Психогеометрический тест (Э. Махони) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психогеометрический тест (Э. Махони)



Нарисуйте фигурку человека, используя круги, квадраты и треугольники любых размеров. В изображении должны быть использованы не менее двух типов элементов, а всего в фигурке должно быть ровно 10 элементов. На второй странице снова нарисуйте человечка из геометрических фигур (также в сумме должно быть 10 элементов). И еще раз повторите этот опыт на третьей странице.

Первая фигурка означает доминирующий тип личности, вторая – тип, присутствующий как состояние, третья – будущие перспективы.

Для обработки результатов тестирования подсчитайте в каждой фигурке число использованных треугольников и запишите его, рядом – число квадратов и число кругов. Вы получили для каждой фигурки трехзначный код Ваших особенностей. Найдите в таблице 6 полученные коды, а затем прочитайте характеристику соответствующих им типов личности.

Т а б л и ц а 6

Тип личности
               
901 721 910 730 802 604 811 613 820 622 703 631 712 640           055 253 064 262 073 271 082 280 091 352 154 361 163 370 172 451 181 460 190 550  

 

Если код Вашего рисунка содержится в столбцах двух типов личности, значит, Вам свойственны черты обоих типов. Тест указывает тип личности на момент тестирования. Со временем тип личности может меняться.

1-й тип – «руководитель». Обычно эти люди имеют склонность к руководящей и организаторской деятельности. Они хорошо адаптируются в социальной среде, ориентированы на общепринятые формы поведения. Обладают даром хороших рассказчиков. Доминирование над другими удерживают в определенных границах.

2-й тип – «ответственный исполнитель». Этот тип родственен типу «руководитель», однако ему не свойственно самостоятельное принятие ответственных решений. Люди этого типа отличаются высоким профессионализмом, требовательностью к себе и другим, высоко ценят правдивость.

3-й тип – «тревожно-мнительный». Эти люди характеризуются разнообразием способностей – от тонких ручных навыков до литературной одаренности. Обычно имеют хобби, могут внезапно изменить свою профессию. Абсолютно не выносят грязь и беспорядок. Часто очень ранимы и неуверены в себе.

4-й тип – «ученый». Люди этого типа легко абстрагируются от реальности, отличаются способностью разрабатывать по любому вопросу «свои новые теории». Обычно они обладают душевным равновесием и рационально обдумывают свое поведение.

5-й тип – «интуитивный». Эти люди очень чувствительны, альтруистичны, им легче работать, переключаясь с одной деятельности на другую. Обладают хорошими ручными навыками и творческим воображением (что дает возможность заниматься техническими видами творчества), а также хорошим самоконтролем. Отвергают посягательства на свою свободу.

6-й тип – «изобретатель, конструктор, художник». Этот тип часто встречается среди людей с «технической жилкой». Такие люди обладают богатым воображением, пространственным видением, занимаются различными видами технического, художественного и интеллектуального творчества. Часто погружены в себя, в жизни придерживаются собственных моральных норм. Эмоциональны, одержимы собственными идеями.

7-й тип – «эмотивный». Эти люди способны к повышенному сопереживанию по отношению к другим, тяжело переживают «жестокие кадры фильма», могут быть надолго «выбитыми из колеи» из-за неприятных событий. Они настолько близко к сердцу принимают чужие беды и неудачи, что становится затруднительной реализация их собственных способностей.

8-й тип – «неотзывчивый». Характеризуется качествами, противоположными качествам эмотивного типа. Люди этого типа не чувствительны к переживаниям других. При желании они способны заставить других делать то, что они считают нужным. Они часто бывают черствы с окружающими, не замечают их проблем и оказывают на них давление.

Сравните результаты разных проективных тестов (насколько они соответствуют Вашим чертам характера и как их интерпретации согласуются друг с другом).

Вопросы для самоконтроля

1. Определите понятие «характер».

2. Какие факторы влияют на формирование характера?

3. В каком возрасте воздействие этих факторов на характер ребенка является наиболее сильным?

4. Что понимают под акцентуацией характера?

5. Какие акцентуации характера в большей мере подходят лидеру?


ВОЛЯ

Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения, связанное с преодолением внешних и внутренних препятствий.

Основные признаки волевого акта

· наличие четко поставленной цели и программы ее достижения;

· приложение усилий;

· повышенное внимание к своей деятельности;

· отсутствие непосредственного удовольствия от деятельности (но не от ее результатов!).

Структура волевого акта

В сложном волевом акте можно выделить 4 фазы:

1) возникновение побуждения и предварительная постановка цели;

2) обсуждение и борьба мотивов;

3) принятие решения;

4) исполнение решения.

