Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы обучения игре по слуху.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Под игрой по слуху мы понимаем исполнение на инструменте музыкального материала, усвоенного на основе музыкально - слуховых представлений без помощи нот. Успешность игры по слуху зависит от прочности и степени развития слухо-двигательной взаимосвязи. И если развитию слуховых представлений наряду с классом баяна (аккордеона) во многом способствует сольфеджио и хоровой класс, то формирование слухо- двигательной взаимосвязи осуществляется исключительно в классе специального инструмента под непосредственным руководством педагога. Воспитываются навыки игры по слуху в процессе подбора музыкального материала по слуху. Подбор имеет две формы: а) усвоение музыки в первоночальной тональности. б) усвоение музыки в новой тональности, то есть в виде транспонирования В процессе подбора и транспонирования у студентов развивается музыкальная память, воспитывается музыкальный вкус, вырабатывается слухо-двигательная взаимосвязь; учащийся постигает слухом ритм, элементы лада, тональности, гармонические средства (интервалы, аккорды), закономерности развития мелодии и гармонии обособленно и в комплексе и, наконец, приобщается к ощущению формы. Практика показывает: если у студента имеется ясное слуховое представление мелодии, то, несмотря на отсутствие игровых навыков, он при желании - быстрее или медленнее, одним или несколькими пальцами, но обязательно подбирет её на инструменте (говорить о художественности я не буду). Поэтому первоочередная задача педагога - всячески содействовать развитию и укреплению слуховых представлений стремиться к тому, чтобы студент последовательно накапливал их. Самым доступным проявлением музыкально-слуховых представлений является пение. Поэтому первые лаги в развитии внутреннего слуха надо начинать с него. По меткому замечанию Теплова дети, показывающие на первых уроках хорошую способность к слуховым представлениям, проходят период их накопления «сами», без помощи педагога. «Но те, которые приходят не пройдя его,- а таковы все дети, слух которых оценивается, обычно как «средний», или «плохой»,- должны начинать, обучение с пения». На первых те уроках необходимо преобщать студентов к различию и сравнению темпов, штрихов, и особенно ладов - мажорного и минорного («веселого» и «грустного»), специально подбирая для этого короткие попевки. Например: Точность воспроизведения музыкального материала (посредством интонирования голосом и путем подбора на инструменте) служит в этот период основным критерием оценки слуховых и ритмических представлений, критерием оценки музыкальной памяти. Все музыкальные примеры подбираются на инструменте одним пальцем, на что педагог не должен делать замечания, так как основная цель упражнения - правильное нахождение заданных звуков и ритмических сочетаний. Научившись правильно находить и исполнять отдельные звуки, учащийся приступает к разучиванию простейших мелодий. Вот здесь уже необходимо требовать от них правильной посадки, постановки инструмента, рук, пальцев, строгой аппликатуры. Усвоенные в классе мелодии, ученик дома должен транспонировать в одну-две новые тональности. Например: в классе до мажор, дома - соль, фа мажор. Студент должен исполнять мелодии свободно, выразительно, красивым звуком - эти качества необходимо воспитывать у будущих, музыкантов с первых же шагов обучения. Мелодии, строящиеся по ступеням гаммы и звукам трезвучия, позволяют осуществлять обучение на основе так называемой позиционной игры, при которой сохраняется положение кисти рук, исключаются подкладывание и перекладывание пальцев. Все это воспитывает у начинающих исполнителей аппликатурную организованность. Позиционная игра на баяне, в силу трех рядного строения правой клавиатуры имеет несколько иной смысл, чем на аккордеоне. Здесь позиция кисти при четырехпальцевой аппликатуре сохраняется: в процессе игры гаммообразных мелодий кисть руки располагается под углом к грифу, арпеджированных - паралельно грифу. Воспитательное значение позиционной игры возрастает, если педагог систематически дает ученикам задания по транспонированию усвоенных в позиции; мелодий, обращая их внимание на следующие факторы: На правой клавиатуре аккордеона при исполнении мелодий в новой тональности, аппликатура сохраняется независимо от того, на какую клавишу - белую или черную - придется 1-й палец. Например: На правой клавиатуре баяна: 1) при транспонировании гаммообразных мелодий каждый из трех участвующих в игре пальцев - 2,3,4, соответствуют своему ряду - первому, второму, третьему. 