Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы обучения транспонированию.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Под транспонированием по слуху в широкой музыкальной практике принято понимать всякую транспозицию, осуществляемую на инструменте, вне зрительного восприятия нотного текста. Таким образом, транспонирование по слуху может осуществляться: а) на моторике (материале), усвоенном в оригинале также по слуху, то есть исключительно за счет его музыкально-слухового представления, б) на материале, усвоенном в оригинале по нотам, то есть за счет конкретных указаний нотного текста. Неидантичность усвоения музыкального материала в оригинале оказывает воздействие и на процесс транспонирования. Наиболее «чистым» следует считать то транспонирование по слуху, которое производится на основе материала, также усвоенного по слуху. Практика показывает, что если баянист (аккордеонист) подбирал музыкальный материал по слуху в одной тональности, то обязательно подберет его (пусть не сразу) в любой другой тональности. Не вызывает сомнений, что неустойчивость слухового представления, выявленная при транспонировании ранее усвоенного материала, является результатом двигательного метода обучения. В целях активизации слуха на первых шагах обучения транспонированию лучше ограничиться материалом, усвоенным также по слуху. В дальнейшем вместе с ним для транспонирования по слуху следует широко использовать и материал, ранее разученный по нотам, добиваясь при этом ясности и прочности его слухового представления, то есть того, без чего транспонирование по слуху невозможно. Достигнуть на первой фазе обучения слухо-двигательного представления и зрительно-слухового восприятия звуковых сочетаний определенного лада, нужно приступить ко второй фазе обучения - к транспонированию примерно таких же сочетаний по нотам. Под транспонированием по нотам обычно принято понимать всякую транспозицию, осуществляемую в процессе зрительного восприятия нотного текста. Транспонирование по нотам требует от исполнителя прочных теоретических и практических знаний тональностей и специфики устройства клавиатуры баяна. Поэтому перед началом занятий учащемуся необходимо твердо усвоить, что: 1) при транспонировании изменяется тональность произведения, а каждой тональности соответствуют конкретные ключевые знаки альтерации; 2) при любом транспонировании лад остается неизменным, а изменяется только его высотное положение; 3) аппликатура левой руки на готовой клавиатуре баяна в любой тональности остаётся неизменной; правой (и левой выборной) - при транспонировании на полтона, три и четыре тона сохраняется, при другом транспонировании - изменяется. Запомнить порядок ключевых знаков альтерации учащемуся поможет левая готовая клавиатура, на которой басы (как и ключевые знаки) располагаются по квартово-квинтовому кругу; снизу вверх - фа, до, соль, ре, ля, ми, си (так при ключе выставляются диезы), сверху вниз - си, ми, ля, ре, соль, до, фа (так при ключе выставляются бемоли). Студенты моментально запоминают этот порядок, когда педагог предлагает им запомнить следующий стишок: фа, до, соль, ре, ля, ми, си - кошка едет на такси. Си, ми, ля, ре, соль, до, фа - на метро спешит дрофа. Определить тональность по количеству ключевых знаков или, наоборот, узнать количество знаков альтерации в той или иной тональности также удобно по басам левой клавиатуры: в мажорных тональностях увеличивается колличество ключевых знаков по мере удаления от баса До основного ряда, в минорных - от баса Ля вверх увеличивается количество диезов, вниз - бемолей. Процессы транспонирования по нотам могут осуществляться: а) на основе знакомого музыкального материала, то есть при наличии уже имеющихся более или менее определенных слуховых представлений предназначаемого для транспонирования нотного текста, б) на основе музыкально-слуховых представлений, возникающих в процессе зрительного восприятия ранее незнакомого нотного текста. Из двух названных процессов транспонирования наиболее сложным является второй - процесс транспонирования незнакомого нотного текста, выполнение которого требует не только наличия у исполнителя зрительно- слуховых и слухо-двигательных представлений, но и соответствующей прочности взаимосвязи между ними. Поэтому лучще на первых порах обучения транспонирований по нотам логично использовать знакомый по памяти музыкальный материал - например, мелодии песен, которые ранее предназначались для транспонирования по слуху и чтения с листа. Усложнение муз. материала при обучении транспонированию по нотам осуществляется так же, как и при чтении с листа: начинается с небольших мелодий в объёме 1-3 ступени лада, затем диапозон мелодий увеличивается до 1-5, 1-6 ступеней, и т.