Особенность протекания волевого акта состоит в том, что механизмом его осуществления являются волевые усилия на всех фазах. Осуществление волевого акта всегда связано с ощущением нервно-психического напряжения.

Волевые качества личности – это сложившиеся в процессе получения жизненного опыта свойства личности, связанные с реализацией воли и преодолением препятствий на жизненном пути.

К основным, базовым волевым качествам личности, определяющим большинство поведенческих актов, относятся целеустремленность, инициативность, самостоятельность, решительность, смелость, настойчивость, выдержка, организованность, дисциплинированность.

Формирование волевых качеств

Воля – это элемент сознания личности, поэтому она не является врожденным качеством, а формируется и развивается в процессе становления личности. Развитие воли у человека связано с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные, то есть с приобретением человеком контроля над своим поведением, с выработкой волевых качеств личности в какую-либо сложную форму деятельности. У детей волевые механизмы формируются примерно к 11-ти годам. Чтобы развивать волевые качества, личности необходимо ставить перед собой значимые для нее цели и направлять свои волевые усилия на преодоления препятствий на пути достижения этих целей. Чем больше препятствий преодолеет личность, тем более развитой будет ее волевая сфера. Однако травмирующие психику события или действия, направленные против человека, могут «сломить» его волю. Благодаря наличию воли личность чувствует и осознает свою индивидуальность, способность взять на себя ответственность за собственное поведение.

Волю чаще проявляют не столько для того, чтобы заставить себя что-то сделать, сколько для того, чтобы заставить себя чего-то не делать. Воля необходима для регуляции не только деятельности человека, но и его эмоционального состояния.

 

Задание 26. Тест на силу воли

Выберите наиболее подходящий вариант ответа на вопросы.

1. Часто ли Вы задумываетесь над тем, какое влияние Ваши поступки оказывают на окружающих людей:

а) очень редко;

б) редко;

в) достаточно часто;

г) очень часто.

2. Случается ли Вам говорить людям что-либо такое, во что Вы сами не верите, но утверждаете из упрямства, наперекор другим:

а) да, б) нет.

3. Какие из перечисленных ниже качеств Вы более всего цените в людях:

а) настойчивость,

б) широту мышления,

в) умение показать себя.

4. Имеете ли Вы склонность к педантизму:

а) да, б) нет.

5. Быстро ли Вы забываете о неприятностях, которые случаются с Вами:

а) да, б) нет.

6. Любите ли Вы анализировать свои поступки:

а) да, б) нет.

7. Находясь среди людей, хорошо Вам известных, Вы:

а) стараетесь придерживаться правил поведения, принятых в этом кругу;

б) стремитесь оставаться самим собой.

8. Приступая к выполнению трудного задания, стараетесь ли Вы не думать об ожидающих Вас проблемах:

а) да, б) нет.

9. Какая из перечисленных ниже характеристик Вам более всего подходит:

а) мечтатель,

б) «рубаха-парень»,

в) усерден в работе,

г) пунктуален и аккуратен,

д) любит философствовать,

е) суетлив.

10. При обсуждении того или иного вопроса Вы:

а) всегда высказываете свою точку зрения, даже если она отличается от мнения большинства;

б) считаете, что в данной ситуации лучше всего промолчать и не высказывать свою точку зрения;

в) внешне поддерживаете большинство, внутренне оставаясь при своем мнении;

г) принимаете точку зрения других, отказываясь от права иметь собственное мнение.

11. Какое чувство у Вас обычно вызывает неожиданный вызов к руководителю:

а) раздражение,

б) тревогу,

в) озабоченность,

г) никакого чувства не вызывает.

12. Если в пылу полемики Ваш оппонент срывается и допускает личный выпад против Вас, то Вы:

а) отвечаете ему тем же,

б) не обращаете на это внимание,

в) демонстративно оскорбляетесь,

г) прерываете с ним разговор, чтобы успокоиться.

13. Если Вашу работу забраковали, то Вы:

а) испытываете досаду,

б) испытываете чувство стыда,

в) гневаетесь.

14. Если Вы вдруг попадаете впросак, то кого вините в этом в первую очередь:

а) себя самого;

б) судьбу, невезение,

в) объективные обстоятельства.

15. Не кажется ли Вам, что окружающие Вас люди недооценивают Ваши способности и знания:

а) да, б) нет.

16. Если друзья или коллеги начинают над Вами подтрунивать, то Вы:

а) злитесь на них;

б) стараетесь уйти от них и держаться подальше;

в) сами включаетесь в игру и начинаете подыгрывать им, подшучивая над собой;

г) делаете безразличный вид, но в душе негодуете.

