Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания к курсовому проектированию

Поиск

А.И. Бабкин, А.В. Руденко

Проектирование

МОТОР-РЕДУКТОРА

Методические указания к курсовому проектированию

для студентов заочной формы обучения специальности 180103

 

VI семестр

 

Северодвинск

УДК 621.81

 

Бабкин А.И., Руденко А.В. П роектирование мотор-редуктора. Методические указания к курсовой работе. – Северодвинск, РИО Севмашвтуза, 2008. – 82 с.

 

 

Ответственный редактор: к.т.н., доцент А.В. Руденко

 

 

Рецензенты: к.т.н., доцент Д.В. Кузьмин;

к.т.н., начальник ЦНИЛ НТП НИТИЦ ФГУП «ПО «Севмаш» Н.П. Коломеец

 

Методические указания предназначены для студентов заочной формы обучения специальности 180103 «Судовые энергетические установки», изучающих учебную дисциплину «Детали машин и основы конструирования». Учебное пособие содержит задания на курсовую работу, порядок выполнения, правила оформления и примеры выполнения работы.

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета Севмашвтуза

ISBN 5-7723- Ó Севмашвтуз, 2008
Оглавление

 

Введение.......................................................................................................... 3

1 Задание на проектирование......................................................................... 4

2 Порядок выполнения курсовой работы.................................................... 7

2.1 Цели и задачи проектирования........................................................... 7

2.2 Общие рекомендации по проектированию......................................... 7

2.3 Содержание расчетно-пояснительной записки и чертежей................ 8

2.4 Дополнительные методические указания для проведения расчетов. 11

2.4.1 Срок службы мотор-редуктора................................................... 11

2.4.2 Обоснование выбора типа электродвигателя............................. 11

2.4.3 Выбор электродвигателя............................................................. 11

2.4.4 Расчет кинематических и силовых параметров привода............ 13

2.4.5 Предварительная компоновка валов........................................... 15

2.4.6 Конструирование зубчатых и червячных колес......................... 16

2.4.7 Проектирование валов................................................................. 29

2.4.8 Выбор способа смазки и смазочного материала для всех узлов мотор-редуктора.......................................................................................... 32

2.4.9 Конструирование корпуса редуктора......................................... 34

3 Правила оформления курсовой работы..................................................... 44

3.1 Оформление расчетно-пояснительной записки и чертежей............... 44

3.2 Порядок защиты работы..................................................................... 47

4 Примеры выполнения расчетов.................................................................. 48

4.1 Проектирование зубчатого мотор-редуктора.................................... 48

4.2 Проектирование червячного мотор-редуктора.................................. 59

Приложения.................................................................................................... 68

Список литературы......................................................................................... 82

 


ВВЕДЕНИЕ

 

 

Методические указания «Проектирование мотор-редуктора» разработаны для студентов заочной формы обучения специальности 180103 «Судовые энергетические установки» (VI семестр).

Настоящие методические указания разработаны в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта подготовки специалистов 2000 года по квалификации инженер-механик.

Методические указания содержат варианты заданий для курсовой работы, порядок выполнения работы, правила оформления работы и примеры выполнения.

К изучению учебной дисциплины «Детали машин и основы конструирования» студенты должны подходить подготовленными в области естественно-научных и общепрофессиональных дисциплин. Это даст студенту возможность хорошо изучить конструкции деталей, узлов и механизмов, основы их расчета и конструирования, а также приобрести опыт самостоятельного решения задач конструирования типовых узлов и деталей машин.

Издание данного учебного пособия вызвано необходимостью углубления знаний студентов по теоретической и прикладной механике, систематизации теоретического и практического материала, а также особенностью обучения по заочной форме. Студентам удобнее и проще изучать дисциплину с использованием учебного пособия, в котором сконцентрированы основные понятия, определения и методики расчета.


