Раздел 1. Психология деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Психология деятельности



Л. И. Назарова

 

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Практикум по дисциплинам «Психология»
и «Психология и педагогика» для студентов

непедагогических направлений подготовки

 

 

Москва 2014


УДК 159.9

 

 

Рецензент:

кандидат педагогических наук, доцент,
доцент кафедры материаловедения ФГБОУ ВПО «Московский
государственный университет печати имени Ивана Федорова»
Ю. С. Ценч

 

Назарова, Л. И. Общая психология: практикум по дисциплинам «Психология» и «Психология и педагогика» для студентов непедагогических направлений подготовки / Л. И. Назарова. – М.: ФГБОУ ВПО РГАУ – МСХА имени К. А. Тимирязева, 2014. – 96 с.

 

Материалы практикума соответствуют рабочим программам по дисциплинам «Психология» и «Психология и педагогика» для непедагогических направлений подготовки бакалавров.

Практикум включает в себя практические задания и тесты по разделам общей психологии «Психология деятельности и познавательных процессов» и «Психология личности». Практикум может быть использован в качестве учебно-методического пособия на практических занятиях по дисциплинам «Психология» и «Психология и педагогика», а также для самостоятельного закрепления студентами теоретического материала по общей психологии.

 

© Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К. А. Тимирязева, 2014

 

 

 
 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  Стр.
Введение …………………………………………………...  
Раздел 1. ПСИХОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ……………….  
1.1. Ощущения…………………………………..………….  
1.2. Восприятие.………………………………….……........  
1.3. Мышление.……………………………………………..  
1.4. Воображение.…………………………………………..  
1.5. Внимание……………………………………………….  
1.6. Память ………………………………………………....  
1.7. Речь ……………………………………………….........  
Раздел 2. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ……………….  
2.1. Способности………………………………………........  
2.2. Темперамент………………………………………........  
2.3. Характер………………………………………………...  
2.4. Воля……………………………………………………..  
2.5. Эмоции………………………………………………….  
2.6. Мотивация………………………………………….......  
   
Заключение………………………………………………….  
Список рекомендуемой литературы ……………………...  
Приложение…………………………………………………  
   
     

ВВЕДЕНИЕ

 

Психология как наука, изучающая мир субъективных явлений, процессов, состояний, осознаваемых и не осознаваемых человеком, представляет интерес для людей самых разных профессий. Знания по общей психологии и умения применять их на практике помогают нам и в профессиональной деятельности, и в обыденной жизни.

Общая психология включает в себя два раздела – «Психология деятельности и познавательных процессов» и «Психология личности».

Познавательная деятельность человека складывается из серии познавательных психических процессов: ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и речи. Процесс познания окружающего мира осуществляется на двух уровнях: чувственное познание (ощущения и восприятие) и рациональное познание (мышление и воображение). Память, внимание и речь представляют собой необходимые условия познания.

Изучая психологию личности, прежде всего следует уяснить соотношение понятий «человек», «индивид», «личность» и «индивидуальность». Человек определяется в психологии как живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью производить и использовать орудия труда. Индивид – целостный, неповторимый представитель рода со своими психофизиологическими особенностями. Личность – субъект отношений и сознательной деятельности, способный к саморазвитию и самопознанию. Индивидуальность – своеобразие, оригинальность личности и психики человека. Основными характеристиками личности и индивида являются следующие: способности, темперамент, характер, воля, эмоции, мотивация.

Для закрепления теоретического материала Вам предлагается выполнить практические задания по каждой теме. Вы сможете изучить важнейшие характеристики познавательных процессов, позволяющих получать информацию об окружающем мире, о себе, о других людях; исследовать личностные качества и характеристики свойств личности с помощью известных психологических методик.

Рекомендуем Вам самостоятельно отвечать на вопросы для самоконтроля, приведенные в конце каждой темы.

