Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы обучения транспонированию.

Поиск

Под транспонированием по слуху в широкой музыкальной практике принято понимать всякую транспозицию, осуществляемую на инструменте, вне зрительного восприятия нотного текста. Таким образом, транспонирование по слуху может осуществляться:

а) на моторике (материале), усвоенном в оригинале также по слуху, то есть исключительно за счет его музыкально-слухового представления,

б) на материале, усвоенном в оригинале по нотам, то есть за счет конкретных указаний нотного текста.

Неидантичность усвоения музыкального материала в оригинале оказывает воздействие и на процесс транспонирования. Наиболее «чистым» следует считать то транспонирование по слуху, которое производится на осно­ве материала, также усвоенного по слуху. Практика показывает, что если баянист (аккордеонист) подбирал музыкальный материал по слуху в одной тональности, то обязательно подберет его (пусть не сразу) в лю­бой другой тональности. Не вызывает сомнений, что неустойчивость слухового представления, выявленная при транспонировании ранее усвоенного материала, является результатом двигательного метода обучения. В целях активизации слуха на первых шагах обучения транспонированию лучше огра­ничиться материалом, усвоенным также по слуху.

В дальнейшем вместе с ним для транспонирования по слуху следует широко использовать и материал, ранее разученный по нотам, добиваясь при этом ясности и прочности его слухового представления, то есть того, без чего транспонирование по слуху невозможно. Достигнуть на пер­вой фазе обучения слухо-двигательного представления и зрительно-слухового восприятия звуковых сочетаний определенного лада, нужно присту­пить ко второй фазе обучения - к транспонированию примерно таких же сочетаний по нотам.

Под транспонированием по нотам обычно принято понимать всякую транспозицию, осуществляемую в процессе зрительного восприятия нотного текста. Транспонирование по нотам требует от исполнителя проч­ных теоретических и практических знаний тональностей и специфики ус­тройства клавиатуры баяна. Поэтому перед началом занятий учащемуся необходимо твердо усвоить, что:

1) при транспонировании изменяется тональность произведения, а каж­дой тональности соответствуют конкретные ключевые знаки альтера­ции;

2) при любом транспонировании лад остается неизменным, а изменяется только его высотное положение;

3) аппликатура левой руки на готовой клавиатуре баяна в любой тональности остаётся неизменной; правой (и левой выборной) - при транспонировании на полтона, три и четыре тона сохраняется, при другом транспонировании - изменяется.

Запомнить порядок ключевых знаков альтерации учаще­муся поможет левая готовая клавиатура, на которой басы (как и клю­чевые знаки) располагаются по квартово-квинтовому кругу; снизу вверх - фа, до, соль, ре, ля, ми, си (так при ключе выставляются диезы), сверху вниз - си, ми, ля, ре, соль, до, фа (так при ключе выставляются бемоли).

Студенты моментально запоминают этот порядок, когда педагог предлагает им запомнить следующий стишок: фа, до, соль, ре, ля, ми, си - кошка едет на такси. Си, ми, ля, ре, соль, до, фа - на метро спешит дрофа. Определить тональность по количеству ключевых знаков или, наоборот, узнать количество знаков альтерации в той или иной тональности так­же удобно по басам левой клавиатуры: в мажорных тональностях уве­личивается колличество ключевых знаков по мере удаления от баса До основного ряда, в минорных - от баса Ля вверх увеличивается количест­во диезов, вниз - бемолей. Процессы транспонирования по нотам могут осуществляться: а) на основе знакомого музыкального материала, то есть при наличии уже имеющихся более или менее определенных слухо­вых представлений предназначаемого для транспонирования нотного текста, б) на основе музыкально-слуховых представлений, возникающих в процессе зрительного восприятия ранее незнакомого нотного текста.

Из двух названных процессов транспонирования наиболее сложным является второй - процесс транспонирования незнакомого нотного текста, выполнение которого требует не только наличия у исполнителя зрительно- слуховых и слухо-двигательных представлений, но и соответствующей прочности взаимосвязи между ними. Поэтому лучще на первых порах обучения транспонирований по нотам логично использовать знакомый по памяти му­зыкальный материал - например, мелодии песен, которые ранее предназна­чались для транспонирования по слуху и чтения с листа. Усложнение муз. материала при обучении транспонированию по нотам осуществляется так же, как и при чтении с листа: начинается с небольших мелодий в объёме 1-3 ступени лада, затем диапозон мелодий увеличивается до 1-5, 1-6 ступеней, и т.д. Так как в основе чтения с листа лежит умение превращать ноты видимые в слышимые, то и транспонированию по нотам должна соответствовать следующая схема: вижу – предеслышу - перевожу в задан­ную тональность – играю - поправляю. Очевидно поэтому, что всякому транспонированию по нотам должен предшествовать детальный анализ текста с последующим мысленным проектированием его в новую тональность.