ЗАДАНИЕ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ

 

Разработать конструкцию и выпустить конструкторскую документацию на мотор-редуктор. Исходные данные для проектирования – в табл. 1.1 и 1.2.

Мотор-редуктор состоит из электродвигателя и редуктора, выполненные в одном блоке. Частота вращения выходного вала – постоянная. Соединение валов электродвигателя и входного вала редуктора – жесткая муфта. Редуктор закрытого типа, корпус должен иметь лапы для крепления к раме. Компоновочная схема мотор-редуктора и описание требований к нему – в табл. 1.2.

 

Таблица 1.1

Исходные данные для проектирования

№ варианта Мощность P, не менее Частота вращения выходного вала n, об/мин Требуемый ресурс L, лет № схемы (см. табл. 1.2) № варианта Мощность P, не менее Частота вращения выходного вала n, об/мин Требуемый ресурс L, лет № схемы (см. табл. 1.2)
            3,5      
  1,5                
            4,5      
  2,5                
            5,5      
  3,5                
            6,5      
  4,5                
            7,5      
  5,5                
                   
  6,5         1,5      
                   
  7,5         2,5      
                   
                   
  1,5         4,5      
                   
  2,5         5,5      
                   
Примечание: Описание схемы дано в таблице 1.2.

 


Таблица 1.2

Компоновочная схема мотор-редуктора

№ схемы Компоновочная схема Описание
  1 – электродвигатель; 2 – зубчатый редуктор; 3 – муфта. · Передача – цилиндрическая зубчатая наружного зацепления, вертикальная компоновка; · Режим работы – 2 смены, со средними динамическими нагрузками, реверсивная передача; · Требования к компактности – средние; · Ограничения по шумности – средние; · Крупносерийное производство.
  1 – электродвигатель; 2 – червячный редуктор; 3 – муфта. · Передача – червячная, с нижним расположением червяка; · Режим работы – 1 смена, со средними динамическими нагрузками, реверсивная передача; · Требования к компактности – средние; · Крупносерийное производство.
    1 – электро- двигатель; 2 – зубчатый редуктор; 3 – муфта. · Передача – цилиндрическая зубчатая наружного зацепления, горизонтальная компоновка; · Режим работы – 3 смены, с небольшими динамическими нагрузками, нереверсивная передача; · Требования к компактности – средние; · Ограничения по шумности – средние; · Мелкосерийное производство.
       

Продолжение таблицы 1.2

№ схемы Компоновочная схема Описание
  1 – электродвигатель; 2 – червячный редуктор; 3 – муфта. · Передача – червячная, с верхним расположением червяка; · Режим работы – 2 смены, с небольшими динамическими нагрузками, нереверсивная передача; · Требования к компактности – средние; · Мелкосерийное производство.

 

 


Содержание расчетно-пояснительной записки и чертежей

Расчетно-пояснительная записка должна содержать титульный лист, задание на курсовую работу, содержание, описание разработанной конструкции, расчетную часть, список используемой литературы.

В записку включаются окончательные данные по конструктивному решению мотор-редуктора без приведения промежуточных результатов расчетов и вариантов конструкции узлов и механизма в целом.

Расчетно-пояснительная записка должна содержать следующие разделы:

Титульный лист.

Задание. При отсутствии задания проект не принимается, при утере задания необходимо своевременно сообщить преподавателю.

Оглавление.

1 Введение.

1.1 Название и назначение проектируемого мотор-редуктора.

1.2 Краткое описание конструкции.

1.3 Условия эксплуатации.

1.4 Определение ресурса мотор-редуктора.

Кинематический расчет.

2.1 Определение требуемой мощности мотор-редуктора.

2.2 Определение КПД.

2.3 Подбор вариантов двигателя.

2.4 Определение передаточного числа редуктора.

2.5 Выбор окончательного варианта электродвигателя (с обоснованием).

2.6 Определение на каждом валу редуктора частоты вращения, угловой скорости, мощности и вращающего момента.

