Основные правила осмотра дтп, ТС и их следов, трупа на месте дтп. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные правила осмотра дтп, ТС и их следов, трупа на месте дтп.



Типы и виды ДТП

Согласно ст. 2 Закона РФ «О безопасности дорожного движения», дорожно-транспортным происшествием признается событие, возникшее в процессе движения по дорогам транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. Данное определение соответствует определению, приведенному в Правилах учета ДТП, являющихся общеобязательным документом для всех министерств, ведомств, предприятий, занятых эксплуатацией ТС, автомобильных дорог и оказанием медицинской помощи. Приведенное выше определение позволяет выделить основные признаки ДТП, отличающие его от других происшествий:

– ДТП возможно только при участии ТС;

– в момент возникновения ДТП транспортное средство (ТС) должно находиться в процессе дорожного движения;

– возникновению ДТП предшествует одно или несколько нарушений нормативов по обеспечению безопасности дорожного движения (БДД);

– ДТП всегда имеет вредные последствия.

Под участием ТС в процессе дорожного движения, как необходимом условии ДТП, имеется в виду выполнение им транспортной работы, т.е. перемещение его самого, перевозка груза, пассажиров по улицам, автомобильным дорогам и другим местам. Нередко в разряд ДТП включают события, имеющие некоторые их признаки, но не связанные с нарушением ПДД:

а) происшествия с тракторами, дорожно-строительными, сельскохо-зяйственными и другими самоходными машинами, возникшие вследствие нарушений правил охраны труда и технологии производства операций, для которых они предназначены (пахота, рытье траншей, погрузо-разгрузочные работы и т.п.);

б) пожары на движущихся ТС, не связанные с их технической неисправностью;

в) происшествия, возникшие в результате умышленных действий, направленных на лишение жизни или причинение вреда здоровью людей или имуществу, а также явившиеся следствием попытки пострадавшего покончить жизнь самоубийством.

Классификация дорожно-транспортных происшествий

Дорожно-транспортные происшествия подразделяются на следующие виды: столкновение; опрокидывание; наезд на стоящее транспортное средство; наезд на препятствие; наезд на пешехода; наезд на велосипедиста; наезд на гужевой транспорт; падение пассажира; иной вид ДТП.

Каждый из этих видов происшествий имеет свое определение. Четкая классификация ДТП позволяет более полно и целенаправленно определять их обстоятельства, лучше вести их учет и анализ.

Рассмотрим перечень видов дорожно-транспортных происшествий и их определения:

столкновение – происшествие, при котором движущиеся тран-спортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог. К столкновению относится и наезд на внезапно остановившееся транспортное средство (например, перед светофором или из-за технической неисправности);

опрокидывание – происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось;

наезд на стоящее транспортное средство – происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее тран-спортное средство (кроме внезапно остановившегося), а также прицеп или полуприцеп;

наезд на препятствие – происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет;

наезд на пешехода – происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство, или пешеход пострадал от перевозимого транспортным средством груза (доски, трос и т.п.);

наезд на велосипедиста – происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство;

наезд на гужевой транспорт – происшествие, при котором тран-спортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные или повозки, транспортируемые этими животными, ударились об это транспортное средство;

наезд на животных – происшествие, при котором транспортное средство наехало на птиц, диких или домашних животных, либо сами эти животные или птицы ударились о движущееся транспортное средство, в результате чего пострадали люди или причинен материальный ущерб;

падение пассажира – происшествие, при котором произошло падение пассажира из движущегося транспортного средства или в салоне

(кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения. Падение пассажира из не движущегося транспортного средства, например, при посадке или высадке пассажира, не является дорожно-транспортным происшествием;

прочие происшествия – происшествия, не относящиеся к пере-численным выше видам, такие как падение перевозимого груза на человека или другое транспортное средство, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо), и другие происшествия, связанные с движущимся транспортным средством и вызвавшие указанные в определении ДТП последствия.

Виды нарушений раскрывают содержание неправильных, противоречащих требованиям безопасности движения действий или бездействий водителя, пешехода или иного участника дорожного движения (пассажира, включая лиц, сопровождающих груз или следующих за его получением), а также др. лиц.

