Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и сущность маркетинга↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
МАРКЕТИНГ (англ. marketing, от market – рынок), одна из систем управления капиталистич. предприятием, предполагающая тщательный учёт процессов, происходящих на рынке, для принятия хоз. решений. …Нек-рые деятели и пропагандисты М. утверждают, что он способствует социальному перерождению капиталистич. строя в экономич. систему, в центре которой стоит потребитель, его вкусы, желания, запросы. В действительности, М. – это попытка в рамках индивидуального капитала ликвидировать противоречия капитализма. (Большая Советская энциклопедия, т. 15. 1974) Становление понятия «маркетинг» в России Слово «маркетинг» стало активно употребляться в русском языке только на рубеже 80-х – 90-х годов, когда в связи с развитием рыночных отношений появился широкий интерес к внедрению в практику этого «западного» явления. До того это слово было известно лишь узкому кругу специалистов по экономике развитых капиталистических стран. Насколько нам известно, первая переводная – английская – монография, в названии которой содержалось это слово, вышла у нас в 1975 г., вторая – американская – в 1980, а затем, в 1990 и далее, такие книги стали издаваться в больших количествах, причём наряду с преобладающими работами американских авторов появились переводы с французского и немецкого, а также отечественные публикации. Сегодня уже трудно не то что перечислить, а хотя бы окинуть взглядом все издания по маркетингу в целом и по его приложениям в различных сферах. Но и для Запада слово «маркетинг» относительно ново. Оно впервые появилось в США в начале ХХ века. Его рождение не было чётко зафиксировано; иными словами, трудно говорить о том, что такой-то учёный тогда-то в такой-то работе предложил новую экономическую стратегию и назвал её «маркетинг». Дело в том, что английский язык достаточно гибок по сравнению с русским, для него совершенно естественно превратить слово «market» («рынок») в глагол (интуитивно понятный англоязычному человеку и означающий что-то вроде «заниматься рынком», «иметь дело с рынком»), а затем добавить словообразующий суффикс «-ing» (что соответствует русскому «-ние»), так что слово это не воспринималось как экзотический неологизм. Кроме того, для американской культуры, насквозь пронизанной рыночными традициями, само понятие, обозначаемое этим словом, не контрастировало так уж сильно с привычными представлениями, и его радикальная новизна была осознана не сразу; да и современное понимание маркетинга сложилось лишь постепенно. Легко увидеть, что это сильно отличается от ситуации в России, куда слово пришло, по существу, вместе с рыночными реформами, и само понятие маркетинга сразу стало восприниматься как неотделимое от этих реформ. Итак, «маркетинг» – слово английское, а точнее, это русское слово английского происхождения. Отсюда, между прочим, следует, что произносить его нужно с ударением на первом слоге, что соответствует английской норме и не противоречит фонетике русского языка. Использование иностранного слова в данном случае, по-видимому, неизбежно. Об этом приходится говорить, так как вообще существует проблема загрязнения русского языка излишними иностранными, в первую очередь англоязычными, заимствованиями. Эта проблема особенно остра в экономической терминологии, где широко распространены такие слова-паразиты, как «экономикс» (по-русски – «экономика», слово хотя и иностранного происхождения, но давно органически вошедшее в русский язык), «консалтинг» (по-русски – «консультирование»), «ноу-хау» (по-русски – «секрет») и т. п., и в частности, в терминологии маркетинговой («маркетинг-микс», «директ-мейл», «директ-маркетинг», «промоушн» и даже, в названии известной переводной монографии Ф. Котлера, «маркетинг менеджмент» – именно так, хотя в предисловии к той же монографии объясняется, что это означает не что иное как «маркетинговое управление»). В других случаях существует неполное соответствие между чисто русским и иностранным эквивалентами (например, «управление» и «менеджмент»), что даёт основания по меньшей мере для дискуссий о целесообразности использования второго, как передающего специфические оттенки смысла. Иначе обстоит дело со словом «маркетинг». Ведь в отечественном опыте не было не только соответствующего слова – не было и отражаемых им реалий. Так что альтернативы нет. И только после этого обсуждения, необходимого прежде всего для лучшего осознания новизны и оригинальности понятия «маркетинг», перейдём к выяснению вопроса о его значении.