Таким образом, процесс транспонирования по нотам условно мож­но разделить на три основные фазы:

1) зрительный анализ нотного текста (как при чтении с листа);

2) мысленный перевод музыкального материала в новую тональность;

3) исполнение музыки на инструменте в новой тональности.

Педагог добивается от студента, анализирующего нотный текст, чтобы он не только внутренне услышал, но и возможно более прочно запомнить музыкальный материал. Таким образом, с первых же шагов обучения транспонированию по нотам, учащийся фактически приступает к транспонирова­нию с листа, то есть к исполнению музыкального материала с листа не­посредственно в новой тональности. После анализа нотного текста в ори­гинале перевод музыкального материала в новую тональность можно осуществлять следующим образом:

а) записывается гамма в первоначальной и в новой тональности; под звуками гаммы выставляются цифровые обозначений ступеней, выделяются опорные звуки лада,

б) путем сравнения гамм учащийся распределяет звуки мелодии, необходи­мые для её воспроизведения в новой тональности,

в) звуки мелодий в новой тональности называются, а затем сольфеджируются,

г) намечается мысленная двигательная проекция исполнения музыкального материала в новой тональности - определяется примерная позиция руки, пальцев, аппликатуры,

д) педагог помогает учащемуся настроиться в тональности: проигрывает в новой тональности гамму, тоническое трезвучие и несколько упражнений, включающих основные звуковысотные элементы транспонирующего музыкального материала.

Так, перед транспонированием мелодий, строящихся на звуках нижнего пентахорда мажорного лада, из тональности До мажор в Соль мажор (основная задача их транспонирования - усвоение звуковых сочетаний в постепенном движении и скачками на устойчивые звуки лада в тональностях До ма­жор и Соль мажор) помимо гаммы и трезвучия полезно проиграть в соответствующей тональности, например, следующие упражнения:

 

 

Ладотональной настройке способствует также пение учащимся устойчивых звуков в том или ином порядке. Педагог в этом случае игра­ет только тонику. После ладотональной настройки заданный музыкальный материал исполняется учащимся с листа непосредственно в новой тональности.

Активному развитию тональных ощущений и представлений на всех этапах обучения - от школы до вузов - способствует мысленное воспроизведение в разных тональностях: звукоряда лада, всевозможных интер­валов и аккордов от различных ступеней лада, знакомых по памяти мелодий, любых возникающих в сознании слуховых представлений - мелодичес­ких и гармонических.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Навыки игры по слуху, чтения с листа и транспонирования необходимы для студентов педколледжа для дальнейшей самостоятельной работы в школе с музыкальным материалом, дают простор для проявления их исполнительских возможностей. Важную роль играют при проведении внеклассных мероприятий, а само их формирование оказывает непосредственное воздействие на развитие творческих способностей и возможность применения этих навыков в различных рабочих ситуациях. Наиболее эффективно названные навыки формируются и развиваются в процессе обучения транспонированию по нотам, которое осуществляется в комплексе с игрой по слуху и чтением с листа.

Транспонирование по нотам является важным компонентом учебно-воспи­тательной работы на музыкальном инструменте, способствующим развитию музыкального слуха, музыкально-теоретического мышления, внимания, памяти, инициативы и творческой самостоятельности. Практика показывает, что по мере обу­чения транспонированию по нотам формирование и развитие ладотональных музыкально-слуховых и слухо-двигательных представлений неуклонно со­вершенствуется. Это подтверждается быстрым возникновением слухо-двигательных представлений и ориентировкой учащегося в звукорядах ладов и тональностях, проявляющихся в процессе игры по слуху, чтения с листа и транспонирования.

В процессе приобретения навыков транспонирования по нотам у студентов проявляется желание подобрать по слуху услышанные мелодии, тран­спонировать ранее усвоенный по слуху или по нотам музыкальный матери­ал, что говорит о росте их творческой активности и самостоятельности.

Обучение транспонированию по нотам должно базироваться на последова­тельном формировании, развитиии и укреплении зрительно-слухо-двигательной взаимосвязи при ведущей роли ладотональных слуховых представлений. Наиболее интенсивно слухо-двигательные представления формируются и развиваются в процессе подбора и транспонирования по слуху, зрительно-слухо-двигательные - в процессе чтения с листа и транспонирования по нотам.

Процесс обучения на всем своём протяжении должен осуществляться на фактурной, ладовой и тональной основе, а методика обучения - на последовательном формировании, развитии и укреплении:

а) слуховых представлений,

б) слухо-двигательной взаимосвязи с одновременным воспитанием первоначальных игровых навыков,

в) зрительно-слуховых представлений,

г) зрительно-слухо-двигательной взаимосвязи.

