Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Пальчиковые игры и упражнения со стихотворным сопровождением
Похожие статьи вашей тематики
Апельсин
| Начиная с мизинца, загибать попеременно все
пальцы: Мы делили апельсин. Апельсин всего один. Эта долька — для кота, Эта долька — для ежа, Эта долька для улитки, Эта долька для чижа, Ну, а волку — кожура.
| Замок
| На двери висит замок.
Ритмичные быстрые соединения пальцев рук в «замок».
Кто открыть бы его смог? Повторение движений. Потянули,
Сцепленные в «замок» руки потянуть в одну,
потом в другую сторону.
Покрутили,
Движения кистями рук со сцепленными пальцами от себя — к себе. Постучали
Пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга. И — открыли!
Пальцы расцепить, ладони — в стороны.
| Дом и ворота
| На поляне дом стоит,
Пальцы обеих рук под углом друг к другу, широко расставлены, соприкасаются только кончики одноименных пальцев («крыша дома»)
Ну а к дому путь закрыт.
Большие пальцы обеих рук — вверх,
внутренняя сторона ладоней к себе, остальные
пальцы в горизонтальном положении вместе;
кончики средних пальцев соприкасаются.
Мы ворота открываем,
Ладони поворачиваются параллельно
друг другу.
В этот домик приглашаем.
Пальцы обеих рук под углом друг к другу, широко расставлены, соприкасаются кончики одноименных пальцев.
| Братья-ленивцы
| Спят в избушке пятеро братьев.
Ладонь лежит на столе.
Утром проснулся брат старший,
Потянулся, а самому вставать лень.
Большой палец тянется вверх (остальные
плотно лежат на столе). Большой палец
несколько раз постукивает по указательному
и ложится на стол.
Брат-указка проснулся, потянулся.
Вверх тянется указательный палец.
Стал будить брата-середку:
— Вставай, середка, утро на дворе!
А сам — в кровать.
Указательный палец постукивает по среднему
и ложится на стол.
Потянулся брат-середка, поглядел —-
И впрямь вставать пора!
Поднимается средний палец.
Разбудил второго братца-указку:
— Ну-ка, брат, поднимай семью!
А сам досыпать улегся.
Стучит по безымянному и ложится на стол.
Трудней всех братцу-ленивцу вставать,
Трудней всех потянуться.
Безымянный палец с усилием тянется вверх.
Будит он брата младшего:
Мизинчик, подними всех!
Безымянный постукивает по мизинчику
и ложится на стол.
Проснулся мизинчик, потянулся...
Мизинец тянется вверх.
Да как закричит:
— Вставайте, братцы!
Пора за дело браться!
Мизинец в такт словам барабанит по столу.
Разбудил брата четвертого, самого ленивого.
А сам под одеяло.
Мизинец ложится на стол.
Тут все братья и проснулись.
Все пальцы тянутся вверх, прогибаясь. Ладонь прижата к столу.
| В гости к пальчику большому
| В гости к пальчику большому Руки согнуты перед собой, ладони направлены друг к другу, большие пальцы вверх. Приходили прямо к дому
Соединить под углом кончики пальцев обеих рук (крыша домика). Указательный и средний,
Называемые пальцы поочередно соединяются
с большими на двух руках одновременно.
Безымянный и последний.
Называемые пальцы поочередно соединяются
с большими на двух руках одновременно.
Сам мизинчик-малышок
Пальцы в кулак, выставить вверх только
мизинцы.
Постучался о порог.
Все пальцы сжаты в кулаки, постучать
кулачками друг о друга.
Вместе пальчики — друзья,
Друг без друга им нельзя.
Ритмичное сгибание-разгибание пальцев
на обеих руках.
| Мы учимся письму
| Мы учимся письму. Для чего? И почему?
Дети руками показывают на тетрадь.
Из крючков, из крючков,
Указательные пальцы обеих рук рисуют
в воздухе крючки.
Из кружков, из кружков
Пальцы рук складываются колечками.
Сможем буквы написать,
Имитация в воздухе движений, как при письме.
Если будем мы стараться —
Буквы будут получаться.
Руки на поясе, наклоны головы в стороны.
Пальцы наши потрудились
И немножко утомились.
Ритмичное сгибание и разгибание пальцев. Дружно мы их встряхнем
И опять писать начнем!
