Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Криминалистическое исследование следов транспортных средств.

Поиск

Криминалистическое значение имеют следующие следы, изучаемые транспортной трасологией: а) следы ходовой части;б) следы выступающих частей транспортного средства; в) отделившиеся от транспортного средства части и детали (следы-предметы).

Трасология изучает следы транспортных средств, оставляемые ходовой частью и выступающими частями, а также отделившиеся от транспортного средства узлы и детали. Исследование любой из названных групп следов нередко сопровождается анализом следов — веществ, относящихся к области материаловедческих исследований.Следы транспорта фигурируют при расследовании дорожно-транспортных происшествий (ДТП), а также преступлений, в ходе которых транспорт использовался для вывоза похищенного, бегства преступников, быстрого перемещения потерпевших, трупови т. д.

По следам ходовой части и выступающих частей, по отделившимся деталям и узлам возможно отождествление транспортного средства (установление его групповой принадлежности). Кроме того, изучение таких следов позволяет восстановить механизм произошедшего: определить направление и скорость движения, место, угол и линию столкновения, другие важные обстоятельства ДТП.Следы ходовой части характерны для безрельсового транспорта (автомобили, мотоциклы, троллейбусы, тракторы и др.). Наибольшее криминалистическое значение имеют следы колес автомобильного транспорта, которые и будут рассмотрены подробно.В зависимости от состояния колес в момент следообразования различаются следы качения и скольжения. Первые — результат поступательно-вращательного движения, вторые образуются в случае пробуксовки или полной блокировки колес при экстренном торможении. Следы колес автотранспорта бывают поверхностными и объемными. К первому виду относят следы-наслоения (машина преодолела загрязненный участок, а затем пошла по сухому асфальту) и следы-отслоения. Объемные следы образуются из-за остаточной деформации грунта и передают не только трехмерную копию беговой поверхности протектора, но и (отчасти) его боковые грани.

По следам ходовой части определяют направление и режим движения (торможения, пробуксовки, остановки); вид и модель шины, а нередко идентифицируют и автомобиль. Выяснение вида (модели) транспортного средства и направления движения необходимо для его поиска. Для получения поверхностных экспериментальных следов на участок шины с характерными признаками наносят красящее вещество и копируют весь участок. Для этого типографскую краску раскатывают по ровной поверхности и окрашенным резиновым валиком наносят на интересующий участок протектора.На разрешение трасологической экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы: шиной какой модели образован след; каков тип транспортного средства, оставившего следы на месте происшествия; не образован ли след данной шиной; какими конкретно колесами оставлены следы на теле и одежде потерпевшего.Отделившиеся детали и части (осколки фарного или лобового стекол, частицы лакокрасочного покрытия или перевозимого груза, крепежные детали), обнаруживаемые на месте происшествия, изымаются в натуре и используются для розыска транспортного средства и его идентификации, а также для определения места, где произошло столкновение (наезд).Исследование фарных и иных осколков позволяет выявить тип, конструкцию, марку изделия, а по нему — модель автомобиля. Если в проверяемом транспортном средстве будут обнаружены однородные осколки, то назначают экспертизу для установления целого по частям.Отделившиеся частицы автомобильного лакокрасочного покрытия помогут выяснить окраску транспортного средства, после обнаружения которого проводятся трасологическая и материаловедческая экспертизы.

19. Следы орудий взлома, их классификации по механизму следообразования и задачи исследования

