Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы обучения чтению с листа.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Обучение игре по нотам осуществляется в виде разбора и чтения с листа. Разбор - процесс отработки каждого элемента, каждой детали нотного текста. При разборе возможны замедленный темп, остановки и поправки. Под чтением с листа понимают сквозное проигрывание нового музыкального материала по нотам, основная задача которого - ознакомление с произведением в общих чертах. Необходимость безостановочного проигрывания нового материала, при котором исполнитель ограничен временем, делает процесс, чтения с листа значительно более сложным по сравнению с разбором. Не случайно успешность чтения с листа целиком зависит от степени развития знаний, умений и навыков исполнителя: чем больше видит и внутренне слышит музыкант в каждом такте, чем скорее и далее предугадывает логику развития музыкального материала, чем успешнее читает он с листа. Подтверждением тому является тот факт, что именно крупные музыканты чаще всего в совершенстве владеют искусством чтения с листа. Так, например, Ф.Лист читал ноты за восемь тактов вперед. А. Рубинштейн ставил перед собой неясно написанные нотные рукописи и играл их впервые с листа так закончено-художественно, как будто бы он их готовил раньше к концерту. Каждый музыкант должен стремиться к идеальному чтению с листа, к исполнению нотного текста в темпе со всеми авторскими указаниями. Успешность этой деятельности зависит не только от таланта исполнителя, важную роль здесь играет опыт, приобретаемый в процессе упражнений. Современные музыканты-педагоги рекомендуют для развития навыков чтения с листа исполнять нотный текст в темпе и без остановок (для облегчения необходимого темпа Л. Ройяман и М. Фейгин советуют упрощать при надобности фактуру изложения музыкального материала). Успешно читать с листа в темпе даже простой музыкальный материал способен студент, который может мгновенно и точно «схватывать» хотя бы небольшие музыкальные построения - фразы, мотивы, обладает игровыми навыками и «чувством клавиатуры», быстро находит рациональную аппликатуру. М. Фейгин, давая рекомендации по развитию навыков чтения с листа, пишет: что «аппликатура при чтении с листа вовсе не контролируется». Это, на мой взгляд, не совсем так, поскольку аппликатурная точность является существенным фактором в деле успешного прочтения с листа нового нотного текста, особенно для начинающих исполнителей. А впрочем, не только для начинающих. И в этой связи я напомню справедливые слова А. Щапова о том, что «аппликатурная точность состоит в способности точно выполнять сознательно выбранную, или бессознательно найденную, но утвержденную сознанием аппликатуру». Обучение чтению с листа лучше начинать с анализа нотной записи предварительно усвоенного по слуху легчайшего музыкального материала. Для этой цели удобнее всего использовать короткие мелодии в объеме трех нижних звуков мажорного лада с простым аккомпаниментом. Например:
В процессе зрительного анализа нотного текста студент называет звуки, длительности фиксирует знакомые по слуху элементарные мелодические и ритмические комплексы, теоретически осознавая простейшие детали музыкальной речи. Вслед за этим нужно предложить студентам несколько новых мелодий, примерно такихже, как и первые; они имеют тот же звуковой объём (1-3 ступени) и те же длительности (четверти и половинные), но одновременно содержат новые мелодические и ритмические сочетания, например: Студент тщательно анализирует нотный текст, определяет смену движения меха и аппликатуру, затем здесь же проигрывает его с листа, а дома транспонирует. Дальнейшее усложнение музыкального материала осуществляется на основе последовательного привнесения в мелодии нового звуковысотного элемента, поскольку музыкальный слух по самому существу является звуковысотным, иначе он не может быть музыкальным. Так к 1-3 ступени прибавляется 4-5, затем - 6, вводные тона в т.