2) при транспонировании мелодии, строящихся по звукам трезвучии, аппликатура остается неизменной. Например: Данные методические указания, с одной стороны, облегчают подбор и транспонирование, с другой - способствуют зарождению и налаживанию первичной слухо-двигательной взаимосвязи, дисциплинирует работу пальцев и закрепляют правильные игровые навыки. В процессе донотного обучения студент приобретает все, что требуется для зрительно-слухового восприятия легчайшего нотного текста: а) простейшие слуховые представления; б) знание записи длительностей и высоты звуков, а также расположения клавиш на инструменте; в) элементарные игровые навыки. Донотное обучение значительно облегчает формирование элементарных игровых навыков. Это происходит за счет сохранения объектов внимания учащихся: он, не прикован к нотному тексту, ему не нужно искать соответствующие нотным знакам клавиши. В данный период музыкальный материал, усваеваемый посредством подбора и транспонирования, одновременно служит и для формирования элементарных игровых навыков. Материал для игры по слуху, чтению с листа и транспонированию, основное назначение которого - развитие слухо-двигательных и зрительно-слуховых представлений, должен быть более легким в техническом отношении; не превышать слухового опыта учащихся; сочетать в себе элемент нового с хорошо знакомым; иметь свою, более четкую последовательность усложнения трудностей - ладовых, мелодических, ритмических, гармонических, фактурных и тональных. Также педагогу необходимо иметь в виду следующее: если студент раз-другой не справится с подбором, он может потерять веру в свои силы, вследствии чего интерес к этой важной форме музицирования угаснет. Подготовка слуха к осознанию каждого нового задания проводится через слуховой анализ материала. Практика показывает, что когда ритмический рисунок мелодии уложился в сознании, то и другие элементы музыкальной речи исполняются значительно успешнее. Именно поэтому к ритмической четкости исполнения необходимо предъявлять самые высокие требования с самого начала обучения, более того, именно с ритмических фигураций следует начинать запоминание предназначенной для подбора по слуху музыки. Приведу несколько установочных упражнений. Упражнения на усвоение ритмической структуры: а) точное выстукивание ритмического рисунка мелодии, б) выстукивание сильных долей, в) выстукивание слабых долей, г) исполнение педагогом (играет, напевает, выстукивает) первой фразы – студентом - второй, педагогом – третьей, студентом – четвертой, д) выстукивание первой фразы реально, второй – «про себя», третьей - реально, четвертой – «про себя». Эти методические приемы дают возможность определить правильность усвоения учащимся длительностей мелодии и её размера (пульсацию сильных и слабых долей). Упражнения на усвоение мелодии: а) студент определяет количество фраз, их мелодическое сходство и различие, направление мелодического движения, б) педагог исполняет (поет, играет) запев песни, студент - припев, педагог - первую фразу, студент-вторую и т.д., в) первую фразу мелодии студент поет вслух, вторую – «про себя», третью - вслух, четвертую – «про себя», г) первую фразу студент поет, вторую выстукивает, запев песни поет - припев выстукивает, д) студент поет мелодию от любого заданного построения. В процессе выполнения целевых установок у студентов планомерно развивается музыкальная память, которую развивать следует двумя способами: 1) студент запоминает музыку отдельными фразами, чтобы сосредоточиться на небольшом объекте и детально «схватить» его слухом; 2) учащийся запоминает музыку целыми периодами, чтобы «схватить» ее в общих чертах. Лучше запоминаются мелодии с ясной направленностью движения, четким ритмом, короткими фразами. При повторе фраз мелодия в восемь тактов запоминается лучше, чем мелодия в четыре такта, не содержащая повторов. Для подбора и транспонирования по слуху удобно использовать записанные на магнитофонную пленку, диск, напетые или наигранные мелодии без сопровождения и с сопровождением. Такими мелодиями могут быть темы и отрывки из произведений, пройденные студентами на уроках музыки и методики преподавания. Подобранные по слуху мелодии полезно затем самостоятельно записывать нотами в форме самодиктанта, который является показателем уровня музыкально-слухового развития баяниста (аккордеониста). Основные задачи самодиктанта - уметь делать внутри слышимое видимым, развивать музыкальную память и внутренний слух, укреплять зрительно-слухо-двигательную взаимосвязь.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 934; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.25.26 (0.008 с.) |