Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация правовых норм. Деление норм права по предмету правового регулирования, по функциям, объему регулирования, по характеру обязательности.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Нормы права - первичная, элементарная часть права. Нормам права присущи все признаки социальных норм. Но они обладают и специфическими признаками, которые отличают их от иных социальных норм. Норма права - это волевое, общеобязательное, формально определенное правило поведения, регулирующее общественные отношения путем предоставления прав и возложения обязанностей, соблюдение которого обеспечено возможностью государственного принуждения. Данное определение включает важнейшие признаки нормы права как регулятора общественных отношений, социально - волевого правила, формально - определенного правила, общеобязательного правила. Подразделение норм права на виды, их классификация способствует более глубокому их познанию, выявленного у них специфических, особенных признаков, отличающихся друг от друга. Очень важной является классификация норм права по предмету правового регулирования, т.е. в зависимости от регулируемых отношений на нормы административного, конституционного, гражданского и иных отраслей права. По функциям права нормы права подразделяются на регулятивные, охранительные и нормы специального действия. Регулятивные нормы подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Охранительные нормы предусматривают меры реагирования на нарушение субъективных прав и обязанностей, устанавливают меры принуждения, меры защиты признанных прав. Специализированные нормы - это нормы о нормах. Они регулируют отношение к другим нормам, предписывают как следует понимать другие нормы. Дефинитивные нормы содержат определение. Они как бы предписывают, как следует понимать соответствующие термины. Коллизионные нормы рассчитаны на строй коллизий, столкновение норм права, когда две или более нормы претендуют на то, чтобы быть применимыми к одному и тому же случаю. Коллизионные нормы предписывают, какая из норм должна быть применена в тех или иных случаях. Среди коллизионных норм выделяются темпоральные, пространственные, иерахические. По характеру обязательности нормы права подразделяются на императивные, диспозитивные. Необходимо учитывать, что наряду с приведенной классификацией возможна и иная. Некоторые исследователи выделяют учредительные и декларативные нормы, нормы рекомендательного характера, поощрительные нормы. Структура нормы права - это ее внутреннее строение, складывающееся из элементов, связанных между собой. В научной литературе в большинстве случаев превалирует мнение, согласно которому норма права состоит из трех частей - гипотезы, диспозиции и санкции по схеме - если (гипотеза), то должно быть (диспозиция), а иначе (санкция). Такую норму обычно называют логической в отличие от реальных норм. Двухчленная структура норм - это тоже структура логическая, но без гипотезы. Трехчленная структура правовой нормы, по мнению некоторых ученых, создается путем искусственного соединения двух норм - регулятивной и охранительной, причем охранительная норма превращается в санкцию регулятивной нормы. При исследовании норм права следует различать норму права и статью закона (или иного нормативного акта). Статья нормативного акта - это есть часть нормативно - правового текста. Соотношение статьи нормативно - правового акта и нормы права это соотношение формы и содержания, которые могут быть различным: в статье может содержаться одна норма; в статье может содержаться несколько норм, и тогда статья подразделяется на части, пункты и параграфы, и наконец, в статье может содержаться половина (часть) нормы, то есть норма права может излагаться в нескольких статьях. По способу изложенных норм права в нормативных актах они могут быть простые, отсылочные и бланкетные. В простой статье содержание изложено полностью, в отсылочной статье излагается какая-то одна часть, вторая формулируется в виде отсылки к конкретным статьям, конкретного закона, в бланкетной статье (ссылочной) формулируется в виде ссылки к целому ряду или виду каких-то правил (например, техника безопасности, природопользования и другие).
Тема 2.5. Формы права Соотношение понятий «форма» и «источник» права. Формы права: нормативный акт, правовой обычай, судебный прецедент, нормативный договор. Понятие и признаки нормативных правовых актов. Система нормативных актов в России. Конституция. Законы: их понятия, признаки, виды. Действие нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц. Судебный прецедент - как источник права. Судебная практика - как источник права. Понятие формы права в теории права толкуется по-разному. Некоторые ученые отождествляют «форму» права и «источник» права. Форма права характеризуется рядом особенностей - посредством нее осуществляется участие государства в правообразовании, это формальный источник права. Под источником права следует прежде всего понимать обусловленный характером правопонимания данного общества способ признания социальных норм в качестве общеобязательных. Некоторые авторы предлагают понимать под термином «источники права» источники права в материальном смысле, а юридические источники права (источники права в формальном смысле) определить как «источники правовых норм». Практически различают следующие формы (источники) права: правовой обычай, юридический прецедент, нормативный акт, нормативный договор. Нормативный акт как самостоятельная форма права представляет собой издаваемый компетентным государственным органом акт, устанавливающий, изменяющийся или отменяющий юридические нормы (правила поведения). Среди них можно выделить конституции, кодексы, декреты, указы, постановления. Наиболее общая классификация нормативно - правовых актов - законы и подзаконные нормативные акты. Изучая различные формы (источники) права, следует ишсгшь, ни наиболее важные, общественно значимые стороны общественной жизни страны обычно урегулируются законами. Необходимо также отличать нормативно - правовой акт от акта применения права. В первом случае всегда устанавливаются, изменяются или отменяются юридические нормы, а во втором - данные нормы, реализуются, применяются индивидуально по конкретному случаю и не содержат норм права. Юридическая сила подзаконных нормативных актов определяется местом органа, их принявшего в иерархической лестнице государственного аппарата. Акты Президента - указы и распоряжения. Указы могут быть как нормативными, так и индивидуальными, правоприменительными. Нормативные указы Президента занимают второе место после законов. Распоряжения Президента принимаются обычно по конкретным вопросам. Акты Правительства РФ - Постановления и распоряжения Правительства могут быть как нормативными так и индивидуальными, правоприменительными. Нормативные Постановления Правительства принимаются по широкому кругу вопросов в пределах его компетенции во исполнении законов и указов Президента РФ. Акты федеральных органов исполнительной власти могут носить разное название: инструкции, постановления, приказы, правила, положения и др. Акты субъектов федерации по своей системе во многом совпадают с системой федеральных актов. Законодательные органы субъектов Федерации принимают законы, конституции, уставы. Администрация субъектов Федерации принимают постановления и распоряжения. К числу подзаконных актов можно отнести нормативные акты органов местного самоуправления в муниципальных округах (городов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.). Они принимаются в пределах компетенции указанных органов и не могут быть отменены общегосударственными органами или органами субъектов Федерации, если не превышают компетенцию. Тема 2.6. Правотворчество и систематизация в праве. Формирование права и правотворчества. Понятие, виды и принципы правотворчества. Право как государственная деятельность.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 936; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.70.108 (0.008 с.) |