Маркетинг как стратегия предпринимательства Существует множество определений маркетинга. На основании анализа этого множества можно предложить следующее представление – возможно, и не самое точное как определение, но достаточно полно раскрывающее суть явления и в дальнейшем положенное в основу данной книги: Под маркетингом понимается деятельность (в рамках предпринимательства), объединяющая приспособление к рынку с активным воздействием на него. Разумеется, говоря о рынке, мы подразумеваем здесь не систему общественных отношений и уж тем более не место торговли, а рыночный спрос – спрос на товары (в том числе услуги и другие объекты маркетинга), т. е. сформировавшуюся потребность, подкреплённую покупательной способностью (платёжеспособностью). Стоит отметить, что маркетинг если и имеет дело с потребностями, то лишь постольку, поскольку они порождают спрос (если у членов общества существуют потребности, не обеспеченные платёжеспособностью, то это проблема не частного бизнеса, а государства или же благотворительных структур). Поскольку спрос является ключевым понятием маркетинга, можно раскрыть данное выше определение через функции маркетинга по отношению к спросу. С этой точки зрения маркетинговая деятельность заключается в том, чтобы (1) предвидеть спрос, (2) удовлетворять его и (3) управлять им. Что значит предвидеть (прогнозировать) спрос, вряд ли нужно пояснять. На первый взгляд, и вторая позиция в комментариях не нуждается: разве не на удовлетворение спроса направлена любая деятельность? На самом деле не каждый, кто трудится, занят удовлетворением спроса. Так, глядя на рабочего у станка, мы не можем с уверенностью сказать, что именно он делает: работает в своё удовольствие, выполняет план или производит изделия, востребованные рынком. Только в последнем случае налицо маркетинговая деятельность. Управлять спросом необходимо потому, что, во-первых, первые две функции в принципе не могут быть выполнены идеально и между предложением и спросом всегда будет существовать разрыв. Во-вторых, удовлетворять спрос стремятся и конкуренты, следовательно, каждая фирма должна пытаться принять меры по привлечению потребителя именно к своему товару. Управление спросом, в свою очередь, включает: 1) стимулирование спроса, то есть формирование у потребителя стремления приобрести те товары, которые предлагает фирма – через рекламу, систему цен и многое другое; 2) содействие спросу в ситуациях, когда последний уже сформирован, т. е. меры, направленные на сокращение разрыва во времени между принятием решения о покупке и самой покупкой, как бы помощь покупателю в реализации уже сформировавшегося стремления купить товар; для этого надо сделать товар более доступным – как географически, через более удобное и частое размещение пунктов его продажи, так и с точки зрения информированности продавцов, условий кредита, обеспечения тарой, транспортом и т. п.; 3) регулирование спроса, его «приглушение» – в случае, если спрос неравномерен во времени или превышает предложение. При более глубоком подходе под маркетингом понимается особая стратегия предпринимательской деятельности – такая, которая предусматривает выполнение всех перечисленных функций (а это отнюдь не разумеется само собой, как может показаться). В этом смысле маркетинг представляет собой одну из исторически известных и приходивших на смену друг другу стратегий (иногда даже говорят о маркетинговой философии).
Альтернативные стратегии Итак, маркетинг представляет собой особую стратегию бизнеса. Известно несколько таких стратегий, исторически приходивших на смену друг другу. Наиболее ранняя из таких стратегий – производительская. Она заключается в том, что производится и выбрасывается на рынок тот товар, который данный производитель может и хочет производить, не сомневаясь при этом, что товар будет куплен. Это оказывается возможным при неразвитом рынке – или в силу вообще низкого уровня экономического развития общества (например, в средние века кузнец или гончар твёрдо знали, что спрос на их товар существует и наверняка не будет перебит никакими конкурентами), или же когда речь идёт о новом товаре, спрос на который, как известно производителю, давно существовал в скрытом виде, а предложение незначительно. По мере того как рынок развивается, усиливается конкуренция, усложняется товарный ассортимент, дифференцируется спрос и появляется потребность предпринимать специальные усилия для сбыта товаров. Такая стратегия называется сбытовой. При сбытовой стратегии усилия (реклама, поиск покупателей и др.) принимаются для сбыта того товара, который произведён или, возможно, ещё будет произведён, но уже запланирован к производству – но в любом случае независимо от результатов сбытовой деятельности. В зарубежной литературе обычно рассматриваются и противопоставляются маркетингу именно эти две стратегии. Однако ни одна из них не подходит, чтобы адекватно описать систему, существовавшую в нашей стране до рыночных реформ. Очевидно, здесь надо говорить ещё об одной стратегии – плановой, которая, кстати, ещё совершенно не нашла объективного отражения и анализа в литературе (всё написанное о ней носит либо апологетический характер, исключающий всякую критику, либо «разоблачающий»). Плановая стратегия основана на идее централизованного руководства производством