 

 

Раздел 1. ПСИХОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

 

ОЩУЩЕНИЯ

Ощущения – это первичное отражение окружающей действительности, возникающее под непосредственным воздействием раздражителей на органы чувств.

Анализатор – относительно автономная органическая система, обеспечивающая переработку сенсорной информации на всех уровнях ее прохождения через нервную систему. Включает в себя рецепторы (или органы чувств), нервные пути и соответствующую зону головного мозга.

Абсолютный нижний порог ощущений – минимальная величина раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение.

Абсолютный верхний порог ощущений – максимальная величина раздражителя, еще вызывающего ощущение (при дальнейшем усилении раздражителя ощущения исчезают или перерастают в болевые).

Виды ощущений

Экстероцептивные (внешние) ощущения – ощущения, возникающие под воздействием внешних факторов на рецепторы, расположенные на поверхности тела человека. Выделяют дистантные ощущения (зрительные и слуховые) и контактные ощущения (осязательные и вкусовые), обонятельные ощущения занимают промежуточное положение между дистантными и контактными.

Интероцептивные (органические) ощущения – ощущения, отражающие состояние организма человека (жажда, голод, боль, тошнота, усталость и т. д.).

Проприоцептивные (кинестетические) ощущения – ощущения, отражающие движения тела и положение тела в пространстве (чувство равновесия).

Свойства ощущений

Адаптация (приспособление) – изменение или исчезновение чувствительности в результате длительного воздействия раздражителя (например, когда человек входит в реку, вода кажется ему холодной, затем ощущение холода исчезает).

Контраст – изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя (например, одновременный контраст – одна и та же фигура на черном фоне кажется светлее, на белом – темнее; последовательный контраст – после холодного слабый тепловой раздражитель кажется горячим).

Синестезия – возникновение под влиянием раздражения некоторого анализатора ощущений, характерных для другого анализатора (например, звуки музыки могут вызвать ощущения цвета).

Сенсибилизация – повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, а также систематических упражнений (например, усиление слуховой чувствительности под воздействием зрительных раздражителей).

Компенсация – восполнение утраченных ощущений за счет усиления чувствительности других органов чувств (например, у людей, потерявших зрение, усиливается слуховая и осязательная чувствительность).

 

Задание 1. Опыт Мариотта

Рецепторы, воспринимающие воздействие световых волн разной длины, расположены на сетчатке глаза (палочки, обладающие большей чувствительностью, но различающие лишь черно-белый спектр, и колбочки, обладающие меньшей чувствительностью, но различающие цвета). Место выхода зрительного нерва на сетчатке получило название слепого пятна, так как на этом участке нет фоторецепторов – палочек и колбочек. Убедиться в этом поможет опыт Мариотта. Закройте левый глаз, а правым пристально рассматривайте крестик (рис. 1), медленно приближая рисунок к глазу на расстояние приблизительно 20 см. При определенном расстоянии белое пятно на рисунке исчезнет. Это произойдет потому, что изображение окажется на слепом пятне.

 

Рис. 1

 

Задание 2. Явление последовательного контраста

Внимательно посмотрите на изображенную на рисунке 2 фигуру в течение 30–40 с, а затем переведите взгляд на потолок. Вы сможете увидеть последовательный образ.

 

Рис. 2

 

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятию «ощущения».

2. Сравните понятия «анализатор» и «орган чувств».

3. Какие виды ощущений Вы знаете? Приведите примеры ощущений каждого вида.

4. Какие свойства ощущений проявляются в следующих примерах:

· слабые вкусовые ощущения (кислое) повышают зрительную чувствительность;

· попадая в затемненную комнату, человек вначале ничего не видит, а через 3–5 минут начинает различать свет, проникающий туда;

· сладкие фрукты после шоколада кажутся безвкусными;

· если в темном зрительном зале включить яркий свет, музыка будет казаться громче;

· человек не замечает давления одежды на тело;

· человек выделяет «теплые» и «холодные» цвета, хотя его зрительный анализатор не может определять температуру;

· зеленый предмет на красном фоне кажется более ярким;

· у музыкантов развивается высокая слуховая чувствительность, у дегустаторов – обонятельные и вкусовые ощущения.

