy× Δy = 0 Þ MRS = Δу/ Δх = -МUx / MUy < 0

P.S. Монотонные преобразования не изменяют MRS.

Предельная норма замещения благом X блага Y(MRSxy) - это кол-во блага Y, от которого потребитель согласен отказаться, что бы получить дополнительную единицу блага X на единицу, при неизменном уровне полезности или же Предельная норма замещения показывает количество единиц товара А, которые потребитель готов заменить единицей товара В. MRS - предельная норма замещения. Предельная норма замещения показывает, какой товар потребитель любит больше всего: отказываясь от большого количества одного товара ради незначительного увеличения другого.

 

Множество товарных благ образует товарное пространство RL. Товарный набор, потребляемый потребителем, обозначим через вектор Х= (x1, x2.. xL) - потребительский набор.

 

Предпосылки:

1) все товары, продающиеся на рынке имеют цены, т.е. существует ценовой вектор P = (p1,p2..pL)

2) потребитель не в состоянии повлиять на них (price-taking assumption)

3) доход потребителя равен I

 

Бюджетное ограничение может быть записано в виде p1x1+p2x2+..+pLxL ≤ I

Уравнение бюджетной линии может быть записано в виде p1x1+p2x2+..+pLxL = I

Бюджетное ограничение потребителя требует, чтобы сумма денег затраченная на потребление товаров, не превышала сумму денег, которую может израсходовать данный потребитель.

Бюджетное множество представляет собой множество потребительских наборов, доступных потребителю при данном уровне цен и данном располагаемом доходе. Вальрасианское (конкурентное) бюджетное множество:

 

BP,I = {XєRL+:P·X≤I}

Часто для удобства вводят еще одну предпосылку о существовании всего двух благ Х1 и Х2. При этом под Х2 подразумевают как правило композитный товар, представляющий собой все остальные товары помимо Х1, которые хотел бы приобрести потребитель. Если рассматривать Х2 как количество денег, потраченных на другие товары, то р2=1 (цена-измеритель), т.к. цена 1 доллара есть доллар.

В данном случае бюджетное ограничение описывается неравенством х1р12р2 ≤ м, бюджетная линия - множество точек, удовлетворяющих равенству х1р12р2 = м. м - сумма денег, имеющаяся в распоряжении потребителя.

Уравнение бюджетной линии: х2 = м/р2 - (р121. Бюджетная линия ограничивает сверху доступное для потребителя множество товаров - это экономический смысл.

Наклон бюджетной линии равен –p2/p1. Он характеризует альтернативные издержки потребления 1-го товара, т.е. показывает от какого количества товара 2 надо отказаться, чтобы потребить дополнительную единицу товара 1.

Изменения бюджетной линии:

· при росте дохода происходит параллельный сдвиг бюджетной линии вправо

· при увеличении цены товара 1 бюджетная линии становится круче, т.к. теперь потребитель может приобрести меньшее количество блага 1 (см. рисунок на правой стороне листа)

· при одновременном росте цен на оба товара в t-раз произойдет параллельный сдвиг бюджетной линии влево, т.е. это равносильно уменьшению дохода в t-раз.

· при одновременном росте цен на оба товара в t-раз и увеличении дохода в t-раз график не изменится.

 

Ломанные бюджетные линии.

Помимо изменения цен и располагаемого дохода на форму бюджетной линии влияет также ряд других факторов: это налоги, субсидии, рационирование (нормирование).

· Введение налога на объем покупок будет иметь аналогичное влияние, что и рост цены, т.к. фактически за единицу товара потребитель теперь вынужден платить (p+t), где t – величина налога. (см. график для роста цены из предыдущего раздела).

· Введение налога на стоимость, т.к. ведет к росту фактической цены, уплачиваемой потребителем, которая равна (1+τ)р.

· Введение субсидий оказывает влияние противоположное введение налогов. [Существуют субсидии на объем покупок, субсидии на стоимость (долевая субсидия)]

· Аккордное налогообложение или субсидирование аналогично изменению дохода и ведет к параллельным сдвигам бюджетного ограничения.

Комбинация всего вышеперечисленного может приводить к появлению ломанных бюджетных линий.

 

Пример 1. Правительство вводит нормирующие (рационирующие) ограничения, т.е. устанавливает максимально предельный допустимый уровень потребления товара 1 на уровне х1.

Пример 2. При превышении потребления 1 товара величины х1, потребитель должен платить налог в размере t с каждой единицы товара.