Энергичное встряхивание кистей рук.
| Дружба
| Дружат в нашем классе Девочки и мальчики.
Пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Ритмичное касание пальцев обеих рук.
Раз, два, три, четыре, пять —
Начинай считать опять.
Поочередное касание пальцев на обеих руках,
начиная с мизинца.
Раз, два, три, четыре, пять —
Мы закончили считать.
Опустить руки вниз, встряхнуть кистями.
| Прогулка
| Пошли пальчики гулять,
Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу. А вторые догонять. Ритмичные движения по столу указательными пальцами. Третьи пальчики бегом,
Движения средних пальцев в быстром темпе. А четвертые пешком,
Медленное движение безымянных пальцев
по поверхности стола.
Пятый пальчик поскакал
Ритмичное касание поверхности стола
обоими мизинцами.
И в конце пути упал.
Хлопок обоими кулаками по поверхности стола.
| Засолка капусты
| Мы капусту рубим,
Резкие движения прямыми кистями вверх и вниз.
Мы морковку трем,
Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя. Мы капусту солим,
Движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки. Мы капусту жмем.
Интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки. Уф, устали!
Энергичное встряхивание обеих рук.
| Дружные пальчики
| По ходу стихотворного текста пальцы одной
руки, сжатые в кулак, медленно разгибаются
по одному, начиная с мизинца. В конце игры
пальцы снова сжимаются в кулак, но большой
палец при этом кладется сверху.
Этот пальчик маленький,
Мизинчик удаленький.
Безымянный — кольцо носит,
Никогда его не бросит.
Ну а этот — средний, длинный,
Он как раз посередине.
Этот — указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди братьев самый сильный.
Пальчики не ссорятся,
Вместе дело спорится.
| Мышки- шалунишки
| Произнося текст рифмовки, сначала закрывают глаза руками, затем хлопают один раз ладонями, выражая озабоченность, после чего подпирают щеки руками, выражая удивление. Затем, согласно тексту, разыгрывается «пальчиковая игра»: домик — обеими ладонями изображается острая крыша; стол — правая рука сжимается в кулак, левая — прижимается сверху; скамейка — одна рука кладется ладонью вниз, другая прижимается ладонью с одной боковой стороны пальцами вверх; стул — правая рука сжимается в кулак, левая прижимается перпендикулярно к правой; шкаф — кулаки кладутся друг на друга. Слова «лакомиться» и «ловить» сопровождаются соответствующими движениями.
В нашем маленьком домишке
Завелись серые мышки,
Так и шмыгают кругом —
Все по кухне кувырком.
То топочут за столом,
Лакомятся молоком,
На скамейку сесть хотят
И пугают нам ребят.
То на шкаф залезут мышки,
То на стуле — шалунишки.
Так и хочется поймать,
А они — шмыг под кровать!
| Этот пальчик
| Поднять левую руку ладонью к себе
и в соответствии с текстом загибать
правой рукой по очереди пальцы левой руки,
начиная с мизинца.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди...
Встали пальчики, ура!
На прогулку им пора.
| Дружные пальчики
| Пальцы одной руки, сжатые в кулак,
медленно разгибаются по одному,
начиная с мизинца. В конце игры пальцы
снова сжимаются в кулак, но большой
палец кладется сверху:
Этот пальчик маленький,
Мизинчик удаленький.
Безымянный — кольцо носит,
Никогда его не бросит.
Ну, а этот — средний, длинный,
Он как раз посередине.
Этот — указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди братьев самый сильный.
Пальчики не ссорятся —
Вместе дело спорится.
| Ладошки
| Педагог задает вопрос:
— Где ваши ладошки?
— Тут-тут-тут!
Дети показывают руки, сложенные в кулачки.
А в ладошках пальчики живут!
Раскрывают кулачки и показывают
пальчики в движении.
Пальчики трудились,
Не ленились,
Лепили-лепили,
Пальцы рук сгибаются и разгибаются,
имитация лепки.