д. Так как в основе чтения с листа лежит умение превращать ноты видимые в слышимые, то и транспонированию по нотам должна соответствовать следующая схема: вижу – предеслышу - перевожу в заданную тональность – играю - поправляю. Очевидно поэтому, что всякому транспонированию по нотам должен предшествовать детальный анализ текста с последующим мысленным проектированием его в новую тональность. Таким образом, процесс транспонирования по нотам условно можно разделить на три основные фазы: 1) зрительный анализ нотного текста (как при чтении с листа); 2) мысленный перевод музыкального материала в новую тональность; 3) исполнение музыки на инструменте в новой тональности. Педагог добивается от студента, анализирующего нотный текст, чтобы он не только внутренне услышал, но и возможно более прочно запомнить музыкальный материал. Таким образом, с первых же шагов обучения транспонированию по нотам, учащийся фактически приступает к транспонированию с листа, то есть к исполнению музыкального материала с листа непосредственно в новой тональности. После анализа нотного текста в оригинале перевод музыкального материала в новую тональность можно осуществлять следующим образом: а) записывается гамма в первоначальной и в новой тональности; под звуками гаммы выставляются цифровые обозначений ступеней, выделяются опорные звуки лада, б) путем сравнения гамм учащийся распределяет звуки мелодии, необходимые для её воспроизведения в новой тональности, в) звуки мелодий в новой тональности называются, а затем сольфеджируются, г) намечается мысленная двигательная проекция исполнения музыкального материала в новой тональности - определяется примерная позиция руки, пальцев, аппликатуры, д) педагог помогает учащемуся настроиться в тональности: проигрывает в новой тональности гамму, тоническое трезвучие и несколько упражнений, включающих основные звуковысотные элементы транспонирующего музыкального материала. Так, перед транспонированием мелодий, строящихся на звуках нижнего пентахорда мажорного лада, из тональности До мажор в Соль мажор (основная задача их транспонирования - усвоение звуковых сочетаний в постепенном движении и скачками на устойчивые звуки лада в тональностях До мажор и Соль мажор) помимо гаммы и трезвучия полезно проиграть в соответствующей тональности, например, следующие упражнения:
Ладотональной настройке способствует также пение учащимся устойчивых звуков в том или ином порядке. Педагог в этом случае играет только тонику. После ладотональной настройки заданный музыкальный материал исполняется учащимся с листа непосредственно в новой тональности. Активному развитию тональных ощущений и представлений на всех этапах обучения - от школы до вузов - способствует мысленное воспроизведение в разных тональностях: звукоряда лада, всевозможных интервалов и аккордов от различных ступеней лада, знакомых по памяти мелодий, любых возникающих в сознании слуховых представлений - мелодических и гармонических.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Навыки игры по слуху, чтения с листа и транспонирования необходимы для студентов педколледжа для дальнейшей самостоятельной работы в школе с музыкальным материалом, дают простор для проявления их исполнительских возможностей. Важную роль играют при проведении внеклассных мероприятий, а само их формирование оказывает непосредственное воздействие на развитие творческих способностей и возможность применения этих навыков в различных рабочих ситуациях. Наиболее эффективно названные навыки формируются и развиваются в процессе обучения транспонированию по нотам, которое осуществляется в комплексе с игрой по слуху и чтением с листа. Транспонирование по нотам является важным компонентом учебно-воспитательной работы на музыкальном инструменте, способствующим развитию музыкального слуха, музыкально-теоретического мышления, внимания, памяти, инициативы и творческой самостоятельности. Практика показывает, что по мере обучения транспонированию по нотам формирование и развитие ладотональных музыкально-слуховых и слухо-двигательных представлений неуклонно совершенствуется. Это подтверждается быстрым возникновением слухо-двигательных представлений и ориентировкой учащегося в звукорядах ладов и тональностях, проявляющихся в процессе игры по слуху, чтения с листа и транспонирования. В процессе приобретения навыков транспонирования по нотам у студентов проявляется желание подобрать по слуху услышанные мелодии, транспонировать ранее усвоенный по слуху или по нотам музыкальный материал, что говорит о росте их творческой активности и самостоятельности. Обучение транспонированию по нотам должно базироваться на последовательном формировании, развитиии и укреплении зрительно-слухо-двигательной взаимосвязи при ведущей роли ладотональных слуховых представлений. Наиболее интенсивно слухо-двигательные представления формируются и развиваются в процессе подбора и транспонирования по слуху, зрительно-слухо-двигательные - в процессе чтения с листа и транспонирования по нотам. Процесс обучения на всем своём протяжении должен осуществляться на фактурной, ладовой и тональной основе, а методика обучения - на последовательном