Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы обучения игре по слуху.

Поиск

Под игрой по слуху мы понимаем исполнение на инструменте музыкального материала, усвоенного на основе музыкально - слуховых представле­ний без помощи нот. Успешность игры по слуху зависит от прочности и степени развития слухо-двигательной взаимосвязи. И если развитию слухо­вых представлений наряду с классом баяна (аккордеона) во многом спо­собствует сольфеджио и хоровой класс, то формирование слухо- двигательной взаимосвязи осуществляется исключительно в классе специального ин­струмента под непосредственным руководством педагога.

Воспитываются навыки игры по слуху в процессе подбора музыкаль­ного материала по слуху. Подбор имеет две формы:

а) усвоение музыки в первоночальной тональности.

б) усвоение музыки в новой тональности, то есть в виде транспонирования

В процессе подбора и транспонирования у студентов развивается музыкаль­ная память, воспитывается музыкальный вкус, вырабатывается слухо-двигательная взаимосвязь; учащийся постигает слухом ритм, элементы лада, тональности, гармонические средства (интервалы, аккорды), закономерности развития мелодии и гармонии обособленно и в комплексе и, наконец, приобщается к ощущению формы. Практика показывает: если у студента имеется ясное слуховое представление мелодии, то, несмотря на отсутствие иг­ровых навыков, он при желании - быстрее или медленнее, одним или нес­колькими пальцами, но обязательно подбирет её на инструменте (говорить о художественности я не буду). Поэтому первоочередная задача педагога - всячески содействовать развитию и укреплению слуховых представлений стремиться к тому, чтобы студент последовательно накапливал их.

Самым доступным проявлением музыкально-слуховых представлений является пение. Поэтому первые лаги в развитии внутреннего слуха надо начинать с него. По меткому замечанию Теплова дети, показывающие на первых уроках хорошую способность к слуховым представлениям, проходят период их накопления «сами», без помощи педагога. «Но те, которые приходят не пройдя его,- а таковы все дети, слух которых оценивается, обычно как «средний», или «плохой»,- должны начинать, обучение с пения».

На первых те уроках необходимо преобщать студентов к различию и сравнению темпов, штрихов, и особенно ладов - мажорного и минорного («веселого» и «грустного»), специально подбирая для этого короткие попевки. Например:

Точность воспроизведения музыкального материала (посредством интонирования голосом и путем подбора на инструменте) служит в этот период основным критерием оценки слуховых и ритмических представлений, кри­терием оценки музыкальной памяти. Все музыкальные примеры подбираются на инструменте одним пальцем, на что педагог не должен делать замеча­ния, так как основная цель упражнения - правильное нахождение заданных звуков и ритмических сочетаний.

Научившись правильно находить и исполнять отдельные звуки, учащийся приступает к разучиванию простейших мелодий. Вот здесь уже необходимо требовать от них правильной посадки, постановки инструмента, рук, пальцев, строгой аппликатуры.

Усвоенные в классе мелодии, ученик дома должен транспонировать в одну-две новые тональности. Например: в классе до мажор, дома - соль, фа мажор. Студент должен исполнять мелодии свободно, выразительно, красивым звуком - эти качества необходимо воспитывать у будущих, музыкантов с первых же шагов обучения. Мелодии, строящиеся по ступеням гаммы и звукам трезвучия, позволяют осуществлять обучение на основе так назы­ваемой позиционной игры, при которой сохраняется положение кисти рук, исключаются подкладывание и перекладывание пальцев.

Все это воспитывает у начинающих исполнителей аппликатурную организованность. Позиционная игра на баяне, в силу трех рядного строе­ния правой клавиатуры имеет несколько иной смысл, чем на аккордеоне. Здесь позиция кисти при четырехпальцевой аппликатуре сохраняется: в процессе игры гаммообразных мелодий кисть руки располагается под углом к грифу, арпеджированных - паралельно грифу.

Воспитательное значение позиционной игры возрастает, если педагог систематически дает ученикам задания по транспонированию усвоенных в позиции; мелодий, обращая их внимание на следующие факторы: На правой клавиатуре аккордеона при исполнении мелодий в новой тональ­ности, аппликатура сохраняется независимо от того, на какую клавишу - белую или черную - придется 1-й палец.

Например:

На правой клавиатуре баяна:

1) при транспонировании гаммообразных мелодий каждый из трех участвующих в игре пальцев - 2,3,4, соответствуют своему ряду - первому, второму, третьему.

