Раздел 2. Психология личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 2. Психология личности



 

СПОСОБНОСТИ

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в успешности освоения и выполнения какой-либо продуктивной деятельности.

Способности формируются на основе задатков – врожденных предпосылок.

Виды способностей

Общие способности – проявляются в основных видах деятельности человека (способности к чтению, письму, запоминанию информации, мыслительным операциям, формированию двигательных навыков, вербальной коммуникации и т.д.).

Специальные способности – определяют успехи человека в специфических видах деятельности (музыкальные, художественные, литературные, спортивные, лингвистические, математические, технические и другие способности).

Уровни развития способностей

1. Одаренность – наличие потенциально высоких способностей у человека.

2. Талант – выдающиеся врожденные способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта.

3. Гениальность – высший уровень интеллектуального или творческого функционирования личности, который реально проявляется в выдающихся научных открытиях или философских концепциях, технических или технологических изобретениях, социальных преобразованиях, создании художественных произведений, имеющих отдаленные последствия во многих областях культуры.

 

Задание 21. Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова

Методика предназначена для выявления склонности (предрасположенности) человека к определенным типам профессий. Представляет собой достаточно короткий опросник, состоящий из 20 альтернативных суждений (таблица 3). Испытуемому необходимо выбрать один из двух указанных в каждой строке таблицы видов занятий (а или б).

Т а б л и ц а 3

Ухаживать за животными Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)
Помогать больным людям, лечить их Составлять таблицы, схемы, программы вычислительных машин
Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток Следить за состоянием, развитием растений
Обрабатывать материалы (дерево, ткань, пластмассу и т.п.) Доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать)
Обсуждать научно-популярные книги, статьи Обсуждать художественные книги (пьесы, концерты)
Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)
Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и т.п.
Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.п.) Художественно оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)
Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
10а Лечить животных 10б Выполнять вычисления, расчеты
11а Выводить новые сорта растений 11б Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины или одежду, дома, продукты питания и т.п.)
12а Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать 12б Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)
13а Участвовать в работе кружков художественной самодеятельности 13б Наблюдать, изучать жизнь микробов
14а Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты 14б Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.
15а Составлять точные описания, отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. 15б Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые)
16а Делать лабораторные анализы в больнице 16б Принимать, осматривать больных, беседовать сними, назначать лечение
17а Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий 17б Осуществлять монтаж зданий или сборку машин, приборов
18а Организовывать культпоходы сверстников или младших (в театры, музеи), экскурсии, турпоходы и т.п. 18б Играть на сцене, принимать участие в концертах
19а Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания 19б Заниматься черчением, копировать чертежи, карты
20а Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада 20б Работать за компьютером, пишущей машинкой и т.п.

По результатам обследования, в соответствии с ключом (таблица 4), выявляется ориентация человека на 5 типов профессий, по классификации Е.А. Климова:

1) человек – природа (П);

2) человек – техника (Т);

3) человек – человек (Ч);

4) человек – знаковая техника, знаковый образ (З);

5) человек – художественный образ (Х).

Опросник используется для определения профессиональной ориентации и профессионального отбора.

Т а б л и ц а 4

П Т Ч З Х
   
   
     
10а     10б  
11а 11б 12а 12б 13а
13б 14а 14б 15а 15б
16а   16б   17а
  17б 18а   18б
  19а   19б  
20а     20б  
Σ = … Σ = … Σ = … Σ = … Σ = …

Перенесите в таблицу 4 сведения из таблицы 3, подсчитайте сумму совпадений с ключом по каждой колонке. Максимальная сумма укажет на склонность к определенному типу профессий.

Подтвердили ли результаты теста Ваш выбор профессии?

Задание 22. Экспресс-диагностика общих мыслительных способностей

Наряду со стандартными тестами на определение IQ, используют экспресс-методики, позволяющие в общем виде оценить логическое мышление, эрудицию, умение быстро решать задачи.

Выберите из списка слов то, которое является, по Вашему мнению, наиболее подходящим для завершения предложения, чтобы оно приобрело правильный смысл.

Время для выполнения теста 7 минут.

Образец. Кролик больше всего похож на... а) кошку; б) белку; в) зайца; г) лису; д) ежа. Правильный ответ: в.

 

1. У дерева всегда есть … – а) листья; б) плоды; в) почки; г) корни; д) тень.

2. Комментарий – это … – а) закон; б) лекция; в) объяснение; г) следствие; д) намек.

3. Противоположностью предательства является … – а) любовь; б) тунеядство; в) хитрость; г) трусость; д) преданность.

