Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приемы творческого воображения

Поиск

1. Агглютинация (склеивание) – слияние отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ.

2. Акцентирование – выделение и подчеркивание какой-либо части, детали в создаваемом образе.

3. Гиперболизация – преувеличение или преуменьшение предмета, изменение количества частей предмета.

4. Аналогия – создание образа, похожего на реально существующую вещь или живой организм.

5. Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе.

 

Задание 8. Исследование особенностей воссоздающего воображения

1. Представьте себе равносторонний треугольник, каждая сторона которого равна 6 м. Продолжите мысленно основание треугольника влево на 6 м и параллельно ему через вершину треугольника проведите влево такой же отрезок. Соедините концы параллельных линий прямой. Какая фигура получилась?

2. От точки А велосипедист проехал 10 км на восток, затем повернул на север и проехал 20 км, после ехал на запад 10 км и на юг 10 км. Наконец, опять повернул на восток, проехав еще 10 км. Какая фигура получилась из указанных отрезков? Если мысленно повернуть эту фигуру на 180�, какая получится буква?

3. Представьте себе квадрат. Проведите диагонали. Затем двумя горизонтальными линиями разделите квадрат на равные части. Сколько получилось фигур и какие?

Проверьте правильность выполнения задания графически.

 

Задание 9. Исследование особенностей творческого воображения

1. Придумайте как можно больше предложений, в каждое из которых входили бы все три слова: закон, фабрика, лошадь. Оценка работы проводится по следующей шкале (таблица 2).

Т а б л и ц а 2

 

Качественная оценка предложений Баллы
В предложении использованы все 3 слова в оригинальной комбинации Все 3 слова использованы в обычной комбинации Логически связаны лишь 2 слова, а третье искусственно введено в предложение Предложение представляет бессмысленное соединение всех трех слов      

 

Обсудив составленные предложения, группа подводит итоги: подсчитывается сумма баллов, полученная каждым испытуемым, результаты ранжируются.

2. Составьте логически связанный рассказ, используя следующие слова: ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь. Время выполнения задания – 10 минут. Критериями оценки служат следующие показатели: законченность рассказа, яркость и оригинальность образов, необычность поворота сюжета, неожиданность концовки.

3. Начертите в тетради кружок диаметром примерно 2 см, затем прибавьте к нему сколько угодно штрихов, чтобы получился осмысленный рисунок. Постарайтесь в 5-минутный срок создать как можно больше разнообразных рисунков на основе кружка.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятию «воображение».

2. Охарактеризуйте виды воображения

3. Какие приемы творческого воображения были использованы при создании следующих образов:

· самолет, локатор;

· русалка, кентавр, грифон;

· Гамлет, Отелло, Чичиков, Онегин;

· шаржи, карикатуры;

· циклоп, трехглавый дракон, гном, многорукий Будда.

 

 

ВНИМАНИЕ

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или видах деятельности при одновременном отвлечении от других.

Виды внимания

Непроизвольное – не требует сознательно поставленной цели и приложения волевых усилий.

Произвольное – требует сознательно поставленной цели и приложения волевых усилий.

Постпроизвольное («послепроизвольное») – возникает после произвольного внимания в случае появления интереса к объекту или деятельности.

Свойства внимания

Концентрация внимания – сосредоточенностьвнимания на одном объекте или виде деятельности при отвлечении от всего остального.

Устойчивость внимания – длительность сосредоточения на объекте, явлении или деятельности.

Переключаемость внимания – способность быстро переводить внимание с одного объекта или вида деятельности на другой.

Распределение внимания – способность рассредоточить внимание на нескольких объектах, выполнять одновременно два и более видов деятельности.

Объем внимания – количество объектов, на которые может быть одновременно направлено внимание в процессе их восприятия. Средний объем внимания – 5–7 единиц информации.