Основные виды нарушений:

– нарушение правил проезда перекрестков;

– несоблюдение правил обгона;

– превышение скорости движения;

– невыполнение требований дорожных знаков;

– нарушение правил стоянки и остановки;

– выезд на левую сторону дороги;

– управление транспортными средствами в состоянии опьянения;

– нарушение правил пользования приборами освещения;

– нарушение правил перевозки пассажиров;

– ослепление светом фар встречного автомобиля;

– нарушение правил проезда железнодорожных переездов;

– нарушение правил перевозки грузов;

– нарушение правил буксировки транспортных средств;

– эксплуатация технически неисправных транспортных средств;

– прочие нарушения правил движения.

 

Причины ДТП

Под причиной дорожно-транспортного происшествия понимают явление (или совокупность явлений), которое влечёт за собой нарушение правил безопасности движения:

а) несоблюдение правил дорожного движения участниками движения (водителями, пешеходами, пассажирами и другими);

б) применение водителями приемов управления, которые приводят к аварийной обстановке;

в) недостаточная надежность водителей:

– понижение пригодности водителей вследствие заболеваний и на-рушений функций органов чувств и т.д.;

– недостаточная подготовленность и опыт водителя для управления транспортным средством в различных дорожных ситуациях и его психологическая неподготовленность – отсутствие высоких моральных качеств в чрезвычайных условиях управления;

– снижение работоспособности водителей вследствие переутомления, болезни, стресса, болезненного состояния, заторможенности и других факторов, вызывающих изменение самочувствия и восприятия обстановки.

г) нарушение требований правил технической эксплуатации, инструкций заводов-изготовителей, что приводит к возникновению неисправностей, в том числе и аварийных;

д) неправильное размещение и крепление грузов, а также загрузка сверх нормы, приводящие к потере управления и устойчивости транспортного средства и к другим нарушениям норм безопасности движения;

е) неудовлетворительное устройство дорог (несоответствие их норма-тивным характеристикам);

ж) неудовлетворительное содержание дорог (несоответствие их техническим требованиям по эксплуатации);

з) неудовлетворительная организация движения (отступления от правил установки дорожных знаков и светофоров на автомобильных дорогах, разметки и т.д.);

и) невыполнение обязанностей должностными и другими лицами предприятий и организаций, ответственных за эксплуатацию транспортных средств.

Разграничение указанных понятий имеет большое практическое значение не только для полного и всестороннего расследования дорожно-транспортных происшествий, но и для их профилактики [1, 7].

Таким образом, дорожно-транспортным происшествием признается событие, возникшее в процессе движения по дорогам транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:

– принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать «Скорую медицинскую помощь», а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою

фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия.

 

Осмотр транспортных средств

Осмотр производится либо на месте ДТП, либо на месте обнаружения

ТС.

Основные задачи осмотра:

• выявить следы, образовавшиеся на автомобиле во время аварии;

• восстановить механизм происшествия;

• установить техническое состояние ТС.

Выявление следов и повреждений на автомобиле обычно не представляет трудностей - они хорошо видны. Необходимо сфотографировать и описать размеры, форму, расположение и характер повреждений (фар, бамперов, крыльев, лобового стекла и т.д.).

Обнаруженные на автомобиле следы крови, пальцев рук, обрывки одежды и т.н. необходимо осмотреть, сфотографировать и записать в протоколе осмотра вещественных доказательств. Анализ этих следов следует проводить с участием специалиста-автотехника и криминалиста-трассолога, которые могут оказать помощь в уяснении механизма образования следов.

Установление технического состояния ТС требует специальных знаний, поэтому проводится с участием автоэксперта. Осмотром должно быть зафиксировано состояние тормозной системы, рулевого управления, шин и осветительных средств.

Основные цели осмотра:

• получить достаточные данные для представления в суд

четкого описания механического состояния транспортного средства;

• определение стоимости предстоящего ремонта;

• определить, мог или нет тот или иной узел ТС быть причиной

или способствовать возникновению происшествия;

• зафиксировать размеры первичных повреждений, возникших при

ударе, и вторичных повреждений;

• обнаружить следы на автомобиле, на основании которых можно

судить о контакте с другими физическими объектами;

• выявить существенные различия между заводской технической характеристикой автомобиля и его фактическими характеристиками;

• убедиться, что системы и механизмы, в отношении которых делаются сомнения, действительно могли выполнять свои функции;

• изъять предметы и объекты, подлежащие исследованию, и обеспечить их сохранность;

• зафиксировать необходимые данные с целью использовать их при производстве следственного эксперимента с использованием ТС такой же марки и в исправном состоянии.