 

ВОСПРИЯТИЕ

Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений окружающей действительности при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Завершается формированием образа.

Восприятие – результат деятельности системы анализаторов. Восприятие позволяет получить интегральную картину действительности, в отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности.

Зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей называется апперцепцией.

Виды восприятия

· Восприятие предметов и явлений окружающей действительности

· Восприятие человека человеком

· Восприятие времени

· Восприятие движения

· Восприятие пространства

Свойства восприятия

Целостность – внутренняя взаимосвязь частей целого в образе (рис. 3, 4).

 

 

       
 
Рис. 3
 
Рис. 4
 

 


Предметность – обособленность в пространстве и времени воспринимаемых объектов (это свойство наиболее ярко проявляется во взаимообособлении фигуры и фона (рис. 5–8).

 

           
 
Рис. 5
 
Рис. 6
 
   
Рис. 8

 


 
 
Рис. 7

 


Обобщенность – соотнесение каждого образа с некоторым классом объектов.

Константность – относительное постоянство восприятия образа (размеры, форма и цвет объектов воспринимается независимо от расстояния, условий освещенности и угла восприятия).

Избирательность – преимущественное выделение одних объектов перед другими в процессе восприятия.

 

Иллюзии восприятия – искаженное восприятие реально существующей действительности. Наиболее распространены зрительные иллюзии (рис. 9–14).

 

       
 
Рис. 9
 
Рис. 10


 

 

       
 
Рис. 11
 
Рис. 12

 


       
 
Рис. 13
 
Рис. 14

 

 


Задание 3. Определение типа восприятия

Внимательно посмотрите на рисунки 15–26, подберите к каждому из них название из перечисленных вариантов и запишите его номер. При обработке используйте матрицу:

К 1 4 7 10

А 2 5 8 11

Э 3 6 9 12

Подчеркните номера выбранных Вами названий (если номер повторяется неоднократно – соответственно столько раз его и подчеркните). Сосчитайте количество отмеченных чисел в каждой строке.

Если больше всего отмечено чисел в первой строке (К) – у Вас конкретный тип восприятия (внимательное отношение к деталям, подробностям, затруднения с пониманием основного смысла явлений).

Если больше всего отмечено чисел во второй строке (А) – у Вас абстрактный тип восприятия (склонность к обобщенному отражению явлений и к определению основного смысла происходящего, не вдаваясь в подробности).

Если больше всего отмечено чисел в третьей строке (Э) – у Вас эмоциональный тип восприятия (характерно не столько выделение сущности явления и его частностей, сколько стремление прежде всего выразить свои переживания, вызванные этим явлением).

 


Рис. 15. 1. Кукла; 2. Игра; 3. Дружба; 4. Буратино; 5. Глупость; 6. Симпатия; 7. Толстяк; 8. Сходство; 9. Любопытство; 10. Ребенок; 11. Непонимание; 12. Уверенность
Рис. 16. 1. Письмо; 2. Просьба; 3. Радость; 4. Пионеры; 5. Новость; 6. Надежда; 7. Ящик; 8. Сообщение; 9. Грусть; 10. Ученики; 11. Поздравление; 12. Тоска

 

       
   
Рис. 18. 1. Двор; 2. Спорт; 3. Обида; 4. Бабушка; 5. Игра; 6. Безразличие; 7. Мальчик; 8. Старость; 9. Страх; 10. Футболист; 11. Шалость; 12. Печаль
 
Рис. 17. 1. Луг; 2. Приволье; 3. Удивление; 4. Девочки; 5. Движение; 6. Любопытство; 7. Парашют; 8. Событие; 9. Радость; 10. Подруги; 11. Отдых; 12. Огорчение
 