4. Женщины … бывают выше мужчин. – а) всегда; б) обычно; в) часто; г) никогда не; д) иногда.

5. Обед не может состояться без … – а) стола; б) сервиза; в) пищи; г) воды; д) голода.

6. Занятием, противоположным отдыху, является … – а) труд; б) забота; в) усталость; г) прогулка; д) тренировка.

7. Для торговли необходимо иметь … – а) магазин; б) деньги; в) прилавок; г) товар; д) весы.

8. Когда спор кончается взаимной уступкой, это называется … – а) конвенцией; б) компромиссом; в) развязкой; г) сговором; д) примирением.

9. Человека, который плохо относится к новшествам, называют … – а) анархистом; б) либералом; в) демократом; г) радикалом; д) консерватором.

10. Сыновья … превосходят отцов по жизненному опыту. – а) никогда не; б) часто; в) редко; г) обычно; д) всегда.

11. При одинаковом весе больше всего белков содержит … – а) мясо; б) яйца; в) жир; г) рыба; д) хлеб.

12. Соотношение выигрышей и проигрышей в лотерее дает возможность определить … – а) число участников; б) прибыль; в) цену одного билета; г) количество билетов; д) вероятность выигрыша.

13. Тетя … бывает старше племянницы. – а) всегда; б) редко; в) почти всегда; г) никогда не; д) обязательно.

14. Утверждение, что все люди честны … – а) ложно; б) хитро; в) абсурдно; г) верно; д) не доказано.

15. Рост шестилетнего ребенка равен примерно … см. – а) 160; б) 60; в) 140; г) 110; д) 50.

16. Длина спички … см. – а) 4; б) 3; в) 2,5; г) 6; д) 5.

17. Не вполне доказанное утверждение называют … – а) двусмысленным; б) парадоксальным; в) гипотетичным; г) путаным; д) очевидным.

18. Севернее всех названных городов расположен … – а) Новосибирск; б) Мурманск; в) Красноярск; г) Иркутск; д) Хабаровск.

19. Предложение не существует без … – а) глагола; б) подлежащего; в) обращения; г) точки; д) слов.

20. Расстояние между Москвой и Новосибирском составляет примерно … км. – а) 3000; б) 1000; в) 7000; г) 4800; д) 2100.

 

Ключ к данному тесту приведен в конце практикума.

Если Вы правильно дополнили 15–20 предложений, ваш интеллект очень высок, по пятибалльной шкале – твердая пятерка.

Если Вы дали верные ответы на 10–15 заданий – тоже хороший результат, но на балл ниже – 4.

Если Вам удалось точно ответить лишь на 5–10 предложений, возможно, Вам не хватает скорости при оценке ситуаций, умения выхватить важное сразу. Значит, и принимать ответственные решения Вам следует не торопясь – лучше семь раз отмерить.

Если Вы правильно ответили на 1–5 предложений, что ж, Вам нужно побольше читать. А может, сегодня Вы просто устали?

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятиям «способности» и «задатки».

2. Какие виды способностей Вы знаете?

3. Какими общими и специальными способностями Вы обладаете? Когда и как они проявились? Как Вы развиваете их?

4. Назовите уровни развития способностей.

5. Приведите примеры проявления гениальности.

 

ТЕМПЕРАМЕНТ

Темперамент (лат. – соразмерность, надлежащее соотношение частей) – это врожденные особенности человека, которые определяют его эмоциональные и динамические (двигательные) характеристики – уравновешенность, интенсивность и скорость реагирования.

Впервые теория темперамента была предложена в V веке до н.э. великим древнегреческим врачом Гиппократом, который выделил 4 типа людей в зависимости от их эмоциональных и динамических проявлений и обосновал их с точки зрения соотношения четырех основных жидкостей, вырабатываемых организмом человека (кровь (лат. – sanguis), флегма (греч. – phlegma), желтая желчь (греч. – chole) и черная желчь (греч. – melan chole)). От названий жидкостей произошли названия типов темперамента.

Но научное обоснование теория темперамента получила только в 20 веке. Русский ученый-физиолог Иван Петрович Павлов исследовал высшую нервную деятельность и выделил 4 ее типа, в зависимости от сочетания свойств нервных процессов (их силы, уравновешенности, подвижности). По основным характеристикам они оказались соответствующими типологии темперамента Гиппократа.