 

Задание 10. Определение концентрации и переключае-мости внимания посредством таблицы Шульте

Для выполнения задания поделитесь на пары – испытуемый и экспериментатор. Эксперимент состоит из трех опытов. В 1-м опыте экспериментатор измеряет время Т1, за которое испытуемый находит в таблице (рис. 39) и называет черные числа от 1 до 25 (в возрастающем порядке). Во 2-м опыте следует измерить время Т2, за которое испытуемый находит белые числа от 24 до 1 (в убывающем порядке). В 3-м опыте измерьте время Т3, за которое испытуемый попеременно находит черные числа в возрастающем порядке и белые в убывающем порядке (1 черн. – 24 бел., 2 черн. – 23 бел., 3 черн. – 22 бел. и т.д.). Поменяйтесь ролями и повторите опыты.

Показатель концентрации внимания определяется средним временем выполнения 1-го и 2-го опытов:

КВН � 35 с 36–40 с 41–45 с � 45 с
Оценка Отл. Хор. Удовл. Неуд.

 

Кроме количественной оценки концентрации внимания следует учесть качество выполнения задания – ритм, отсутствие «провалов» внимания.

 

 

Рис. 39

 

 

Показатель переключаемости внимания:

ПВН = Т3 – (Т1 + Т2).

 

ПВН �100 с 100–160 с 160–210 с �210 с
Оценка Отл. Хор. Удовл. Неуд.

 

             
             
             
             
             
             
             

Проанализируйте полученные данные, сопоставьте результаты с данными самонаблюдения, подумайте, существует ли взаимосвязь между показателями концентрации и переключаемости внимания.

 

Задание 11. Определение устойчивости и концентрации внимания посредством корректурной таблицы Бурдона

Таблица Бурдона (рис. 40) представляет собой перечень букв, расположенных в случайном порядке. Задание может выполняться одновременно всей группой в течение 4-х минут. По команде экспериментатора Вы начнете вычеркивать карандашом 4 указанные перед началом опыта буквы (таблицу следует просматривать по строкам!). Каждую минуту Вам будет подаваться сигнал, в ответ на который Вы будете ставить вертикальную черту в том месте строки, где он Вас застал. На 2 и 4-й минутах Вашу работу будет сопровождать помеха (чтение стихотворения).

Подсчитайте число просмотренных знаков (всех) в каждую минуту N1, N2, N3, N4 и число ошибок О1, О2, О3, О4 – неверно вычеркнутых и невычеркнутых букв.

Показатель устойчивости внимания УВН равен сумме просмотренных в 1-ю и 3-ю минуты знаков минус ошибки:

УВН = (N1 – О1) + (N3 – О3).

 

УВН � 430 401–430 371–400 341–370 311–340 281–310 251–280
Баллы              
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

 

Показатель концентрации внимания КВН равен сумме просмотренных во 2-ю и 4-ю минуты знаков минус ошибки:

КВН = (N2 – О2) + (N4 – О4).

КВН � 400 371–400 341–370 311–340 281–310 251–280 221–250
Баллы              
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

 

Проанализируйте полученные данные, сравните баллы по обоим показателям, сопоставьте результаты с данными самонаблюдения.

 

Задание 12. Определение распределения внимания

Выполните одновременно следующие действия: напишите на листе числа от 1 до 20 в возрастающем порядке и в то же время громко считайте в обратном порядке от 20 до 1. Показатель распределения внимания РВН определяется временем выполнения задания.

 

РВН � 25 с 26–30 с 31–35 с � 35 с
Оценка Отл. Хор. Удовл. Неуд.

 

Рис. 40

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятию «внимание».

2. Охарактеризуйте виды внимания.

3. Назовите свойства внимания.

4. Подумайте, как можно тренировать внимание, совершенствовать отдельные его свойства.

 

ПАМЯТЬ

Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта.