 

Пример 3. На первом рисунке показан долевой налог, начинающий действовать с определенного уровня потребления товара 1. Если потребитель покупает товар 1 в количестве большем чем отмечено пунктиром на графике, то количество сверх установленного предела покупается по более высокой цене из-за взимания данного налога. Пример 4. На втором рисунке, потребитель может получить часть блага 1 бесплатно (в качестве натуральной субсидии)

Или

 

В краткосрочном периоде (SR) по крайней мере один из факторов производства является фиксированным.

Долгосрочный период (LR) в деятельности фирмы достаточен для изменения всех вовлекаемых ресурсов. Поэтому в LR все факторы производства – переменные.

Долгосрочную стратегию фирмы можно рассматривать в двух аспектах:

I. K и L изменяются одновременно, но в разных направлениях, что выражается через изокванту. MRTS определяет величину капитала, которую может заменить каждая единица труда при Q – const.

MRTS зависит от предельных продуктов факторов производства (K и L). Чем больше предельный продукт труда, тем меньше его надо для замещения капитала, т.е. существует обратная зависимость между MRTS и предельными продуктами факторов производства.DK /DL = MPL/ MPK.

II. K и L изменяются одновременно и в одном направлении. Зависимость между увеличением факторов производства и объемом выпуска характеризуется эффектом масштаба:

1) Положительный эффект масштаба – когда объем выпуска продукции увеличивается в большей степени, чем затраты ресурсов;

2) Постоянный эффект масштаба – когда объем выпуска продукции увеличивается в той же пропорции, что и затраты ресурсов;

3) Отрицательный эффект масштаба – когда объем выпуска продукции увеличивается в меньшей степени, чем затраты ресурсов.

Эффект масштаба покажем графически:

Чем ближе изокванты друг к другу, тем больше проявляется положительный эффект масштаба. Стабильное расстояние между кривыми характеризует постоянный эффект масштаба. Чем больше расстояние между изоквантами, тем больше отрицательный эффект масштаба.

Итак, если в SR для фирмы важно найти оптимальное соотношение факторов производства (K,L), то в LR решается задача выбора необходимого масштаба деятельности фирмы.

НОРМАЛЬНАЯ ПРИБЫЛЬ — 1) прибыль на вложенный капитал, которая могла бы быть получена, если бы капитал был использован простейшим, обычным способом, то есть предоставлен в виде ссуды, аренды; 2) издержки предпринимателя, не включенные в затраты, не отраженные в предпринимательских издержках согласно бухгалтерской документации, условно включенные в бухгалтерскую прибыль

ВВП по доходам

ВВП = Национальный доход + амортизация + косвенные налоги — субсидии —чистый факторный доход из-за границы (ЧДиФ) (или + чистый факторный доход иностранцев, работающих на территории данной страны (ЧДФ)), где:

Национальный доход = заработная плата + арендная плата + процентные платежи + прибыль корпораций.

Данная формула характеризует ВВП по доходам вс системе национальных счетов ООН. разница измеряет излишек или дефицит, полученный от производства до выплаты любых процентов, ренты или сходных платежей, выплачиваемых по финансовым или материальным непроизведённым активам, заимствованным или арендованным предприятием, а также до получения любых процентов или ренты, полученных по финансовым или материальным непроизведённым активам, принадлежащим предприятию (для некорпорированных предприятий, принадлежащих домашним хозяйствам, данный показатель называется «смешанным доходом»).

ВВП по расходам, где

ВВП = Конечное потребление + Валовое накопление капитала (инвестиции в фирму, то есть покупка станков, оборудования, запасов, места производства)) + Государственные расходы + Чистый экспорт (Экспорт — Импорт; может быть как положительным, так и отрицательным).

Конечное потребление включает в себя расходы на удовлетворение конечных потребностей индивидов или общества, произведённые следующими институциональными секторами: сектор домашних хозяйств, сектор органов государственной власти (госсектор), сектор частных некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Валовое накопление капитала измеряется общей стоимостью валового накопления основного капитала, изменениями в запасах материальных оборотных средств и чистым приобретением ценностей единицей или сектором.

ВВП по добавленной стоимости (производственный метод)

ВВП = сумма добавленных стоимостей.

Добавленная стоимость фирмы = доход фирмы — промежуточная стоимость производства товара или услуги.

Общая добавленная стоимость = общий уровень выпуска — общая ценность промежуточной продукции.