 

 


 

       
 
Рис. 19. 1. Крыша; 2. Ловкость; 3. Неуверенность; 4. Кошка; 5. Гибкость; 6. Глупость; 7. Скворечник; 8. Разбой; 9. Смелость; 10. Труба; 11. Грабеж; 12. Беспечность
 
Рис. 20. 1. Дорога; 2. Поездка; 3. Страх; 4. Лето; 5. Опоздание; 6. Уверенность; 7. Автомобиль; 8. Необходимость; 9. Сомнение; 10. Юноша; 11. Спешка; 12. Волнение

 

       
 
Рис. 21. 1. Газета; 2. Приветствие; 3. Доброта; 4. Сквер; 5. Отдых; 6. Гордость; 7. Пешеход; 8. Ошибка; 9. Удивление; 10. Читатель; 11. Рассеянность; 12. Обида
   
Рис. 22. 1. Мужчина; 2. Ловкость; 3. Радость; 4. Утка; 5. Гибель; 6. Надежда; 7. Спортсмен; 8. Полет; 9. Безразличие; 10. Натуралист; 11. Развлечение; 12. Горе
 

 

 


 

 

       
 
Рис. 23. 1. Окна; 2. Момент; 3. Тоска; 4. Галка; 5. Покой; 6. Надежда; 7. Часы; 8. Жизнь; 9. Смятение; 10. Мостовая; 11. Безмолвие; 12. Радость
 
Рис. 24. 1. Девочка; 2. Движение; 3. Удовольствие; 4. Собака; 5. Спутники; 6. Радость; 7. Лето; 8. Бег; 9. Опасение; 10. Тропинка; 11. Отдых; 12. Преданность

 


 

       
   
Рис. 26. 1. Бедняк; 2. Арифметика; 3. Тоска; 4. Сирота; 5. Учеба; 6. Сомнение; 7. Оборванец; 8. Наука; 9. Восхищение; 10. Нищий; 11. Знание; 12. Надежда
 
Рис. 25. 1. Дворник; 2. Сходство; 3. Печаль; 4. Мальчик; 5. Разрушение; 6. Радость; 7. Забор; 8. Гибель; 9. Сожаление; 10. Зима; 11. Забава; 12. Тоска
 

Задание 4. Определение точности в оценке времени

Испытуемый должен определить отрезки времени, равные 3, 50, 10, 17 с. Экспериментатор отмечает ударом карандаша по столу начало и конец временнόго отрезка. Испытуемый, не прибегая к счету или другому средству, оценивает и записывает продолжительность данного промежутка времени в секундах. Определите точность оценки времени С по формуле

где А – разность между истинным и кажущимся временными отрезками, с; В – отрезок времени, заданный экспериментатором, с.

Сделайте выводы об индивидуальных особенностях восприятия временных интервалов. Сравните Ваши результаты со средними значениями точности оценки времени в группе.

Задание 5. Определение точности глазомера

Нарисуйте на листе нелинованной бумаги 10 линий длиной по 18 см. Разделите их пополам (не измеряя линейкой и не перегибая лист пополам). Определите допущенные отклонения – абсолютную ошибку (мм). Заполните таблицу 1 по образцу.

Т а б л и ц а 1

№ пробы Исходная длина половины отрезка, мм Результат испытуемого Абсолютная ошибка, мм

 

Подсчитайте среднюю ошибку, разделив сумму абсолютных ошибок на количество проб (10). Если средняя ошибка не превышает 3 мм, глазомер оценивается как хороший, если превышает – считается, что глазомер развит недостаточно.

Сделайте вывод об особенностях своего глазомера, в случае необходимости наметьте программу его совершенствования.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятию «восприятие».

2. Назовите виды восприятия.

3. Какими свойствами обладает восприятие?

4. Что понимают под иллюзиями восприятия?

5. Приведите примеры зрительных иллюзий исходя из собственных наблюдений.

