Осмотр места дорожно-транспортного происшествия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Осмотр места дорожно-транспортного происшествия



Осмотр - это одно из основных действий при расследовании ДТП. В результате осмотра составляется протокол, который является важным исходным документом.

Место осмотра ДТП условно можно подразделить на три зоны:

• исходная зона - место (точка) практического восприятия водителем возникшей опасности;

• промежуточная зона - место, с которого водитель по прошествии времени реакции принимает меры к предотвращению ДТП (торможение, маневр и т.п.);

• зона совершения ДТП - место столкновения (удара), расположения участников ДТП после столкновения, следов и вещественных доказательств ДТП (торможение, юз, разброс стекол и деталей, выбоины, царапины на дорожном покрытии и т.д.).

Осмотр места ДТП следователь должен начинать с "зоны совершения ДТП" и продолжать до "исходной зоны".

При осмотре следователь не должен упускать малозначительных, на первый взгляд, объектов и факторов, которые в совокупности с другими приобретают большую значимость, например, положение рычага переключения передач, чистота лобового и боковых стекол,положение переключателя осветительных приборов, был ли включен обогреватель заднего стекла, общее состояние системы управления.

Прежде чем удалить с проезжей части транспортные средства и другие объекты, мешающие восстановлению нормального движения, надо зафиксировать взаимное положение автомашин, следов, иных вещественных доказательств посредством фотографирования, замеров и т.д.

Для удостоверения факта производства следственного действия, и также содержания, хода и его результатов следователь привлекает незаинтересованных в исходе уголовного дела лиц. Следует учитывать, что

понятые могут быть допрошены Б суде в качестве свидетелей, поэтому желательно выбирать понятых из лиц, имеющих водительское удостоверение, разбирающихся в обстановке ДТП И способных дать подробные показания об обстоятельствах осмотра. Проведение осмотра без понятых допускается, когда место происшествия расположено в труднодоступной местности, при отсутствии надлежащих средств сообщения, а также в случаях, если производство следственного действия связано с опасностью для жизни и здоровья людей. Однако в этом случае применяются технические средства фиксации хода осмотра и его результатов, о чем в протоколе делается соответствующая запись.

Большое внимание при осмотре места ДТП уделяется фото- и видеосъемке. Количество снимков должно быть достаточно для того, чтобы следователь и эксперт-специалист при необходимости могли восстановить положение автомобилей после столкновения и место и>; расположения, расположение следов торможения, пролившейся жидкости, осыпи стекла, следов волочения трупа, повреждений транспортных средств и т.д. Снимки должны подчеркивать показания свидетелей, очевидцев, потерпевших и водителе!?, других участников ДТП, дополнять и обогащать их.

Начинать осмотр места происшествия целесообразно с того участка дороги (улицы), на котором могли сохраниться следы происшествия, требующие быстрой фиксации во избежание их порчи.

Надо "привязать" место ДТП на схеме к определенному неподвижному объекту. Замеры проводят от правого тротуара или обочины по ходу движения транспорта. Положение колес, точки начала и окончания следов торможения, волочения и т.п. следует очертить на асфальте мелом и произвести необходимые замеры. При этом по длине проезжей части исходными точками могут быть линия "стоп", угол дома, километровый или телеграфный столб, иные ориентир.

Если место ДТП находится в населенном пункте, необходимо указать название улицы, номер дома и расстояние от определенного угла здания. Вне

населенного пункта следует указать наименование шоссе (дороги), километр к ориентир.

Обязательно подлежат фиксации все дорожные знаки и их местонахождение.

Характерными параметрами дорог являются ширина проезжей части, обочин, радиусы закруглений, величины подъемов или спусков и поперечных уклонов.

При осмотре прежде всего надо зафиксировать следы, указывающие на место столкновения автомашин или точку наезда (осыпь грязи, стекол и т.д.); следы вещества, которым был загружен транспорт, следы крови, масла автомашин, осколков фар, частей одежды и обуви пострадавшего, протектора шин, торможения и т.д. Место столкновения или наезда можно определить по следующим признакам.