Виды памяти

· по длительности сохранения информации

- мгновенная – удержание точной и полной картины только что воспринятого органами чувств (t = 0,1–0,5 с);

- кратковременная – сохранение обобщенного образа воспринятого в течение короткого промежутка времени (t � 20 с); объем кратковременной памяти – 5–9 единиц информации;

- оперативная – длительность хранения информации определяется установкой на решение задачи (t = n секунд – n дней);

- долговременная – хранение информации в течение практически неограниченного времени;

- генетическая – информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству;

· по наличию волевой установки на запоминание

- непроизвольная – запоминание происходит автоматически, без особых усилий со стороны человека, без установки на запоминание;

- произвольная – запоминание требует специальной установки и волевых усилий;

· по ведущему анализатору

- зрительная;

- слуховая;

- вкусовая;

- двигательная;

- обонятельная;

- осязательная;

· по осмысленности запоминаемого материала

- механическая – запоминание материала без его осмысления;

- смысловая – осмысленное запоминание материала, основанное на понимании внутренних логических связей между его частями.

Мнемонические приемы – специальные приемы, облегчающие запоминание:

- образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации («Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» – о последовательности цветов в спектре и т.д.);

- ритмизация – перевод информации в стихи или песенки («Не чудесно и прекрасно, а ужасно и опасно букву «т» писать напрасно» или «Химик, запомни, как оду: лей кислоту в воду!» и т.д.);

- использование ассоциаций (связь запоминаемой информации с яркими, необычными образами);

- выявление арифметических зависимостей между цифрами в запоминаемом числе (например, в номере телефона 358954 зависимость 89 = 35 + 54);

- выделение знакомых чисел (год рождения, номер машины или квартиры и т. д.);

- замена цифр словами (для запоминания знаков числа � («пи») 3,1415926… используют фразу, в которой число букв каждого слова соответствует цифрам числа � – «Это я знаю и помню прекрасно, «пи» многие знаки мне лишни, напрасны») и т.д.

Законы памяти

Закон осмысления. Чем глубже осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти.

Эффект края. Лучше запоминается первое и последнее.

Закон Миллера (оптимальной длины ряда). Одновременно предъявленный для запоминания ряд объектов должен быть равен 7 � 2.

Закон повторения. Чтобы надолго запомнить какую-либо информацию, ее необходимо повторить как минимум 4 раза: первый раз нужно повторить сразу после запоминания, второй – через 20–30 минут, третий – через день, четвертый – через 2–3 недели.

Закон объема знаний. Чем больше знаний по определенной теме, тем лучше запоминается новое.

Закон торможения. Всякое последующее запоминание тормозит предыдущее.

Закон установки. Информация лучше запоминается, если человек дает себе установку запомнить «всерьез и надолго».

Эффект Зейгарник. Лучше запоминаются незавершенные действия.

 

Задание 13. Оценка зрительной памяти

Внимательно посмотрите на рисунок 41а (рис. 41б закройте листом бумаги). Запомните, что на нем изображено. Закрыв рисунок 41а, скажите по памяти, чего здесь недостает и что лишнее по сравнению с предыдущим рисунком.

а

б

Рис. 41

Задание 14. Оценка смысловой и механической памяти

Для оценки смысловой памяти экспериментатор читает пары слов с логической связью, которые испытуемые должны запомнить. Затем экспериментатор называет только первое слово пары, а испытуемые должны воспроизвести (записать) второе. Так же проводится опыт со словами без логической связи (для оценки механической памяти). Результаты опытов сравните. Сделайте выводы.