 

МЫШЛЕНИЕ

Мышление – это обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Это высший познавательный процесс, порождение нового знания, активная форма творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. Итогом мышления является не образ, а некоторая мысль, идея.

Виды мышления

1. Наглядно-действенное – решение мыслительной задачи непосредственно в процессе действий с предметами, реального преобразования ситуации.

2. Наглядно-образное – связано с представлением ситуаций и изменений в них.

3. Словесно - логическое – осуществляется при помощи логических операций с понятиями.

Данная классификация рассматривает виды мышления в онтогенезе – в том порядке, как они формируются у ребенка по мере его развития.

Также мышление классифицируют на творческое и критическое; дивергентное (поиск множества решений одной и той же проблемы) и конвергентное (решение задачи по определенному алгоритму) и т.д.

Процессы мышления

Определение понятий – система суждений о некотором классе предметов или явлений, выделяющая наиболее общие их признаки (Человек – это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью производить и использовать орудия труда).

Суждение – высказывание, содержащее определенную мысль. Суждение строится на совокупности понятий (Земля – это планета Солнечной системы).

Умозаключение – серия логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание (Все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца. Земля – планета Солнечной системы, значит, она вращается вокруг Солнца).

Способы производства умозаключений:

· индукция – вывод общего суждения из частных;

· дедукция – вывод частного суждения из общего;

· аналогия – логический вывод, отражающий направленность мысли от частного к частному.

В структуре мышления выделяют мыслительные (или логические) операции:

· сравнение – установление сходства и различия между предметами и явлениями действительности;

· классификация (может стать результатом сравнения)– мысленное распределение предметов и явлений по группам и подгруппам;

· анализ – мысленное разложение предмета, явления или понятия на составляющие элементы с последующим сравнением;

· синтез – построение целого из аналитически заданных частей (операция, обратная анализу);

· обобщение – объединение предметов или явлений по их существенным признакам и свойствам;

· конкретизация – отвлечение от общих признаков и подчеркивание частного, единичного;

· абстрагирование – выделение одних признаков предметов или явлений и отвлечение от других.

Интеллект – совокупность общих умственных способностей, обеспечивающих человеку успех в решении разнообразных задач.

Задание 6. Определение коэффициента умственного развития (IQ-тест Айзенка)

Данный тест приводится фрагментарно (из восьми субтестов Г. Айзенка выбран один). На выполнение заданий теста отводится ровно 30 минут. За это время постарайтесь решить как можно больше задач. Записывайте номер задания и Ваш ответ, который может состоять из одного числа, буквы или слова. Если не удается быстро решить какую-либо задачу, не пишите ответ наугад, пропустите ее и переходите к решению следующей, так как в итоге учитывается только общее число правильно решенных задач.

Примечания: 1) точки в скобках обозначают число букв в пропущенном слове; 2) для решения некоторых заданий потребуется использовать последовательность букв русского алфавита без буквы Е.

Тест Айзенка

1. Выберите нужную фигурку из четырех пронумерованных (рис. 27):

 

 

1 2 3 4
Рис. 27

 

2. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго: СВИР (…) НИК

 
 
БОРАК КОТОЛЬ ОЛЧЕП ОНЕКОЛ  


3. Исключите лишнее слово:

 

4. Определите пропущенное число (рис. 28):

Рис. 28

 

5. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных (рис. 29):

 

 

 

Рис. 29

6. Вставьте пропущенное число:

 

7. Вставьте пропущенное слово:

 

8. Вставьте пропущенное число:

 

 
 
ЕЛМ ШААДАНКР АУМХ ОЕПР


9. Исключите лишнее слово:

 

 

А Г З М?
10. Вставьте недостающую букву:

 

 

11. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных (рис. 30):

 

Рис. 30

 

12. Вставьте пропущенные числа (рис. 31):

            ?
      ?