Типы темперамента

Холерик – очень подвижный, вспыльчивый (но отходчивый), раздражительный, несдержанный, обладает большой жизненной энергией, отличный тактик (по Павлову, этот тип высшей нервной деятельности – сильный, неуравновешенный, подвижный).

Сангвиник – очень общительный (виртуоз общения), жизнерадостный, энергичный, легко адаптируется к изменяющимся условиям, способен оказывать сопротивление трудностям (по Павлову, сильный, уравновешенный, подвижный).

Флегматик – очень спокойный, медлительный, замкнутый, рассудительный, не склонен к перемене своего окружения, обладает хорошей сопротивляемостью по отношению к сильным и продолжительным воздействиям среды, отличный стратег (по Павлову, сильный, уравновешенный, инертный).

Меланхолик – очень чувствительный, ранимый, тревожный, мнительный, обладает повышенной интуицией и склонностью к творческой деятельности, низкая сопротивляемость воздействию сильных стимулов (по Павлову, слабый, неуравновешенный, инертный).

У большинства людей темпераменты смешанные, но иногда встречаются и «чистые» типы. Важно понимать, что нет плохих или хороших типов темперамента. Каждый из них имеет свои сильные стороны и ограничения. Так как свойства темперамента плохо поддаются изменениям, необходимо учиться контролировать их нежелательные проявления и стараться максимально использовать ресурсы своего темперамента.

 

Задание 23. Диагностика типов темперамента
(по Г. Айзенку)

Вам предлагается ответить на 57 вопросов об особенностях Вашего поведения и Ваших чувств. Отметьте знаком «+» ответ «да» и знаком «–» – «нет» (оба знака одновременно не ставьте; если сомневаетесь, это скорее «нет»). Работайте быстро, не обдумывая долго вопросы, так как наиболее интересна Ваша первая реакция, а не результат слишком долгих раздумий. Необходимо ответить на все вопросы, не пропуская ни одного.

 

1. Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы встряхнуться?

2. Вы часто нуждаетесь в друзьях, которые Вас понимают, могут ободрить и утешить?

3. Вы человек беспечный, беззаботный?

4. Вам трудно отвечать «нет», отказывать людям?

5. Долго ли Вы раздумываете перед тем, как что-либо предпринять?

6. Если Вы обещали что-то сделать, всегда ли Вы сдерживаете свое обещание?

7. Часто ли у Вас бывают спады и подъемы настроения?

8. Обычно Вы поступаете и говорите быстро, не раздумывая?

9. Часто ли Вы чувствуете себя несчастным человеком без достаточных на то причин?

10. Вы склонны к риску?

11. Возникает ли у Вас чувство робости или смущения, когда Вы хотите завести разговор с симпатичной(ым) незнакомкой(цем)?

12. Выходите ли Вы иногда из себя, злитесь?

13. Часто ли Вы действуете под влиянием минутного настроения?

14. Часто ли Вы беспокоитесь из-за того, что сделали или сказали что-нибудь такое, чего не следовало бы делать или говорить?

15. Предпочитаете ли Вы книги встречам с людьми?

16. Легко ли Вас обидеть?

17. Любите ли Вы часто бывать в компаниях?

18. Бывают ли у Вас мысли, которые Вы хотели бы скрыть от других?

19. Верно ли, что иногда Вы полны энергии, так, что все «горит в руках», а иногда совсем вялы?

20. Предпочитаете ли Вы иметь меньше друзей, но зато особенно близких Вам?

21. Часто ли Вы мечтаете?

22. Когда на Вас кричат, Вы отвечаете тем же?

23. Часто ли Вас беспокоит чувство вины?

24. Все ли Ваши привычки хороши и желательны?

25. Способны ли Вы дать волю своим чувствам и от души повеселиться в компании?

26. Считаете ли Вы себя человеком эмоционально возбудимым и чувствительным?

27. Считают ли Вас человеком милым и веселым?

28. Часто ли Вы, сделав какое-нибудь важное дело, испытываете чувство, что могли бы сделать его лучше?

29. Вы больше молчите, когда находитесь в обществе других людей?

30. Вы иногда сплетничаете?

31. Бывает ли, что Вам не спится оттого, что в голову лезут разные мысли?

32. Если Вы хотите узнать о чем-нибудь, то Вы предпочтете прочитать об этом в книге, нежели спросить?

33. Бывает ли у Вас сильное учащенное сердцебиение?

34. Нравится ли Вам работа, требующая постоянного внимания?

35. Бывают ли у Вас приступы дрожи?