Рисовали,
Имитация рисования. Строили-строили,
Имитация строительных движений, например, укладывания кирпича. Хорошо играли! А потом, а потом, А потом устали! Встряхивание кистями рук, расслабление пальцев.
| Алые цветы
| Ладони соединены в форме тюльпана,
пальцы медленно раскрываются, затем
производятся плавные покачивания кистями
рук, затем пальцы медленно закрываются,
приобретая вновь форму бутона,
и производятся покачивания
головкой цветка:
Наши алые цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают, головой качают.
| Пять малышей
| Один малыш качается в саду, Один палец выставить вперед и затем показать им, как качаются качели. Два малыша купаются в пруду,
Показать два пальца и затем руками
имитировать движения пловцов.
Три малыша ползут к дверям в квартире,
Показать три пальца и имитировать
движения ползания.
А в эту дверь стучат уже четыре.
Показать четыре пальца и имитировать
«стук» в дверь.
С пятью другими также все в порядке: Показать все пальцы другой руки. Им весело, они играют в прятки. Закрыть обеими руками лицо — «спрятаться».
Где притаились - ясно и ежу,
Руки в замок перед грудью, пальцы
раскрыты («ёж»).
Но я глаза зажмурил и вожу:
Закрыть одной рукой глаза.
«Один, два три... два, три, четыре, пять...
Считать и одновременно показывать
необходимое количество пальцев на руке.
Ну, берегитесь: я иду искать!»
Указательный палец поднят вверх —
«предупреждение», затем имитация
«подкрадывания»
| Зайчики и волк
| В лесу в домике жила зайчиха с двумя зайчатами.
Указательный и средний пальцы обеих рук подняты вверх — это ушки; оставшиеся пальцы собраны в кулак — туловище. Как-то утром зайчата взяли свои любимые барабаны и побежали в лес. Они громко, на весь лес, стали барабанить.
Согнутые мизинец и безымянный — палочки барабана — ударяют в подушечку большого пальца — барабана. Прямые ушки вверху прижаты друг к другу.
И надобно же беде случиться, что около тех мест голодный рыскал волк.
Сложить вместе ладони обеих рук; большие прямые пальцы развести в стороны — это уши волка; у указательных пальцев согнуть верхние фаланги, чтобы ногти соприкасались —
это лоб волка.
Услышал он шум и выскочил на полянку.
Плотно сгруппированные прямые средний
и безымянный пальцы — это нос волка;
два прижатых друг к другу мизинца отходят
вниз — это пасть волка.
Волк поводит ушами, принюхивается,
открывает и закрывает пасть.
Все пальцы шевелятся.
Бедные зайчишки побросали барабаны
и прижались к березе, их и незаметно, только
ушки мелко-мелко трепещут от страха.
Дети прижимают кулачки («зайчиков»)
к груди, их «ушки» выполняют мелкие
колебательные движения — трепещут.
Растерялся волк: «Где же зайцы? Они только
что были здесь и вдруг исчезли. Ох и хитрые,
опять провели старого волка! Ну, зайцы,
погодите! Найду на вас управу!» — прорычал
свои угрозы и побрел в лес.
Только волк исчез, зайчата выскочили,
и забыли свои страхи, и стали смеяться друг
над другом. Один говорит: «Ты так испугался
волка, что у тебя ушки кланялись до земли!»
«Нет! — говорит другой. — Мои ушки
не кланялись, а вот твои ушки приседали
от страха».
Эти и другие движения один из «зайцев»
показывает, а второй как бы машинально
начинает повторять, но, спохватившись,
тут же опровергает наветы и приводит
доказательства для изобличения товарища.
— Нет, мои ушки не приседали от страха, а вот
твои ушки прятались друг за дружку!
— Нет уж, мои ушки не прятались друг
за дружку, а твои ушки бегали друг
за дружкой сверху вниз и сверху вниз!
— Нет, мои ушки так не бегали, а твои ушки
от страха стучали друг о дружку!
И так зайцы расшалились, раскричались, что
встали на уши и пошли домой на ушках.
Вышла мама и говорит: «Что это такое? Опять ушки грязные, опять на ушках ходили? Ну-ка, быстро чистите лапками свои ушки!» Стали зайцы лапками чистить свои ушки. «Ну-ка, я вам склею ушки вместе, чтобы вы больше ими не шалили. Возьмите свои барабаны и учитесь хорошо барабанить, чтобы медведь — директор цирка пригласил вас барабанщиками!»
| Сказка
про зайчика
| Педагогу предлагается в ходе этой
пальчиковой игры передать инициативу
в подборе движений детям, которые
в зависимости от содержания стихотворного
текста выполняют соответствующие
движения.