формировании, развитии и укреплении: а) слуховых представлений, б) слухо-двигательной взаимосвязи с одновременным воспитанием первоначальных игровых навыков, в) зрительно-слуховых представлений, г) зрительно-слухо-двигательной взаимосвязи. Задачи по формированию первоначальных слуховых представлений, налаживанию слухо-двигательной взаимосвязи и воспитанию элементарных игровых навыков наиболее успешно решаются в процессе донотного обучения. Основу донотного обучения составляют подбор и транспонирование по слуху. Подбор по слуху и транспонирование невозможны без наличия у исполнителя ясных и прочных музыкально-слуховых представлений. Слушание музыки, её восприятие, запоминание и последующее воспроизведение голосом - наиболее доступные и действенные формы развития слуховых представлений. Формирование музыкально-слуховых представлений наиболее интенсивно осуществляются на ярком музыкальном материале. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, умение мыслить музыкальными образами - значит создавать прочный фундамент для дальнейшего творческого развития. Чтению с листа и транспонированию по нотам должен предшествовать зрительный анализ нотного музыкального материала. Он позволяет педагогу показать учащемуся взаимосвязь отдельных элементов музыкального материала, определяющих его наиболее характерные черты; способствует интенсивному развитию зрительно-слуховых представлений, умения ориентироваться в новом музыкальном материале. Важная роль в осуществлении связи теории с практическим музицированием отводится педагогу по музыкальному инструменту. Включение в обучение элементов музыкальной грамоты, элементарной теории музыки, сольфеджио гармонии и музыкальной литературы активизирует слух и теоретическое мышление студентов, способствует осознанности исполнительского процесса. Играя по слуху, читая с листа и транспонируя студент должен больше активизировать слуховой и умственный аппарат; уметь вникать в музыкальный материал и запоминать его; xopoшo ориентироваться в теоретических и практических знаниях ладов, тональностях, гармонии и многого другого. Воспитывать названные навыки - дело нелегкое. Но оно вполне оправдывает себя. Обучать этим навыкам можно и нужно на любой стадии подготовки студентов. Однако чем раньше начнется обучение, тем целенаправленнее и интенсивнее будет осуществляться их музыкальное развитие. Чтение с листа, игра по слуху и транспонирование наиболее доступные и действенные формы развития музыкальных способностей. Им должно отводиться достойное место в учебной работе на музыкальном инструменте.
ЛИТЕРАТУРА 1. Акимов Ю. Чтение с листа. В кн. Баян и баянисты. М.,1970. 2. Акимов Ю., Гвоздёв П. Прогрессивная школа игры на баяне М., 1970. 3. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971. 4. Баренбойм Л. Путь к музицированию Л.-М., 1973. 5. Баренбойм Л. Фортепиання педагогика. М., 1937. 6. Благой Л. Неотъемлемо от развития музыканта исполнителя сов. муз. 1973. 7. Верхолаз Р. Вопросы методики чтения с листа. М. 1960. 8. Галич В. О развитии внутреннего слуха, творческой инициативы и фантазии на индивидуальных занятиях. М. ВЫп.4. 1976. 9. Гарбузов Н.А. Зонная природа звуковысотного слуха. М.-Л. 1976. 10. Говроушко П. Основы игры на баяне. Л., 1983. 11. Кременштейн Б.Л. Воспитание самостоятельности учащегося в классе фортепиано. М. 1966. 12. Майкапар С.М. Музыкальный слух. Изд. 2-е. Пг., 1972. 13. Мильштейн Я. О некоторых тенденциях развития исполнительского искусства, исполнительской критики и воспитаниия исполнителей. В кн. Мастерство музыканта исполнителя. М., 1972. 14. Мотов В. Развитие первоначальных навыков игры по слуху. В кн. Баян и баянисты. Вып.5.М., 1981. 15. Музыкальное восптание в современном мире. Материалы 9 конфернции Международного общества по музыкальному воспитанию. М., 1982. 16. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. Ремонтное. Изд-во Рос. пед. ун-та., 1995. 17. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. Учебное пособие для студ. Нач. фак. педвузов-М.: Академия, 2001. 18. Островский А.Л. Методика теории и сольфеджио. Изд2-е.Л.1970. 19. Программа по дисциплине «Обучение игре на музыкальных инструментах» Составитель Андреева, Коваленко С.О. 20. Разанов В. Инструментоведение. М., 1974. 21. Сергеева Г.П. Практикум по методике муз. Воспитания в начальной школе. Учеб. Пособие для студ. нач. отделений и фак. сред. пед.учеб.заведений.-2-е изд.,испр.,-М.: «Академия».2000. 22. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. М., 1979. 23. Теплов В.М. Психология музыкальных способностей. М., 1947. 24. Фейгин М. Музыкальный опыт учащихся. В кн. Вопросы фортепианной педагогики. Вып. 3. М., 1971. 25. Шахов Г. Транспонирование на баяне. М., 1971. 26. Ястребцов В.В. Николай Андреевич Римский-Корсаков: Воспоминание. Т.I.Л., 1959
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 427; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.45.187 (0.012 с.) |