I. Общие методические указания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Общие методические указания



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«МАКРОЭКОНОМИКА»

Самара 2012

 

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего профессионального образования

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра экономической теории

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«МАКРОЭКОНОМИКА»

Издательство

Самарского государственного экономического университета

Методические указания к выполнению курсовых работ по дисциплине «Макроэкономика» - 1-е изд. / Под ред. Ю.В. Матвеева и О. В. Трубецкой. - Самара: Изд-во Самарск. гос. экон. унив., 2012. ­ 218 с.

 

Издание включает в себя перечень требований и рекомендаций по выполнению курсовой работы и отдельных тем курсовых работ по макроэкономике. Предназначено для студентов направления подготовки 080100 «Экономика», профилей: «Налоги и налогообложение», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Экономика предприятий и организаций (АПК, Пищевая промышленность)», «Экономика и управление недвижимостью», «Макроэкономическое планирование и прогнозирование», «Региональная экономика», «Статистика», «Финансы и кредит» дневного и заочного форм обучения

 

 

Печатается по решению

редакционно-издательского совета университета

 

Издание подготовлено коллективом кафедры экономической теории.

Составители: д.э.н., проф. Матвеев Ю. В. (Общие методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономическая теория»); к.э.н., доц. В.И. Ахмеева (темы 1, 2, 17,18, 29, 40), к.э.н., доц. Е.А.Безгласная (темы 13, 20, 29, 31, 32, 33, 34, 49, 50, 51, 52, 53, 54),, к.э.н., доц.Г.Т. Сабирова (темы 4, 5, 16, 39, 44), к.э.н., доц. В.И. Горшкова (темы 6, 7, 19, 27, 30), д.э.н., проф. Ю.В. Матвеев (темы 3, 8, 9, 14, 15, 23, 35, 36), к.э.н., доц. К.Ю. Матвеев (темы 10, 11, 25), д.э.н., проф. М.Е. Коновалова (темы 12, 21, 22, 37, 38, 47, 48, 55), к. э.н., доц. О.В. Трубецкая (темы 26, 28, 41, 45, 46), ст. преп. И. А. Лунин (темы 42, 43).

 

 

Ответственные редакторы: д-р экон. наук, проф. Ю.В. Матвеев,

канд. экон. наук, доц. О. В. Трубецкая

 