2.7 Таблица с результатами расчета.

3 Расчет закрытых передач (цилиндрическая зубчатая или червячная).

3.1 Выбор материала и термообработки: п. 2.9 [3] – для зубчатых и п. 3.6.1, 3.6.2 [3] – для червячных передач.

3.2 Определение допускаемых напряжений при расчете на контактную и изгибную усталостную прочность: п. 2.10 [3] – для зубчатых и п. 3.6.3 [3] – для червячных передач.

3.3 Определение геометрических параметров передачи: п. 2.6 и 2.11.1-2.11.4 [3] – для зубчатых и п. 3.3, 3.7.2 [3] – для червячных передач. По окончании расчета результаты свести в таблицу.

3.4 Определение сил в зацеплении: п. 2.7 и 2.11.4.8 [3] – для зубчатых и п. 3.4, 3.7.2.6 [3] – для червячных передач. По окончании расчета результаты свести в таблицу.

3.5 Проверочный расчет передачи на контактную и изгибную усталостную прочность: п. 2.11.5 и 2.11.6 [3] – для зубчатых и п. 3.7.3.1-3.7.3.2 [3] – для червячных передач. По окончании расчета результаты свести в таблицу.

3.6 Тепловой расчет: п. 3.7.3.3 [3] – для червячной передачи.

Предварительный расчет валов.

4.1 Проектировочный расчет валов. Эскизный проект валов. Выбор материалов, термообработки и допускаемых напряжений: п. 6.4, табл. 6.1 [3].

4.2 Предварительное определение конструкции вала.

5 Подбор соединительной муфты: п. 8.2, 8.5 [3].

Выбор подшипников.

6.1 Выбор типа и типоразмера подшипников для всех валов редуктора (привести обоснование выбора): п. 7.2.3, 7.2.5.1 [3].

6.2 Выбор схемы установки подшипников, способа их закрепления на валу и в корпусе (привести обоснование выбора): п. 7.2.6, 7.2.7 [3].

6.3 Составление расчетных схем для валов и определение реакций в опорах: п. 6.5 [3].

6.4 Проверка статической грузоподъемности: п. 7.2.5.2 [3].

6.5 Проверка долговечности подшипников: п. 7.2.5.3 [3].

7 Конструирование зубчатых колес (необходимо сконструировать все имеющиеся в приводе зубчатые, червячные колеса, вал-шестерни и червяки).

7.1 Выбор конструкции колес (с обоснованием).

7.2 Расчет размеров колес.

7.3 Выбор посадок, предельных отклонений, допусков форм и расположения поверхностей, шероховатостей.

8 Расчет шпоночных и шлицевых соединений: п.2.5, 2.6 [2].

Уточненный расчет валов.

9.1 Уточнение размеров валов. Построение эскиза вала. Выбор конструктивных элементов, определение их размеров, выбор посадок, предельных отклонений, допусков форм и расположения поверхностей, шероховатостей.

9.2 Построение эпюр изгибающих и крутящих моментов. Проверка статической прочности валов: п. 6.5 [3].

9.3 Проверка усталостной прочности валов: п. 6.6 [3].

Заключение.

Список используемой литературы.

 

Графическая часть курсовой работы:

1 лист Сборочный чертеж мотор-редуктора (ф. А1)

2 лист Рабочий чертеж тихоходного вала (ф.А3).

3 лист Рабочий чертеж зубчатого или червячного колеса (ф.А3).

 

 


Срок службы мотор-редуктора

Срок службы (ресурс) , ч, определяется по формуле:

,

где L – срок службы привода, лет;

– количество рабочих дней в году ( = 250 или 365 дней при пятидневной или семидневной рабочей неделе соответственно, в зависимости от характера производства);

– количество смен ( = 1, 2 или 3 смены);

– продолжительность смены ( = 8 часов).

