III. Методика проведения теоретического экзамена 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Методика проведения теоретического экзамена



Содержание, организация и порядок проведения теоретического экзамена, а также система оценки остались без изменений. По-прежнему для успеш­ной сдачи экзамена кандидату в водители достаточ­но ответить правильно на 18 из 20 вопросов экзаме­национного билета (не обязательно отвечать на все 20 вопросов). На это кандидату отводится 20 минут.

Вместе с тем данный раздел Методики подверг­ся значительной доработке. Прежде всего, это свя­зано с тем, что сформулирован принцип формирова­ния экзаменационного билета. Он заключается в следующем. Все вопросы экзаменационных билетов, утверждаемых ГУГИБДД МВД России, объединены в тематические блоки, состоящие из 5 вопросов ка­ждый. Тематические блоки, в свою очередь, объеди­нены в группы (в первой группе содержатся блоки с номерами вопросов №№ 1-5, во второй — №№ 6-10, в третьей — №№ 11-15, в четвертой — №№ 16-20). Независимо от того, каким методом проводится эк­замен (письменный опрос или программированный контроль), билет формируется из 4 тематических блоков, каждый из которых выбран из соответству­ющей группы. Желательно, чтобы номера билетов, указанные на блоках, не совпадали, то есть блоки подбирались из разных билетов. Это позволит вос­препятствовать заучиванию кандидатами в води­тели последовательности правильных ответов. Оговорено также, что перестановка вопросов меж­ду тематическими блоками не допускается. Именно эти условия гарантируют наиболее полный охват программной тематики, качество усвоения которой


проверяется на теоретическом экзамене.

В новой Методике подробно описан порядок про­ведения экзамена каждым из возможных методов (письменно или с использованием автоматизирован­ных комплексов). Таким образом, удалось добиться того, что независимо от метода приема экзамена все кандидаты в водители уравнены в правах. Напри­мер, при проведении экзамена с помощью автомати­зированного комплекса кандидат имеет возмож­ность самостоятельно выбрать последовательность ответа на вопросы билета. Важно также подчерк­нуть, что информация о правильности ответов на во­просы билета должна быть доведена до сведения кандидата в водители только после ответа на все во­просы. Кроме того, кандидат в водители должен иметь возможность проанализировать свои ошибки путем их просмотра уже после окончания экзамена.

IV. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО

ЭКЗАМЕНА НА ЗАКРЫТОЙ ОТ ДВИЖЕНИЯ

ПЛОЩАДКЕ ИЛИ АВТОДРОМЕ

Зарубежная и отечественная экзаменационная практика свидетельствуют о том, что наиболее объек­тивным и безопасным методом оценки практических навыков управления транспортным средством явля­ется проведение экзамена на специальной закрытой от движения площадке или автодроме. Именно в этих условиях представляется возможным реализовать основную цель первого этапа практического экзаме­на: проверку у кандидатов в водители навыков упра­вления транспортным средством конкретной катего­рии и определение возможности допуска к экзамену в условиях реального дорожного движения.

Методика проведения экзамена на транспорт­ном средстве категории "А" осталась без измене­ний. Однако для приема экзамена на мотоцикле с боковым прицепом (предусматривается методикой в порядке исключения) дополнительно разработа­но одно испытательное упражнение, состоящее из следующих элементов: "змейка", "габаритная вось­мерка" и "разгон-торможение".

Наиболее серьезные изменения затронули со­держание экзамена для кандидатов в водители транспортных средств категорий "В", "С" и "D". Кан­дидат в водители должен быть готов продемонстри­ровать умение выполнять следующие испытатель­ные упражнения: "остановка и трогание на подъе-


ме", "параллельная парковка задним ходом", "змей­ка", "разворот", "въезд в бокс". Прикладное значение указанных испытательных упражнений с точки зре­ния процесса реального дорожного движения, а так­же соответствующие проверяемые навыки удобнее представить в виде таблицы (см. с. 15).

Перечисленные упражнения скомпонованы в три комплекса (варианта) по три упражнения в каждом. В зависимости от технической и кадровой обеспеченно­сти экзаменационного подразделения ГИБДД, а также его загруженности вариант, по которому будет прово­диться экзамен, либо устанавливается ежедневно на­чальником подразделения, либо определяется самим кандидатом в водители путем вытягивания перед на­чалом экзамена своеобразного "билета", на котором указан номер варианта, причем именно такой путь представляется наиболее предпочтительным.