36. Всегда ли Вы платили бы за провоз багажа в транспорте, если бы не опасались проверки?

37. Вам неприятно находиться в обществе, где подшучивают друг над другом?

38. Раздражительны ли Вы?

39. Нравится ли Вам работа, которая требует быстроты действий?

40. Волнуетесь ли Вы по поводу каких-то неприятных событий, которые могли бы произойти?

41. Вы ходите медленно и неторопливо?

42. Вы когда-нибудь опаздывали на работу или на свидание?

43. Часто ли Вам снятся кошмары?

44. Верно ли, что Вы так любите поговорить, что не упустите случая побеседовать с незнакомым человеком?

45. Беспокоят ли Вас какие-либо боли?

46. Вы бы почувствовали себя очень несчастным, если бы длительное время были лишены широкого общения с людьми?

47. Можете ли Вы назвать себя нервным человеком?

48. Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые Вам явно не нравятся?

49. Можете ли Вы сказать, что Вы весьма уверенный в себе человек?

50. Легко ли Вы обижаетесь, когда люди указывают на Ваши ошибки в работе или Ваши личные промахи?

51. Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки?

52. Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?

53. Легко ли Вам внести оживление в довольно скучную компанию?

54. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?

55. Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье?

56. Любите ли Вы подшучивать над другими?

57. Страдаете ли Вы от бессонницы?

Интерпретация результатов

Подсчитайте баллы по трем шкалам. За каждый ответ, совпадающий с ключом, ставьте себе один балл. Сложите баллы по каждой шкале.

1. Корректурная шкала.

6+, 12–, 18–, 24+, 30–, 36+, 42–, 48–, 54–.

Если Вы набрали 5 баллов и выше, результаты теста не могут считаться достоверными. Скорее всего, Вы старались давать социально желательные ответы, были не вполне искренними.

2. Шкала «интроверсия – экстраверсия».

1+, 3+, 5–, 8+, 10+, 13+, 15–, 17+, 20–, 22+, 25+, 27+, 29–, 32–, 34+, 37–, 39+, 41–, 44+, 46+, 49+, 51–, 53+, 56+.

3. Шкала «эмоциональная стабильность – эмоциональная нестабильность»

Все ответы в ключе по этой шкале – «да» («+»).

2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.

Отложите на графике значения по шкалам 2 и 3 (рис. 44). По двум «проекциям» постройте точку. Если точка оказалась близко к пересечению осей, результат считается малодостоверным. Если точка находится близко к одной из осей и далеко от центра, скорее всего, у Вас смешанный темперамент (смотрите ближайший к точке смежный квадрант).

 
 
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ

                                       
                                       
                 
 

                   
                                       
                                       
                                       
     
МЕЛАНХОЛИК

               
ХОЛЕРИК

             
                                       
                                       
                                       
 
ИНТРОВЕРСИЯ

             
 

         
 

       
     
 

               
ЭКСТРАВЕРСИЯ

           
             
 

                     
                                       
                                       
                                       
     
ФЛЕГМАТИК

             
САНГВИНИК

               
                                       
                                       
                                       
                 
 

                   
                                       
             
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ

                       
                                       

Рис. 44

 

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятию «темперамент».

2. Кто считается основоположником теории темперамента?

3. Кто из ученых дал научное обоснование теории темперамента?

4. Перечислите типы темперамента и дайте их краткую характеристику.

5. Какие свойства нервных процессов проявляются у каждого типа темперамента?

6. Некоторые писатели наделяли персонажей своих произведений «чистыми» типами темперамента, например А. Дюма в «Трех мушкетерах». Можете ли Вы определить типы темперамента Д’Артаньяна, Атоса, Портоса и Арамиса?

ХАРАКТЕР

Характер (греч. – печать, чеканка) – совокупность устойчивых черт личности, проявляющихся в привычных способах поведения и выражающих отношение человека к себе, другим людям, работе, вещам, собственности и др.

Характер человека формируется под воздействием ряда внешних и внутренних факторов: наследственности, социальной среды, воспитания, самовоспитания, состояния здоровья, жизненных обстоятельств и др.

Воздействие этих факторов является наиболее сильным в период от 2…3 до 9…10 лет, хотя и вне этих временн ы х рамок происходит формирование тех или иных черт характера.

Акцентуация характера – это предельно выраженные черты характера, являющиеся крайним вариантом нормы. Акцентуированные личности чаще всего встречаются среди подростков, с возрастом «острые грани» характера, как правило, сглаживаются.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.177 (0.115 с.)