Билет 1. Методика как наука. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 1. Методика как наука.



Билет 1. Методика как наука.

Оформилась около 2ух столетий назад. Сначала рассматривалась, как прикладное языкознание. Тесно связана с лингвистикой. В 1963 году методика стала рассматриваться как прикладная психология. Основанием для этого было то, что предметом исследования психологии является псих. деятельность человека, а методики- деятельность учителя и ученика по изучению иностранного языка и психические процессы, которые это обеспечивают.

Методика - это совокупность методов и приемов, направленных на овладение языками (или комплекса приемов, которые существуют для решения конкретных задач обучения.)

Методика имеет свой предмет и объект.

Основные понятия:

1. Цель

2. Условия

3. Содержание

4. Методы

5. Приемы

6. Способы

7. Средства

8. Упражнения

9. Подходы

10. Формы обучения

11. Принципы обучения

Цель обучения - то, к чему мы стремимся при обучении. Идеально планируемый результат. Тесно связана с условием.

Условия обучения - условия, при которых происходит обучение.

Содержание - то, чему обучают.

Принципы - основные теоретические положения, определяющие характер процесса обучения, формулируются на основе избранного направления и соответствующих этому направлению подходов.

Метод-

1.Методическое направление- тенденция в развитии педагогических и методических идей в определенную историческую эпоху

2. Способ работы учителя и учащегося в урочное и неурочное время.

Приемы - элементы работы, обеспечивающие реализацию метода обучения.

Один и тот же метод реализуется с помощью различных приемов. Зависит от творческих и индивидуальных способностей учителя.

Способы- показ, объяснение, подкрепление (учитель); восприятие, имитация, практика, тренировка (ученик).

Упражнения- организованная деятельность учащегося по достижению цели.

Подход- стратегия обучения.

Формы работы - характер связи между обучаемым и обучающим и между обучающимися.

1. Фронтальная

2. Парная

3. Групповая

4. Устная

5. Письменная

6. Работа в классе

7. В языковой лаборатории

8. Дома.

Выделяют общую методику, которая выявляет закономерности обучения иностранным языкам.

Методика обучения иностранным языкам - наука о закономерностях и правилах обучения языку, способах овладения и владения языком. Наука, изучающая средства, цели, методы, организационные формы обучения, а также изучающая закономерности усвоения иностранного языка, как нового средства коммуникации.

Объектом исследования методики является реальный процесс обучения иностранным языкам.

1. Учитель

2. Ученик

3. Содержание обучения

Предмет- закономерности целостного процесса обучения иностранным языкам. Язык и методы его обучения.

Методика:

1. Общая- изучение закономерностей и особенностей процесса обучения иностранным языкам, независимо от того, о каком языке идет речь

2. Частная- либо когда она специфична для конкретного языка, либо определение этапа обучения.

Цель- научное обоснование целей, методов воспитания и обучения учеников.

Задачи- 1- установить закономерность обучения иностранному языку 2- позволить влияние других предметов на методику ИЯ 3- описать возможные системы ИЯ 4- изучение опыта преподавателей ИЯ

Билет 2. Цели и задачи обучения иностранным языкам. Программные требования к уровню сформированности коммуникативной компетенции.

Цель обучения – заранее планируемый результат деятельности по овладению языком, достигаемый с помощью различных приемов, методов и средств обучения.

Цель – это идеально представленный результат деятельности. То есть то, что хочет получить учитель в результате своих усилий.

Виды целей обучения:

1) практическая цель предполагает овладение языком как средством общения, а также ряда общественных умений (умение работать с книгой, логично и последовательно излагать свои мысли, делать учебные записи, пользоваться современными технологиями обучения), обеспечивающих эффективность овладения языком в заданных параметрах.

2) общеобразовательная цель предполагает использование изучаемого языка для повышения общей культуры учащихся, расширения кругозора, знаний и стране изучаемого языка и – посредством языка – об окружающем мире в целом.

3) воспитательная цель реализуется через отношение обучающегося к языку и культуре его носителей и предполагает решения задач, обеспечивающих формирование: уважительного отношения к языку, другой культуре, народу; толерантности и т.д.