Так как в задании не сказано о характере изменения тягового усилия за время эксплуатации, считаем как самый неблагоприятный вариант, что режим нагрузки – постоянный, т.е. за все время работы привода рабочая нагрузка не меняется, и равна заданному максимальному тяговому усилию F.

 

 

Выбор электродвигателя

2.4.3.1 Требуемая мощность электродвигателя:

,

где – КПД привода;

– КПД отдельных звеньев кинематической цепи, примерные значения которых приведены в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Значения КПД элементов привода

Тип элемента привода
Закрытая зубчатая цилиндрическая передача: 0,97…0,99
Закрытая червячная передача при передаточном числе: свыше 30 свыше 14 до 30 свыше 8 до 14   0,7…0,8 0,75…0,85 0,8…0,9
Подшипники качения (одна пара) 0,99

КПД червячных передач сильно зависит от передаточного числа, которое на данном этапе проектирования неизвестно, поэтому предварительно рекомендуется принять . После окончательного определения передаточного числа следует уточнить КПД червячного редуктора и всего привода.

 

2.4.3.2 Подбор электродвигателей

Двигатель подбирается по передаваемой мощности. Условие выбора:

,

где – мощность двигателя по каталогу.

Для асинхронных двигателей допускается перегрузка 8% – при постоянной нагрузке, и 12% – при переменной нагрузке.

В большинстве случаев можно подобрать несколько электродвигателей требуемой мощности, с разными скоростями вращения. Данные о выбранных электродвигателях необходимо свести в таблицу 2.2.

Если мощность двигателя по каталогу больше требуемой мощности , то расчетная мощность двигателя теперь будет .

Таблица 2.2

Параметры выбранных электродвигателей

  Обозначение электродвигателя Мощность P, кВт n эд. ном., об/мин u привода
         
         
         
         

Передаточное число привода для каждого варианта электродвигателя:

,

где – частота вращения выходного вала мотор-редуктора.

Рекомендованные и предельные значения передаточных чисел передач приведены в таблице 2.3.

Таблица 2.3

Рекомендуемые и предельные значения передаточных чисел передач

Вид передачи Передаточное число
Цилиндрическая зубчатая при твердости зубьев:    
£ 350 HB 2,5…5,6 до 6,3
40…56 HRC 2,5…5,6 до 6,3
56…63 HRC 2…4 до 5,6
Червячная 16…50 8…80

Варианты электродвигателей, у которых передаточное число редукторов не попадает в указанный диапазон, можно исключить из рассмотрения. Из оставшихся вариантов необходимо выбрать один, обеспечивающий минимальные габариты и массу (следовательно, и стоимость) привода.

Обычно из оставшихся вариантов выбирают электродвигатель с меньшей частотой вращения, так как этот вариант имеет меньшее передаточное число редуктора, и, следовательно, меньшую массу и габариты. Кроме того, следует помнить, что чем меньше скорости вращения в приводе, тем меньше износ, шум, вибрация. Поэтому при всех одинаковых параметрах следует отдавать предпочтение вариантам с электродвигателями с меньшими скоростями вращения, хотя они больше по габаритам, массе и стоимости. Но проигрыш в массе электродвигателя, как правило, гораздо меньше, чем выигрыш в массе редуктора.

Если в привод входит червячный редуктор, то после уточнения передаточного числа следует уточнить КПД редуктора: , после чего уточнить КПД привода и требуемую мощность электродвигателя (см. п. 2.4.3.1).

 

 

Предварительная компоновка валов

Для редукторов общего назначения целесообразно применение ступенчатых валов, что облегчает сборку и разборку.

Перед началом конструирования необходимо предварительно продумать компоновку редуктора, определить конструкцию насаживаемых деталей, способы их закрепления на валу, тип подшипников, конструкцию опор, крышек, защитных и уплотнительных устройств (рис. 2.1). Необходимо также продумать технологию сборки и увязать ее с технологией изготовления вала.

