Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы обучения чтению с листа.

Поиск

Обучение игре по нотам осуществляется в виде разбора и чтения с листа. Разбор - процесс отработки каждого элемента, каждой детали нотного текста. При разборе возможны замедленный темп, остановки и поправки.

Под чтением с листа понимают сквозное проигрывание нового музыкального материала по нотам, основная задача которого - ознакомление с произведением в общих чертах. Необходимость безостановочного проигрывания нового материала, при котором исполнитель ограничен временем, делает процесс, чтения с листа значительно более сложным по срав­нению с разбором. Не случайно успешность чтения с листа целиком зависит от степени развития знаний, умений и навыков исполнителя: чем больше видит и внутренне слышит музыкант в каждом такте, чем скорее и далее предугадывает логику развития музыкального материала, чем успешнее читает он с листа.

Подтверждением тому является тот факт, что именно крупные музыканты чаще всего в совершенстве владеют искусством чтения с листа.

Так, например, Ф.Лист читал ноты за восемь тактов вперед. А. Рубинштейн ставил перед собой неясно написанные нотные рукописи и играл их впервые с листа так закончено-художественно, как будто бы он их готовил раньше к концерту.

Каждый музыкант должен стремиться к идеальному чтению с листа, к исполнению нотного текста в темпе со всеми авторскими указаниями. Успешность этой деятельности зависит не только от таланта исполнителя, важную роль здесь играет опыт, приобретаемый в процессе упраж­нений. Современные музыканты-педагоги рекомендуют для развития на­выков чтения с листа исполнять нотный текст в темпе и без остановок (для облегчения необходимого темпа Л. Ройяман и М. Фейгин советуют упрощать при надобности фактуру изложения музыкального материала). Успешно читать с листа в темпе даже простой музыкальный материал способен студент, который может мгновенно и точно «схватывать» хотя бы небольшие музыкальные построения - фразы, мотивы, обладает иг­ровыми навыками и «чувством клавиатуры», быстро находит рациональную аппликатуру. М. Фейгин, давая рекомендации по развитию навыков чтения с листа, пишет: что «аппликатура при чтении с листа вовсе не контроли­руется». Это, на мой взгляд, не совсем так, поскольку аппликатурная точность является существенным фактором в деле успешного прочтения с листа нового нотного текста, особенно для начинающих исполнителей. А впрочем, не только для начинающих. И в этой связи я напомню спра­ведливые слова А. Щапова о том, что «аппликатурная точность состоит в способности точно выполнять сознательно выбранную, или бессозна­тельно найденную, но утвержденную сознанием аппликатуру».

Обучение чтению с листа лучше начинать с анализа нотной записи предварительно усвоенного по слуху легчайшего музыкального мате­риала. Для этой цели удобнее всего использовать короткие мелодии в объеме трех нижних звуков мажорного лада с простым аккомпаниментом.

Например:

 

В процессе зрительного анализа нотного текста студент называет звуки, длительности фиксирует знакомые по слуху элементарные мело­дические и ритмические комплексы, теоретически осознавая простейшие детали музыкальной речи. Вслед за этим нужно предложить студентам несколько новых мелодий, примерно такихже, как и первые; они имеют тот же звуковой объём (1-3 ступени) и те же длительности (четвер­ти и половинные), но одновременно содержат новые мелодические и ритмические сочетания, например:

Студент тщательно анализирует нотный текст, определяет смену движения меха и аппликатуру, затем здесь же проигрывает его с листа, а дома транспонирует.

Дальнейшее усложнение музыкального материала осуществляется на осно­ве последовательного привнесения в мелодии нового звуковысотного элемента, поскольку музыкальный слух по самому существу является звуковысотным, иначе он не может быть музыкальным. Так к 1-3 ступени прибавляется 4-5, затем - 6, вводные тона в т.д. Например: а) мелодии в объёме 1-5 ступеней лада:

б) мелодия в объеме 1-6 ступеней:

В процессе чтения музыкального материала с листа в классе и последующего его транспонирования дома, студент усваивает и другие элементы музыкальной речи - длительности, размеры, штрихи, паузы, нюансы.

