Способы оценки кредитоспособности клиента.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способы оценки кредитоспособности клиента.



Кредитоспособность клиента коммерческого банка- способность заемщика полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам (основному долгу и процентам). Уровень кредитоспособности клиента свидетельствует о степени индивидуального риска банка, связанного с выдачей конкретной ссуды конкретному заемщику.

Способы оценки:

1.Финансовые коэффициенты оценки кредитоспособности клиентов коммерческого банка. В мировой и российской банковской практике используются различные финансовые коэффициенты для оценки кредитоспособности заемщика. Их выбор определяется особенностями клиентуры банка, возможными причинами финансовых затруднений, кредитной политикой банка. Все используемые коэффициенты можно разбить на пять групп: коэффициенты ликвидности; коэффициенты эффективности, или оборачиваемости; коэффициенты финансового левеража; коэффициенты прибыльности; коэффициенты обслуживания долга.

Письмом ЦБ от 30.07.99 г. №223-Т анализ фин.состояния п/п – заемщика рекомендовано осуществлять в соот. с распоряжением федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) №31-Р от 12.08.94. Согласно указанного документа система критериев для определения неудлетворительной структуры баланса неплатежеспособных п/п-ий базируется на следующих показателях: коэффициент текущей ликвидности и коэффициент обеспеченности собственными средствами.

Коэффициент текущей ликвидности (К1) характеризует общую обеспеченность п/п оборотными средствами для ведения хоз.деятельности и своевременного погашения срочных обязательств. Определяется по следующей формуле: К1 = II / ( V – стр.640 – 650 – 660), где II, V – итоги соответствующих разделов баланса. (другими словами коэффициент показывает отношение оборотных средств к заемным)

Коэффициент обеспеченности собственными средствами (К2) характеризует наличие собственных ОбС у п/п, необходимых для его фин.устойчивости. К2 = ( III - I ) / II. Данный коэффициент – это соотношение собственных ОбС п/п и всех ОбС.

Основанием для признания структуры баланса неудовлетворительной, а п/п – неплатежеспособным является выполнение хотя бы одного из следующих условий: 1) К1 на конец отчетного периода имеет значение < 2; 2) К2 на конец отчетного периода имеет значение < 0,1.

2. Анализ денежного потока как способ оценки кредитоспособности заемщика. Анализ денежного потока – способ оценки кредитоспособности клиента коммерческого банка, в основе которого лежит использование фактических показателей, характеризующих оборотов средств у клиента в отчетном периоде. Анализ денежного потока заключается в сопоставлении оттока и притока средств у заемщика за период, соответствующий обычно сроку испрашиваемой ссуды. 3.Анализ делового риска как способ оценки кредитоспособности клиента. Деловой риск-это риск, связанный с тем, что кругооборот фондов заемщика может не завершиться в срок и с предполагаемым эффектом. Факторами делового риска являются различные причины, приводящие к прерывности или задержке кругооборота фондов на отдельных стадиях.

Применение новых банковских продуктов и услуг.

Новая банковская услуга – профессиональный интеллектуальный продукт, созданный на основе маркетинговых исследований потребностей рынка в целях реализации и извлечения прибыли. По экономическому содержанию нововведения в банковской сфере подразделяют на 2 вида: технологические и продуктовые. К технологическим инновациям относится прежде всего электронный перевод денежных средств. К продуктовым –новые банковские продукты, которые могут быть связаны как с новыми операциями и услугами, так и с традиционными.

Все новации можно разделить на 2 группы:

v сетевые, которые проходят только с помощью глобальных сетей;

v внесетевые, к которым относятся расчеты пластиковыми карточками через банкоматы, торговые терминалы и другие устройства.

К сетевымновациям можно отнести электронные расчеты через Интернет, информационные услуги и Интернет-трейдинг, а также обслуживание на дому посредством телефонной связи.

Информационное обслуживание включает в себя предоставление общей справочной информации финансового характера (курсы валют, ситуация на финансовом рынке), предоставление оперативной информации о состоянии счета клиента, а также возможность обмена с банком электронными сообщениями. Эти услуги не приносят банку непосредственной выгоды, однако позволяют клиенту экономить время, упрощают и повышают качество обслуживания, а также повышают привлекательность банка для клиентов. Интернет-трейдинг –это услуги, которые позволяют заключать различные сделки через Интернет.

Внесетевые новации.