 

 

Рис. 31

13. Вставьте недостающие буквы

(рис. 32):

 

Рис. 32

 

 

14. Выберите нужную фигурку из шести пронумерованных (рис. 33):

 

Рис. 33

 

15. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго: РО (…) ЕХА

 
 
836 (316) 112 213 () 420


16. Вставьте пропущенное число:

 

 
 
5 8 12 7 12 18 3 4?


17. Вставьте пропущенное число:

 

 

18. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго: РАС (…) ОС

 

188 (118) 424 214 () 320
19. Вставьте пропущенное число:

 

 

20. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных (рис. 34):

 

Рис. 34

 
 
КОЧАН (ТУЧА) ШТУКА ХВОСТ (….) ОТРЕЗ


21. Вставьте пропущенное слово:

 

 
 
0 7 26?


22. Вставьте пропущенное число:

 
 
ГОАЛЬ ВНАИ ЯМАИР ЯИИЛД


23. Исключите лишнее слово:

 

 

24. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок: ОВРАГ (…..) ОПОРНЫЙ БРУС

 

25. Вставьте недостающее число: 71 68 77 50?

 

26. Выберите нужную фигурку из шести пронумерованных (рис. 35):

 

 
 
1 2 3 4 5 6


Рис. 35

 

27. Выберите нужную фигурку из шести пронумерованных (рис. 36):

 

Рис. 36

 

? С А С У К А К Р
28. Вставьте пропущенную букву:

 

 

 
 
СТОПА (СОЛЬ) КЛЕТЬ ПАУЗА (….) СТЕПЬ


29. Вставьте пропущенное слово:

 

 

30. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных (рис. 37):

 

Рис. 37

Задание 7. Использование творческого мышления для решения задач

Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей.

1. Проведите 4 прямых отрезка через 9 точек (рис. 38), не отрывая руки и не проводя дважды по одной линии.

 

� � �

� � �

� � �

Рис. 38

 

2. Сложите четыре равносторонних треугольника из 6 спичек.

3. Решите задачу: «Часы отбивают 6 ударов за 6 секунд. Сколько времени уходит на 12 ударов?»

4. Решите задачу: «Некий английский студент, сняв комнату на неделю, предложил хозяйке в уплату цепочку из 7 драгоценных колец с условием, что он будет расплачиваться с ней ежедневно. Хозяйка согласилась, оговорив со своей стороны, что он может распилить только одно кольцо. Как студенту удалось расплатиться с хозяйкой?»

5. Продолжите ряд: собака – 3, кошка – 3, корова – 2, лошадь – 5, коза – 2, кукушка – 4, петух – 8, осел –?

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятию «мышление».

2. Назовите основные виды мышления. В какой последовательности они развиваются у ребенка?

3. Охарактеризуйте процессы мышления: определение понятий, суждение, умозаключение.

4. Какие мыслительные операции Вы использовали при решении заданий теста Айзенка?

 

ВООБРАЖЕНИЕ

Воображение – это психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых.

Виды воображения

Активное воображение – характеризуется тем, что человек по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы. Активное воображение может быть творческим (создание новых, оригинальных образов; мечты) и воссоздающим (создание образов, соответствующих описанию).

Пассивное воображение – создание образов, которые не воплощаются в жизнь. Пассивное воображение бывает преднамеренным (грезы, неосуществимые фантазии) и непреднамеренным (сновидения, галлюцинации).

 

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятию «воображение».

2. Охарактеризуйте виды воображения

3. Какие приемы творческого воображения были использованы при создании следующих образов:

· самолет, локатор;

· русалка, кентавр, грифон;

· Гамлет, Отелло, Чичиков, Онегин;

· шаржи, карикатуры;

· циклоп, трехглавый дракон, гном, многорукий Будда.

 

 

ВНИМАНИЕ

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или видах деятельности при одновременном отвлечении от других.

Виды внимания

Непроизвольное – не требует сознательно поставленной цели и приложения волевых усилий.