Следователь должен подвергнуть автомобиль (автомобили) очень тщательному обследованию, чтобы обнаружить и зафиксировать все факты, имеющие значение для дела, а не только те, которые кажутся важными в момент обследования.

Фиксировать факты необходимо в виде записей, фотографий, видеосъемки, зарисовок и т.д. Описание дефектов должно быть четким и подробным. Например, запись «повреждено правое крыло» является недостаточной. Пример правильной запаси такого повреждения: «крыло было повреждено от правой фары и рулевой колонки; все вмятины, определяющие деформацию металла в этом направлении, имеют свежий и четкий вид, таких вмята к две; крыло сместилось на 15 мм к двери; нижняя вмятина находится на расстоянии 50 см над дорогой, вторая - на расстоянии 55 см и т.д.».

На поверхности автомобиля могут быть повреждения и виде вмятин, царапин, задиров к т.д.

Вмятина - это такое повреждение автомобиля, глубина которой больше ее длины. По направлению и расположению вмятин можно определить направление удара, а также являются ли вмятины результатом первоначального или повторного удара.

Царапины - это следы на кузове поврежденного автомобиля, ширина которых больше глубины, а длина больше ширины.

Царапины обычно идут параллельно поврежденной поверхности и могут быть направлены:

• параллельно дороге, что указывает на боковой удар;

• вниз, что говорит о том, что автомобиль при столкновении резко снизил скорость путем торможения и как бы «присел»;

• вверх, что указывает на то, что автомобиль резко увеличил скорость.

Обычно царапина имеет форму капли, широкий конец которой направлен в сторону движения объекта, сделавшего царапину. Иногда по направлению царапин можно судить об относительной скорости столкнувшихся автомобилей. Например, при скользящем столкновении двух автомобилей, движущихся в попутном направлении, на автомобиле, движущемся с меньшей скоростью, царапины направлены от его задней части к передней, на автомобиле, движущемся с большей скоростью, - от передней части к задней.

Задиры - следы повреждения кузова автомобиля, глубина которых больше их ширины и которые представляют собой разрывы метала, занимающие большую площадь.

По задирам можно определить, каким предметом он нанесен, и направление движения автомобиля, сделавшего задиры.

Обследование автомобиля обычно проводится по зонам: перед-пял часть (передний бампер, облицовка радиатора, фары, габаритные и стояночные фонари); левая сторона (переднее крыло, зеркала бокового вида, дверная стойка, окна, передняя и задняя двери, заднее крыло); правая сторона (аналогично левой стороне); задняя часть (задний бампер, задние фары, выхлопная труба, прицепное устройство, крышка багажника, багажник, заднее стекло); зона капота (капот, лобовое стекло, стеклоочистители); отсек двигателя (радиатор, вентилятор, приводные ремни, блок цилиндров, гидравлический усилитель рулевого механизма и тормозов, воздухоочиститель); рулевой привод (рулевая колонка, рулевой

механизм, рулевые тяги, шаровые опоры, рулевая сошка т.д.); тормоза (главный тормозной цилиндр, разделитель тормозов, трубопроводы, гибкие шланги, рабочие тормозные цилиндры, тормозные колодки, барабаны, стояночный тормоз); зона переднего сиденья (панель приборов, рулевое колесо, педали тормоза, сцепления, газа, ручка стояночного тормоза, светозащитные козырьки и т.д.); нижняя часть (передняя подвеска, задний мост, рама, топливопровод, рулевые тяги и т.д.).

Очень важно определить, был автомобиль поврежден до или во время ДТП. Места старых повреждений обычно покрыты ржавчиной или засохшей краской, либо подкрашены и отличаются от основной краски.

Повреждения можно классифицировать по четырем категориям:

• повреждения, полученные в процессе рассматриваемого ДТП;

• повреждения, полученные от предыдущего ДТП;

•повреждения, полученные вследствие неправильной эксплуатации и

хранения ТС;

• повреждения, явившиеся результатом ремонтно-восстано- вительных работ после ДТП.