Руководитель издательской группы С.Л. Бренер

Редактор Г.И. Конева

Технический редактор О.В. Егорова

Корректор Л.И. Трофимова

Компьютерная верстка ­ Ю.Н.Никитина

© Самарский государственный

экономический университет, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

I. Общие методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Макроэкономика»  
1. Выбор темы и составление плана  
2. Работа с подобранным материалом  
3. Написание введения и основного текста работы  
4. Написание заключения  
5. Оформление курсовой работы в соответствии с предъявляемыми требованиями и сдача на кафедру в установленные сроки  
6. Анализ полученного отзыва научного руководителя и подготовка к защите  
7. Защита курсовой работы  
8.Общие критерии оценки курсовой работы  
II. Методические указания к выполнению конкретных тем курсовых работ по экономической теории  
Тема 1. Муниципальная собственность в рыночной экономике и ее особенности в России  
Тема 2. Cоциальная политика государства и ее реализация в России  
Тема 3. Рынок ценных бумаг и его особенности в России  
Тема 4. Предприятие и предпринимательство в рыночных условиях России    
Тема 5. Развитие финансовых инструментов в рыночной экономике России  
Тема 6. Экономическое содержание прибыли предприятия  
Тема 7. Экономическое содержание издержек предприятия  
Тема 8. Развитие рынка капитала в России  
Тема 9. Социально-экономические условия реализации инвестиционного процесса в России на современном этапе  
Тема 10. Развитие рынка инновационно-инвестиционных ресурсов в России  
Тема 11. Государственное регулирование экономики России    
Тема 12. Роль инвестиционного процесса в осуществлении структурной перестройки  
Тема 13. Неопределенность и риски в развитии экономики  
Тема 14. Теория экономического роста и экономическая динамика России  
Тема 15. Цикличность – всеобщая форма экономической динамики  
Тема 16. Денежное обращение и проблемы его стабильности в российской экономике.  
Тема 17.Теоретические и практические проблемы инфляции в России  
Тема 18. Социально-экономическая характеристика бюджетных отношений российской федерации  
Тема 19. Безработица как социально-экономическое явление рыночной экономики  
Тема 20. Человеческий капитал в системе общественного воспроизводства  
Тема 21. Теория потребительского поведения и ее развитие на современном этапе  
Тема 22. Глобализация мировой экономики: сущность, факторы, направления  
Тема 23. Естественные монополии в экономике России  
Тема 24. Многообразие форм хозяйствования в рыночной экономике  
Тема 25. Рынок и рыночная экономика  
Тема 26. Приватизация и разгосударствление собственности. Россия в контексте мирового опыта.  
Тема 27. Банковская система и ее роль в современной рыночной экономике России  
Тема 28. Рынок земли: теория и российская практика  
Тема 29.Денежно-кредитная политика государства и ее особенности в России  
Тема 30. Рынок труда и его особенности в России  
Тема 31 Конкуренция и ее роль в современной экономической системе  
Тема 32. Общественные блага: экономическое содержание и регулирование  
Тема 33 Внешние эффекты: содержание, формы, результаты  
Тема 34. Рыночное равновесие и государство  
Тема 35. Монополизм в российской экономике: теория и практика  
Тема 36. Формирование цены в рыночных условиях  
Тема 37. Фискальная политика и ее роль в экономическом развитии России  
Тема 38. Государственная экономическая политика и ее особенности в России  
Тема 39. Модели макроэкономического равновесия  
Тема 40. Государство: собственник и предприниматель в рыночной экономике  
Тема 41. Теневая экономика: причины возникновения, влияние на основные макроэкономические показатели страны  
Тема 42. Налоговая система России: проблемы развития и совершенствования  
Тема 43. Государственный долг: причины возникновения, способы оценки, управление  
Тема 44. Научно-технический прогресс: экономическое содержание, формы проявления, проблемы реализации  
Тема 45. Роль инфраструктуры в трансформации системы общественного воспроизводства  
Тема 46. Особенности и основные направления модернизации в российской экономике  
Тема 47. Экономические кризисы и их особенности в российской экономике  
Тема 48. Структурные сдвиги в российской экономике  
Тема 49. Инфляция как форма макроэкономической нестабильности  
Тема 50. Общественное благосостояние: эффективность и справедливость распределения в современной экономике  
Тема 51. Взаимосвязь инфляции и безработицы в современной экономике России  
Тема 52. Мультипликативные эффекты в экономике  
Тема 53. Уровень и качество жизни как объект социально-экономической политики государства  
Тема 54. Национальное богатство: сущность, элементы, оценка  
Тема 55. Финансовая система и тенденции ее развития в современных условиях  

 

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МАКРОЭКОНОМИКА»

Целью написания курсовой работы является формирование навыков самостоятельной работы с библиографией и библиотечными каталогами, подбора необходимого материала, самостоятельного его изложения, овладения научно-исследовательским стилем письма (отсутствие личных местоимений; неупотребление глаголов, отражающих чувства, эмоции; повествование от третьего лица; особая мера выдержанности процессов, ситуаций; недопустимость политизированного подхода). Важными компонентами данного процесса являются самостоятельное изложение экономического текста и усвоение формальных и редакционных требований оформления работы.

Успешное выполнение курсовой работы во многом зависит от правильной организации ее подготовки и написания, а также соблюдения основных требований, которые к ней предъявляются.

 

Основные этапы работы студента над курсовой работой

1 этап Выбор темы и составление первоначального плана курсовой работы.

2 этап Подбор материала студентом по выбранной теме курсовой работы.

3 этап Написание студентом введения и основного текста работы.

4 этап Написание заключения.

5 этап Оформление курсовой работы в соответствии с предъявляемыми требованиями и сдача на кафедру в установленные сроки.

6 этап Анализ полученного отзыва научного руководителя и подготовка к защите.

7 этап Защита курсовой работы.

 

 

1 Выбор темы и составление первоначального плана курсовой работы.

Важным этапом самостоятельной работы студента является правильный выбор темы работы и составление ее плана.

Для того, чтобы выбор темы был осуществлен правильно, студенту вначале следует внимательно посмотреть соответствующий раздел курса экономической теории (по программе данного курса, учебнику или учебному пособию, плану семинарских занятий). Это поможет лучше представить содержание, объем и основные вопросы избираемой темы, связать их с интересами студента в той или иной области знаний.