д. Например: а) мелодии в объёме 1-5 ступеней лада: б) мелодия в объеме 1-6 ступеней: В процессе чтения музыкального материала с листа в классе и последующего его транспонирования дома, студент усваивает и другие элементы музыкальной речи - длительности, размеры, штрихи, паузы, нюансы. Поскольку не только слуховое, но и зрительное восприятие той или иной тональности способствует формированию и развитию соответствующих тональных ощущений и представлений, с первых же занятий для чтения с листа следует использовать широкий круг тональностей (хотя бы до трёх ключевых знаков): в процессе подбора и транспонирования у студентов к этому времени уже образуются определенные ладо-тональные и слухо-двигательные взаимосвязи, пусть элементарные. Усвоение тональностей осуществляется следующим образом: 1) в классе учащийся проигрывает мелодию с листа в одной заданной тональности, например до мажор; 2) дома транспонирует её в новую тональность, например соль мажор; 3) на очередном уроке усвоенную дома мелодию в соль мажоре учащийся записывает и анализирует. После этого ему предлагается для прочтения с листа в тональности соль мажор новая мелодия, которая дома транспонируется в новую тональность - например фа мажор. Особую роль в деле воспитания зрительно-слуховых представлений на всем протяжении обучения следует придавать зрительному анализу предназначенного для чтения с листа нотного текста. Анализ включает в себя осмысление размера, лада, тональности, определение составных частей мелодии (предложений, фраз, мотивов, цезур), фиксацию в музыкальных построениях ритмической, мелодической и гармонической повторности; выявление характерных особенностей мелодии - движение по ступеням гамм, по звукам трезвучия, скачком на устойчивые и неустойчивые звуки лада и другие; определение фразировки, примерной динамики звучания; проектирование движений и аппликатуры. Студентов с музыкальной школой следует приобщать к проведению анализа в двух планах: 1) целостный анализ формы, ладотональности и других выразительных средств; 2) анализ элементов музыкального языка - интервалов, аккордов, ритмических групп и других. Приобщать учащихся к фиксации мелодии не отдельными звуками, а закончеными построениями, как уже я отмечал, следует с первых же шагов обучения. Структуру музыкальных построений (фраз в начале обучения) начинающему учащемуся будет значительно легче понять на основе песенных мелодий, в которых - фразы литературного текста совпадают по своему строению с литературно-музыкальными. Усилия педагога при чтении с листа нового ритмического рисунка должны быть направлены на воспитание в ученике умения комплексно «схватывать» ритмические фигурации по соотношению длительностей между собой. Анализ нотного текста является важнейшей предпосылкой грамотного чтения с листа. Помня о том, что быстрота осмысления нотного текста во многом зависит от индивидуальных особенностей, надо по возможности не ограничивать студентов временем на анализ нотного материала. На всем протяжении обучения чтению с листа усилия педагога должны направляться на то, чтобы студент играл предложенный нотный материал сразу двумя руками, без упрощения, красивым звуком, грамотно и выразительно. Для успешного развития этого умения важно на всех этапах обучения соблюдать одно непременное условие - степень сложности должна полностью соответствовать поставленной задаче и возможностям исполнителя. А для того, чтобы в будущем учащиеся могли исполнять с листа нотный текст, сложность которого не позволяет воспроизвести его во всей полноте, их нужно последовательно обучать упрощению музыкального материала при обязательной сохранности мелодии и гармонической основы произведения. После того, как студент приучится соблюдать важнейшие принципы чтения с листа, полезно время от времени требовать от него исполнения нотного текста без предварительного анализа. Этот методический приём развивает способность быстрой ориентировки в музыкальном материале. Комплексному восприятию нотного текста во многом помогают знания определённых закономерностей нотописания, а именно: 1) группировка нот способствует охвату целых групп; при этом вязки указывают не только на длительности нот, но и на направление мелодического движения. Например: 2) Фразирование лиги указывает на законченность построений. Например: 3) Изображения штрихов и аккордов способствующих восприятию не отдельными звуками, а целыми нотными знаками. Так, терции пишутся только на двух соседних линейках или между линейками: Квинты – через линейку или через один промежуток между ними: Септимы – через две линейки или через два промежутка между ними: Трезвучия записываются на трех, а септаккорды – на четырех линейках или между линейками:
Свой графический знак имеет каждый интервал и аккорд. Воспитание умения воспринимать созвучия целыми нотными знаками должно осуществляться на основе охвата их взглядом снизу вверх, а не наоборот.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.70.99 (0.01 с.) |