Рис. 2.1. Предварительная компоновка вала

Расчетный диаметр вала определяется при проектировочном расчете (п. 6.4 [3]). Он соответствует минимальному диаметру вала круглого сечения на нагруженном участке вала. Для редукторных валов – это конец вала.

Если на данном участке вала предусматривается шпоночное соединение или посадка с натягом, то расчетный диаметр следует увеличить на 5%.

Расчетный диаметр округляется до ближайшего большего стандартного значения из ряда: 10, 11, 12, 14, 16, 18, (19), 20, 22, (24), 25, 28, (30), 32, 36, (38), 40, (42), 45, (48), 50, (53), 55, 60, (63), (65), 70, (75), 80, (85), 90, (95), 100, (105), 110, (120), 125, (130), 140, (150), 160, (170), 180, (190), 200, (210), 220, (240), 250. Без скобок – размеры 1-го ряда, в скобках – 2-го ряда. При выборе диаметров следует предпочитать 1-й ряд 2-му ряду.

 


Проектирование валов

2.4.7.1 Построение эскизов валов

 

Разработку эскиза вала можно начинать с конца вала. Рекомендуется применять стандартные концы (табл. 4, 5 приложения): цилиндрические – по ГОСТ 12080-66 или конические – по ГОСТ 12081-72. Цилиндрические концы валов проще в изготовлении, но требуют дополнительной осевой фиксации насаженных деталей. Конические концы валов сложнее в изготовлении, но обеспечивают простую и плотную посадку деталей. Их рекомендуют для валов с высокой скоростью вращения.

Рекомендуемые размеры фасок и радиусов галтелей даны в таблице 2.8. Если участок вала необходимо при изготовлении шлифовать, вместо обычного перехода предусматривают канавку для выхода шлифовального круга (рис. 2.19, табл. 2.9).

Высоту заплечика t принимают конструктивно, в зависимости от характера нагрузки, действующей на насаженную деталь: от 1,25 r – для деталей не испытывающих осевых нагрузок, до (2,0…2,5) r – для деталей, воспринимающих сильные осевые нагрузки. Диаметры остальных участков вала определяют последовательно с учетом высоты заплечиков каждой ступени.

  а б в  
Рис. 2.18. Размеры заплечиков вала

Таблица 2.8

Размеры заплечиков вала, мм

Диаметр вала d 10 - 18 20-28 30-46 48-68 70-100 Св. 100
Радиус закругления r 1,0 1,6 2,0 2,5   4,0
Фаска c 0,6 1,0 1,6 2,0 2,5 3,0

 

  а б  
Рис. 2.19. Канавки под выход шлифовального круга

Таблица 2.9

Размеры канавки под выход шлифовального круга, мм

Диаметр вала d 10-48 50-100 Св. 100
Ширина канавки b      
Радиус закругления R 1,0 1,6 2,0
Радиус закругления R1 0,5 1,0
Диаметр канавки d1 d –0,5 d –1,0

Если участок вала предназначен для посадки детали, то необходимо на начале участка предусмотреть фаску: под углом 45º – при посадке с зазором или переходной посадке; под углом 30º – при посадке с натягом.

 

Длины участков валов определяются с помощью прорисовки с учетом габаритов насаживаемых деталей, их взаимного расположения, величины необходимых зазоров между ними и т.д.

 

 

2.4.7.2 Посадка зубчатых и червячных колес на валах

Передача крутящего момента от вала к колесу или наоборот, независимо от типа посадки, осуществляется при помощи шпоночных или шлицевых соединений.

В серийных редукторах общего назначения обычно применяется одна из переходных посадок: H7 / k6 (напряженная), H7 / m6 (тугая). Эти посадки применяются в механизмах, работающих при небольших нагрузках и подвергающихся частым разборкам. Переходные посадки требуют дополнительного крепления колес от осевого перемещения (пружинными кольцами, установочными винтами, распорными втулками, гайками и т.д.).