Место столкновения двух автомобилей располагается между местами разброса их обломков. Осыпи грязи располагаются вблизи места столкновения, так как крылья транспортных средств препятствуют их перемещению на значительное расстояние. Масло, вода, Тосол, антифриз, вытекающие из поврежденных узлов автомобилей, могут прямо указывать место столкновения, так как их разбросу препятствует другой автомобиль, и поэтому они вытекают вниз, прямо на поверхность дороги в месте повреждения. Место столкновения также можно определить довольно точно по следам бокового перемещения следов скольжения шин, так как при столкновении (ударе) происходит резкое небольшое отклонение следов скольжения шин задних колес в боковом направлении.

Помимо составления протокола осмотра места происшествия обстановка ДТП фиксируется на схеме, которая вместе с фототаблицей является приложением к протоколу осмотра.

На схеме следователь показывает наиболее важные моменты механизма ДТП:

• положение транспортного средства в начальный момент (в момент возникновения опасной ситуации);

• место столкновения или наезда;

• расположение транспортного средства и потерпевшего после наезда или транспортных средств после столкновения;

• следы торможения, юза, заноса, скольжения, отделившейся грязи

и т.д.;

• отдельные узлы и детали, отделившиеся от автомобиля при столкновении.

Схема служит для того, чтобы зафиксировать взаимные расположения наиболее важных объектов на месте ДТП относительно автодороги и места столкновения с указанием необходимых размеров. Это так называется "черновая" схема осмотра места ДТП. В дальнейшем, как правило, составляется более подробная схема, которую обязаны подписать все лица, подписавшие "черновую" схему.

Для оценки обстановки места происшествия выявляют: интенсивность, равномерность и скорость движения транспорта на дороге в месте происшествия, напряженность пешеходного движения, общее состояние дороги (ширина, уклоны, покрытие, повороты и т.п.), видимость с места водителя.

2.5. Осмотр следов транспортных средств

Анализируя следы торможения, нужно иметь в виду, что начало фактического торможения не совпадает с началом видимого следа торможения (автомобиль уже замедляет движение, а рисунок протектора на дороге еще не отражает этого процесса). Длину тормозного пути замеряют от начального следа скольжения до окончания четко видимого следа скольжения.

Точное знание длины тормозного пути имеет важное значение, так как эта величина является исходной при вычислении скорости движения автомобиля в момент аварии, определении полного остановочного пути и установлении технической возможности предотвращения ДТП.

Если следы правых и левых колес различны по длине, то замеряют отдельно длину каждого следа. Тормозной след может быть не сплошным, а прерывистым. Фиксировать нужно как длину всех характерных участков каждого следа, так и расстояние между ними, фотографировать следы, а затем описать каждый участок следа.

При движении по прямой линии протекторы покрышек передних и задних колес большинства автомобилей прокладывают на дороге колею одинаковой или почти одинаковой ширины следа и поэтому задние колеса стирают полностью или частично отпечатки рисунка передних колес. Для того чтобы обнаружить отпечатки протекторов всех четырех колес, необходимо найти такой участок дороги, где автомобиль сделал поворот (например, при наезде на обочину). У трехосных автомобилей на повороте сохраняются следы колес первой и третьей оси.

Следы автотранспортного средства могут быть объемными (вдавленными) и поверхностными. Поверхностные делятся на следы наслоения (образуемые за счет наслоения на поверхность дороги частиц грязи, пыли и т.д., отделявшихся от шин) и отслоения (образуемые за счет уноса грунта выступающими элементами протектора).

