Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методическая разработка тема: формирование навыков игры по слуху, чтения с листа и транспонирования на уроках музыкального инструмента↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Методическая разработка Тема: Формирование навыков игры по слуху, чтения с листа и транспонирования на уроках музыкального инструмента Разработал: Преподаватель музыки Суражского Педагогического колледжа Им. А. С. Пушкина Петроченко А.В. Сураж 2013 г. ПЛАН
Введение …………………………………………………………………..........1
1. Теоретические основы обучение игре по слуху, чтению с листа и транспонированию……………………………………………….4
1.1 Сущность тональности и проблема транспонирования………………...4 1.2 Психологические механизмы игры по слуху, чтения с листа и транспонирования………………………………………………6
1.3 Основные дидактические принципы и их реализация при игре на баяне………………………………………………………11
2. Методические основы обучения игры по слуху, чтения с листа и транспонированию……………………………………………12
2.1 Методы обучения игры по слуху……………………………………..12
2.2 Методы обучения чтению с листа……………………………………17
2.3 Методы обучения транспонированию………………………………..22
Заключение…………………………………………………………………....25
Литература…………………………………………………………………….27
Введение Работа учителя начальных классов требует, что бы он был человеком широкого образованным и имел в числе прочих также умения и навыки музыкально-исполнительской деятельности, необходимой в дальнейшем для развития духовного потенциала учащихся. Умения играть на музыкальном инструменте (фортепиано, баян, аккордеон) раскрывает более широкие возможности развитие студентов, их целенаправленной подготовки. Многие умеют хорошо исполнять определенное количество ранее выученных пьес, песен школьного репертуара, но, тем не менее они оказываются явно неспособными к самостоятельному творческому мышлению. Получается некоторый разрыв между техническим развитием студентов, с одной стороны, и воспитание слуховой, творческой инициативы, самостоятельности с другой. Отмечая это, педагоги совершенно справедливо видят одну из основных причин указанных недостатков в отсутствии систематического целенаправленного обучения игре по слуху, чтению с листа и транспонированию. Они считаю, что последовательное обучение этим формам музицировали – прямой путь к развитию творческой активностью, инициативы и самостоятельных музыкантов. Так, рекомендуя баянистам заниматься игрой по слуху на протяжении всего срока обучения на инструменте, Ю. Акимов и Т. Гвоздев пишут: «Постепенно от подбора услышанного произведения учащихся по мере своих способностей сможет перейти к импровизированию, а в дальнейшем к сочинению музыки», то есть к высшей форме музыкального творчества. Навыки игры по слуху, чтению с листа и транспонированию необходимы студентам в будущей повседневной работе в школе на уроках, внеклассных мероприятиях и т.д. В чем же причина отсутствия у учащихся этих профессиональных навыков? Первая причина заключается в том, что усвоение программы отнимают много сил и времени как у студента, так и преподавателя в ущерб формам учебной работы. На вторую причину точно указывает М. Лерман. «Корень зла кроется именно в том, - пишет она – что в развитии этих важных качеств (игра по слуху, чтению с листа и транспортирование) студенты представлены сами себе: активного, методически продуманного руководства нет… Необходима тщательно разработанная методика обучения каждому из этих навыков: обучение проводимого столь же последовательного, планомерного и продуманно, как ведется обучение игре на инструменте, начатого одновременно с ним и продолженного в едином комплексе с ним.» Несмотря на позитивные теоретические и практические предпосылки, прежде всего из-за недостаточной разработки методического материала по данной теме, что и определило направление данной работы. Объект исследования: методические приёмы работы по чтению нот, подбору по слуху и транспонированию. Предмет исследования: отбор и опробация доступных для студен- тов педколледжа приёмов работы подбору по слуху и транспонированию на баяне. Цель исследования: определение и обоснование теоретических положений и методических рекомендаций, которые лежат в основе преподавание игры по слуху, чтение нот с листа и транспонирования. Задачи исследования: 1) Изучение психологических механизмов игры по слуху, чтения с листа, транспонирования. 2) Определение путей реализации дидактических принципов при обучении подбору по слуху,чтению с листа, транспонированию. 3) Отбор доступных методических приёмов для освоения чтения с листа, подбора по слуху, транспонирования.