При редких разборках применяются посадки: H7 / n6 (глухая), H7 / p6 (легкопрессовая). Эти посадки также требуют дополнительного крепления колес от осевого перемещения.

Посадка зубчатых колес на валы в тяжелонагруженных передачах, работающие при вибрационных и ударных нагрузках, осуществляется по одной из прессовых посадок: H7 / r6, H7 / s6. Применение этих посадок наряду с повышением надежности соединения предохраняет колеса от осевого перемещения.

 

 

2.4.7.3 Шероховатость поверхностей валов

Поверхности валов должны иметь шероховатость, указанные в таблице 2.10.


Таблица 2.10

Шероховатость поверхностей валов

Элементы валов Шероховатость, Ra, мкм
Неподвижные соединения с посадкой скольжения 0,2 – 0,05
Соединения с переходными посадками 0,4 – 0,1
Прессовые и конусные соединения 0,4 – 0,05
Упорные буртики неподвижных цилиндрических соединений (рабочие поверхности) 1,6 – 0,4
Посадки подшипников качения на валу при классе точности подшипника:  
нормальном 0,4 – 0,1
повышенным 0,1 – 0,05
Шлицевые соединения, центрирование:  
по наружному диаметру 0,4 – 0,1
по внутреннему диаметру 0,8 – 0,2
Шпоночно-пазовые соединения (рабочие грани пазов) 3,2 – 0,8
Резьбы наружные 3,2 – 1,6
Резьбы внутренние 6,4 – 3,2
Уплотнения цилиндрические контактные с мягкими элементами манжеты (рабочие поверхности валов) 0,1 – 0,05
Свободные поверхности деталей (торцы и ненесущие цилиндрические поверхности валов, фаски и т.п.):  
малонагруженных 6,4 – 1,6
нагруженных высокими цикличными нагрузками 1,6 – 0,2
Галтели:  
неответственного назначения 3,2 – 1,6
деталей, нагруженных высокими цикличными нагрузками 0,4 – 0,1

 


ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Оформление расчетно-пояснительной записки и чертежей

Текстовая часть расчетно-пояснительной записки выполняется на листах формата А4 с соблюдением полей: слева – 25 мм, справа – 10 мм, сверху и снизу – 20 мм.

Титульный лист является первым листом расчетно-пояснительной записки и оформляется в соответствии с приложением 3.

Задание на расчетно-графическую работу выдается преподавателем и содержит название проектируемого объекта, его кинематическую схему с исходными данными, а также сроки начала и окончания выполнения работы.

При описании разработанного устройства необходимо привести сведения о его назначении, рассмотреть взаимодействие отдельных его узлов, последовательность сборки и разборки, вопросы регулировки устройства.

Расчетная часть пояснительной записки должна соответствовать заданию на проектирование.

Каждый расчет должен в себе заключать:

· вид расчета и название детали;

· исходные данные для расчета, расчетные схемы, эскизы и т.д.;

· выбранный материал с представлением его механических

характеристик;

· расчетные формулы со ссылкой на источник, с расшифровкой символов, входящих в формулу, и их размерностями. Каждый символ, встречающийся неоднократно, расшифровывается один раз;

· непосредственно расчет;

· полученные в результате расчета значения размеров деталей следует округлять, при необходимости, до стандартных значений;

· заключение по результатам расчета.

Вносить формулы в строчки текста не разрешается. Формулы должны занимать свои отдельные строки.

Все размерности в формулах записываются в системе СИ.

При принятии в ходе проектирования каких-либо решений (например, выбор типа зацепления, выбор материала и т. п.), в записке необходимо привести обоснование выбора.

Указание источника (ссылка на используемую литературу) допускается делать только в текстовой части записки (но не после формул) в общепринятой форме (в квадратных скобках указывается номер использованного источника в соответствии с его номером в списке литературы, приведенном в конце записки).