17. Если Вы очень спешите и вдруг не находите на привычном месте свою вещь, куда Вы ее обычно кладете, то:

а) будете молча продолжать ее поиск;

б) будете искать, обвиняя других в беспорядке;

в) уйдете, оставив нужную вещь дома.

18. Что, скорее всего, выведет Вас из равновесия:

а) длинная очередь в приемной у какого-нибудь чиновника, к которому Вам необходимо срочно попасть;

б) толчея в общественном транспорте;

в) необходимость приходить в одно и то же место несколько раз подряд по одному и тому же вопросу.

19. Закончив с кем-то спор, продолжаете ли Вы его вести мысленно, приводя все новые аргументы в защиту своей точки зрения:

а) да, б) нет.

20. Если для выполнения срочной работы Вам представится возможность выбрать себе помощника, то кого из следующих возможных кандидатов в помощники Вы предпочтете:

а) исполнительного, но безынициативного человека;

б) человека, знающего дело, но спорщика и несговорчивого;

в) человека одаренного, но с ленцой.

Оценка результатов

В таблице 7 указано, какое число баллов в этой методике может получить испытуемый за тот или иной избранный ответ.

 

 

Т а б л и ц а 7

Вар-т ответа Порядковый номер суждения
                                       
а                                        
б                                        
в                                        
г                                        
д                                        
е                                        

 

Если сумма набранных баллов 14 и меньше, то у данного человека довольно слабая воля.

При сумме баллов от 15 до 25 характер и воля человека счи­таются достаточно твердыми, а поступки в основном реалистичными и взвешенными.

При общей сумме баллов от 26 до 38 характер человека и его воля считаются очень твердыми, а его поведение в большинстве случаев – достаточно ответственным. Имеется, правда, опасность увлечения силой воли с целью самолюбования.

При сумме баллов выше 38 воля и характер человека считаются близкими к идеальным, но иногда возникают сомнения в том, достаточно ли объективно человек себя оценил.

Задание 27. Методика «Лидер»

Текст опросника

1. Часто ли Вы бываете в центре внимания окружающих?

а) да

б) нет.

2. Считаете ли Вы, что многие из окружающих Вас людей занимают более высокое положение по службе, чем Вы?

а) да

б) нет.

3. Находясь на собрании людей, равных Вам по служебному положению, испытываете ли Вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо?

а) да

б) нет.

4. Когда Вы были ребенком, нравилось ли Вам быть лидером среди сверстников?

а) да

б) нет.

5. Испытываете ли Вы удовольствие, когда Вам удается убедить кого-то в чем-то?

а) да

б) нет.

6. Случается ли, что Вас называют нерешительным человеком?

а) да

б) нет.

7. Согласны ли Вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»?

а) да

б) нет.

8. Испытываете ли Вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить Вашу профессиональную активность?

а) да

б) нет.

9. Теряли ли Вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми?

а) да

б) нет.

10. Доставляет ли Вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются Вас?

а) да

б) нет.

11. Стараетесь ли Вы занимать за столом (на собрании, в компании и т.п.) такое место, которое позволяло бы Вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?

а) да

б) нет.

12. Считаете ли Вы, что производите на людей внушительное (импозантное) впечатление?

а) да

б) нет.

13. Считаете ли Вы себя мечтателем?

а) да

б) нет.

14. Теряетесь ли Вы, если люди, окружающие Вас, выражают несогласие с Вами?

а) да

б) нет.

15. Случалось ли Вам по личной инициативе заниматься орга­низацией рабочих, спортивных и других команд и коллективов?

а) да

б) нет.

16. Если то, что Вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то Вы:

а) будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-нибудь другого;

б) возьмете на себя ответственность, и сами доведете дело до конца.

17. Какое из этих двух мнений Вам ближе?

а) настоящий руководитель должен уметь сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем;

б) настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело самому.

18. С кем Вы предпочитаете работать?

а) с покорными людьми,

б) с независимыми и самостоятельными людьми.

19. Стараетесь ли Вы избегать острых дискуссий?

а) да

б) нет.

20. Когда Вы были ребенком, часто ли Вы сталкивались с властностью Вашего отца?

а) да

б) нет.

21. Умеете ли Вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с Вами не согласен?

а) да

б) нет.

22. Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзьями по лесу Вы потеряли дорогу. Приближается вечер, и нужно принимать решение. Как Вы поступите?

а) дадите возможность принять решение наиболее ком­петентному из вас;

б) просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.

23. Есть такая пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Справедлива ли она?

а) да

б) нет.

24. Считаете ли Вы себя человеком, оказывающим влияние на других?