 

Пары слов с логической связью   Пары слов без логической связи
  Почта Буква Касса Стакан Небо Театр Сани Гнездо Рыба Булка Весло Трактор Сапог Доктор Пуля Вокзал – – – – – – – – – – – – – – – – Письмо Слово Деньги Кофе Звезда Драма Зима Птица Вода Мука Лодка Поле Нога Болезнь Ружье Поезд       Книга Рука Вилка Чашка Кошка Гора Якорь Сосна Бритва Ящик Танец Спина Перо Число Ножик Сахар – – – – – – – – – – – – – – – – Окно Туча Дело Груша Свеча Краска Кино Ложка Волна Палец Река Лампа Язык Крыша Лето Шляпа    
                     

 

Задание 15. Определение объема кратковременной памяти

Внимательно посмотрите на рисунок 42. Запомните, а затем воспроизведите по памяти изображенные на нем фигуры. Сравните с образцом, сосчитайте точно воспроизведенные фигуры. Сравните полученный результат со средним объемом кратковременной памяти – «магическим числом» Миллера (7 � 2). Закройте листом бумаги рисунок 42, найдите фигуры из него на рисунке 43. Сосчитайте правильно найденные фигуры. Сравните результаты опытов на воспроизведение и узнавание, сделайте вывод о различиях в трудности между этими процессами.

Рис. 42

 

Рис. 43

Задание 16. Оценка уровня развития опосредованной памяти

Для данного опыта используется метод пиктограмм. Экспериментатор предлагает испытуемым запомнить 18 слов (или словосочетаний).


1. Веселый праздник

2. Вкусный ужин

3. Темная ночь

4. Развитие

5. Тяжелая работа

6. Хорошая хозяйка

7. Разлука

8. Сомнение

9. Печаль

10. Теплый ветер

11. Счастье

12. Обман

13. Голодный ребенок

14. Справедливость

15. Будущее

16. Ядовитый вопрос

17. Хромая учительница

18. Девочка под дождем



Для облегчения запоминания рекомендуется изображать небольшие картинки, символы, которые помогут вспомнить данные слова. Качество рисунка не имеет значения. Нельзя записывать только сами слова или буквы. Если ничего не можете изобразить – ставьте прочерк, однако нужно постараться нарисовать картинки ко всем словам.

Задание выполняется со скоростью медленной диктовки. Проверка результатов осуществляется через 30 минут после выполнения задания. Испытуемые должны по памяти подписать свои рисунки.

Количественная оценка – подсчет правильных ответов. Правильным считается лишь точно воспроизведенное слово или словосочетание. Ориентировочные значения уровня развития опосредованной памяти: 13–14 слов – удовлетворительно, 15–16 – хорошо, 17–18 – отлично.

Качественная оценка:

1) были ли изображены символы, обозначающие абстрактные слова;

2) сжаты или развернуты изображения (сжатые рисунки обычно свидетельствуют о лучшей способности к обобщению);

рисунки, отражающие эмоционально значимые понятия (обман, печаль, сомнение, тяжелая работа, голодный ребенок), иногда бывают связаны с личным опытом испытуемого.


Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятию «память».

2. Классифицируйте память по следующим основаниям:

· по длительности сохранения информации;

· по наличию волевой установки на запоминание;

· по ведущему анализатору;

· по осмысленности запоминаемого материала.

3. Что такое мнемонические приемы?

4. Какие мнемонические приемы Вы используете в повседневной жизни?

5. Какие законы памяти Вы знаете? Как их можно использовать для повышения эффективности обучения?

 

РЕЧЬ

 

Речь – это совокупность произносимых и воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл, что и соответствующая им система письменных знаков.

Язык – это система условных символов, служащая средством общения (у людей и животных).

 

Виды речи

1. Внешняя речь – средство человеческого общения:

· устная – диалог и монолог;

· письменная.

2. Внутренняя речь – средство мышления.

 

Функции речи

1. Речь как средство общения выполняет следующие функции:

· информационную (передача информации);

· выразительную (передача эмоций);

· волеизъявительную (влияние на поведение людей).

2. Речь как средство мышления выполняет функции:

· обозначения предмета;

· обобщения.

 

 

Задание 17. Оценка уровня развития речи

Дайте определение следующих понятий (на каждое определение отводится не более 30 с): критика, парашют, континент, ультиматум, движение, ягуар, комедия, диагноз, фрак, шанс.