Содержание расчетно-пояснительной записки делится на разделы, подразделы, пункты. Каждый раздел должен иметь порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами, краткое название в виде заголовка, выполненное прописными буквами, например:

1 РАСЧЕТ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕРЕДАЧИ

Разделы могут содержать подразделы, номера которых включают номер раздела и порядковый номер подраздела, разделенные точкой. В конце номера раздела (подраздела) точка не ставится. Наименование подразделов записывают в виде заголовка строчными буквами с прописной заглавной буквы, например:

1.2 Расчет контактной прочности

Номер пункта должен содержать номер раздела, номер подраздела и порядковый номер пункта, разделенные точкой, а также заголовок, написанный строчными буквами с прописной заглавной буквы, например:

1.2.1 Расчет коэффициента полезного действия передачи

Переносы слов в заголовках не допускаются. Точка в конце заголовка не ставится. Если заголовок состоит из двух предложений, то их разделяют точкой. Расстояние между заголовком и последующим текстом должно быть не менее 2-х интервалов (10 мм), а между заголовком раздела (подраздела) и предыдущим текстом – не менее 3-х интервалов (15 мм).

Если в расчетно-пояснительной записке имеются иллюстрации, то их нумеруют арабскими цифрами в пределах всей записки, например «Рис. 1».

В конце расчетно-пояснительной записки помещают список используемой литературы.

Листы расчетно-пояснительной записки брошюруют с титульным листом, бланком задания и нумеруют. Номер страницы указывают в правом нижнем углу листа. Объем расчетно-пояснительной записки – 20 - 30 страниц.

Графическая часть работы выполняется ссоблюдением требований ЕСКД карандашом на ватмане. Допускается выполнение чертежей на компьютере с использованием программ компьютерной графики и с последующей печатью чертежа.

При выполнении чертежей следует применять масштабы, установленные стандартом: 1:1, для уменьшения – 1:2; 1:2,5; 1:4; 1:5; 1:10 и т.д., для увеличения – 2:1; 2,5:1; 4:1; 5:1; 10:1 и т.д.

Сборочный чертеж мотор-редуктора выполняется на основании его эскизной проработки. Чертеж должен содержать минимальное количество изображений (проекций, видов, разрезов, сечений), но достаточное, чтобы дать полное и точное представление о его конструкции и принципе работы.

На сборочном чертеже допускается не показывать мелкие фрагменты деталей и соединений: фаски, проточки, скругления, углубления, зазоры между соединяемыми деталями с незначительно отличающимися номинальными размерами. При использовании большого количества крепежных деталей одного типа и размера можно подробно изображать детали только одного места соединения, а остальные показывать условно. На чертеже допускается упрощенное представление крепежных деталей, резьбы и ее элементов (фаски, сбег и недорез резьбы).

На сборочном чертеже должны быть представлены все основные размерыустройства:

· габаритные (длина, ширина, высота);

· посадочные (выполняемые по данному чертежу);

· установочные и присоединительные (размеры опорной поверхности и размещение в ней крепежных отверстий, диаметр отверстий и толщина опорной поверхности и т.п.);

· размеры для транспортировки и упаковки (если необходимо);

· справочные (информационные) – характеризующие его конструкцию и работу.

Номера позиций на сборочном чертеже выполняют на полках линий-выносок, которые располагают параллельно основной надписи вне поля изображения конструкции. Для группы крепежных деталей, относящихся к одному соединению, допускается использовать одну линию-выноску. В этом случае полки для номеров позиций располагают колонкой и соединяют тонкой линией.