Студент должен выбрать из списка, предложенного кафедрой, тему своей будущей курсовой работы и сообщить ее на кафедру.

Тема курсовой работы может быть предложена студентом помимо указанного списка, но она обязательно должна быть согласована с научным руководителем. Игнорирование данного требования может привести к возврату уже выполненной курсовой работы, без ее рецензирования со всеми вытекающими из этого факта последствиями.

План – это логическая основа курсовой работы. Он должен быть согласован на консультации с научными руководителем. В план работы рекомендуется включать введение, основную часть, заключение, список литературы и приложения.

2. Подбор материала студентом по выбранной теме курсовой работы.

Перед студентом не стоит задача в своей курсовой работе открыть какие-то новые научные положения в области экономической теории. Он должен в процессе изложения вопросов темы показать способность осмысленно пользоваться литературой, понимать методологию изложения материала, уметь обработать фактический материал, сделать правильные выводы и обобщения, увязать теорию с практикой современной действительности.

Подготовка выписок из источников, из конспектов, сбор фактического и цифрового материала составляют содержание данного этапа. Не допускается дословное переписывание материала. Студенту следует помнить, что при оформлении работы необходимо будет сделать сноски на используемый источник теоретического, фактического или статистического материала, итогом работы на этом этапе является уточнение составленного ранее плана.

3. Написание студентом введения и основного текста работы.

Во «Введении» на 1-2 страницах студент должен обосновать выбор темы и доказать актуальность, раскрыть структуру плана, указать цели и задачи исследования, отразить методологию и объекты исследования. От качества «Введения» зависит общая оценка за курсовую работу.

Основная часть работы состоит из двух-трех разделов (1-й –теоретический; 2-й –практический; 3-й (если рассматривается зарубежный опыт) – изложение особенностей его применения в России. Необходимо раскрыть основное содержание темы, показать степень разработанности данной проблемы, ее дискуссионность, дать свое понимание рассматриваемых вопросов, показать особенности решения данных вопросов в России. Собранный фактический и цифровой материал надо систематизировать, т.е. свести его в таблицы, диаграммы, графики, схемы. Их можно давать как в тексте по ходу изложения того или иного вопроса, так и в конце курсовой работы в качестве приложения. Весь приводимый в курсовой работе цифровой и фактический материал должен быть оформлен сносками.

4. Написание заключения

Заключение должно быть объемом 3-5 страниц. В нем необходимо четко сформулировать основные выводы и предложения, вытекающие из текста курсовой работы. Необходимо следить за тем, чтобы выводы, содержащиеся в «Заключении», коррелировали с целями и задачами, обозначенными во «Введении», были сделаны в процессе написания работы и сформулированы в ее соответствующих разделах. «Заключение» не должно содержать ни одного нового вывода. От качества «Заключения» зависит общая оценка за курсовую работу.

5. Оформление курсовой работы в соответствии с предъявляемыми требованиями и сдача на кафедру в установленные сроки.

Размер курсовой работы не должен быть излишне большим. Минимальный объем 30 (тридцать) страниц стандартного формата А4, максимальный 40 (сорок) страниц машинописного текста через 1,5 (полтора) межстрочных интервала шрифтом 14-го размера.

Тщательно отредактированный и вычитанный после написания (печати) текст курсовой работы необходимо правильно оформить.

Курсовая работа выполняется на стандартных листах формата А4 (210х297 мм) (лист располагается вертикально). Текст наносится постранично только с одной стороны листа, двустороннее расположение текста на листе недопустимо.

Поля и отступы текста: левое поле – 30 мм, правое поле – 15 мм, верхнее и нижнее поля – по 25 мм. Если текст печатается на компьютере в текстовом редакторе Microsoft Word, то при форматировании следует установить правый ограничитель текста в позицию 16 ½. Оформлять границы полей в виде рамок не нужно.

Нумерация страниц начинается с титульного листа. Титульный лист считается первой страницей, но номер «1» на нем не проставляется. На второй странице располагается «План» работы. В «Плане» напротив соответствующих разделов, глав и параграфов в обязательном порядке должны быть проставлены номера страниц, с которых они начинаются.

Такие разделы работы, как «Введение», «Заключение», «Литература» и «Приложения» приводятся в «Плане», но не нумеруются. Нумерации подлежат только разделы, относящиеся к основной части работы. (См. Приложение 2).