Поскольку не только слуховое, но и зрительное восприятие той или иной тональности способствует формированию и развитию соответствую­щих тональных ощущений и представлений, с первых же занятий для чте­ния с листа следует использовать широкий круг тональностей (хотя бы до трёх ключевых знаков): в процессе подбора и транспонирования у студентов к этому времени уже образуются определенные ладо-тональные и слухо-двигательные взаимосвязи, пусть элементарные.

Усвоение тональностей осуществляется следующим образом:

1) в классе учащийся проигрывает мелодию с листа в одной заданной тональности, например до мажор;

2) дома транспонирует её в новую тональность, например соль мажор;

3) на очередном уроке усвоенную дома мелодию в соль мажоре учащийся записывает и анализирует. После этого ему предлагается для прочте­ния с листа в тональности соль мажор новая мелодия, которая дома транспонируется в новую тональность - например фа мажор.

Особую роль в деле воспитания зрительно-слуховых представлений на всем протяжении обучения следует придавать зрительному анализу предназначенного для чтения с листа нотного текста.

Анализ включает в себя осмысление размера, лада, тональности, определение составных частей мелодии (предложений, фраз, мотивов, цезур), фиксацию в музыкальных построениях ритмической, мелодической и гармони­ческой повторности; выявление характерных особенностей мелодии - движение по ступеням гамм, по звукам трезвучия, скачком на устойчивые и неустойчивые звуки лада и другие; определение фразировки, примерной динамики звучания; проектирование движений и аппликатуры. Студентов с музыкальной школой следует приобщать к проведе­нию анализа в двух планах:

1) целостный анализ формы, ладотональности и других выразительных средств;

2) анализ элементов музыкального языка - интервалов, аккордов, ритмических групп и других.

Приобщать учащихся к фиксации мелодии не отдельными звуками, а закончеными построениями, как уже я отмечал, следует с первых же шагов обучения. Структуру музыкальных построений (фраз в начале обучения) начинающему уча­щемуся будет значительно легче понять на основе песенных мелодий, в которых - фразы литературного текста совпадают по своему строению с лите­ратурно-музыкальными. Усилия педагога при чтении с листа нового рит­мического рисунка должны быть направлены на воспитание в ученике умения комплексно «схватывать» ритмические фигурации по соотношению длительностей между собой.

Анализ нотного текста является важнейшей предпосылкой грамотного чтения с листа. Помня о том, что быстрота осмысления нотного текста во многом зависит от индивидуальных особенностей, надо по возможности не ограничивать студентов временем на анализ нотного материала. На всем протяжении обучения чтению с листа усилия педагога должны нап­равляться на то, чтобы студент играл предложенный нотный материал сразу двумя руками, без упрощения, красивым звуком, грамотно и выра­зительно. Для успешного развития этого умения важно на всех этапах обучения соблюдать одно непременное условие - степень сложности должна полностью соответствовать поставленной задаче и возможностям исполни­теля. А для того, чтобы в будущем учащиеся могли исполнять с листа нотный текст, сложность которого не позволяет воспроизвести его во всей полноте, их нужно последовательно обучать упрощению музыкального мате­риала при обязательной сохранности мелодии и гармонической основы про­изведения.

После того, как студент приучится соблюдать важнейшие принципы чтения с листа, полезно время от времени требовать от него исполнения нотного текста без предварительного анализа. Этот методический приём развивает способность быстрой ориентировки в музыкальном материале. Комплексному восприятию нотного текста во многом помогают знания определённых закономерностей нотописания, а именно:

1) группировка нот способствует охвату целых групп; при этом вязки указывают не только на длительности нот, но и на направление мелодического движения. Например:

2) Фразирование лиги указывает на законченность построений. Например:

3) Изображения штрихов и аккордов способствующих восприятию не отдельными звуками, а целыми нотными знаками. Так, терции пишутся только на двух соседних линейках или между линейками:

Квинты – через линейку или через один промежуток между ними:

Септимы – через две линейки или через два промежутка между ними:

Трезвучия записываются на трех, а септаккорды – на четырех линейках или между линейками:

 

Свой графический знак имеет каждый интервал и аккорд. Воспитание умения воспринимать созвучия целыми нотными знаками должно осуществляться на основе охвата их взглядом снизу вверх, а не наоборот.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.70.99 (0.01 с.)