Государственное регулирование национальной экономики: объекты, субъекты, формы и методы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственное регулирование национальной экономики: объекты, субъекты, формы и методы.



Государственое регулирование

Субъекты – это участники государственного регулирования, к ним относятся:

 

а) социальные группы, отличающиеся между собой имуществом, доходом, профессиональным составом, отраслевой принадлежностью, местом жительства, социальным составом, т.е. социально-экономическим положением.;

 

б) объединения и различные ассоциации: профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров, и других профессий, политические партии;

 

в) три ветви власти: законодательный (Государственная Дума), исполнительный (правительство), судебные органы государственной власти, а также Центральный банк страны (ЦБ РФ); в странах с федеративным устройством сюда будут отнесены региональные и местные органы власти.

 

Объекты государственного регулирования – это то, на что идет воздействие со стороны государства. Объектами государственного регулирования являются определенные группы людей, предприятия, отрасли, регионы, социально-экономическая ситуация страны и пр. т. е. ситуации, явления, условия, при которых возникают или могут возникнуть проблемы, неразрешимые рыночным механизмом (см. выше необходимость государственного регулирования экономики).

 

Методы государственного регулирования. Метод (от греч. methodos – «путь к чему-либо») – деятельность, направленная на достижение какой-либо цели и означает способы познания, инструменты, совокупность приемов исследования.

 

Общепринято деление методов государственного регулирования на правовые, административные, прямые и косвенные.

 

Правовое регулирование состоит в установлении «правил экономической игры» государством для фирм-производителей и потребителей. Система законодательных норм и правил определяет формы и права собственности, условия заключения контрактов и функционирования трудовых отношений, профсоюзов и работодателей и др.

 

Административное регулирование представляют собой комплекс обязательных требований и распоряжений государства для исполнения по отношению к субъектам рыночной экономики. Административное регулирование включает в себя меры по регулированию, лицензированию, квотированию, контингентированию и т.д. С помощью системы в виде мер закрепления, разрешения, принуждения осуществляется государственный контроль над монополистическими рынками, обеспечение экологической безопасности страны и др.

 

Прямые методы регулирования экономики базируются на властно-распределительных отношениях, сводятся к административному воздействию на функционирование и результативность хозяйствующих субъектов. Безвозвратное целевое финансирование соответствующих секторов экономики, регионов, фирм в виде субвенций и субсидий, включающих дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов общенационального и регионального уровня, а также льготных кредитов.

 

Прямое воздействие на экономику государство осуществляет через инвестиции в определеные отрасли хозяйства. Оно может идти по двум направлениям:

 

1. Развитие государственного предпринимательства;

 

2. Субсидирование предприятий негосударственного сектора.

 

Государственное предпринимательство осуществляется в капиталоемких и малорентабельных отраслях, такие как угольная промышленность, железодорожный и водный транспорт, содержание автомобильных дорог. Кроме того, для обеспечения высокого уровня развития экономики, государство осуществляет инвестиции в отрасли, определяющие на данном этапе НТП, а также подготовку научных кадров для проведения научных исследований. Предпринимательская деятельность позволяет государству решать общенациональные вопросы и важнейшие социальные задачи. Государство поддерживает соответствующий уровень жизни населения, определяет предельные цены на энергию, продукты питания и др.

 

Прямое регулирование экономики осуществляется, в том числе, и за счет государственных программ. Экономическое программирование, или индикативное (рекомендательное) планирование – процесс ориентации государством развития общественного производства посредством регулярного и комплексного воздействия на его структуру в соответствии с предусмотренным вариантом социально-экономического развития и хозяйственной стратегии. Программирование должно носить целевой рекомендательно-стимулирующий характер.Объектами целевых программ выступают: отрасли, регионы, социальная сфера, различные направления научных исследований и др. Программы могут быть:

 

1. по срокам: краткосрочные (от 1 до 3 лет), среднесрочные (от 3 до5 лет), долгосрочные (от 5 до 25 лет);

 

2. по видам направленности: национальные, целевые, чрезвычайные и пр.

 

Косвенный способ подразделяется на бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику. Экономические регуляторы являются основными в рыночной экономике. Здесь нет прямого вмешательства государства в деятельность субъектов рынка. Цели, которые ставит перед собой государство, достигаются не принудительно, а созданием такой экономической среды, которая заставляет предпринимателей действовать в желательном для государства русле.

 

Бюджетно-налоговая политика направлена на изменение ставок налогов и государственных расходов в зависимости от изменения экономической конъектуры. К примеру, если перед обществом стоит задача поднять показатели рождаемости, то скорей всего будут предоставлены субсидии или снижены налоги для производителей детского питания и одежды.

 

Денежно-кредитная политика проводится Центральным банком РФ, и она направлена на смягчение амплитуды экономических циклов. В условиях экономического спада будет проводиться политика «дешевых» денег, а в условиях экономического подъема, когда происходит перегрев экономики соответственно - политика «дорогих» денег. Инструментами данной политики выступают:

 

1. Регулирование учетной ставки. Ставки рефинансирования – это процент по ссудам, используемый при кредитовании коммерческих банков центральным банком;

 

2. Установление и изменение нормы обязательных резервных требований для коммерческих банков. Это часть банковских активов, хранящихся либо в форме наличных в специальных сейфах банка, либо в форме депозитов на счетах ЦБ;

 

Операции на открытом рынке – это покупка или продажа государственных ценных бумаг.

53)

РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКИ - передача части государственной собственности в частные руки. Осуществляется в основном посредством приватизации. Периодически проводится в различных странах мира. Например, в Великобритании и Франции государство по тем или иным причинам брало на себя опеку над добывающими отраслями, образно говоря «ставило их на ноги», а затем вновь передавало в частное владение. В дореволюционной России государство, взяв на себя создание многих горнодобывающих заводов, впоследствии передавало их частным предпринимателям. Небывалый по масштабам и скорости процесс разгосударствления экономики произошел в конце XX в. в России, а также бывших республиках, входивших ранее в состав бывшего СССР. В этот же период крупномасштабный передел собственности в форме приватизации произошел в странах Восточной Европы, Монголии и частично в Китае. Заявленная цель подобных акций - создание материальных основ рыночной экономики, формирование класса частных собственников, повышение эффективности экономики.

Либерализация — это расширение свободы экономических действий хозяйствующих субъектов, снятие или сокращение ограничений на экономическую деятельность

КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ

1) щирокое использование коммерческих начал в экономике, расширение количества коммерческих организаций;

2) подчинение деятельности целям извлечения прибыли,

Приватизация — форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи государственной (муниципальной) собственности в частные руки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.194 (0.008 с.)