и экономикой в целом. Предполагается, что некий орган учитывает все потребности общества – при том, что производство работает не на спрос, а именно на потребности. Затем тот же орган, в соответствии с точно рассчитанными ресурсами и возможностями, развёрстывает задания на производство необходимых для удовлетворения этих потребностей товаров по предприятиям всей страны. Планируется не только производство в точной номенклатуре, но и все поставки – сырья, полуфабрикатов, готовой продукции. Отсюда задача каждого предприятия – чёткое выполнение плана. Любая хозяйственная единица любого уровня просто выполняет задания, включающие и номенклатуру выпускаемой продукции, и её объём, и источники снабжения, и направления поставок. Какая-либо собственная инициатива по перечисленным параметрам исключена – ведь для такой инициативы необходима информация, а подобной информацией обладает только центр. Естественно, что на практике эта система давала неизбежные сбои. Строго говоря, непосредственное осуществление плановой стратегии в полном объёме представлялось возможным лишь при коммунизме. В реальных же условиях предполагалось необходимым согласовывать стремление к удовлетворению общественных потребностей с ограниченностью ресурсов (но как это сделать без рыночных механизмов, никто не знал). Прежде всего, принципиально невозможным оказалось учесть все потребности общества в их многообразии и изменчивости. Это касалось как удовлетворения конечных потребностей, так и поставок по производственным связям. В такой ситуации планы формировались с учётом предложений снизу, от предприятий; не только в теории, но и на практике это был процесс согласовательный. Это называлось принципом демократического централизма и действительно реализовывалось. Однако предприятия, как и министерства, делая свои предложения, руководствовались одним естественным соображением: поскольку благосостояние любого администратора (да и рабочего) зависело не от реализации продукции, а от выполнения плана производства, желательно было этот план заранее минимизировать, доказав вышестоящему органу, что именно низкие показатели являются реальными. На практике не могло быть и речи об удовлетворении общественных потребностей – во-первых, в связи с несовершенством плановых заданий (из-за технической невозможности реально предвидеть все общественные потребности, вместе с их неизбежными колебаниями в течение планового периода, да и совершенно точно разверстать их удовлетворение по исполнителям), а во-вторых, с жёсткостью системы, просто не рассчитанной на любые отступления. С другой стороны, ограниченность ресурсов не позволяет удовлетворять все потребности, когда они не обеспечены реальной платёжеспособностью. В результате плановая экономика столкнулась с явлением, противоположным проблеме сбыта, с проблемой дефицита – сырья и материалов, трудовых ресурсов, потребительских товаров. Обеспечение снабжения с целью выполнения плановых заданий (причём в условиях конкуренции, которую изначальная идея не предполагала) превратилось в одну из важнейших функций деятельности любого предприятия. Будучи в целом более совершенной стратегией, маркетинг не отменяет ни одну из предыдущих, а просто сужает сферу их деятельности. С одной стороны, он вбирает в себя их функции, а с другой – сосуществует с ними во времени, как со стратегиями для ограниченного числа фирм. И сбыт, и планирование сохраняются в качестве функций маркетинга, обслуживающих определённые его стороны. Это относится и к производительскому подходу, который неизбежно применяется при выборе специализации, хотя его и приходится корректировать рыночными соображениями. С другой стороны, выбор немаркетинговой стратегии в некоторых случаях связан со спецификой товара и его рынка. Так, на рынке овощей едва ли целесообразно тратить средства на изучение и стимулирование спроса – здесь вполне уместна производительская стратегия. Столь же уместно заниматься сбытом в ситуациях, когда рынок данного товара или в данном регионе слабо развит. Есть и иной пример, где успешно применяется сбытовая стратегия – это сфера искусства. В самом деле, настоящий художник (поэт, композитор и т. д.) создаёт свои произведения без оглядки на рыночный спрос. Однако вполне естественно его желание затем как можно выгоднее сбыть уже готовое произведение – музею или частному владельцу, издателю, исполнителю (см. 3.4.3). Та или иная фирма сама решает, какую стратегию выбрать. Этот выбор может быть разумным, основанным на сопоставлении предполагаемых выгод от маркетинга с затратами на него, но иногда он просто обусловлен личными качествами (например, консерватизмом, необразованностью) и взглядами руководства фирмы, будучи объективно нерациональным и ведя к неуспеху. А насколько рациональным был выбор в каждом конкретном случае – покажет рынок. Что касается плановой стратегии, то её целесообразно применять в тех сферах, которые и при рыночной экономике остаются в ведении государства – остаются именно потому, что ориентированы на удовлетворение потребностей (здравоохранение, образование, наука, культура). Однако и здесь вполне возможно и желательно привлечение некоторых маркетинговых методов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 700; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.124.161 (0.008 с.) |