На титульном листе курсовой работы должна содержаться следующая информация: наименование вуза, кафедра, по которой выполняется работа, название темы, аббревиатура студенческой группы, фамилия и инициалы студента, фамилия и инициалы научного руководителя, а также его ученая степень и должность, город и текущий год (см. Приложение 1).

Статистический, числовой, аналитический и графический материал (таблицы, графики, диаграммы и т.п.) можно разместить в основной части работы. Однако целесообразно (хотя бы частично) перенести его в раздел «Приложения» (также со ссылками на источник). Данный раздел, если он заявлен, располагается в самом конце работы, после списка использованной литературы. Каждое приложение должно быть пронумеровано либо числами, либо заглавными буквами латинского алфавита.

Во всех графических построениях должны быть обозначены координатные оси, а все графики, диаграммы, рисунки пронумерованы и иметь свое название, которое указывается под каждым из них. Таблицы также должны иметь отдельную нумерацию и названия, которые указываются перед каждой таблицей. Образец оформления таблицы показан в приложении 4.

Все переменные, неизвестные, константы и т.п., приведенные в формулах, должны быть хотя бы единожды объяснены и расшифрованы, можно в сносках.

Список использованных материалов должен содержать только использованные при написании работы источники.

В списке использованной литературы – научной, практической, справочной, информационной, документальной и т.п., должно быть не менее 15-20 названий различных печатных источников. Список включает: официальные документы – Конституция, законы, указы, постановления и т.п.; основную литературу – учебники, учебные пособия; дополнительную литературу – монографии, коллективные работы, журнальные и газетные статьи, различные справочники, энциклопедии и т.п. Дополнительная литература обязательно должна присутствовать в списке.

Источники в списке использованной литературы позиционируются следующим образом:

1) Нормативно-правовые акты:

а) законы;

б) указы Президента Р.Ф.:

в) законодательные акты Федерального собрания РФ;

г) постановления Правительства РФ;

д) письма, инструкции, распоряжения Министерств и ведомств РФ;

2) Книги (монографии, сборники);

3) Периодические издания (журналы, газеты);

4) Статистические сборники и справочники;

5) Печатные материалы на иностранных языках;

6) Интернет-ресурсы.

Для всех литературных источников списка сохраняется непрерывная сквозная нумерация (см. Приложение 3).

В конце курсовой работы студент ставит свою подпись и указывает дату ее сдачи на кафедру для рецензирования.

Курсовая работа должна быть надлежащим образом скреплена. Это предполагает, что при многократном обращении к ней, она должна сохранять свою целостность, то есть не рассыпаться на отдельные листы. Поэтому работы, листы которых скреплены обычной скрепкой либо вообще не скреплены, а просто вложены в полиэтиленовый файл или папку, приниматься не будут.

Срок сдачи курсовой работы научному руководителю не позднее трех недель до дня начала текущей зачетной сессии, для студентов дневной формы обучения – до 20 апреля.

Отзыв (рецензия) на курсовую работу – это, с одной стороны, форма контроля и оценки проделанной студентом работы со стороны преподавателя, а с другой – форма оказания помощи студенту в глубоком овладении курсом и конкретно материалом по данной теме. Унифицированная форма отзыва на курсовую работу предполагает, что интегральная оценка студента за курсовую складывается из двух частей: оценки за соответствие работы предъявляемым формальным требованиям и оценки за содержание (см. прилож.5). Шкала итоговых оценок:

51 – 69 баллов – 3 (удовлетворительно);

70 – 85 баллов – 4 (хорошо);

86 – 100 баллов -5 (отлично).

6. Анализ полученного отзыва научного руководителя и подготовка к защите.

Получив обратно свою курсовую работу с отзывом научного руководителя, студент начинает готовиться к ее защите.

Отзыв содержит предварительную оценку, которая может измениться в ту или иную сторону в зависимости от результатов защиты курсовой. При работе с отзывом студент особое внимание должен уделить анализу отмеченных недостатков, методическим советам преподавателя по их устранению, обратив внимание и на постраничные замечания рецензента.

Если текст курсовой работы является дословным переписыванием материала из источника, то за такую работу выставляется оценка «неудовлетворительно» и студент должен написать и представить другую курсовую работу, но уже на новую тему. Если в рецензии научным руководителем указано, что работу надо переделать, то работа выполняется заново. Она сдается для повторного рецензирования с первым экземпляром работы и рецензией научного руководителя. Во всех остальных случаях студент, если есть существенные замечания, дорабатывает, не расшивая работы вкладывает дополнительные материалы и приходит на защиту.