Девочки и мальчики,
Разомнем-ка пальчики.
Чтоб скорее их размять,
Надо сказку показать.
Пусть покажут пальчики
Сказку нам про зайчика.
У зайки ушки — на макушке,
Он сидит в своей избушке.
Смотрит он в окно — не идет ли кто.
Под окном собачка лает
И ушами шевелит,
Глазками она моргает,
Домик зайки сторожит.
В гости к зайкиной избушке
Скачут быстрые зверушки:
Две подружки-говорушки,
Две зеленые лягушки;
Скачет козлик бородатый,
Рядом с ним — олень рогатый,
И несут в подарок зайке
Барабан и балалайку.
Тренди-бренди, балалайка,
Получай подарок, зайка!
В этой маленькой избушке
Поместились все зверушки:
Сам хозяин — зайка-
Быстрый попрыгайка;
Две подружки-говорушки,
Две зеленые лягушки;
Серый козлик бородатый
И большой олень рогатый.
Тесно в зайкиной избушке —
Надо выйти погулять.
Разбежались все зверушки,
Ну, попробуй их догнать.
Долго, долго мы бежали,
Но зверушек не догнали.
Хоть и очень все устали,
Зато пальчики размяли.
Стали наши пальчики
Ловкие, как зайчики,
Ловкие, послушные,
Всем нам очень нужные.
| Игры, упражнения и задания игрового характера с использованием детской продуктивной деятельности
Большим потенциалом с точки зрения развития ручной умелости и тренировки мелких мышц руки обладают как традиционные и ставшие уже привычными виды детской продуктивной деятельности — рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание, вышивание, шитье, так и нетрадиционные, пока еще мало использующиеся в практике работы педагогов — выкладывание мозаики; сортировка мелких геометрических фигур или предметов с учетом их формы, цвета, размера; нанизывание бус; шнуровка; ниткопись1; «крупное» вышивание2; оригами и др. Чрезвычайно важным в таких упражнениях является приобретение ведущей рукой опыта оперирования разными инструментами, а также формирование навыка координированных движений правой и левой руки с одновременным разграничением их функций.
1 Ниткопись — вид художественной деятельности, произведения которой создаются с помощью уложенных на поверхность шероховатого или ворсистого материала ниток, образующих контур изображения.
2 Вышивание с помощью связанной крючком цветной тесьмы по деревянной пластине с проделанными в ней на равном расстоянии друг от друга небольшими отверстиями.
Кто скорее?
Для этой игры необходим набор шнурков или ленточек. Двум игрокам-соперникам предлагается за определенное время завязать как можно больше узелков (или бантиков) из предложенного материала. После того, как определился победитель, он может вступить в соревнование с другими игроками.
Песочные рисунки
Песок, насыпанный в бумажный пакет со срезанным кончиком, может служить интересным изобразительным материалом. Создавать такие «носочные рисунки» можно во время прогулки на асфальте или дома на листах бумаги, окрашенной в темные тона.
Мозаика на пластилине
Для того чтобы создать такую мозаику, следует подготовить основу — замазать небольшой лист картона пластилином. На такую основу очень легко можно прикреплять семечки от разных растений (подсолнечника, тыквы, яблок, винограда и др.), а полученными мозаичными панно украшают помещение группы, класса.
В качестве материала для создания, изображений также могут быть использованы засушенные цветы, веточки, шишки, мелкие камешки и др. природный материал.
Графические игровые упражнения
История использования таких игровых упражнений достаточно длительна. Особого внимания в ней заслуживают приемы, которые были использованы в практике работы Монтессори-школ: ощупывание специально изготовленных деревянных контуров букв алфавита одним (указательным) или двумя (указательным и средним) пальцами ведущей руки, обведение букв деревянной палочкой; осязание букв, изготовленных из наждачной бумаги, и др.
Среди современных систем графических упражнений эффективной, на наш взгляд, является методика подготовки руки детей к письму, описанная Е.Н. Потаповой. В ее основе — работа детей с разными трафаретами и лекалами: обведение с их помощью контуров геометрических фигур, предметов и последующая их штриховка параллельными, волнистыми, круговыми линиями, а позже — элементами букв (полуовалами, петлями и др.) (рис. 95). Для штриховки дети могут использовать также книги серии «Раскрась сам» или собственные контурные рисунки.
|