Проверьте правильность определений по словарю. Своевременное и точное определение 10 понятий соответствует отличной оценке, 8–9 – хорошей, 6–7 – удовлетворительной.

 

Задание 18. Оценка речемыслительной креативности

Вам предлагаются группы слов (по три), к которым Вы подбираете четвертое слово, которое подходило бы к каждому слову-стимулу, т.е. могло бы составить словосочетание с каждым предложенным словом (можно менять грамматическую форму слов, использовать предлоги). Например, быстрый, зеленый, полный – ответом может служить слово поезд. Записывайте все возникающие у Вас ассоциации, особенно яркие, оригинальные. Постарайтесь на каждое задание дать как можно больше ответов. Время выполнения задания не ограничено.

Стимульный материал:

1) вечерняя, бумага, стенная;

2) обратно, родина, путь;

3) дверь, доверие, быстро;

4) поезд, купить, бумажный;

5) цвет, заяц, сахар;

6) ласковая, морщины, сказка;

7) много, чепуха, прямо;

8) гость, случайно, вокзал;

9) кривой, очки, острый;

10) воздух, быстрая, свежая.

 

Проведите обработку результатов по числу ассоциаций:

Na = x / 10,

где х – общее число ответов на все 10 заданий.

Сравните результаты в группе, выявите самые оригинальные ассоциации.

 

Задание 19. Упражнение на быстроту речи

Постарайтесь очень быстро повторить скороговорки:

 

1. Карл у Клары украл кораллы,

Клара у Карла украла кларнет.

2. Ловко лавируя в ларингологии,

Врач-ларинголог лечил ларингиты.

3. На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора.

4. Купила кукушка кукушонку капюшон,

Как кукушонок в капюшоне смешон!

5. Архип осип, а Осип охрип.

6. Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Вспомните известные вам скороговорки, предложите своим товарищам повторить их.

Задание 20. Игра «Шляпа»

Игра «Шляпа» – это известная методика по развитию речи. Участники разбиваются на пары. Для игры в шляпу требуются: сама шляпа (кепка, шапка и т.п.; подойдет любая емкость, даже пакет); листочки со словами; секундомер.

В оригинальной версии игры в шляпу все участники придумывают по десять слов и пишут их на маленьких листочках. Используются только нарицательные существительные в именительном падеже и единственном числе.

Однако вместо того чтобы придумывать слова самостоятельно, можно скачать слова для этой игры с сайта http://shlyapa-game.com/. Выберите нужное количество слов для шляпы, их сложность («низкую» для новичков, «высокую» для самых опытных игроков, «нормальную» для всех остальных) и нажмите кнопку «Напечатать» (или «Показать», если у вас нет принтера, и вы хотите переписать слова вручную). Если вам не понравилось какое-либо слово, то вы можете заменить его на другое, просто нажав на него.

Листочки со словами складывают в шляпу.

Перед стартом каждого кона засекается время – например, одна минута. Один из игроков команды вынимает из шляпы листочек и объясняет написанное на ней слово партнеру, не используя жесты, однокоренные слова, переводы слов на иностранном языке, похожие по звучанию слова.

Партнер выдвигает версии того, какое слово написано на карточке. Если он угадал слово, то команда забирает листочек себе. Первый участник берет следующий листочек и объясняет слово. Кон длится, пока не закончится время. Если время закончилось, а слово осталось неразгаданным, то листочек помещается обратно в шляпу.

Затем игроки меняются ролями.

После окончания кона шляпу берет следующая команда.

Победителем становится команда, отгадавшая больше слов (подсчитывается сумма отгаданных каждой парой слов).

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятиям «речь» и «язык».

2. Есть ли речь у животных?

3. Какие виды речи существуют?

4. Какой вид речи является наиболее древним?

5. Какие функции выполняет речь?

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 535; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.231 (0.01 с.)