Лучше всего следы отпечатываются на мягкой поверхности (густая грязь, влажный песок, размягченный от жары асфальтобетон). В этом случае выступающие части протектора оставляют след в виде углублений, а углубления между выпуклыми частями протектора - в виде выпуклостей. Гораздо хуже следы рисунков протекторов покрышек запечатлеваются на сухом, твердом покрытии, На асфальтобетонном покрытии, как правило, остаются едва различимые следы в виде лентообразных полос, которые могут

быстро исчезнуть. Поэтому их быстрейшая фиксация - залог успешного начала расследования.

Очень хорошие поверхностные следы на твердом покрытии образуются в тех случаях, когда автомобиль проехал лужу или грязь, а затем оставил на сухом покрытии отпечатки мокрых или грязных протекторов.

При осмотре следов шин автомобиля следует установить:

• вид и состояние покрытия дороги, где обнаружены следы;

• вид следов (объемные, поверхностные); место расположения следов (на прямолинейном участке движения, на повороте); количество следов;

• ширину каждой беговой дорожки (следов протекторов); соотношение следов передних и задних колес (перекрываются полностью или следы передних и задних колес сохранились в виде полоски - указать какой ширины);

• максимальную глубину объемных следов по отношению к поверхности дороги; размер колеи;

• строение рисунка протектора (состоит из шашек, извилистых, ломанных линий и т.д.);

• форму, размеры и расположение отпечатков отдельных особенностей поверхности колеса или шины (трещин, заплат и т.п.); длину следа одного колеса;

• базу автомобиля (по следам стоянки, пробуксовки и разворота с применением заднего хода);

• длину следа торможения; признаки и направление движения;

• уклон дороги и радиус поворота (для некоторых ДТП);

• способы фиксации, изъятия и упаковки следов (измерение, фотографирование, гипсовые слепки).

Ширину беговой дорожки измеряют по перпендикуляру к ее продольной оси. Если след объемный, ширину беговой дорожки определяют по дну следа. Отклонение ширины беговой дорожки от

ширины протектора в зависимости от загруженности автомобиля и давления в шинах может составлять 5-15 мм.

Колея определяется измерением расстояния между центрами следов левого и правого колес. При наличии следов двускатных колес измеряется расстояние между средними линиям отпечатков скатов. Если следы неполные, нужно измерить расстояние между аналогичными элементами рисунков следов.

Длина следа одного оборота колеса определяется измерением расстояния между двумя соседними отпечатками одной и той же особенности шины (трещины, заплаты и т.д.). Длина следе, одного оборота приблизительно равна длине окружности колеса.

Изучение следов протекторов покрышек автомобиля на дороге имеет и криминалистическое значение. По этим следам в некоторых случаях можно определить направление и скорость движения, взаимное расположение ТС в момент столкновения, поведение водителей во время происшествия и т.п.

Для того чтобы следы протекторов покрышек не ввели следователя в заблуждение, он должен убедиться в том, что имеющие следы принадлежат ТС, участвовавшему в происшествии. Это устанавливается сличением рисунка протектора покрышек задних колес с отпечатками, а также непрерывностью следа от места стоянки ТС, до участка дороги, где возникла опасная обстановка.

Во всех случаях следы шин необходимо сфотографировать. Для этого выбирают участок следа с наиболее четкими отпечатками поверхности шин. След фотографируется вместе с миллиметровой линейкой или метром.

Иногда изготавливается слепок участка следа, содержащего наиболее четкие отпечатки характерных особенностей внешнего строения шин. Чтобы гипсовая масса не растекалась по следу, выбранный участок следа ограничивают кусками картона, фанеры, земли и т.п.

Направление движения автомобиля может быть определено по следующим признакам:

• в следах шин повышенной проходимости вершины углов рисунка направлены, как правило, в сторону, обратную направлению движения;

• следы, образующиеся за счет воды и грязи после переезда лужи, располагаются в сторону движения;

• капли жидкости (вода, масло), стекающие с автомобиля при

движении, вытянутыми концами обращены в сторону движения;

• концы сломанных при переезде палок и веток обращены в

сторону движения;

• около следов в пыли образуются валики, составляющие со

следом острый угол, вершина которого направлена в сторону движения;

• кусочки грунта перемещаются колесами в сторону, обратную

направления движения;

• трава приглаживается проскальзывающими колёсами в сторону, обратную направлению движения.