Использование преступниками орудий взлома для преодоления различных преград связано с образованием следов, специфичных в зависимости от вида примененного орудия, свойств материала преграды и способа взлома.
Под взломом понимается проникновение с преступной целью в запертое помещение или хранилище посредством вывода из строя запирающего устройства, разрушения стен, пола, потолка или других преград. К взлому относится и отпирание замка подобранным ключом или отмычкой.
Орудия взлома и инструменты, применяемые взломщиками, обычно классифицируются на:
а) специально изготовленные в преступных целях;
б) приспособленные для взлома;
в) обычные инструменты, используемые для повседневных нужд;
г) случайно оказавшиеся в руках взломщика предметы.
При воздействии орудий и инструментов на различные преграды остаются поверхностные или объемные следы. Первые при взломах встречаются редко. Как правило, они образуются за счет наслоения на взломанную преграду различных веществ (краски, ржавчины и т.п.), бывших на орудии взлома. Еще реже можно обнаружить следы-отслоения, возникающие при контакте орудия взлома с преградой, покрытой каким-либо веществом. Совершая взлом преграды, преступники нередко пользуются слесарными или столярными инструментами, а также такими бытовыми принадлежностями, как лом, топор, лопата и др. Применяются и специально изготовленные для преступных целей орудия: фомка, "балерина" и др.
От орудий взлома на преградах остаются следы:
а) удара и нажима;
б) разруба и разреза;
в) распила;
г) сверления.
Следы удара и нажима отображают размеры контактной поверхности орудия взлома в трех измерениях: в длину, ширину и глубину. Осмотр следов разруба и разреза может привести к предположительному выводу, например, о ширине лезвия использованного инструмента. Если же в следах в виде трасс отобразились дефекты режущей кромки орудия, то они соответствуют взаимному расположению дефектов на лезвии ножа, стамески и т.п. Если след неглубокий (надруб), в нем передается угол заточки топора.
При распиле преграды ножовкой большая часть опилок располагается со стороны, противоположной местонахождению взломщика. Кроме того, на той стороне преграды, где находился взломщик, остаются вмятины от ограничителя рукоятки ножовки.
Чтобы попасть в помещение, преступники нередко просверливают в двери вокруг запоров несколько отверстий. Для вырезки дверной филенки в ней дрелью или буравом сначала просверливают несколько близко расположенных друг к другу отверстий, которые соединяются между собой. При сверлении преграды большинство стружек остается на том месте, с которого действовал взломщик. В следах, оставляемых орудиями взлома и инструментами, отображаются как общие (форма, контур следа), так и индивидуальные особенности строения рабочих поверхностей орудий взлома или режущих кромок инструментов в виде выбоин, зазубрин, царапин и других дефектов.

Различные способы воздействия на предмет дают: следы давления, следы скольжения, следы резания (разруба, сверления, распила).

1) Следы давления являются результатом удара (давления) орудия на объект. Они представляют собой трехмерное (объемное) отображение рабочей поверхности орудия, обратное рельефу и зеркальное по расположению его особенностей. В зависимости от силы давления и пластичности материала эти следы могут характеризоваться различной глубиной и величиной отображаемых деталей.

2) Следы скольжения образуются при воздействии перемещающегося под углом к поверхности предмета орудия взлома, инструмента. При этом выступающие части рабочей кромки оставляют на поверхности объемные следы в виде параллельных бороздок - трасс.

3) Следы резания (разруба, сверления, распила) остаются в результате перемещения режущей кромки инструмента в среде объекта. Неровности лезвия режущего инструмента отображаются в виде трасс, сходных с трассами в следах скольжения.

Следы резания, скольжения на поверхности одних предметов отображаются в виде хорошо видимого рельефа, на других они слаборазличимы. Степень выраженности рельефа характеризуют глубина бороздок и расстояния между ними. Эти особенности неодинаковы даже для отдельных участков следа. Глубокие царапины могут чередоваться с более мелкими (или микротрассами). Видимый рельеф дают инструменты с достаточно широкой рабочей поверхностью (режущей кромкой) и хорошо выраженными дефектами. Более мелкий рельеф (микрорельеф) дают хорошо заточенные инструменты.

Следы орудий взлома и инструментов встречаются на предметах из различных материалов: древесины, металла, пластмассы, а иногда и на тканях тела человека при повреждении их колюще-режущими орудиями.

Эти материалы различны по своим яркостным и структурным свойствам.

Предметы из металла, пластмассы неодинаковы по пластичности, но имеют мелкозернистую структуру и обладают способностью хорошо воспроизводить микрорельеф. Поверхности таких объектов имеют направленный тип отражения, а следы на них как объект фотографирования - широкий интервал яркостей. На предметах из крупнозернистых или волокнистых материалов воспроизводятся только хорошо видимые детали. Орудия, инструменты и механизмы подразделяются на группы: - режущие - нож, ножницы и т.п.;- рубящие и долбежные - топор, зубило, лом и т.п.;- пилящие - напильник, пила и т.п.;- сверлильные - сверла, буравы. По способу воздействия все орудия и инструменты можно подразделить на: - механические - нож, ножницы, стеклорезы, топор, долото, лом, пила, сверла, буравы и т.п.;- термические - газо- и электроаппараты для резки металлов и их сварки. В зависимости от характера воздействия орудия, инструмента или механизма на объекты возникающие при этом следы делятся на три вида:а) следы давления (отжима) - образуются от удара (нажима) орудия взлома на поверхность взламываемой преграды; б) следы скольжения (трения) - образуются, когда орудия взлома действуют под углом к поверхности преграды; в) следы резания, распила и сверления - возникают при просверливании, распиливании или сверлении какой-либо преграды.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 873; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.216.248 (0.014 с.)