7. Защита курсовой работы

Процедура защиты предполагает устную форму ответов студента на вопросы, задаваемые защищающему курсовую работу. По усмотрению научного руководителя процедура защиты курсовой работы может носить характер двустороннего взаимодействия (преподаватель – студент), а может быть и публичной: происходить в студенческой группе, возможно, в некоторых случаях, с привлечением других преподавателей кафедры.

На защите студент должен кратко изложить содержание своей работы, поставленные в ней проблемы, привести сведения об источниках, на основе которых она написана. Студент должен быть готов ответить на вопросы по теме проведенного исследования.

Можно указать следующие наиболее общее вопросы, на которые могут быть заданы в процессе защиты курсовой работы:

1. Почему Вы выбрали эту тему для своего исследования? В чем заключается ее актуальность?

2. Как отражена в Вашем исследовании связь с актуальными проблемами экономики России?

3. Какие цели и задачи Вы ставили в своем научном исследовании? Что Вы хотели доказать? Что нового Вы узнали в изучаемом Вами дополнительном материале по сравнению с учебной литературой?

4. На каких основных источниках Вы основали написание своей курсовой работы? Что показалось Вам интересным в той или иной работе, что конкретно Вы использовали в своей курсовой работе? С кем из авторов Вы согласны по ряду дискуссионных вопросов, а с кем нет?

5. Какие выводы и предложения по своей теме исследования Вы сделали; каков основной итог Вашей работы?

6. Собираетесь ли Вы продолжать свои исследования по данной теме в будущем? Если да, то по каким основным направлениям?

7. Чем Вам могут помочь знания, полученные в данной области, в Вашей дальнейшей научной и практической работе?

Если студент хорошо подготовился к защите и дал исчерпывающие ответы на вопросы, учел замечания, содержащиеся в отзыве, а возможно, ответил и на дополнительные вопросы преподавателя, то окончательная оценка курсовой работы может быть повышена по сравнению с первоначальной (предварительной) оценкой рецензента, отраженной в отзыве. И наоборот, если в процессе защиты студент показал слабое знание рассматриваемых в курсовой работе вопросов или если он не ориентируется в собственной курсовой работе, то оценка может быть снижена вплоть до неудовлетворительной.

К экзамену по экономической теории студент допускается только после получения положительной оценки за курсовую работу по данной учебной дисциплине.

ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

 

 

Тема 1. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬВ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ В РОССИИ

 

Целью курсовой работы является определение содержания муниципальной собственности, выявление причин и сфер ее функционирования в рыночной экономике.

Особо следует обратить внимание, что отношения муниципальной собственности в рыночной экономике определяются воспроизводством общественных и местных общественных благ. Данные блага обладают свойствами, которые определяют их предоставление органами местного самоуправления. Необходимо рассмотреть классификацию и свойства общественных благ - отсутствие соперничества при потреблении (коллективное потребление) неисключаемость. Особое внимание следует уделить границам их предоставления и свойствам местных общественных благ, в т.ч. локальные выгоды.

Хозяйственная деятельность органов местного самоуправления осуществляется в сферах «изъянов» рынка, к которым относится: естественные монополии, неполная информация, внешние эффекты. При рассмотрении проявлений несостоятельности рынка необходимо показать, что способом их преодоления в экономике являются отношения муниципальной собственности, которые выражаются в регулировании деятельности муниципальных предприятий и финансировании муниципальных учреждений.

Раскрывая содержание муниципальной собственности, следует обратить внимание на то, что оно имеет различные толкования. Во-первых, экономические отношения муниципальной собственности определяются на основе единого территориального пространства, которое обуславливает социально-экономическую систему территориального воспроизводства (общественная собственность). Во-вторых, муниципальная собственность отражает характер отношений больших социальных групп, в том числе населения муниципального образования по поводу формирования, использования и распределения общественного блага в виде определенных материальных объектов и прав на них (публичная собственность). Учитывая различные подходы к данному вопросу, необходимо рассмотреть критерии выделения отношений муниципальной собственности, определить свою позицию.