В процессе расследования ДТП, связанных с наездами, столкновениями, опрокидываниями, иногда приходится проводить транс-портно- трассологическую экспертизу, поэтому нельзя изменять характер, величину и направление деформаций каркаса, кабины и т.д. для освобождения, например, заклиненного переднего колеса, рулевых тяг и т.д.

Если на месте ДТП полный осмотр ТС провести нельзя, его следует продолжить в приспособленном месте, что отразить в протоколе. В этом случае при буксировке поврежденного ТС очень важно обеспечить неизменность полученных им деформаций и повреждений.

Осмотр трупа на месте ДТП

Осмотр трупа проводит врач-специалист, который использует специальное снаряжение и проводит необходимые исследования, Которые регистрируются в протоколе осмотра места происшествия.

По прибытии на место происшествия врач-специалист, прежде всего, должен убедиться в смерти потерпевшего. В тех случаях, когда у пострадавшего имеются признаки жизни, он обязан через следователя вызвать скорую медицинскую помощь, а до ее приезда лично принять меры по восстановлению основных жизненных

функций организма (искусственное дыхание, закрытый массаж сердца, остановка кровотечения путем наложения жгута и т.д.). В случае безуспешного выполнения этих действий, врач в протоколе осмотра указывает, какие именно меры были предприняты для оживления или спасения человека, время их начала и окончания.

Первоначальные признаки смерти:

• пассивное положение тела и его частей (например, поднятая рука

падает, как только ее отпустят);

• бледность кожных покровов;

• остановка дыхания (холодное зеркало, поднесенное к носу и рту,

не запотевает; нет движения воды в сосуде, поставленном на грудь, и т.п.);

• отсутствие пульса я сердцебиения;

• потеря чувствительности, т.е. отсутствие реакции на укол, ожог

пламенем спички и т.п.;

• изменение формы зрачка при сдавливании глаза;

• отсутствие реакции глаза при прикосновение к роговице;

• при надрезе кожи нет кровотечения, а при перетягивании пальца не возникает покраснения той части пальца, которая находится выше нитки.

Однако во всех случаях окончательный вывод о смерти может быть сделан на месте происшествия лишь врачом на основе совокупности этих признаков.

Далее труп фотографируется в следующем порядке: с охватом окружающей обстановки; изолированно от окружающей обстановки; в крупном масштабе; по правилам опознавательной фотосъемки. Каждую фотосъемку выполняют несколько раз с разных сторон.

Врач также выявляет признаки, которые позволяют судить о времена наступления смерти, устанавливает наличие телесных повреждений, их характер и механизм образования, оказывает следователю помощь в обнаружении различных следов (кровь, волосы и т.д.), которые могут быть направлены на экспертизу.

Для установления личности неопознанного трупа проводится по установленным правилам опознавательная фотосъемка в масштабе 1:7.

Проводя наружный осмотр трупа, следователь должен точно установить его местонахождение на дороге, сориентировать по отношению к окружающим предметам. Тщательный анализ расположения трупа, его позы, местонахождение крови, одежды, точки наезда и других объектов позволяют воспроизвести механизм случившегося. Наличие, характер и расположение повреждений на теле погибшего позволяет восстановить положение пострадавшего в момент аварии и даже установить механизм ДТП, определить тип и вид ТС, совершившего наезд.

Труп должен быть измерен. Точно также должно быть измерено расположение следов удара или переезда колес на теле трупа.

Следует различать повреждения, нанесенные ударом автомобиля, от повреждений, полученных в результате волочения трупа по земле (ссадины в виде множества параллельно расположенных полос). Нужно также различать повреждения, образовавшиеся на трупе в результате удара об асфальт (камни, грунт) при падении отброшенного автомобилем тела потерпевшего в сторону.

Судебно-медицинский эксперт, участвующий в наружном осмотре трупа, должен установить происхождение повреждений (являются они прижизненными или посмертными), был ли потерпевший в трезвом

состоянии, имел ли потерпевший прижизненные физические недостатки (слепота, глухота и т.д.). Окончательные ответы на эти вопросы он может дать только после судебно-медицинского вскрытия трупа. Однако еще при осмотре трупа на месте ДТП судебно-медицинский эксперт должен обратить внимание следователя на позу трупа, его расположение относительно транспортного средства, состояние одежды и подошвенных поверхностей обуви (следы скольжения или волочения, повреждения и загрязнения), характер и расположение повреждений на трупе, наличие на транспортном средстве различных следов (крови, волос, кусочков одежды и др.).