При небольшой скорости движения легкового автомобиля по рыхлому грунту, а также нагруженного грузового автомобиля по мокрому песку, грязи, мокрому снегу дно следа протекторов покрышки имеет вид зубцов, обращенных своей утолщенной частью в сторону, обратную движению; в сторону движения обращены пологие стороны зубцов.

При быстром движении автомобилей любых марок (в том числе и грузовых) на сыпучем грунте (сухой снег, пыль, сухой песок, сухая мелкая земля) по обе стороны следа располагаются частицы грунта в виде веера, который острой стороной обращен в сторону движения. Чем больше скорость движения, автомобиля, тем шире крылья веера.

Если транспортное средство скрылось с места происшествия и видны его следы на дороге, осмотр дорожного участка надо начинать в том направлении, в котором ТС уехало. Двигаясь в этом направлении, следователь в некоторых случаях может по следам колес определить место, где автомобиль останавливался, например для смены скатов или их перестановки. Иногда в направлении, в котором скрылся автомобиль, можно на дороге, обочинах или кюветах обнаружить его утерянные детали.

Тип и модель автомобиля можно ориентировочно установить при помощи таблицы, характеризующей его ходовые части, и таблицы рисунков протекторов шин, имеющихся в соответствующих справочниках.

При поисках конкретного автомобиля, оставившего следы на месте происшествия, надо иметь в виду, что к моменту обнаружения автомобиля на нем могут быть заменены отдельные шины и переставлены колеса.

На месте ДТП остаются три вида следов: отпечатки, следы скольжения, следы проскальзывания.

Отпечатки - следы, оставленные протектором шины на мягкой поверхности, когда колеса транспортного средства свободно вращаются.

Следы скольжения (юза) - полосы, оставленные на дороге смещающимися шинами заторможенных (не вращающихся колес). Если шина скользит в плоскости колеса, то рисунок протектора оставляет определенное количество продольных линий, а поперек следа рисунок протектора не виден. Если шина скользит параллельно оси колес, ширина следа равна размеру зоны контакта шины с дорогой. В этом случае никаких особенностей рисунка протектора не видно.

В тех случаях, когда имеются следы скольжения только задних колес, необходимо вначале выяснить, не обусловлены ли они применением одного ручного тормоза. Если это так, то необходимо выяснить мотивы таких действий водителя.

Если тормозили все колеса, можно сделать заключение, что след оставлен передними колесами вследствие перераспределения массы, в результате которого уменьшилась потребная сила для блокировки задних колес.

Следы проскальзывания - возникают при интенсивном торможении на нескользкой поверхности без блокирования или перед блокированием колес. Они всегда предшествуют следам скольжения и лучше всего определяются по ориентированным вдоль направления движения небольшим царапинам от камешек и песчинок.

Следы проскальзывания вместе со следами скольжения включаются в общий след торможения.

Следы проскальзывания при разгоне возникают, когда слитттком велико тяговое усилие на ведущих колесах. При ускорении камешки и песчинки вырываются шиной из покрытия и, оставляя царапины, отбрасываются назад. При замедлении царапины появляются в результате утапливания частиц в поверхность дороги и продвижения их вперед. Отличить следы проскальзывания при разгоне и замедлении автомобиля можно только при тщательном осмотре.

Следы проскальзывания при столкновении имеют вид полос или штрихов, направленных поперек линии движения транспортного средства, и показывают точное место столкновения.

Весьма важно установить, какому ТС принадлежат следы. Часто принадлежность следов тому или иному ТС устанавливается с помощью участников происшествия или свидетелей. При отсутствии свидетелей принадлежность следов можно установить по признакам скольжения колес. Если в ДТП участвовало более одного ТС, то установить принадлежность следов помогут размеры колес ТС.

