Компетенция, права и обязанности судебного эксперта.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Компетенция, права и обязанности судебного эксперта.



Деятельность лица, проводящего служебное расследование ДТП (служебного эксперта), его компетенция, права и обязанности регламентируются Указаниями ведомства, в котором работает эксперт.

Согласно этому руководящему документу, служебный эксперт должен проводить свое расследование в тесном взаимодействии с работниками

органов дознания, следствия или ГИБДД, а также организаций, отвечающих за состояние автомобильной (или железной) дорога, речных переправ и других сооружений, и с техническими инспекторами профсоюзов.

Должностные лица, прибывшие на место ДТП раньше представителей ГИБДД, должны принять меры к оказанию помощи пострадавшим, доставить их в ближайшее медицинское учреждение, организовать охрану места ДТП, транспортного средства и груза, принять меры к предотвращению вторичного ДТП и к выявлению его свидетелей. Если движение других транспортных средств невозможно, надо освободить проезжую часть, предварительно зафиксировав положение транспортных средств и объектов, относящихся к происшествию.

Проводя расследование, служебный эксперт должен: осмотреть место ДТП и транспортные средства; при необходимости сфотографировать общий вид места ДТП, транспортные средства, следы торможения, а также объекты, которые могли повлиять на возникновение ДТП; уточнить необходимые данные у водителей и других лиц, объяснения которых могут иметь значение для конкретизации обстоятельств ДТП.

С разрешения работников дознания или следствия служебный эксперт знакомится с протоколом осмотра, схемой места ДТП и снимает с них копии, проверяет удостоверение на право управления транспортным средством, талон технического паспорта, путевой или маршрутный лист, товарнотранспортные документы на перевозимый груз.

Служебный эксперт должен установить: дату, время и место ДТП (улицу, район, дорогу); категорию дороги; в случаях, когда ДТП связано с неудовлетворительными дорожными условиями, -организацию, эксплуатирующую дорогу; модели и номерные злаки транспортных средств, их техническое состояние; число погибших и раненых (водителей, пассажиров, пешеходов и др.); повреждения транспортных средств и груза; основные сведения о водителях -фамилию, имя, отчество, класс, год присвоения квалификации, стаж работы (общий, в данном предприятии, на

данном транспортном средстве); состояние водителя — здоров, болен, трезв, утомлен (по заключению врача); на каком часу работы водителя произошло ДТП; цель поездки (по наряду); использовалось ли транспортное средство по назначению, нет ли отклонений от маршрута; вид ДТП; погодные условия (дождь, снег, туман и т.д.); условия видимости (степень освещенности) дороги, расстояние видимости, время суток (темное, светлое); дорожные условия (характеристику покрытия, состояние проезжей части, подъем, спуск, закругление дороги, наличие дорожных знаков, сигналов, разметки); очевидные причины ДТП.

Эксперт обязан также выяснить обстоятельства ДТП и все повлекшие ДТП или способствовавшие его возникновению факторы. II отношении водителя, находившегося в нетрезвом состоянии, необходимо выяснить, явился ли он пьяным на работу или употребил спиртные напитки на линии, кто проверял его состояние перед выездом, не связано ли употребление алкоголя с использованием транспортного средства в личных целях.

Изучая причины ДТП, служебный эксперт должен оценить действия водителя и их соответствие Правилам дорожного движения. При этом надо выявить лиц, нарушивших требования правил, инструкций и приказов, что явилось причиной ДТП. В заключение необходимо выяснить, имеется ли связь между ДТП к упущениями в работе по обеспечению безопасности движения на данном предприятии. С этой целью эксперт проверяет, надежен ли контроль за работой водителей на линии, за правильным оформлением путевых листов и товарно-транспортных документов. При этом он устанавливает, пресекает ли служба эксплуатации предприятия нарушения по оформлению этих документов и принимает ли меры к определению местонахождения водителей, не прибывших своевременно в гараж.

Эксперт проверяет режим труда и отдыха водителя в период, предшествовавший ДТП, наличие у него случаев ДТП и нарушений трудовой

и транспортной дисциплины, число и характер взысканий. Он определяет, как на предприятии организовано обучение водителей для повышения их профессионального мастерства, какие меры принимаются в отношении водителей, нарушивших Правила дорожного движения, допустивших перегрузку автомобиля или перевозку пассажиров в грузовых автомобилях. Необходимо выяснять, обследованы ли дорожные условия на маршрутах и что предпринято по устранению выявленных недостатков, проверялись ли установленные нормы скорости и выполнялись ли правила перевозки людей в грузовых автомобилях. Эксперт оценивает также техническое расстояние автомобиля перед выездом на линию, устанавливает, кто проводил технический контроль автомобиля и инструктаж водителя, когда последний раз проводилось техническое обслуживание и кто конкретно его выполнял, какие заявки были сделаны водителем, какие дефекты были обнаружены и как они были устранены.

Кроме того, необходимо выяснить, как на данном предприятии организованы техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, соблюдается ли график обслуживания. Одновременно надо определить, как работает комиссия общественного контроля за безопасностью движения и соблюдается ли порядок стажировки водителей.

Как показывает приведенный перечень обязанностей служебного эксперта, они существенно отличаются от обязанностей судебного эксперта, Деятельность последнего значительно уже и ограничена рамками исследования технического аспекта ДТП. Это подчеркивает важную роль служебного расследования ДТП в профилактическом предупреждении аварийности и повышении безопасности дорожного движения.

Форма составления заключения судебного эксперта.

Заключение служебного эксперта составляется в произвольной форме.