2) при транспонировании мелодии, строящихся по звукам трезвучии,

аппликатура остается неизменной.

Например:

Данные методические указания, с одной стороны, облегчают подбор и транспонирование, с другой - способствуют зарождению и налаживанию первич­ной слухо-двигательной взаимосвязи, дисциплинирует работу пальцев и закрепляют правильные игровые навыки.

В процессе донотного обучения студент приобретает все, что требуется для зрительно-слухового восприятия легчайшего нотного текста:

а) простейшие слуховые представления;

б) знание записи длительностей и высоты звуков, а также расположения клавиш на инструменте;

в) элементарные игровые навыки.

Донотное обучение значительно облегчает формирование элементар­ных игровых навыков. Это происходит за счет сохранения объектов вни­мания учащихся: он, не прикован к нотному тексту, ему не нужно искать соответствующие нотным знакам клавиши. В данный период музыкальный ма­териал, усваеваемый посредством подбора и транспонирования, одновременно служит и для формирования элементарных игровых навыков. Матери­ал для игры по слуху, чтению с листа и транспонированию, основное назначение которого - развитие слухо-двигательных и зрительно-слухо­вых представлений, должен быть более легким в техническом отношении; не превышать слухового опыта учащихся; сочетать в себе элемент нового с хорошо знакомым; иметь свою, более четкую последовательность усложнения трудностей - ладовых, мелодических, ритмических, гармонических, фактурных и тональных. Также педагогу необходимо иметь в виду сле­дующее: если студент раз-другой не справится с подбором, он мо­жет потерять веру в свои силы, вследствии чего интерес к этой важной форме музицирования угаснет. Подготовка слуха к осознанию каждого нового задания проводится через слуховой анализ материала.

Практика показывает, что когда ритмический рисунок мелодии уложился в сознании, то и другие элементы музыкальной речи исполняются значительно успешнее.

Именно поэтому к ритмической четкости исполнения необходимо предъявлять самые высокие требования с самого начала обучения, более того, именно с ритмических фигураций следует начинать запоминание предназначенной для подбора по слуху музыки. Приведу несколько установочных уп­ражнений. Упражнения на усвоение ритмической структуры:

а) точное выстукивание ритмического рисунка мелодии,

б) выстукивание сильных долей,

в) выстукивание слабых долей,

г) исполнение педагогом (играет, напевает, выстукивает) первой фразы – студентом - второй, педагогом – третьей, студентом – четвертой,

д) выстукивание первой фразы реально, второй – «про себя», третьей - реально, четвертой – «про себя».

Эти методические приемы дают возможность определить правильность усво­ения учащимся длительностей мелодии и её размера (пульсацию сильных и слабых долей).

Упражнения на усвоение мелодии:

а) студент определяет количество фраз, их мелодическое сходство и различие, направление мелодического движения,

б) педагог исполняет (поет, играет) запев песни, студент - припев, педагог - первую фразу, студент-вторую и т.д.,

в) первую фразу мелодии студент поет вслух, вторую – «про себя», третью - вслух, четвертую – «про себя»,

г) первую фразу студент поет, вторую выстукивает, запев песни поет - припев выстукивает,

д) студент поет мелодию от любого заданного построения.

В процессе выполнения целевых установок у студентов планомерно развивается музыкальная память, которую развивать следует двумя способами:

1) студент запоминает музыку отдельными фразами, чтобы сосредоточить­ся на небольшом объекте и детально «схватить» его слухом;

2) учащийся запоминает музыку целыми периодами, чтобы «схватить» ее в общих чертах.

Лучше запоминаются мелодии с ясной направленностью движения, четким ритмом, короткими фразами. При повторе фраз мелодия в восемь тактов запоминается лучше, чем мелодия в четыре такта, не содержащая повто­ров. Для подбора и транспонирования по слуху удобно использовать записанные на магнитофонную пленку, диск, напетые или наигранные мелодии без сопровождения и с сопровождением. Такими мелодиями могут быть темы и отрывки из произведений, пройденные студентами на уроках музыки и методики преподавания.

Подобранные по слуху мелодии полезно затем самостоятельно запи­сывать нотами в форме самодиктанта, который является показателем уров­ня музыкально-слухового развития баяниста (аккордеониста). Основные задачи самодиктанта - уметь делать внутри слышимое видимым, развивать музыкальную память и внутренний слух, укреплять зрительно-слухо-двигательную взаимосвязь.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 934; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.25.26 (0.008 с.)