Технические требования помещают на поле чертежа над основной надписью в виде столбика, по ширине, не превышающей основной надписи. Каждая позиция технических требований нумеруется и начинается с новой строки. Запись ведется сверху вниз. Если на чертеже представлена техническая характеристика, то технические требования снабжаются заголовком «Технические требования». Технические требования содержат сведения, не отраженные в графической части чертежа. К ним относятся:

· указания размеров, относящихся к справочным;

· неуказанные предельные отклонения размеров, формы и расположения поверхностей, которые должны быть выдержаны при сборке;

· требования к точности монтажа (допустимые осевые и радиальные зазоры, биения и т.д.);

· указания о маркировке и клеймении;

· правила транспортировки и хранения;

· особые условия эксплуатации;

· тип смазки подвижных соединений;

· способы стопорения резьбовых соединений;

· требования по обработке (покраске) поверхностей;

· требования по обкатке изделия и защите (ограждении) опасных мест.

Техническая характеристика размещается на свободном поле чертежа (обычно над техническими требованиями), имеет самостоятельную нумерацию и снабжается заголовком «Техническая характеристика». Она содержит дополнительные сведения об устройстве.

К сборочному чертежу составляется текстовой документ – спецификация, которая выполняется в соответствии с ГОСТ 2.108-68 на листах формата А4.

Чертеж детали выполняется в соответствии с ГОСТ 2.109-73 и представляет документ, содержащий все сведения, необходимые для ее изготовления и контроля.

Деталь на чертеже располагается в положении, соответствующем ее положению при изготовлении или в положении детали на сборочном чертеже.

На чертеже детали должны быть представлены:

· все необходимые виды, разрезы и сечения (ГОСТ 2.305-68);

· все необходимые размеры;

· обоснованные посадки и предельные отклонения (ГОСТ 2.307-68);

· соответствующая шероховатость поверхностей (ГОСТ 2.309-73);

· необходимые допуски формы и расположения поверхностей (ГОСТ 2.308-79);

· обозначение покрытий, термической и других видов обработки (ГОСТ 2.310-68, ГОСТ 9.032-74, ГОСТ 9.306-85);

· наименование и марка материала с указанием стандарта на материал и сортамент.

Вся информация о размере, его допуске, шероховатости соответствующей поверхности, допусках формы и расположения должна быть по возможности сгруппирована и представлена в одном месте.

Обозначение конструкторских документов:

· сборочногочертежа: ДМ КР.1392.12.001 СБ,

где ДМ – детали машин, учебная дисциплина по которой выполняется работа; КР – курсовая работа (РГР – расчетно-графическая работа, КП – курсовой проект); 1392 – номер группы; 12 – номер студента по списку; 001 – порядковый номер сборочного чертежа (от 001 до 999); СБ – обозначение сборочного чертежа;

· спецификации: ДМ КР.1392.12.001;

· чертежадетали: ДМ КР.1392.12.001-05,

где 05 – номер позиции детали по спецификации.

 

Порядок защиты работы

Окончательно оформленные расчетно-пояснительная записка и графическая часть работы предъявляются руководителю для проверки в срок указанный в задании.

После проверки работы проходит ее защита, в ходе которой студент представляет доклад о проделанной работе, в котором отмечается цель работы, назначение, принцип работы, конструктивные особенности спроектированного устройства в целом и отдельных его деталей, представленных на чертежах. После представления доклада студент отвечает на вопросы преподавателя. При оценке работы учитываются своевременность выполнения работы, содержание доклада, правильность выполненных расчетов, соответствие графической части нормам ЕСКД и правильность ответов на вопросы преподавателя.

По окончании защиты преподаватель оценивает расчетно-графическую работу, подписывает чертежи, спецификацию, титульный лист расчетно-пояснительной записки и проставляет на последнем оценку и дату защиты.

Подписанные преподавателем чертежи, спецификация, расчетно-пояснительная записка складываются студентом в соответствии с ГОСТ 2.501-68 и сдаются преподавателю.

ПРИМЕРЫ ВЫПОЛНЕНИЯ РАСЧЕТОВ

Задание на проектирование

1 – электродвигатель; 2 – зубчатый редуктор; 3 – м


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 889; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.50.1 (0.014 с.)