4) развивающая цель проявляется в деятельности преподавателя, направленной на развитие языковых способностей учащихся, культуры речевого поведения, общеучебных умений, интереса к изучению языка, свойств личности (положительные эмоции, волевые качества, память и др.)

5) стратегическая цель заключается в формировании вторичной языковой личности, то есть такого уровня владения языком, который присущ носителю языка (языковой личности)

Задачи обучения – это объективное отражение целей обучения применительно к конкретному этапу и условиям занятий. В рамках одной и той же цели могут решаться разные задачи обучения. Это «средства для достижения цели» (Щукин)

Виды задач:

1) предметные задачи включают предметное содержание, которое с помощью языкового и речевого материала может быть передано в процессе общения. (сферы, темы, ситуации общения, коммуникативные интенции, составляющие основу планируемого речевого акта

2) языковые задачи предполагают овладение учащимися набором языковых единиц и формирование на этой основе знаний и фонетических, лексических, грамматических навыков, обеспечивающих возможность пользоваться языком как средством общения.

3) речевые задачи реализуются в процессе формирования и развития коммуникативных умений на основе языковых и социокультурных знаний и навыков в рамках предметного содержания речи (сфер, ситуаций и тем общения) (виды речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение, письмо)

4) общеучебные задачи решаются в ходе приобретения умений работать с книгой, словарем, техническими средствами, делать учебные записи, логично и последовательно строить высказывание, использовать перевод

5) социокультурные задачи достигаются в процессе приобретения страноведческих и лингвострановедческих знаний, навыков, умений, составляющих основу социокультурной компетенции

6) профессиональные задачи связаны с приобретением знаний и развитием навыков и умений, полезных для выбора школьниками профессиональной деятельности.

Цель: формирование коммуникативной компетенции в единстве ее составляющих.

Субкомпетенции:

лингвистическая компетенция – овладение яз. знаниями и соответствующими им навыками.

социолингвистическая – способность использовать яз. ед-цы в соответствии с ситуацией общения и партнером.

социо-культурная – способность к ведению диалого культур. знание соц. контекста, в котором функционирует язык.

дискуссивная – способность достигать связности и способность воспринимать связн. текст.

стратегическая – способность ч-ка использовать разл. верб. и неверб. стратегии, чтобы компенсировать пробелы в коммуникации (при нехватке яз. ср-в).

социальная – способность и желание воздействовать с др. коммуникантами, толерантность.

Процесс формирования уровня иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции в техническом вузе включает в себя следующие компоненты: целевой, мотивационный, содержательный и оценочно-результативный.

Целевой компонент определяет выбор способов действий для достижения поставленной цели, выступает в качестве средства управления и сопоставление результатов действий с прогнозируемым итогом.

Мотивационный компонент влияет на мотивацию образовательной деятельности студента. Формирование уровня иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции - это, в первую очередь, внутриличностный процесс, который обуславливает изменения сознания студентов, его мотивов, позиции в процессе формирования уровня профессиональных компетенций и приобретение практического опыта в процессе иноязычного профессионально ориентированного общения.

Цели, выдвигаемые с учетом мотивационного компонента студента, определяют содержание обучения. Эффективность процесса обучения зависит от взаимосвязи целей обучения и содержания. Содержание технологии формирования уров­ня развития иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции с учетом задач модернизации образовательного процесса базируется на кредитно-модульной основе разработки курса.

Личностно-деятельностный компонент способствует осуществлению совместной деятельности в коллективе, общению, развитию эмоционально- психологических и деловых отношений, реализации творческих возможностей.

Оценочно-результативный компонент определяет эффективность соответствующих критериев и параметров оценивания уровня сформированности иноязыч­ной профессиональной коммуникативной компетенции.

Билет 3. Содержание обучения иностранному языку в средней школе. Компоненты содержания обучения.

Содержание: то, чему следует обучать детей и то, с чем д. работать для достиж-я конкр. цели учитель.