Произвольное – требует сознательно поставленной цели и приложения волевых усилий.

Постпроизвольное («послепроизвольное») – возникает после произвольного внимания в случае появления интереса к объекту или деятельности.

Свойства внимания

Концентрация внимания – сосредоточенностьвнимания на одном объекте или виде деятельности при отвлечении от всего остального.

Устойчивость внимания – длительность сосредоточения на объекте, явлении или деятельности.

Переключаемость внимания – способность быстро переводить внимание с одного объекта или вида деятельности на другой.

Распределение внимания – способность рассредоточить внимание на нескольких объектах, выполнять одновременно два и более видов деятельности.

Объем внимания – количество объектов, на которые может быть одновременно направлено внимание в процессе их восприятия. Средний объем внимания – 5–7 единиц информации.

 

Задание 10. Определение концентрации и переключае-мости внимания посредством таблицы Шульте

Для выполнения задания поделитесь на пары – испытуемый и экспериментатор. Эксперимент состоит из трех опытов. В 1-м опыте экспериментатор измеряет время Т1, за которое испытуемый находит в таблице (рис. 39) и называет черные числа от 1 до 25 (в возрастающем порядке). Во 2-м опыте следует измерить время Т2, за которое испытуемый находит белые числа от 24 до 1 (в убывающем порядке). В 3-м опыте измерьте время Т3, за которое испытуемый попеременно находит черные числа в возрастающем порядке и белые в убывающем порядке (1 черн. – 24 бел., 2 черн. – 23 бел., 3 черн. – 22 бел. и т.д.). Поменяйтесь ролями и повторите опыты.

Показатель концентрации внимания определяется средним временем выполнения 1-го и 2-го опытов:

КВН � 35 с 36–40 с 41–45 с � 45 с
Оценка Отл. Хор. Удовл. Неуд.

 

Кроме количественной оценки концентрации внимания следует учесть качество выполнения задания – ритм, отсутствие «провалов» внимания.

 

 

Рис. 39

 

 

Показатель переключаемости внимания:

ПВН = Т3 – (Т1 + Т2).

 

ПВН �100 с 100–160 с 160–210 с �210 с
Оценка Отл. Хор. Удовл. Неуд.

 

             
             
             
             
             
             
             

Проанализируйте полученные данные, сопоставьте результаты с данными самонаблюдения, подумайте, существует ли взаимосвязь между показателями концентрации и переключаемости внимания.

 

Задание 11. Определение устойчивости и концентрации внимания посредством корректурной таблицы Бурдона

Таблица Бурдона (рис. 40) представляет собой перечень букв, расположенных в случайном порядке. Задание может выполняться одновременно всей группой в течение 4-х минут. По команде экспериментатора Вы начнете вычеркивать карандашом 4 указанные перед началом опыта буквы (таблицу следует просматривать по строкам!). Каждую минуту Вам будет подаваться сигнал, в ответ на который Вы будете ставить вертикальную черту в том месте строки, где он Вас застал. На 2 и 4-й минутах Вашу работу будет сопровождать помеха (чтение стихотворения).

Подсчитайте число просмотренных знаков (всех) в каждую минуту N1, N2, N3, N4 и число ошибок О1, О2, О3, О4 – неверно вычеркнутых и невычеркнутых букв.

Показатель устойчивости внимания УВН равен сумме просмотренных в 1-ю и 3-ю минуты знаков минус ошибки:

УВН = (N1 – О1) + (N3 – О3).

 

УВН � 430 401–430 371–400 341–370 311–340 281–310 251–280
Баллы              
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

 

Показатель концентрации внимания КВН равен сумме просмотренных во 2-ю и 4-ю минуты знаков минус ошибки:

КВН = (N2 – О2) + (N4 – О4).

КВН � 400 371–400 341–370 311–340 281–310 251–280 221–250
Баллы              
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.203 (0.245 с.)