Точку, где началось скольжение шины, легко установить, если рассматривать след вдоль, с некоторого расстояния, под малым углом. При этом нужен ассистент, который мелом отметил бы указанную точку. Чтобы повысить точность, наблюдатели повторяют процедуру, поменявшись местами. Начало скольжения также можно установить по лункам, оставленных мелкими камешками, которые захватываются и вырываются протекторами шины из покрытия дорога.

Точка, где след заканчивается, в большинстве случаев, хорошо заметна, так как конец темной полосы обычно является и концом пути скольжения. Подтверждением этого являются остающиеся иногда на дороге скопления грязи и остатков резины, захваченных при скольжении углублениями протектора.

Точка, в которой начинают скользить передние колеса, иногда определяется по небольшому расширению следа, вызванному увеличением зоны контакта шин передних колес с дорогой из-за перераспределения массы. Часто от точки блокирования передних колес начинается темная полоса по внешнему краю следа. Если же нет видимых свидетельств блокирования передних колес, хотя осмотр подтверждает факт скольжения всех колес, следует предположить, что следы полностью совпадают, т.е. задние колеса заблокировались после передних через время, за которое транспортное средство прошло расстояние, равное его базе. Точка окончания скольжения задних колес, как правило, должна находиться сзади конца следа, на расстоянии, равном базе транспортного средства. Иногда в этом месте собирается сор, захваченный углублениями протектора.

Разрывы в следе скольжения могут быть вызваны отрывом колес от поверхности дороги либо кратковременным прекращением нажатия на педаль тормоза. В первом случае разрывы очень короткие и множественные. Они вызваны малой нагрузкой на заднюю ось, в результате чего колеса подпрыгивают на неровностях дороги. До и после каждого отрыва тормозной эффект колеса весьма велик, что компенсирует его потерю во время отсутствия контакта шины с дорогой. Поэтому штрихи следа и разрыва между ними измеряются вместе, хотя следует указать длину и расположение каждого штриха. Разрывы в следах шин, вызванные периодическим нажатием на педаль тормоза, обычно длиннее разрывов, вызванных отрывом колес от дороги. Расстояние между видимыми частями довольно большие, так как реакция водителя не достаточна для столь частого прекращения и возобновления торможения, чтобы возникший прерывистый след был похож на изображение, создаваемое периодическим отрывом задних колес. В этом случае каждый отрезок следа должен быть измерен отдельно, и в расчетах используется фактическая сумма этих отрезков.

Осмотр транспортных средств

Осмотр производится либо на месте ДТП, либо на месте обнаружения

ТС.

Основные задачи осмотра:

• выявить следы, образовавшиеся на автомобиле во время аварии;

• восстановить механизм происшествия;

• установить техническое состояние ТС.

Выявление следов и повреждений на автомобиле обычно не представляет трудностей - они хорошо видны. Необходимо сфотографировать и описать размеры, форму, расположение и характер повреждений (фар, бамперов, крыльев, лобового стекла и т.д.).

Обнаруженные на автомобиле следы крови, пальцев рук, обрывки одежды и т.н. необходимо осмотреть, сфотографировать и записать в протоколе осмотра вещественных доказательств. Анализ этих следов следует проводить с участием специалиста-автотехника и криминалиста-трассолога, которые могут оказать помощь в уяснении механизма образования следов.

Установление технического состояния ТС требует специальных знаний, поэтому проводится с участием автоэксперта. Осмотром должно быть зафиксировано состояние тормозной системы, рулевого управления, шин и осветительных средств.

