Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политический режим: понятие и признаки (демократический, антидемократический) и их проявление.

Поиск

Форма государства - это его устойчивое устройство, выражающееся в характере политических взаимоотношений между людьми и государством в процессе управления, способов организации высших органов власти и в административно - территориальном делении государства.

Форма государства связана с признаками государства, которые являются своеобразными предпосылками формы в ходе исторического развития. В форме государства выражается природа и организация публичной власти, управляющие делами общества.

Иначе говоря, форма государства - это способ организации государственной власти. Причины разнообразия форм государства различны. Форма зависит от типа государства. Феодальному государству, например, наиболее присуща монархия, буржуазному - республика.

Важной причиной многообразия форм является соотношение классовых и социальных сил в обществе. Превалирование демократических сил ведет к установлению республики, демократического режима. Победа реакционных сил связана с установлением антидемократических режимов.

На федеративное устройство огромное влияние оказывает национальный состав страны. Мононациональное общество тяготит к унитарному государству. Многонациональные государства с компактным проживанием на определенной территории разных национальностей - к федеративному устройству.

На форму государства могут оказывать большое влияние традиции, идеология, в том числе и религиозная (ислам, например). Светский руководитель государства может быть одновременно и духовным лидером. Форма государства включает в себя 3 элемента:

• Форму правления

• Форму государственного устройства

• Политический (государственный) режим

Под формой правления подразумевается организация верховной государственной власти, в особенности высших и центральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия населения в формировании этих органов.

Формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом или принадлежит выборному коллегиальному органу. В связи с этим выделяются монархические и республиканские формы правления.

В монархии во главе государства находится монарх, который пользуется своей властью по наследству, хотя возможны варианты, когда начало монархической династии дают выборы.

Монарх приобретает власть по принципу крови, наследуя ее по собственному праву. Монарх не несет никакой юридической ответственности за свои политические действия, в его руках сосредоточена вся полнота верховной государственной власти. Монарх выступает источником всякого права.

В абсолютной монархии государственная власть осуществляется монархом единолично. В дуалистических монархиях за монархом остается исполнительная власть, право формировать правительство, право вето и роспуска парламента.

В парламентарных монархиях назначенные главой государства министры, зависят от вотума доверия парламента, монарх имеет право отлагательного вето и иногда даже право роспуска парламента.

Правовое положение монарха существенно ограничено.

В республике источником власти является народное большинство.

В парламентской республике глава исполнительной власти и его кабинет назначается и контролируется парламентом. С потерей парламентского большинства правительство уходит в отставку. Президент в парламентских республиках играет незначительную роль.

В президентской республике избранный глава государства одновременно является главой правительства, которое он назначает в ряде стран с согласия парламента, и которое он может распустить.

Президент избирается всенародно и призван отстаивать общегосударственные интересы. Смешенную республику можно охарактеризовать как парламентско-президентскую или президентско-парламентскую в зависимости от превалирования полномочий либо парламента, либо президента.

Под формой государственного устройства понимается административно-территориальная организация государства, характер взаимоотношений между частями государства, а также между центральными и местными органами.

По этому признаку государства подразделяются на унитарные и федеративные.

Унитарное государство - это единое государство, не имеющее в своем составе иных государственных образований на правах его субъектов. Оно делится только на административно - территориальные части, не обладающие суверенитетом. Административно - территориальные единицы подчиняются единым общим для всей страны высшим органом власти и управления.

Федерация - союзное государство - это объединение нескольких государств, являющимися правомерными членами федерации. Соотношение между высшими органами власти и управления федерации в целом и высшими органами власти и управления каждого из субъектов федерации, а также их компетенция определяется на основе договора. Федерации могут строится по территориальному и национальному признакам, которые в значительной мере определяют характер, содержание и структуру государственного устройства.

Относительно конфедерации - временного юридического союза суверенных государств, созданного для реализации их общих интересов - в современный теоретико-правовой литературе нет единого мнения. Некоторые учения относят ее к форме государственного устройства, остальные убеждены, что нельзя относить конфедерацию к форме государственного устройства.

Следует обратить внимание при изучении вопроса политический (государственный режим), что эта категория появилась в государственно - правовом обороте в 60-х годах.

В зависимости от набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима - демократический и антидемократический.

Политический режим - способ реализации государства. Он состоит из методов осуществления государственной власти.

Демократические режимы обычно складываются в правовых государствах, недемократические - в тоталитарных, авторитарных.

 

Тема 1.6. Механизм государства.

Механизм государства: понятие и структура. Органы государства: понятие, признаки, виды. Государство и органы местного самоуправления. Принципы организации и деятельности государственного аппарата. Совершенствование механизма современного Российского государства как условие повышения эффективности его функционирования.

Понятие и структура политической системы общества. Функции политической системы. Центральное положение государства в политической системе. Взаимодействие государства с партиями, общественными объединениями и т.п.

Под механизмом государства понимается система его органов, посредством которых оно осуществляет государственную власть и реализует свои функции.

Механизм государства состоит из его органов. Понятие органа государства означает, что государство способно проявлять себя через свои элементы. Каждый орган - элемент предоставления государства на конкретных участках, в различных сферах общественной жизни. Согласно теории систем каждый элемент системы имеет свойства самой системы, поэтому, органы государства обладают всеми признаками системы - механизма государства.

Государственный орган - это звено в системе государственного управления, обладающее властными полномочиями в определенных областях государственной деятельности, которая различается по содержанию и пространственным границам своей власти. Государственные органы имеют право издавать нормативно - правовые акты обязательные для исполнения. Для того, чтобы дать функциональную характеристику органов государства необходимо использовать понятие «компетенция». Для образования органов государства необходима правовая основа - нормативно - правовой акт. Необходимо внимательно использовать ряд принципов организации и деятельности органов государства - конституционности и законности; профессионализма; демократизма; федерализма и другие. Для характеристики органов государства следует изучить и использовать их классификацию: законодательные, исполнительные и судебные; правоохранительные органы. Особое место в системе органов государства занимает Президент, как глава государства.

Теория государства и права обычно рассматривает политическую систему как систему государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции. Эти социальные институты - государство, партии и другие общественные

организации и движения, участвующие в политике, т.е. завоевание,

удержание и использование политической власти. Именно власть и отношения по ее поводу характеризует политические функции.

Общественные факторы, задающие тот или иной характер политической жизни общества, являются прежде всего социологическими. Поэтому характеристику политических систем можно проводить по характеру социальной среды.

Социальная среда распределительного типа может формировать тоталитарные, закрытые политические системы обществ, рыночная социальная среда обычно формирует либерально - демократические политические системы. Возможен смешанный тип социальной среды, который породит конвергенционную политическую систему, которая характеризуется обычно нестабильностью, противоречивостью и превращается либо в тоталитарную, либо в демократическую системы.

Государство выступает в политической системе важным объектом политической борьбы. Именно через государственный механизм партийные интересы, цели могут быть представлены как общественные.

Политические партии являются формализованными политическими организациями. Следует различать парламентские, правящие партии.

Наряду с политическими партиями следует выделять политические и национальные движения. Характеризуя такие общественные организации как профсоюзы, следует отметить, что исследователи выделяют независимые, свободные профсоюзы и профсоюзы, поддерживаемые государством. Особое место в политических системах занимает соотношение государства и церкви. Существуют теократические, светские государства, и смешанные их формы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 518; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.184.195 (0.007 с.)