Гипотезой моего исследования является то, что, используя доступные студентом методические приемы по активизации слуха и музыкального мышления, можно добиться большей самостоятельности в подборе по слуху, чтению с листа и транспонированию. Работа имеет следующую структуру: в первой главе дается теоретическое обоснование основа обучения игре по слуху, чтения с листа и транспонирования. Раскрывается значение тональности для произведения, а также психолого-педагогические механизмы этих видов деятельности. Во второй главе излагаются основные методы обучения игре по слуху, чтению с листа и транспонированию. Здесь работа разделена на отдельные части. Это распределение даёт возможность проанализировать свою деятельность, выявить сильные и слабые стороны и суметь и преодолеть трудности с помощью специальных упражнений и методических рекомендаций. Методическая разработка основывается на обобщении опыта педагогов и баянистов – исполнителей, а так же собственного опыта и опыта коллег. Данная работа может служить преподавателям в качестве методического пособия, а студентам – учебного.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ ПО СЛУХУ, ЧТЕНИЮ С ЛИСТА И ТРАНСПОНИРОВАНИЮ.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ ПО СЛУХУ, ЧТЕНИЮ С ЛИСТА, И ТРАНСПОНИРОВАНИЮ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Навыки игры по слуху, чтения с листа и транспонирования необходимы для студентов педколледжа для дальнейшей самостоятельной работы в школе с музыкальным материалом, дают простор для проявления их исполнительских возможностей. Важную роль играют при проведении внеклассных мероприятий, а само их формирование оказывает непосредственное воздействие на развитие творческих способностей и возможность применения этих навыков в различных рабочих ситуациях. Наиболее эффективно названные навыки формируются и развиваются в процессе обучения транспонированию по нотам, которое осуществляется в комплексе с игрой по слуху и чтением с листа. Транспонирование по нотам является важным компонентом учебно-воспитательной работы на музыкальном инструменте, способствующим развитию музыкального слуха, музыкально-теоретического мышления, внимания, памяти, инициативы и творческой самостоятельности. Практика показывает, что по мере обучения транспонированию по нотам формирование и развитие ладотональных музыкально-слуховых и слухо-двигательных представлений неуклонно совершенствуется. Это подтверждается быстрым возникновением слухо-двигательных представлений и ориентировкой учащегося в звукорядах ладов и тональностях, проявляющихся в процессе игры по слуху, чтения с листа и транспонирования. В процессе приобретения навыков транспонирования по нотам у студентов проявляется желание подобрать по слуху услышанные мелодии, транспонировать ранее усвоенный по слуху или по нотам музыкальный материал, что говорит о росте их творческой активности и самостоятельности. Обучение транспонированию по нотам должно базироваться на последовательном формировании, развитиии и укреплении зрительно-слухо-двигательной взаимосвязи при ведущей роли ладотональных слуховых представлений. Наиболее интенсивно слухо-двигательные представления формируются и развиваются в процессе подбора и транспонирования по слуху, зрительно-слухо-двигательные - в процессе чтения с листа и транспонирования по нотам. Процесс обучения на всем своём протяжении должен осуществляться на фактурной, ладовой и тональной основе, а методика обучения - на последовательном формировании, развитии и укреплении: а) слуховых представлений, б) слухо-двигательной взаимосвязи с одновременным воспитанием первоначальных игровых навыков, в) зрительно-слуховых представлений, г) зрительно-слухо-двигательной взаимосвязи. Задачи по формированию первоначальных слуховых представлений, налаживанию слухо-двигательной взаимосвязи и воспитанию элементарных игровых навыков наиболее успешно решаются в процессе донотного обучения. Основу донотного обучения составляют подбор и транспонирование по слуху. Подбор по слуху и транспонирование невозможны без наличия у исполнителя ясных и прочных музыкально-слуховых представлений. Слушание музыки, её восприятие, запоминание и последующее воспроизведение голосом - наиболее доступные и действенные формы развития слуховых представлений. Формирование музыкально-слуховых представлений наиболее интенсивно осуществляются на ярком музыкальном материале. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, умение мыслить музыкальными образами - значит создавать прочный фундамент для дальнейшего творческого развития. Чтению с листа и транспонированию по нотам должен предшествовать зрительный анализ нотного музыкального материала. Он позволяет педагогу показать учащемуся взаимосвязь отдельных элементов музыкального материала, определяющих его наиболее характерные черты; способствует интенсивному развитию зрительно-слуховых представлений, умения ориентироваться в новом музыкальном материале. Важная роль в осуществлении связи теории с практическим музицированием отводится педагогу по музыкальному инструменту. Включение в обучение элементов музыкальной грамоты, элементарной теории музыки, сольфеджио гармонии и музыкальной литературы активизирует слух и теоретическое мышление студентов, способствует осознанности исполнительского процесса. Играя по слуху, читая с листа и транспонируя студент должен больше активизировать слуховой и умственный аппарат; уметь вникать в музыкальный материал и запоминать его; xopoшo ориентироваться в теоретических и практических знаниях ладов, тональностях, гармонии и многого другого. Воспитывать названные навыки - дело нелегкое. Но оно вполне оправдывает себя. Обучать этим навыкам можно и нужно на любой стадии подготовки студентов. Однако чем раньше начнется обучение, тем целенаправленнее и интенсивнее будет осуществляться их музыкальное развитие. Чтение с листа, игра по слуху и транспонирование наиболее доступные и действенные формы развития музыкальных способностей. Им должно отводиться достойное место в учебной работе на музыкальном инструменте.
ЛИТЕРАТУРА 1. Акимов Ю. Чтение с листа. В кн. Баян и баянисты. М.,1970. 2. Акимов Ю., Гвоздёв П. Прогрессивная школа игры на баяне М., 1970. 3. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971. 4. Баренбойм Л. Путь к музицированию Л.-М., 1973. 5. Баренбойм Л. Фортепиання педагогика. М., 1937. 6. Благой Л. Неотъемлемо от развития музыканта исполнителя сов. муз. 1973. 7. Верхолаз Р. Вопросы методики чтения с листа. М. 1960. 8. Галич В. О развитии внутреннего слуха, творческой инициативы и фантазии на индивидуальных занятиях. М. ВЫп.4. 1976. 9. Гарбузов Н.А. Зонная природа звуковысотного слуха. М.-Л. 1976. 10. Говроушко П. Основы игры на баяне. Л., 1983. 11. Кременштейн Б.Л. Воспитание самостоятельности учащегося в классе фортепиано. М. 1966. 12. Майкапар С.М. Музыкальный слух. Изд. 2-е. Пг., 1972. 13. Мильштейн Я. О некоторых тенденциях развития исполнительского искусства, исполнительской критики и воспитаниия исполнителей. В кн. Мастерство музыканта исполнителя. М., 1972. 14. Мотов В. Развитие первоначальных навыков игры по слуху. В кн. Баян и баянисты. Вып.5.М., 1981. 15. Музыкальное восптание в современном мире. Материалы 9 конфернции Международного общества по музыкальному воспитанию. М., 1982. 16. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. Ремонтное. Изд-во Рос. пед. ун-та., 1995. 17. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. Учебное пособие для студ. Нач. фак. педвузов-М.: Академия, 2001. 18. Островский А.Л. Методика теории и сольфеджио. Изд2-е.Л.1970. 19. Программа по дисциплине «Обучение игре на музыкальных инструментах» Составитель Андреева, Коваленко С.О. 20. Разанов В. Инструментоведение. М., 1974. 21. Сергеева Г.П. Практикум по методике муз. Воспитания в начальной школе. Учеб. Пособие для студ. нач. отделений и фак. сред. пед.учеб.заведений.-2-е изд.,испр.,-М.: «Академия».2000. 22. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. М., 1979. 23. Теплов В.М. Психология музыкальных способностей. М., 1947. 24. Фейгин М. Музыкальный опыт учащихся. В кн. Вопросы фортепианной педагогики. Вып. 3. М., 1971. 25. Шахов Г. Транспонирование на баяне. М., 1971. 26. Ястребцов В.В. Николай Андреевич Римский-Корсаков: Воспоминание. Т.I.Л., 1959
Методическая разработка Тема: Формирование навыков игры по слуху, чтения с листа и транспонирования на уроках музыкального инструмента Разработал:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 445; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.28.196 (0.011 с.) |