Задачи по формированию первоначальных слуховых представлений, налаживанию слухо-двигательной взаимосвязи и воспитанию элементарных игровых навыков наиболее успешно решаются в процессе донотного обучения. Основу донотного обучения составляют подбор и транспонирование по слуху.

Подбор по слуху и транспонирование невозможны без наличия у исполнителя ясных и прочных музыкально-слуховых представлений. Слушание музыки, её восприятие, запоминание и последующее воспроизведение голосом - наиболее доступные и действенные формы развития слуховых представлений.

Формирование музыкально-слуховых представлений наиболее интенсив­но осуществляются на ярком музыкальном материале. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, умение мыслить музыкальными образами - значит создавать прочный фундамент для дальнейшего творческого развития.

Чтению с листа и транспонированию по нотам должен предшествовать зрительный анализ нотного музыкального материала. Он позволяет педа­гогу показать учащемуся взаимосвязь отдельных элементов музыкального материала, определяющих его наиболее характерные черты; способствует интенсивному развитию зрительно-слуховых представлений, умения ориентироваться в новом музыкальном материале.

Важная роль в осуществлении связи теории с практическим музицированием отводится педагогу по музыкальному инструменту. Включение в обучение элементов музыкальной грамоты, элементарной теории музыки, сольфеджио гармонии и музыкальной литературы активизирует слух и теоретическое мышление студентов, способствует осознанности исполнительс­кого процесса.

Играя по слуху, читая с листа и транспонируя студент должен больше активизировать слуховой и умственный аппарат; уметь вникать в музыкальный материал и запоминать его; xopoшo ориентироваться в теоретических и практических знаниях ладов, тональностях, гармонии и многого другого. Воспитывать названные навыки - дело нелегкое. Но оно вполне оправдыва­ет себя. Обучать этим навыкам можно и нужно на любой стадии подготов­ки студентов. Однако чем раньше начнется обучение, тем целенаправленнее и интенсивнее будет осуществляться их музыкаль­ное развитие.

Чтение с листа, игра по слуху и транспонирование наиболее доступ­ные и действенные формы развития музыкальных способностей. Им должно отводиться достойное место в учебной работе на музыкальном инструменте.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Акимов Ю. Чтение с листа. В кн. Баян и баянисты. М.,1970.

2. Акимов Ю., Гвоздёв П. Прогрессивная школа игры на баяне М., 1970.

3. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971.

4. Баренбойм Л. Путь к музицированию Л.-М., 1973.

5. Баренбойм Л. Фортепиання педагогика. М., 1937.

6. Благой Л. Неотъемлемо от развития музыканта исполнителя сов. муз. 1973.

7. Верхолаз Р. Вопросы методики чтения с листа. М. 1960.

8. Галич В. О развитии внутреннего слуха, творческой инициативы и фантазии на индивидуальных занятиях. М. ВЫп.4. 1976.

9. Гарбузов Н.А. Зонная природа звуковысотного слуха. М.-Л. 1976.

10. Говроушко П. Основы игры на баяне. Л., 1983.

11. Кременштейн Б.Л. Воспитание самостоятельности учащегося в классе фортепиано. М. 1966.

12. Майкапар С.М. Музыкальный слух. Изд. 2-е. Пг., 1972.

13. Мильштейн Я. О некоторых тенденциях развития исполнительского искусства, исполнительской критики и воспитаниия исполнителей. В кн. Мастерство музыканта исполнителя. М., 1972.

14. Мотов В. Развитие первоначальных навыков игры по слуху. В кн. Баян и баянисты. Вып.5.М., 1981.

15. Музыкальное восптание в современном мире. Материалы 9 конфернции Международного общества по музыкальному воспитанию. М., 1982.

16. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. Ремонтное. Изд-во Рос. пед. ун-та., 1995.

17. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. Учебное пособие для студ. Нач. фак. педвузов-М.: Академия, 2001.

18. Островский А.Л. Методика теории и сольфеджио. Изд2-е.Л.1970.

19. Программа по дисциплине «Обучение игре на музыкальных инструментах» Составитель Андреева, Коваленко С.О.

20. Разанов В. Инструментоведение. М., 1974.

21. Сергеева Г.П. Практикум по методике муз. Воспитания в начальной школе. Учеб. Пособие для студ. нач. отделений и фак. сред. пед.учеб.заведений.-2-е изд.,испр.,-М.: «Академия».2000.

22. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. М., 1979.

23. Теплов В.М. Психология музыкальных способностей. М., 1947.

24. Фейгин М. Музыкальный опыт учащихся. В кн. Вопросы фортепианной педагогики. Вып. 3. М., 1971.

25. Шахов Г. Транспонирование на баяне. М., 1971.

26. Ястребцов В.В. Николай Андреевич Римский-Корсаков: Воспоминание. Т.I.Л., 1959

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 427; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.45.187 (0.012 с.)