Объём ВВП рассчитывается в настоящее время в соответствии с рекомендациями неоклассической теории — как сумма добавленной стоимости, созданной на территории страны при предположении, что она создаётся как в сфере производства, так и в сфере услуг. При этом добавленная стоимость оценивается как разность между доходом предприятия и материальными затратами и не включает косвенных налогов, уплачиваемых с продукции (услуг). В итоге, общий объём ВВП отличается от суммарной добавленной стоимости, зафиксированной в сферах производства и услуг, на величину чистых косвенных налогов (косвенных налогов за вычетом субсидий, предоставляемых государством бизнесу).

Валовой национальный продукт (ВНП или GNP) — в отличие от ВВП отражает совокупную стоимость конечных товаров и услуг, созданных не только внутри страны, но и за ее пределами. ВНП рассчитывается так же, как и ВВП, но отличается от него на величину, равную сальдо расчетов с зарубежными странами. Если к показателю ВВП добавить разницу между поступлениями от первичных доходов из-за границы и первичными доходами, полученными зарубежными инвесторами в данной стране, это и есть размер ВНП. Согласно Рекомендациям ООН по расчету системы национальных счетов от 1993г показатель ВНП был заменен показателем ВНД (валовой национальный доход - GNI).

ВНП = ВВП + Сальдо первичных доходов, полученных из-за границы или переданных за границу (к таким первым доходам обычно относят оплату труда, доходы от собственности в виде дивидендов)

Существуют 3 способа измерения:

1. По расходам (метод конечного использования).

2. По добавленной стоимости (производственный метод).

3. По доходам (распределительный метод).

При расчете ВНП по расходам суммируются расходы всех экономических агентов, использующих ВНП (домохозяйств, фирм, государства и иностранцев). Фактически речь идет о совокупном спросе на произведенный ВНП.

Суммарные расходы можно разложить на несколько компонентов:

ВНП = Y = C + I + G + NX,

где C – личные потребительские расходы, которые включают расходы домохозяйств на товары длительного пользования и текущего потребления, на услуги (кроме расходов на покупку жилья).

I – валовые частные внутренние инвестиции. Включают производственные капиталовложения (инвестиции в основные производственные фонды), инвестиции в жилищное строительство и инвестиции в запасы (ТМЦ).

Инвестиции понимаются как добавление к физическому запасу капитала. Приобретение финансовых бумаг (акций, облигаций) не является инвестициями. Термин «внутренние инвестиции» означает, что это инвестиции, производимые жителями данной страны (в т.ч. расходы на импортные товары). Термин «частные» инвестиции означает, что они не включают государственные инвестиции. Термин «валовые» означает, что из инвестиций не вычитается амортизация:

Валовые инвестиции = Чистые инвестиции + Амортизация.

Рост запасов учитывается со знаком «+», а уменьшение со знаком минус.

G – государственные закупки товаров и услуг (строительство и содержание школ, дорог, армии, расходы на национальную оборону, зарплату государственных служащих и т.д.). Сюда не входят трансфертные платежи. Государственные трансферты – это выплаты, не связанные с движением товаров и услуг. Они перераспределяют доходы государства через пособия, пенсии, выплаты по социальному страхованию.

NX – чистый экспорт. Он равен разности стоимостных объемов экспорта и импорта. Если страна экспортирует больше, чем импортирует, то на мировом рынке она выступает «нетто-экспортером», а ВНП превышает объем внутренних расходов. Если же импортирует больше, то является «нетто-импортером», величина чистого экспорта является отрицательной. Сумма расходов превышает объем производства.

Данное уравнение ВНП называют основным макроэкономическим тождеством или тождеством национальных счетов.

При подсчете ВНП производственным методом суммируется стоимость, добавленная на каждой стадии производства конечного продукта.

Добавленная стоимость (ДС) – это разность между стоимостью продукции, произведенной фирмой, и стоимостью промежуточных продуктов, приобретенных фирмой.

Величина ВНП в этом случае представляет собой сумму добавленной стоимости всех производящих фирм. Этот метод позволяет учесть вклад различных фирм и отраслей в создание ВНП.

ВНП = Σ Добавленная стоимость + Косвенные налоги – Государственные субсидии.

Для экономики в целом сумма всей ДС должна быть равна стоимости конечных товаров и услуг.

При расчете ВНП по доходам суммируются все виды факторных доходов (зарплата, рента, %), а также 2 компонента, не являющихся доходами: амортизационные отчисления и чистые косвенные налоги на бизнес (налоги минус субсидии).