Дальнейший осмотр трупа проводится в такой последовательности: проверяется содержимое карманов, где могут быть обнаружены документы, ценности и другие предметы, которые могут установить личность пострадавшего.

При обнаружении повреждений или следов в описании указывается их расположение, размеры и характер. В тех случаях, когда личность пострадавшего не установлена, описывается подробно его одежда, с указанием ее особых примет, которые могут послужить исходным материалом для дальнейшего опознания умершего. Изъятие одежды на месте происшествия не производится.

При необходимости осматриваются кисти рук, их состояние, возможные наложения или следы крови.

В описании приводятся общие сведения о трупе: пол, приблизительный возраст, длина тела, телосложение, цвет кожных покровов и др. Исследуются трупные изменения с целью установления давности смерти.

С целью обнаружения телесных повреждений и их описания труп осматривается последовательно сверху вниз. При наличие на трупе телесных повреждений делается их описание.

После описания всех повреждений трупа в обязательном порядке изучается ложе трупа.

Наружный осмотр трупа на месте его обнаружения завершается поиском следов биологического происхождения (кровь, волосы, слюна и пр.), их фиксацией, описанием или изъятием для дальнейшего исследования.

По окончании осмотра трупа на месте его обнаружения врач в устной форме высказывает следователю свое мнение о возможных сроках давности смерти, изменении положения трупа после смерти, характере повреждений и возможной причине смерти.

Судебный врач помогает следователю организовать транспортирование трупа в морг, а также сформулировать вопросы при назначении экспертизы.

Тщательный и полный осмотр трупа должен быть продолжен в морге. Участие следователя при производстве судебно-медицинской экспертизы является обязательным.

На трупе я его одежде могут оказаться предметы, имеющие значение вещественных доказательств (часы на руке, осколки стекла или краска на одежде, повреждения, грязь, следы протекторов на одежде и т.п.).

Изъятие одежды (выемка) производится по постановлению, которому должно предшествовать постановление о возбуждении уголовного дела. До изъятия одежды следователь должен поставить администрацию лечебного учреждения в известность о необходимости ее сохранения в исходном виде.

В ходе осмотра трупа следователю необходимо осмотреть одежду и обувь потерпевшего и описать в протоколе их характерные и индивидуальные особенности.

При осмотре одежды и обуви потерпевшего описываются:

• что надето и в какой последовательности;

• в каком состоянии находится одежда и обувь;

• какие повреждения имеются на одежде и обуви;

• как выглядят края поврежденной одежды:

• что обнаружено в отдельных предметах одежды;

• имеются ли следы транспортного средства на одежде и обуви потерпевшего.

 

Цели и задачи экспертизы.

Экспертиза ДТП - это научно-техническое исследование обстоятельств происшествия, которое выполняется специалистами, владеющими знаниями в области науки и техники.

Целью экспертизы является научно обоснованное восстановление обстоятельств процесса происшествия и установление объективных причин ДТП. Экспертиза позволяет выявить фактические данные, которые могут явиться доказательством для установления истины по гражданскому или уголовному делу. Такие фактические данные могут иметь значение для проверки данных, полученных на основе других доказательств.

Наиболее часто автотехническую экспертизу проводят по делам об автотранспортных происшествиях (преступлениях) и о выпуске в эксплуатацию технических неисправных ТС,

В результате экспертизы лица, расследующие данное происшествие, должны получить возможность ответить на основной вопрос: имел ли место несчастный случай или событие произошло в результате неправильных действий его участников, пренебрегших требованиями безопасности? Для достижения этой цели эксперт должен решить ряд частных задач, возникающих в ходе экспертизы. Такими задачами могут быть:

• выяснение, систематизация и критический анализ факторов, сопутствующих ДТП (техническое состояние ТС и дороги, организация движения, параметры движения ТС к пешеходов и др.);

• отбор факторов, которые могли способствовать возникновению развитию ДТП, их теоретическое и экспериментальное исследование:

• установление технических причин исследуемого ДТП и возможности его предотвращения отдельными участниками;

• определение поведения участников рассматриваемого ДТП и соответствия их действий требованиям ПДД и других нормативных актов.