Таким образом, при общем сокращении продол­жительности экзамена за счет уменьшения количе­ства выполняемых испытательных упражнений ужесточаются требования к практическим навы­кам и умениям кандидата в водители.

В связи с тем, что для кандидатов в водители со­ставов транспортных средств (категория "Е") экза­мен проводится также в два этапа (в соответствии с приказом МВД России № 782-2000 г.), количество ис­пытательных упражнений на первом этапе для них сокращено до двух. Отныне им предстоит выполнить упражнения "постановка к платформе задним бор­том" и "прямолинейное движение задним ходом".

По-прежнему Методикой предусматривается возможность приема экзамена даже при минималь­ных размерах и оборудовании испытательной пло­щадки. Если размеры площадки или ее оборудова­ние не позволяют разместить одновременно все уп­ражнения комплекса, предусмотренного для дан­ной категории транспортного средства, прием экза­мена можно организовать таким образом, когда все кандидаты в водители поочередно выполняют одно упражнение, после чего площадка переоборудуется под выполнение следующего упражнения. Такая организация экзамена менее рациональна с точки зрения временных затрат, но необходимо учесть, что наличие площадок небольших размеров харак­терно, как правило, для экзаменационных подраз­делений ГИБДД небольшой загруженности.

Учитывая, что успешная сдача экзамена во мно­гом зависит от того, как кандидат в водители "чув­ствует" транспортное средство, Методикой преду­смотрена возможность выполнения им пробной по­ездки на экзаменационном автомобиле. Как прави­ло, эта возможность реализуется в том случае, ко­гда кандидат проходил подготовку на другом транспортном средстве.

Необходимо также обратить внимание на некото­рые изменения в требованиях к площадке или авто­дрому, в том числе к разметке и оборудованию испы­тательных упражнений. В частности, скорректирова­ны габаритные параметры составных элементов не­которых упражнений (упражнения №№ 9 и 10).

Величина продольного уклона в упражнении № 4 отныне может варьироваться в пределах от 8 до 16 % (очевидно также, что величина допустимого отка­та зависит от величины уклона). Величина про­дольного уклона определялась, исходя из требова­ний СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги".

Освещение площадки при приеме экзамена в тем­ное время суток должно обеспечивать ее освещен­ность не менее 20 лк, что соответствует требовани­ям к освещенности городских магистралей по СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение".

Коэффициент сцепления колес транспортного сред­ства с покрытием площадки в целях безопасности, а также обеспечения объективности оценки в разных по­годных условиях не должен быть ниже 0,4, что соот­ветствует влажному асфальтобетонному покрытию.

Методикой установлено, что экзаменатор и его помощник в ходе проведения первого этапа прак­тического экзамена находятся вне транспортного средства (их месторасположение отмечено на схе­мах упражнений), однако при невозможности обес-


печить выполнение требований безопасности допу­скается нахождение помощника экзаменатора в экзаменационном транспортном средстве.

Методика учитывает особенности приема прак­тического экзамена на транспортных средствах как с механической, так и с автоматической трансмис­сией. Это реализовано в требовании выполнять уп­ражнение "остановка и трогание на подъеме" толь­ко на транспортных средствах с механической трансмиссией. Однако, учитывая, что значитель­ную часть парка учебных транспортных средств ка­тегории "D" в стране составляют автобусы, осна­щенные автоматической трансмиссией (например, ЛиАЗ-677), в порядке исключения допускается вы­полнение этого упражнения на таких автобусах.

Система оценки качества выполнения испытатель­ных упражнений осталась без изменений, равно как и принцип ее формирования. Так, к грубым ошибкам од­нозначно отнесены такие, допущение которых в ре­альных дорожных условиях может привести к повре­ждению транспортных средств, дорожных сооруже­ний либо причинению иного ущерба (пересек линию разметки площадки, сбил элементы разметочного оборудования и т.п.). При этом незначительные ошиб­ки, не несущие потенциальной опасности в реальных условиях (в частности, при выполнении упражнения "двигатель заглох"), отнесены к категории мелких.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.194 (0.008 с.)