Существует связь между показателями ВНП и ВВП:

ВНП = ВВП + чистые факторные доходы из-за рубежа.

Чистые факторные доходы из-за рубежа – это разность между доходами, полученными гражданами данной страны за рубежом, и доходами иностранцев, полученными на территории данной страны.

Если ВНП превышает ВВП, значит, жители данной страны получают за границей больше, чем иностранцы зарабатывают в данной стране.

Государственный бюджет

— важнейший финансовый документ

Страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный процесс.

В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:

- Федеральный бюджет

- бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты)

- бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)

- бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетный профици?т (или профицит бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефици?т (или дефицит бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секвестр.

Бюджетный дефицит

— превышение расходов бюджета над его

Бюджетный

Профицит.

Существуют следующие виды бюджетного дефицита:

Увеличение налогообложения

Государственный долг – это общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов за вычетом бюджетных излишков. Или, другими словами, государственный долг – эта сумма выпущенных и непогашенных государственных займов с невыплаченными процентами по ним. Он образуется путем временной мобилизации государством дополнительных средств для покрытия своих расходов путем выпуска правительственных займов. В развитых странах правительственные займы подразделяются на облигационные и безоблигационные. Владельцами облигаций могут быть фонды социального страхования, центральные и коммерческие банки, небанковские финансовые институты, население. К безоблигационным займам относят займы правительства у Сбербанка и внешние межправительственные займы.

Одной из причин, порождающих государственный долг, являются спады в производстве. В период падения деловой активности автоматически срабатывают встроенные стабилизаторы: налоговые поступления сокращаются и вызывают бюджетный дефицит. Попытки уменьшить его путем продажи государственных ценных бумаг и государственных кредитов создают и увеличивают государственный долг. Другой причиной образования государственного долга является милитаризация экономики и войны. В этот период для экономики характерна переориентация части ресурсов на нужды военного производства (вооружение, содержание военнослужащих). Поскольку военный сектор является не производственным, а только потребляющим, правительство изыскивает средства для его финансирования. Известны три основных источника финансирования этих расходов: увеличение налогов, эмиссия денег, продажа облигаций населению. Несмотря на то, что на практике используются все три источника, первые два приводят к наиболее тяжелым негативным последствиям для экономики. Увеличение налогов в краткосрочном периоде несомненно увеличивает налоговые поступления в бюджет; однако в долгосрочном – приводят к их уменьшению, так как налоговое бремя сдерживает предпринимательскую активность. Выпуск денег, не обеспеченных товарами и услугами, усиливает инфляцию и подрывает механизм функционирования всей национальной экономики. Выпуск ценных бумаг, с одной стороны, позволяет привлечь сбережения населения, а с другой – образует и увеличивает государственный долг.

Направления развития хозяйства страны, т.е. финансовая политика определяет источники и направления использования финансовых ресурсов и разрабатывает финансовые методы, стимулирования и регулирования социальных, экономических, политических процессов.

существуют два типа финансовой политики:

а) дискреционная политика или политика, проводимая непосредственно правительством;

б) недискреционная финансовая политика, то есть, встроенные стабилизаторы.

Под дискреционной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

51)

Благосостояние находится в прямой зависимости от уровня развития производительных сил и характера экономических отношений. Чем выше уровень развития производительных сил, тем быстрее повышается благосостояние населения

Социальное неравенство' — форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.

Общественное производство в самом общем виде независимо от хозяйственном системы представляет собой целесообразную деятельность людей, направленную на удовлетворение их потребностей. Процесс производства жизненных благ отражает и является результатом двух видов взаимодействий и взаимосвязей.

Человек и природа; 2) Отношений между людьми в процессе их хозяйственной деятельности. Материальное производство является основой существования и развития человеческого общества. Общественное пр-во включает: материальное пр-во и нематериальное пр-во. 1)Пр-во продуктов и услуг; 2)Пр-во нематериальных услуг и пр-во нематериальных благ.

Инфраструктура - совокупность отраслей, видов хозяйств, в результате функционирования которых создаются общие условия пр-ва и жизнедеятельности людей. Различают производственную инфраструктуру и социальную. К производственной инфраструктуре относятся транспорт, связь, энергоснабжение и др. К социальной - образование, мед. обслуживание, подготовка кадров и т. д. Инфраструктура рынка - банки, биржи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.116 с.)