а) да

б) нет.

25. Может ли неудача в проявлении инициативы заставить Вас больше никогда этого не делать?

а) да

б) нет.

26. Кто, с Вашей точки зрения, истинный лидер?

а) самый компетентный человек;

б) тот, у кого самый сильный характер.

27. Всегда ли Вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей?

а) да

б) нет.

28. Уважаете ли Вы дисциплину?

а) да

б) нет.

29. Какой из двух типов руководителей для Вас предпочтительнее?

а) тот, который все решает сам;

б) тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других.

30. Какой из следующих стилей руководства, по Вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором Вы работаете?

а) коллегиальный

б) авторитарный.

31. Часто ли у Вас создается впечатление, что другие злоупотребляют Вами?

а) да

б) нет.

32. Какой из следующих двух «портретов» больше напоминает Вас?

а) человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет;

б) человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый.

33. Как Вы поведете себя на собрании и совещании, если считаете Ваше мнение единственно правильным, но остальные с ним не согласны?

а) промолчу

б) буду отстаивать свое мнение.

34. Подчиняете ли Вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь?

а) да

б) нет.

35. Возникает ли у Вас чувство тревоги, если на Вас возложена ответственность за какое-либо важное дело?

а) да

б) нет.

36. Что бы Вы предпочли?

а) работать под руководством хорошего человека;

б) работать самостоятельно, без руководителя.

37. Как Вы относитесь к утверждению: «Для того чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов»?

а) согласен

б) не согласен.

38. Случалось ли Вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а не исходя из собственной потребности?

а) да

б) нет.

39. Считаете ли Вы свои организаторские способности хорошими?

а) да

б) нет.

40. Как Вы ведете себя, столкнувшись с трудностями?

а) у меня опускаются руки;

б) у меня появляется сильное желание их преодолеть.

41. Делаете ли Вы упреки людям, если они этого заслуживают?

а) да

б) нет.

42. Считаете ли Вы, что Ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки?

а) да

б) нет.

43. Как Вы поступите, если Вам предложат произвести реор­ганизацию Вашего учреждения?

а) введу нужные изменения немедленно;

б) не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю.

44. Сумеете ли Вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо?

а) да

б) нет.

45. Согласны ли Вы с утверждением: «Для того чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»?

а) да

б) нет.

46. Считаете ли Вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся?

а) да

б) нет.

47. Кем Вы предпочли бы стать?

а) художником, поэтом, композитором, ученым;

б) выдающимся руководителем, политическим деятелем.

48. Какую музыку Вам приятнее слушать?

а) могучую и торжественную,

б) тихую и лирическую.

49. Испытываете ли Вы волнение, ожидая встречи с важными и известными людьми?

а) да

б) нет.

50. Часто ли Вы встречали людей с более сильной волей, чем Ваша?

а) да

б) нет.

Оценка результатов и выводы

В соответствии со следующим ключом определяется сумма баллов, полученных испытуемым. За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает 1 балл, в другом случае – 0 баллов.

1а, 2а, 3б, 4а, 5а, 6б, 7а, 8б, 9б, 10а, 11а, 12а, 13б, 14б, 15а, 16б, 17а, 18б, 19б, 20а, 21а, 22а, 23а, 24а, 25б, 26а, 27б, 28а, 29б, 30б, 31а, 32а, 33б, 34а, 35б, 36б, 37а, 38б, 39а, 40б, 41а, 42а, 43а, 44а, 45б, 46а, 47б, 48а, 49б, 50б.

Если сумма баллов оказалась до 25 баллов, то качества лидера выражены слабо.

Если сумма баллов в пределах от 26 до 35, то качества лидера выражены средне.

Если сумма баллов оказалась равной от 36 до 40, то лидерские качества выражены сильно.

И, наконец, если сумма баллов больше, чем 40, то данный че­ловек, как лидер, склонен к диктату.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятию «воля».

2. Назовите признаки волевого акта.

3. Какие фазы выделяют в структуре волевого акта?

4. Перечислите волевые качества личности.

5. Каким образом можно тренировать волю?

 

ЭМОЦИИ

Эмоции – это переживание субъективного отношения человека к объектам и событиям окружающей действительности.

Классификации видов эмоций

· положительные (связаны с переживаниями приятного) и отрицательные (связаны с переживаниями неприятного);

· стенические (повышающие активность человека) и астенические (понижающие активность).