Основные цели осмотра:

• получить достаточные данные для представления в суд

четкого описания механического состояния транспортного средства;

• определение стоимости предстоящего ремонта;

• определить, мог или нет тот или иной узел ТС быть причиной

или способствовать возникновению происшествия;

• зафиксировать размеры первичных повреждений, возникших при

ударе, и вторичных повреждений;

• обнаружить следы на автомобиле, на основании которых можно

судить о контакте с другими физическими объектами;

• выявить существенные различия между заводской технической характеристикой автомобиля и его фактическими характеристиками;

• убедиться, что системы и механизмы, в отношении которых делаются сомнения, действительно могли выполнять свои функции;

• изъять предметы и объекты, подлежащие исследованию, и обеспечить их сохранность;

• зафиксировать необходимые данные с целью использовать их при производстве следственного эксперимента с использованием ТС такой же марки и в исправном состоянии.

Следователь должен подвергнуть автомобиль (автомобили) очень тщательному обследованию, чтобы обнаружить и зафиксировать все факты, имеющие значение для дела, а не только те, которые кажутся важными в момент обследования.

Фиксировать факты необходимо в виде записей, фотографий, видеосъемки, зарисовок и т.д. Описание дефектов должно быть четким и подробным. Например, запись «повреждено правое крыло» является недостаточной. Пример правильной запаси такого повреждения: «крыло было повреждено от правой фары и рулевой колонки; все вмятины, определяющие деформацию металла в этом направлении, имеют свежий и четкий вид, таких вмята к две; крыло сместилось на 15 мм к двери; нижняя вмятина находится на расстоянии 50 см над дорогой, вторая - на расстоянии 55 см и т.д.».

На поверхности автомобиля могут быть повреждения и виде вмятин, царапин, задиров к т.д.

Вмятина - это такое повреждение автомобиля, глубина которой больше ее длины. По направлению и расположению вмятин можно определить направление удара, а также являются ли вмятины результатом первоначального или повторного удара.

Царапины - это следы на кузове поврежденного автомобиля, ширина которых больше глубины, а длина больше ширины.

Царапины обычно идут параллельно поврежденной поверхности и могут быть направлены:

• параллельно дороге, что указывает на боковой удар;

• вниз, что говорит о том, что автомобиль при столкновении резко снизил скорость путем торможения и как бы «присел»;

• вверх, что указывает на то, что автомобиль резко увеличил скорость.

Обычно царапина имеет форму капли, широкий конец которой направлен в сторону движения объекта, сделавшего царапину. Иногда по направлению царапин можно судить об относительной скорости столкнувшихся автомобилей. Например, при скользящем столкновении двух автомобилей, движущихся в попутном направлении, на автомобиле, движущемся с меньшей скоростью, царапины направлены от его задней части к передней, на автомобиле, движущемся с большей скоростью, - от передней части к задней.

Задиры - следы повреждения кузова автомобиля, глубина которых больше их ширины и которые представляют собой разрывы метала, занимающие большую площадь.

По задирам можно определить, каким предметом он нанесен, и направление движения автомобиля, сделавшего задиры.

Обследование автомобиля обычно проводится по зонам: перед-пял часть (передний бампер, облицовка радиатора, фары, габаритные и стояночные фонари); левая сторона (переднее крыло, зеркала бокового вида, дверная стойка, окна, передняя и задняя двери, заднее крыло); правая сторона (аналогично левой стороне); задняя часть (задний бампер, задние фары, выхлопная труба, прицепное устройство, крышка багажника, багажник, заднее стекло); зона капота (капот, лобовое стекло, стеклоочистители); отсек двигателя (радиатор, вентилятор, приводные ремни, блок цилиндров, гидравлический усилитель рулевого механизма и тормозов, воздухоочиститель); рулевой привод (рулевая колонка, рулевой

механизм, рулевые тяги, шаровые опоры, рулевая сошка т.д.); тормоза (главный тормозной цилиндр, разделитель тормозов, трубопроводы, гибкие шланги, рабочие тормозные цилиндры, тормозные колодки, барабаны, стояночный тормоз); зона переднего сиденья (панель приборов, рулевое колесо, педали тормоза, сцепления, газа, ручка стояночного тормоза, светозащитные козырьки и т.д.); нижняя часть (передняя подвеска, задний мост, рама, топливопровод, рулевые тяги и т.д.).