В Министерстве транспорта РФ принята определенная форма заключения служебного эксперта - акта служебного расследования ДТП

Акт» как правило, состоит из пяти разделов.

Первый раздел содержит указание о составе комиссии, проводящей расследование, сведения о марках, моделях и номерах ТС и их принадлежности, о виде перевозок и водителях, а также о месте, последствиях и обстоятельствах ДТП.

Во втором разделе приводятся сведения о дорожных условиях: ширине дороги и обочин, дорожном покрытии, видимости, наличии дефектов в обустройстве дороги, а также о средствах регулирования движения.

Третий раздел содержит сведения о водителе - возраст, классность, стаж работы в данном предприятии и на автомобиле данной марки, время переподготовки, состояние здоровья в момент ДТП. Указывается, проходил ли водитель медицинский осмотр перед выездом, на каком часу работы произошло ДТП. имел ли он ранее взыскания со стороны ГИБДД и администрации, участвовал ли в ДТП.

В четвертом разделе приводится информацию о ТС: тип, марка, модель, год выпуска, пробег (общий и после очередного ТО с указанием даты). Излагаются сведения о техническом состоянии ТС.

Заключительный раздел содержит выводы, в которых комиссия формирует основные причины ДТП и предлагает меры по устранению недостатков, выявленных в процессе служебного расследования. Указывается также, возбуждено ли по факту данного ДТП уголовное дело.

Сведения о причинах и обстоятельствах ДТП должны быть сообщены всем водителям и другим работникам предприятия.

Руководитель предприятия должен лично в 5-суточный срок разобрать любое ДТП, в котором есть пострадавшие или значительный материальный

ущерб. Исключение составляют случаи, когда водители данного предприятия явно не виноваты.

Цели и задачи экспертизы.

Экспертиза ДТП - это научно-техническое исследование обстоятельств происшествия, которое выполняется специалистами, владеющими знаниями в области науки и техники.

Целью экспертизы является научно обоснованное восстановление обстоятельств процесса происшествия и установление объективных причин ДТП. Экспертиза позволяет выявить фактические данные, которые могут явиться доказательством для установления истины по гражданскому или уголовному делу. Такие фактические данные могут иметь значение для проверки данных, полученных на основе других доказательств.

Наиболее часто автотехническую экспертизу проводят по делам об автотранспортных происшествиях (преступлениях) и о выпуске в эксплуатацию технических неисправных ТС,

В результате экспертизы лица, расследующие данное происшествие, должны получить возможность ответить на основной вопрос: имел ли место несчастный случай или событие произошло в результате неправильных действий его участников, пренебрегших требованиями безопасности? Для достижения этой цели эксперт должен решить ряд частных задач, возникающих в ходе экспертизы. Такими задачами могут быть:

• выяснение, систематизация и критический анализ факторов, сопутствующих ДТП (техническое состояние ТС и дороги, организация движения, параметры движения ТС к пешеходов и др.);

• отбор факторов, которые могли способствовать возникновению развитию ДТП, их теоретическое и экспериментальное исследование:

• установление технических причин исследуемого ДТП и возможности его предотвращения отдельными участниками;

• определение поведения участников рассматриваемого ДТП и соответствия их действий требованиям ПДД и других нормативных актов.

Эксперт решает специальные вопросы, возникающие в процессе следствия и при рассмотрении дела в суде. Он помогает следователю и суду разобраться в механизме ДТП, дать правильную юридическую оценку действиям участников происшествия.

 

Виды судебных экспертиз

По составу участников экспертизы делят на единоличные, комиссионные и комплексные.

Единоличную экспертизу проводят в сравнительно простых случаях, когда характер ДТП не вызывает разногласия в толковании отдельных его обстоятельств.

Комиссионную экспертизу назначают при разборе сложных происшествий с большим числом участников и транспортных средств, а также при наличии обстоятельств, которые вызывают сомнения или разногласия в их толкования. В состав комиссии входят несколько экспертов одной специальности. Члены комиссии исследуют одни и те же объекты и отвечают на одни и те же вопросы. Комиссия экспертов представляет общее заключение, согласованное со всеми ее членами. При возникновении разногласий каждый член комиссии может представить письменно свое особое мнение, обосновав его.

Комплексную экспертизу назначают в случаях, когда возникшие вопросы не могут быть решены специалистами одного рода и требуются лица разных специальностей. При комплексной экспертизе в состав комиссии, кроме эксперта-автотехника, могут быть включены медики, криминалисты и т.д. Комиссия исследует одни и те же объекты и решают вопросы пограничные, общие для специалистов различных отраслей знания.

По очередности проведения различают первичную, дополнительную и повторные экспертизы.

Проводя первичную экспертизу, эксперт-автотехник отвечает на конкретные вопросы, содержащиеся в постановлении следователя или определении суда.

Дополнительную экспертизу назначают при недостаточной ясности или неполноте заключения эксперта. Дополнительное исследование разъясняет заключения, данные ранее, уточняет процесс исследования ДТП и смысл выводов. Дополнительно аргументируются выводы на поставленные ранее вопросы.

Повторная экспертиза может быть назначена, если имеется сомнение в квалификации эксперта, правильности проведенной экспертизы,

объективности ее выводов или в достоверности исходных данных, положенных в основу заключения, а также при нарушении требований УПК. Необходимость в повторных экспертизах возникает также при выявлении дополнительных материалов, неизвестных при первичной экспертизе и по- новому освещающих обстоятельства дела. Повторная экспертиза чаще всего бывает комиссионной и назначается только в новом составе. В состав новой комиссии не могут быть включены эксперты, участвовавшие в первичной и дополнительной экспертизах.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.156.34 (0.008 с.)