Эксперт решает специальные вопросы, возникающие в процессе следствия и при рассмотрении дела в суде. Он помогает следователю и суду разобраться в механизме ДТП, дать правильную юридическую оценку действиям участников происшествия.

 

Виды судебных экспертиз

По составу участников экспертизы делят на единоличные, комиссионные и комплексные.

Единоличную экспертизу проводят в сравнительно простых случаях, когда характер ДТП не вызывает разногласия в толковании отдельных его обстоятельств.

Комиссионную экспертизу назначают при разборе сложных происшествий с большим числом участников и транспортных средств, а также при наличии обстоятельств, которые вызывают сомнения или разногласия в их толкования. В состав комиссии входят несколько экспертов одной специальности. Члены комиссии исследуют одни и те же объекты и отвечают на одни и те же вопросы. Комиссия экспертов представляет общее заключение, согласованное со всеми ее членами. При возникновении разногласий каждый член комиссии может представить письменно свое особое мнение, обосновав его.

Комплексную экспертизу назначают в случаях, когда возникшие вопросы не могут быть решены специалистами одного рода и требуются лица разных специальностей. При комплексной экспертизе в состав комиссии, кроме эксперта-автотехника, могут быть включены медики, криминалисты и т.д. Комиссия исследует одни и те же объекты и решают вопросы пограничные, общие для специалистов различных отраслей знания.

По очередности проведения различают первичную, дополнительную и повторные экспертизы.

Проводя первичную экспертизу, эксперт-автотехник отвечает на конкретные вопросы, содержащиеся в постановлении следователя или определении суда.

Дополнительную экспертизу назначают при недостаточной ясности или неполноте заключения эксперта. Дополнительное исследование разъясняет заключения, данные ранее, уточняет процесс исследования ДТП и смысл выводов. Дополнительно аргументируются выводы на поставленные ранее вопросы.

Повторная экспертиза может быть назначена, если имеется сомнение в квалификации эксперта, правильности проведенной экспертизы,

объективности ее выводов или в достоверности исходных данных, положенных в основу заключения, а также при нарушении требований УПК. Необходимость в повторных экспертизах возникает также при выявлении дополнительных материалов, неизвестных при первичной экспертизе и по- новому освещающих обстоятельства дела. Повторная экспертиза чаще всего бывает комиссионной и назначается только в новом составе. В состав новой комиссии не могут быть включены эксперты, участвовавшие в первичной и дополнительной экспертизах.

 

Кроме этих 3 страниц в книге еще 2 страницы есть,но это сишком дохуя будет,а вопрос вообще стоит как «особенности наезда на неподвижное препятствие», думаю схемы наезда с описанием должно хватить,да и пошли вы нахуй,надо будет откроете электронную книгу и выучите все,а мне и этого хватит.

 

 

 

Виды маневров.




Типы и виды ДТП

Согласно ст. 2 Закона РФ «О безопасности дорожного движения», дорожно-транспортным происшествием признается событие, возникшее в процессе движения по дорогам транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. Данное определение соответствует определению, приведенному в Правилах учета ДТП, являющихся общеобязательным документом для всех министерств, ведомств, предприятий, занятых эксплуатацией ТС, автомобильных дорог и оказанием медицинской помощи. Приведенное выше определение позволяет выделить основные признаки ДТП, отличающие его от других происшествий:

– ДТП возможно только при участии ТС;

– в момент возникновения ДТП транспортное средство (ТС) должно находиться в процессе дорожного движения;

– возникновению ДТП предшествует одно или несколько нарушений нормативов по обеспечению безопасности дорожного движения (БДД);

– ДТП всегда имеет вредные последствия.