Очень важно определить, был автомобиль поврежден до или во время ДТП. Места старых повреждений обычно покрыты ржавчиной или засохшей краской, либо подкрашены и отличаются от основной краски.

Повреждения можно классифицировать по четырем категориям:

• повреждения, полученные в процессе рассматриваемого ДТП;

• повреждения, полученные от предыдущего ДТП;

•повреждения, полученные вследствие неправильной эксплуатации и

хранения ТС;

• повреждения, явившиеся результатом ремонтно-восстано- вительных работ после ДТП.

В процессе расследования ДТП, связанных с наездами, столкновениями, опрокидываниями, иногда приходится проводить транс-портно- трассологическую экспертизу, поэтому нельзя изменять характер, величину и направление деформаций каркаса, кабины и т.д. для освобождения, например, заклиненного переднего колеса, рулевых тяг и т.д.

Если на месте ДТП полный осмотр ТС провести нельзя, его следует продолжить в приспособленном месте, что отразить в протоколе. В этом случае при буксировке поврежденного ТС очень важно обеспечить неизменность полученных им деформаций и повреждений.

Осмотр трупа на месте ДТП

Осмотр трупа проводит врач-специалист, который использует специальное снаряжение и проводит необходимые исследования, Которые регистрируются в протоколе осмотра места происшествия.

По прибытии на место происшествия врач-специалист, прежде всего, должен убедиться в смерти потерпевшего. В тех случаях, когда у пострадавшего имеются признаки жизни, он обязан через следователя вызвать скорую медицинскую помощь, а до ее приезда лично принять меры по восстановлению основных жизненных

функций организма (искусственное дыхание, закрытый массаж сердца, остановка кровотечения путем наложения жгута и т.д.). В случае безуспешного выполнения этих действий, врач в протоколе осмотра указывает, какие именно меры были предприняты для оживления или спасения человека, время их начала и окончания.

Первоначальные признаки смерти:

• пассивное положение тела и его частей (например, поднятая рука

падает, как только ее отпустят);

• бледность кожных покровов;

• остановка дыхания (холодное зеркало, поднесенное к носу и рту,

не запотевает; нет движения воды в сосуде, поставленном на грудь, и т.п.);

• отсутствие пульса я сердцебиения;

• потеря чувствительности, т.е. отсутствие реакции на укол, ожог

пламенем спички и т.п.;

• изменение формы зрачка при сдавливании глаза;

• отсутствие реакции глаза при прикосновение к роговице;

• при надрезе кожи нет кровотечения, а при перетягивании пальца не возникает покраснения той части пальца, которая находится выше нитки.

Однако во всех случаях окончательный вывод о смерти может быть сделан на месте происшествия лишь врачом на основе совокупности этих признаков.

Далее труп фотографируется в следующем порядке: с охватом окружающей обстановки; изолированно от окружающей обстановки; в крупном масштабе; по правилам опознавательной фотосъемки. Каждую фотосъемку выполняют несколько раз с разных сторон.

Врач также выявляет признаки, которые позволяют судить о времена наступления смерти, устанавливает наличие телесных повреждений, их характер и механизм образования, оказывает следователю помощь в обнаружении различных следов (кровь, волосы и т.д.), которые могут быть направлены на экспертизу.

Для установления личности неопознанного трупа проводится по установленным правилам опознавательная фотосъемка в масштабе 1:7.

Проводя наружный осмотр трупа, следователь должен точно установить его местонахождение на дороге, сориентировать по отношению к окружающим предметам. Тщательный анализ расположения трупа, его позы, местонахождение крови, одежды, точки наезда и других объектов позволяют воспроизвести механизм случившегося. Наличие, характер и расположение повреждений на теле погибшего позволяет восстановить положение пострадавшего в момент аварии и даже установить механизм ДТП, определить тип и вид ТС, совершившего наезд.