Содержание - совокупность того, что обучающие должны освоить для того, чтобы качество и уровень обучения соответствовал уровню учебного заведения.

Компоненты:

1) Знания об изучающем языке

a) Фоновые знания- информация не обсуждается. Факты. На основе фоновых знаний формируется социокультурная компетенция.

b) Языковые знания- лексика, грамматика…

2) Навыки - автоматизированный компонент умения, определенные операции с материалом.

Свойства навыков: автоматизированность (как скорость, целостность и плавность), устойчивость (как прочность при выполнении определенной операции), гибкость (как готовность использовать навык в новой ситуации общения.)

Формируемые навыки: слухопроизносительные, ритмико-интонационные, навыки техники письма, грамматические

3) Речевые умения - аудирование, говорение, чтение, письмо

4) Учебные умения: общие (прием работы с текстом, умение делать краткие рациональные записи, работа с книгой, умение структурирования материала, использование приемов мнемотехники), организационные(работа со словарем, дополнительные пособия, умение использовать ТСО, умение составлять таблицы, схемы), компенсаторные.

5) языковой материал (фонетический, лексический, грамматический, орфография), здесь выделяют рецептивные/продуктивные минимумы)

6) речевой материал: речевые образцы, формулы, клише, ситуации общения, темы, образцы текстов для аудирования и различных видов чтения, диалоги-образцы

a) социально-бытовая сфера: темы- семья, друзья и коллектив

b) учебно-трудовая сфера: темы- выбор профессии, свободное время, выходной день

c) социально-культурная сфера: темы- мода, праздники, экология, страны

Приемы обучения:

1. Языковые упражнения

2. Условно-речевые

3. Речевые

Принципы отбора содержания обучения:

1. Принцип необходимости и достаточности

2. Принцип доступности содержания для его усвоения

3. Принцип учета особенностей рецептивного и репродуктивного восприятия

Принципы обучения:

1. Принцип сознательности

2. Принцип наглядности

3. Активности

4. Пассивности

5. Прочности усвоения знаний

 

Билет 1. Методика как наука.

Оформилась около 2ух столетий назад. Сначала рассматривалась, как прикладное языкознание. Тесно связана с лингвистикой. В 1963 году методика стала рассматриваться как прикладная психология. Основанием для этого было то, что предметом исследования психологии является псих. деятельность человека, а методики- деятельность учителя и ученика по изучению иностранного языка и психические процессы, которые это обеспечивают.

Методика - это совокупность методов и приемов, направленных на овладение языками (или комплекса приемов, которые существуют для решения конкретных задач обучения.)

Методика имеет свой предмет и объект.

Основные понятия:

1. Цель

2. Условия

3. Содержание

4. Методы

5. Приемы

6. Способы

7. Средства

8. Упражнения

9. Подходы

10. Формы обучения

11. Принципы обучения

Цель обучения - то, к чему мы стремимся при обучении. Идеально планируемый результат. Тесно связана с условием.

Условия обучения - условия, при которых происходит обучение.

Содержание - то, чему обучают.

Принципы - основные теоретические положения, определяющие характер процесса обучения, формулируются на основе избранного направления и соответствующих этому направлению подходов.

Метод-

1.Методическое направление- тенденция в развитии педагогических и методических идей в определенную историческую эпоху

2. Способ работы учителя и учащегося в урочное и неурочное время.

Приемы - элементы работы, обеспечивающие реализацию метода обучения.

Один и тот же метод реализуется с помощью различных приемов. Зависит от творческих и индивидуальных способностей учителя.

Способы- показ, объяснение, подкрепление (учитель); восприятие, имитация, практика, тренировка (ученик).

Упражнения- организованная деятельность учащегося по достижению цели.

Подход- стратегия обучения.

Формы работы - характер связи между обучаемым и обучающим и между обучающимися.

1. Фронтальная

2. Парная

3. Групповая

4. Устная

5. Письменная

6. Работа в классе

7. В языковой лаборатории

8. Дома.

Выделяют общую методику, которая выявляет закономерности обучения иностранным языкам.