Под участием ТС в процессе дорожного движения, как необходимом условии ДТП, имеется в виду выполнение им транспортной работы, т.е. перемещение его самого, перевозка груза, пассажиров по улицам, автомобильным дорогам и другим местам. Нередко в разряд ДТП включают события, имеющие некоторые их признаки, но не связанные с нарушением ПДД:

а) происшествия с тракторами, дорожно-строительными, сельскохо-зяйственными и другими самоходными машинами, возникшие вследствие нарушений правил охраны труда и технологии производства операций, для которых они предназначены (пахота, рытье траншей, погрузо-разгрузочные работы и т.п.);

б) пожары на движущихся ТС, не связанные с их технической неисправностью;

в) происшествия, возникшие в результате умышленных действий, направленных на лишение жизни или причинение вреда здоровью людей или имуществу, а также явившиеся следствием попытки пострадавшего покончить жизнь самоубийством.

Классификация дорожно-транспортных происшествий

Дорожно-транспортные происшествия подразделяются на следующие виды: столкновение; опрокидывание; наезд на стоящее транспортное средство; наезд на препятствие; наезд на пешехода; наезд на велосипедиста; наезд на гужевой транспорт; падение пассажира; иной вид ДТП.

Каждый из этих видов происшествий имеет свое определение. Четкая классификация ДТП позволяет более полно и целенаправленно определять их обстоятельства, лучше вести их учет и анализ.

Рассмотрим перечень видов дорожно-транспортных происшествий и их определения:

столкновение – происшествие, при котором движущиеся тран-спортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог. К столкновению относится и наезд на внезапно остановившееся транспортное средство (например, перед светофором или из-за технической неисправности);

опрокидывание – происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось;

наезд на стоящее транспортное средство – происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее тран-спортное средство (кроме внезапно остановившегося), а также прицеп или полуприцеп;

наезд на препятствие – происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет;

наезд на пешехода – происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство, или пешеход пострадал от перевозимого транспортным средством груза (доски, трос и т.п.);

наезд на велосипедиста – происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство;

наезд на гужевой транспорт – происшествие, при котором тран-спортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные или повозки, транспортируемые этими животными, ударились об это транспортное средство;

наезд на животных – происшествие, при котором транспортное средство наехало на птиц, диких или домашних животных, либо сами эти животные или птицы ударились о движущееся транспортное средство, в результате чего пострадали люди или причинен материальный ущерб;

падение пассажира – происшествие, при котором произошло падение пассажира из движущегося транспортного средства или в салоне

(кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения. Падение пассажира из не движущегося транспортного средства, например, при посадке или высадке пассажира, не является дорожно-транспортным происшествием;

прочие происшествия – происшествия, не относящиеся к пере-численным выше видам, такие как падение перевозимого груза на человека или другое транспортное средство, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо), и другие происшествия, связанные с движущимся транспортным средством и вызвавшие указанные в определении ДТП последствия.

Виды нарушений раскрывают содержание неправильных, противоречащих требованиям безопасности движения действий или бездействий водителя, пешехода или иного участника дорожного движения (пассажира, включая лиц, сопровождающих груз или следующих за его получением), а также др. лиц.

Основные виды нарушений:

– нарушение правил проезда перекрестков;

– несоблюдение правил обгона;

– превышение скорости движения;

– невыполнение требований дорожных знаков;

– нарушение правил стоянки и остановки;

– выезд на левую сторону дороги;

– управление транспортными средствами в состоянии опьянения;

– нарушение правил пользования приборами освещения;

– нарушение правил перевозки пассажиров;

– ослепление светом фар встречного автомобиля;

– нарушение правил проезда железнодорожных переездов;

– нарушение правил перевозки грузов;

– нарушение правил буксировки транспортных средств;

– эксплуатация технически неисправных транспортных средств;

– прочие нарушения правил движения.

 

Причины ДТП

Под причиной дорожно-транспортного происшествия понимают явление (или совокупность явлений), которое влечёт за собой нарушение правил безопасности движения:

а) несоблюдение правил дорожного движения участниками движения (водителями, пешеходами, пассажирами и другими);

б) применение водителями приемов управления, которые приводят к аварийной обстановке;

в) недостаточная надежность водителей:

– понижение пригодности водителей вследствие заболеваний и на-рушений функций органов чувств и т.д.;

– недостаточная подготовленность и опыт водителя для управления транспортным средством в различных дорожных ситуациях и его психологическая неподготовленность – отсутствие высоких моральных качеств в чрезвычайных условиях управления;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 2731; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.62.124 (0.151 с.)