Труп должен быть измерен. Точно также должно быть измерено расположение следов удара или переезда колес на теле трупа.

Следует различать повреждения, нанесенные ударом автомобиля, от повреждений, полученных в результате волочения трупа по земле (ссадины в виде множества параллельно расположенных полос). Нужно также различать повреждения, образовавшиеся на трупе в результате удара об асфальт (камни, грунт) при падении отброшенного автомобилем тела потерпевшего в сторону.

Судебно-медицинский эксперт, участвующий в наружном осмотре трупа, должен установить происхождение повреждений (являются они прижизненными или посмертными), был ли потерпевший в трезвом

состоянии, имел ли потерпевший прижизненные физические недостатки (слепота, глухота и т.д.). Окончательные ответы на эти вопросы он может дать только после судебно-медицинского вскрытия трупа. Однако еще при осмотре трупа на месте ДТП судебно-медицинский эксперт должен обратить внимание следователя на позу трупа, его расположение относительно транспортного средства, состояние одежды и подошвенных поверхностей обуви (следы скольжения или волочения, повреждения и загрязнения), характер и расположение повреждений на трупе, наличие на транспортном средстве различных следов (крови, волос, кусочков одежды и др.).

Дальнейший осмотр трупа проводится в такой последовательности: проверяется содержимое карманов, где могут быть обнаружены документы, ценности и другие предметы, которые могут установить личность пострадавшего.

При обнаружении повреждений или следов в описании указывается их расположение, размеры и характер. В тех случаях, когда личность пострадавшего не установлена, описывается подробно его одежда, с указанием ее особых примет, которые могут послужить исходным материалом для дальнейшего опознания умершего. Изъятие одежды на месте происшествия не производится.

При необходимости осматриваются кисти рук, их состояние, возможные наложения или следы крови.

В описании приводятся общие сведения о трупе: пол, приблизительный возраст, длина тела, телосложение, цвет кожных покровов и др. Исследуются трупные изменения с целью установления давности смерти.

С целью обнаружения телесных повреждений и их описания труп осматривается последовательно сверху вниз. При наличие на трупе телесных повреждений делается их описание.

После описания всех повреждений трупа в обязательном порядке изучается ложе трупа.

Наружный осмотр трупа на месте его обнаружения завершается поиском следов биологического происхождения (кровь, волосы, слюна и пр.), их фиксацией, описанием или изъятием для дальнейшего исследования.

По окончании осмотра трупа на месте его обнаружения врач в устной форме высказывает следователю свое мнение о возможных сроках давности смерти, изменении положения трупа после смерти, характере повреждений и возможной причине смерти.

Судебный врач помогает следователю организовать транспортирование трупа в морг, а также сформулировать вопросы при назначении экспертизы.

Тщательный и полный осмотр трупа должен быть продолжен в морге. Участие следователя при производстве судебно-медицинской экспертизы является обязательным.

На трупе я его одежде могут оказаться предметы, имеющие значение вещественных доказательств (часы на руке, осколки стекла или краска на одежде, повреждения, грязь, следы протекторов на одежде и т.п.).

Изъятие одежды (выемка) производится по постановлению, которому должно предшествовать постановление о возбуждении уголовного дела. До изъятия одежды следователь должен поставить администрацию лечебного учреждения в известность о необходимости ее сохранения в исходном виде.

В ходе осмотра трупа следователю необходимо осмотреть одежду и обувь потерпевшего и описать в протоколе их характерные и индивидуальные особенности.

При осмотре одежды и обуви потерпевшего описываются:

• что надето и в какой последовательности;

• в каком состоянии находится одежда и обувь;

• какие повреждения имеются на одежде и обуви;

• как выглядят края поврежденной одежды:

• что обнаружено в отдельных предметах одежды;

• имеются ли следы транспортного средства на одежде и обуви потерпевшего.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 2010; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.97.157 (0.114 с.)