Методика обучения иностранным языкам - наука о закономерностях и правилах обучения языку, способах овладения и владения языком. Наука, изучающая средства, цели, методы, организационные формы обучения, а также изучающая закономерности усвоения иностранного языка, как нового средства коммуникации.

Объектом исследования методики является реальный процесс обучения иностранным языкам.

1. Учитель

2. Ученик

3. Содержание обучения

Предмет- закономерности целостного процесса обучения иностранным языкам. Язык и методы его обучения.

Методика:

1. Общая- изучение закономерностей и особенностей процесса обучения иностранным языкам, независимо от того, о каком языке идет речь

2. Частная- либо когда она специфична для конкретного языка, либо определение этапа обучения.

Цель- научное обоснование целей, методов воспитания и обучения учеников.

Задачи- 1- установить закономерность обучения иностранному языку 2- позволить влияние других предметов на методику ИЯ 3- описать возможные системы ИЯ 4- изучение опыта преподавателей ИЯ

Билет 2. Цели и задачи обучения иностранным языкам. Программные требования к уровню сформированности коммуникативной компетенции.

Цель обучения – заранее планируемый результат деятельности по овладению языком, достигаемый с помощью различных приемов, методов и средств обучения.

Цель – это идеально представленный результат деятельности. То есть то, что хочет получить учитель в результате своих усилий.

Виды целей обучения:

1) практическая цель предполагает овладение языком как средством общения, а также ряда общественных умений (умение работать с книгой, логично и последовательно излагать свои мысли, делать учебные записи, пользоваться современными технологиями обучения), обеспечивающих эффективность овладения языком в заданных параметрах.

2) общеобразовательная цель предполагает использование изучаемого языка для повышения общей культуры учащихся, расширения кругозора, знаний и стране изучаемого языка и – посредством языка – об окружающем мире в целом.

3) воспитательная цель реализуется через отношение обучающегося к языку и культуре его носителей и предполагает решения задач, обеспечивающих формирование: уважительного отношения к языку, другой культуре, народу; толерантности и т.д.

4) развивающая цель проявляется в деятельности преподавателя, направленной на развитие языковых способностей учащихся, культуры речевого поведения, общеучебных умений, интереса к изучению языка, свойств личности (положительные эмоции, волевые качества, память и др.)

5) стратегическая цель заключается в формировании вторичной языковой личности, то есть такого уровня владения языком, который присущ носителю языка (языковой личности)

Задачи обучения – это объективное отражение целей обучения применительно к конкретному этапу и условиям занятий. В рамках одной и той же цели могут решаться разные задачи обучения. Это «средства для достижения цели» (Щукин)

Виды задач:

1) предметные задачи включают предметное содержание, которое с помощью языкового и речевого материала может быть передано в процессе общения. (сферы, темы, ситуации общения, коммуникативные интенции, составляющие основу планируемого речевого акта

2) языковые задачи предполагают овладение учащимися набором языковых единиц и формирование на этой основе знаний и фонетических, лексических, грамматических навыков, обеспечивающих возможность пользоваться языком как средством общения.

3) речевые задачи реализуются в процессе формирования и развития коммуникативных умений на основе языковых и социокультурных знаний и навыков в рамках предметного содержания речи (сфер, ситуаций и тем общения) (виды речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение, письмо)

4) общеучебные задачи решаются в ходе приобретения умений работать с книгой, словарем, техническими средствами, делать учебные записи, логично и последовательно строить высказывание, использовать перевод

5) социокультурные задачи достигаются в процессе приобретения страноведческих и лингвострановедческих знаний, навыков, умений, составляющих основу социокультурной компетенции

6) профессиональные задачи связаны с приобретением знаний и развитием навыков и умений, полезных для выбора школьниками профессиональной деятельности.

Цель: формирование коммуникативной компетенции в единстве ее составляющих.

Субкомпетенции:

лингвистическая компетенция – овладение яз. знаниями и соответствующими им навыками.

социолингвистическая – способность использовать яз. ед-цы в соответствии с ситуацией общения и партнером.