Уровни проявления эмоций

1) эмоциональный фон ощущений – примитивные переживания, сопровождающие отдельные ощущения;

2) настроение – относительно устойчивое переживание определенных эмоций невысокой интенсивности;

3) чувства – сильные, длительные, глубокие переживания:

– моральные – к другим людям, себе, Родине и т.д.;

– интеллектуальные – сопровождают познавательную деятельность (сомнение, уверенность, любовь к истине и т.д.);

– эстетические – переживания прекрасного или безобразного при восприятии явлений природы, произведений искусства, событий общественной жизни и т.д.;

4) страсть – очень сильные (как привило, недлительные) переживания, приводящие к сосредоточению на объекте страсти всех сил и устремлений человека.

Эмоциональные состояния

Стресс – хроническое состояние тревожности. Различают физиологические стрессы (страх, испуг, вызванный угрозой для жизни и здоровья и т.п.), эмоциональные (чаще всего в конфликтных ситуациях), информационные (необходимость принятия решения затруднена недостатком информации) и др.

Аффект – эмоциональный шок, очень сильное, кратковременное состояние, вызванное резким изменением жизненных обстоятельств и сопровождающееся ярко выраженными двигательными и внутриорганическими проявлениями.

Апатия – состояние безразличия, равнодушия к событиям жизни, вызванное утомлением, болезнью или тяжелыми переживаниями.

Депрессия – подавленное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, снижением побуждений, заторможенностью двигательных реакций и интеллектуальной деятельности.

Фрустрация – осознание непреодолимости жизненных препятствий, переживание неудачи, связанное с невозможностью удовлетворения какой-либо потребности человека. Часто приводит к агрессии.

Эмпатия – сопереживание, постижение эмоционального состояния другого человека.

Задание 28. Тест «Эмпатические способности»

Выразите свое согласие или несогласие с утверждениями теста:

1. У меня есть привычка внимательно изучать лица и поведение людей, чтобы понять их характер, наклонности, способности.

2. Если окружающие проявляют признаки нервозности, я обычно остаюсь спокойным.

3. Я больше верю доводам своего рассудка, чем интуиции.

4. Я считаю вполне уместным для себя интересоваться домашними проблемами сослуживцев.

5. Я могу легко войти в доверие к человеку, если потребуется.

6. Обычно я с первой же встречи угадываю «родственную душу» в новом человеке.

7. Я из любопытства обычно завожу разговор о жизни, работе, политике со случайными попутчиками в поезде, самолете.

8. Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем-то угнетены.

9. Моя интуиция – более надежное средство понимания окружающих, чем знания или опыт.

10. Проявлять любопытство к внутреннему миру другой личности – бестактно.

11. Часто своими словами я обижаю близких мне людей, не замечая того.

12. Я легко могу представить себя каким-либо животным, ощутить его повадки и состояния.

13. Я редко рассуждаю о причинах поступков людей, которые имеют ко мне непосредственное отношение.

14. Я редко принимаю близко к сердцу проблемы своих друзей.

15. Обычно за несколько дней я чувствую: что-то должно случиться с близким мне человеком, и ожидания оправдываются.

16. В общении с деловыми партнерами обычно стараюсь избегать разговоров о личном.

17. Иногда близкие упрекают меня в черствости, невнимании к ним.

18. Мне легко удается копировать интонацию, мимику людей, подражая им.

19. Мой любопытный взгляд часто смущает новых партнеров.

20. Чужой смех обычно заражает меня.

21. Часто действуя наугад, я тем не менее нахожу правильный подход к человеку.

22. Плакать от счастья глупо.

23. Я способен полностью слиться с любимым человеком, как бы растворившись в нем.

24. Мне редко встречались люди, которых я понимал бы без лишних слов.

25. Я невольно или из любопытства часто подслушиваю разговоры посторонних людей.

26. Я могу оставаться спокойным, даже если все вокруг меня волнуются.

27. Мне проще подсознательно почувствовать сущность человека, чем понять его, «разложив по полочкам».

28. Я спокойно отношусь к мелким неприятностям, которые случаются у кого-либо из членов семьи.

29. Мне было бы трудно задушевно, доверительно беседовать с настороженным, замкнутым человеком.

30. У меня творческая натура – поэтическая, художественная, артистичная.

31. Я без особого любопытства выслушиваю исповеди новых знакомых.

32. Я расстраиваюсь, если вижу плачущего человека.

33. Мое мышление больше отличается конкретностью, строгостью, последовательностью, чем интуицией.

34. Когда друзья начинают говорить о своих неприятностях, я предпочитаю перевести разговор на другую тему.

35. Если я вижу, что у кого-то из близких плохо на душе, то обычно воздерживаюсь от расспросов.

36. Мне трудно понять, почему пустяки могут так сильно огорчать людей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 977; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.172.249 (0.162 с.)