Пластиковая карточка – это универсальное платежное средство, которое позволяет своему владельцу оплачивать товары и услуги безналичным путем, а также более безопасно хранить и перевозить свои денежные средства

Банковские пластиковые карты различаются по их назначению, по функциональным и техническим характеристикам. По назначению карты делятся на две укрупненные категории: кредитные; дебетовые.

Кредитная карта позволяет иметь владельцу постоянно возобновляемый кредит в банке-эмитенте, причем каждый банк-эмитент устанавливает собственные правила, регулирующие его взаимоотношения с клиентом.

Дебетовые карты можно назвать еще расчетными картами. Клиент вносит определенную сумму на свой счет в банке, с которого банк-эмитент перечисляет денежные средства для оплаты различных расходов.

По техническим характеристикам пластиковые карты делятся на: обыкновенные; магнитные; микропроцессорные.

Обыкновенная пластиковая карта - простая карта с фиксированной покупательной способностью, на ее лицевой стороне есть индекс (фамилия) изготовителя с его фирменным знаком, имя владельца и его идентификационный код, на обратной стороне может быть подпись владельца.

Магнитные карты с обратной стороны имеют магнитную полосу, которая способна хранить 100 байт информации. Перед выдачей такой карты владельцу на ее поверхности указывается: Ф.И.О. клиента, номер его банковского счета, срок годности карты, т. е. даты открытия и окончания срока действия карты.

Микропроцессорные карты - это карты со встроенной кремниевой микросхемой. Объем памяти таких карт в среднем не превышает 256 байт. Вместо магнитной полосы в них встроен микропроцессор, содержащий оперативную (для использования в процессе обработки) и постоянную (для хранения неизменяемых данных) память, а также внесена система безопасности данных. В память заложена информация о владельце карты, о его банковском счете, сведения о проведении со счетом клиента до 200 последних операций с использованием данной карты. Такие карты по своим техническим характеристикам делятся на следующие виды:

- обыкновенные карты памяти, в которых нет магнитной полосы, но встроена микросхема, содержащая память и устройство для записи или считывания информации. Наибольшее распространение в мире получили телефонные карты памяти. Эти карты применяются в контактном режиме, т. е. микросхема физически соприкасается с контактами считывающего устройства;

- смарт-карты – карты, содержащие микросхему с «компьютерной логикой». Она может обмениваться информацией с центральным компьютером, получать от банка необходимые сведения, хранить информацию о предыдущих сделках, производить платежи на ограниченную сумму без связи с эмитентом (карточка «заряжается» именно на эту сумму).

Наиболее распространенное приложение смарт-карт – их использование как «электронных» кошельков, или супер-смарт-карты (объединяют дебетовую и кредитную карты).

Супер-смарт-карты позволяют хранить в своей памяти определенную сумму, тратить которую можно уже без всякой авторизации, она необходима только тогда, когда «виртуальные» деньги закончились и карточку нужно «зарядить» новыми через терминалы типа банкоматов. Одна из самых известных в этой области фирм – фирма Mondex. Электронные деньги из этого кошелька можно передавать по каналам связи, т. е. «быстрые» платежи возможны между субъектами, находящимися в разных уголках земного шара. Карточка Mondex – это пятикошельковая микропроцессорная карта, для зачисления на нее средств используются специальные устройства – совместимые телефоны. В качестве каналов для передачи денег служат обычные телефонные линии. Т. о., телефоны могут выдавать электронные деньги как своеобразные банкоматы. Эти системы позволят дать или взять деньги взаймы, если операция производится между двумя клиентами-пользователями. От традиционной карточки карточка Mondex отличается наличием специального футляра, который внешне похож на микрокалькулятор-книжку. Футляр устроен так, что с одной стороны находится гнездо для собственно карты, а с другой стороны дисплей и миниатюрная клавиатура. Каждая карточка имеет свой введенный пользователем пароль.

Факторинг (Переуступка б-ку неоплаченных долговых требований, возникающих между контрагентами в процессе реализации прод-ции, вып-я работ, оказания услуг. Явл. разновидностью торгово-комисс-ной операции, сочетающейся с кредитованием).

Лизинг (Предоставление на условиях аренды на долгосроч. период машин, оборуд-я, недвиж-ти и др. элем-тов основ-го кап-ла пр-ям-арендаторам. Участвуют 3 стороны: лизингодатель (собств-к имущ-ва - банк или лизингов. компания), лизингополучатель (пользователь имущ-ва), поставщик (продавец имущ-ва).

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.212.120.195 (0.009 с.)