социо-культурная – способность к ведению диалого культур. знание соц. контекста, в котором функционирует язык.

дискуссивная – способность достигать связности и способность воспринимать связн. текст.

стратегическая – способность ч-ка использовать разл. верб. и неверб. стратегии, чтобы компенсировать пробелы в коммуникации (при нехватке яз. ср-в).

социальная – способность и желание воздействовать с др. коммуникантами, толерантность.

Процесс формирования уровня иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции в техническом вузе включает в себя следующие компоненты: целевой, мотивационный, содержательный и оценочно-результативный.

Целевой компонент определяет выбор способов действий для достижения поставленной цели, выступает в качестве средства управления и сопоставление результатов действий с прогнозируемым итогом.

Мотивационный компонент влияет на мотивацию образовательной деятельности студента. Формирование уровня иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции - это, в первую очередь, внутриличностный процесс, который обуславливает изменения сознания студентов, его мотивов, позиции в процессе формирования уровня профессиональных компетенций и приобретение практического опыта в процессе иноязычного профессионально ориентированного общения.

Цели, выдвигаемые с учетом мотивационного компонента студента, определяют содержание обучения. Эффективность процесса обучения зависит от взаимосвязи целей обучения и содержания. Содержание технологии формирования уров­ня развития иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции с учетом задач модернизации образовательного процесса базируется на кредитно-модульной основе разработки курса.

Личностно-деятельностный компонент способствует осуществлению совместной деятельности в коллективе, общению, развитию эмоционально- психологических и деловых отношений, реализации творческих возможностей.

Оценочно-результативный компонент определяет эффективность соответствующих критериев и параметров оценивания уровня сформированности иноязыч­ной профессиональной коммуникативной компетенции.

Билет 3. Содержание обучения иностранному языку в средней школе. Компоненты содержания обучения.

Содержание: то, чему следует обучать детей и то, с чем д. работать для достиж-я конкр. цели учитель.

Содержание - совокупность того, что обучающие должны освоить для того, чтобы качество и уровень обучения соответствовал уровню учебного заведения.

Компоненты:

1) Знания об изучающем языке

a) Фоновые знания- информация не обсуждается. Факты. На основе фоновых знаний формируется социокультурная компетенция.

b) Языковые знания- лексика, грамматика…

2) Навыки - автоматизированный компонент умения, определенные операции с материалом.

Свойства навыков: автоматизированность (как скорость, целостность и плавность), устойчивость (как прочность при выполнении определенной операции), гибкость (как готовность использовать навык в новой ситуации общения.)

Формируемые навыки: слухопроизносительные, ритмико-интонационные, навыки техники письма, грамматические

3) Речевые умения - аудирование, говорение, чтение, письмо

4) Учебные умения: общие (прием работы с текстом, умение делать краткие рациональные записи, работа с книгой, умение структурирования материала, использование приемов мнемотехники), организационные(работа со словарем, дополнительные пособия, умение использовать ТСО, умение составлять таблицы, схемы), компенсаторные.

5) языковой материал (фонетический, лексический, грамматический, орфография), здесь выделяют рецептивные/продуктивные минимумы)

6) речевой материал: речевые образцы, формулы, клише, ситуации общения, темы, образцы текстов для аудирования и различных видов чтения, диалоги-образцы

a) социально-бытовая сфера: темы- семья, друзья и коллектив

b) учебно-трудовая сфера: темы- выбор профессии, свободное время, выходной день

c) социально-культурная сфера: темы- мода, праздники, экология, страны

Приемы обучения:

1. Языковые упражнения

2. Условно-речевые

3. Речевые

Принципы отбора содержания обучения:

1. Принцип необходимости и достаточности

2. Принцип доступности содержания для его усвоения

3. Принцип учета особенностей рецептивного и репродуктивного восприятия

Принципы обучения:

1. Принцип сознательности

2. Принцип наглядности

3. Активности

4. Пассивности

5. Прочности усвоения знаний

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 2772; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.173.221.132 (0.159 с.)