Далее в работе следует рассмотреть структуру объектов муниципальной собственности (движимое имущество, недвижимое имущество, местный бюджет) особенности, которых формируют имущественные отношения и правовой режим муниципальной собственности. Который включает ресурсы, имеющиеся в распоряжении местного самоуправления в экономически функциональное состояние, конкретизирует экономические отношения, определяет процесс предоставления и производства местных общественных благ.

Одной из форм конкретизации отношений муниципальной собственности в РФ являются «унитарные коммерческие организации на праве хозяйственного ведения». Необходимо раскрыть особенности, принципы, источники воспроизводства муниципальной собственности при данной организационно-правовой форме функционирования муниципальной собственности. Провести анализ эффективности функционирования унитарных предприятий и определить возможные пути их реформирования.

 

 

Примерный план.

Введение.

1. Объективные причины существования муниципальной собственности в рыночной экономике.

2. Теоретические подходы к определению содержания муниципальной собственности.

3. Имущественные отношения муниципальной собственности и формы их реализации в России.

Заключение.

 

Основная литература

1. Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131 от 6.10.2003 г.

2. Закон РФ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» № 161 от 14. 11. 2002 г.

3. Государство и отрасли инфраструктуры в современной рыночной экономике. [Текст]. М., 2001.

4. О Салливан, А. Экономика города. [Текст]М., 2002.

5. Якобсон, Л.И.Экономика общественного сектора: Основы теории государственных финансов. [Текст] М., 1996.

6. Проблемы реформы местного самоуправления: структурные и финансовые аспекты. [Текст] М.: ИЭПП, 2005.

 

Дополнительная литература

 

7. Дементьева О. Эффективность правового регулирования бюджетных основ местного самоуправления в России [Текст] // Федерализм, 2011, №1.

8. Развитие муниципального хозяйства – основа формирования местного бюджета [Текст] // Финансы и кредит, 1010, № 25.

 

Тема 2. CОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И

ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В РОССИИ

Социальная политика является одним из важнейших направлений государственного регулирования рыночной экономики. Целью курсовой работы является обоснование объективной необходимости социальной политики в рыночной экономике, определение ее содержания, влияния перераспределения доходов на экономический рост.

Раскрытие содержания темы необходимо начать с определения понятия «социальная политика», указать причины, определяющие необходимость участия государства в социально-экономических процессах в рыночной экономике, выделить функции социальной политики.

Далее необходимо рассмотреть модели социальной политики, которые отражают степень вмешательства государства в управление социальными процессами, определить модель социальной политики России.

Достижение оптимальных масштабов вмешательства государства в регулирование социальных отношений в обществе связано с разрешением противоречия между эффективностью и социальной справедливостью. Существуют различные концептуальные подходы к разрешению этого противоречия (эгалитарный, роулсианский, утилитаристский, рыночный), которые по-разному определяют принципы социальной справедливости. На основе данных подходов необходимо определить формы регулирования доходов населения (прогрессивное налогообложение, трансфертные платежи, дотации производителям, субсидии потребителям, минимальная заработная плата, социальное страхование, социальное обеспечение).

Для аналитических целей принято различать распределение доходов: по абсолютному размеру (квинтили, децили и кривая Лоренца) и функциональное распределение, т.е. доходы собственникам факторов производства – заработная плата, рента, процент, прибыль. На основе статистических данных по России и другим странам, необходимо провести анализ состояния распределения доходов по размеру, проследить тенденции, определить свое мнение на распределение доходов в России.

При функциональном распределении доходов ключевым вопросом является уровень заработной платы, который определяет качество воспроизводства рабочей силы. Определяя методы и способы регулирования заработной платы, необходимо провести сравнительный анализ их использования в России и в других странах, рассмотреть оптимальную долю в ВВП заработной платы с позиции социальной политики, определить свое мнение к эффективности государственного регулирования заработной платы в России.

Следующим этапом в работе должно быть исследование направлений социальной политики (социальное страхование, социальная защита) определение способов и методов их реализации.

Далее в работе на основе вышеизложенного необходимо рассмотреть приоритеты социальной политики в России, которые должны обеспечить экономический рост и повышение благосостояния населения.

Примерный план.

Введение.

1. Необходимость социальной политики в рыночной экономике: социальная и экономическая эффективность. Функции социальной политики.

2. Модели социальной политики. Влияние распределения доходов на экономический рост.

3. Направления социальной политики и ее приоритеты в России в современном этапе.

Заключение.

 

Основная литература

1. Ахинов, Г.А. Социальная политика: учебное пособие / Г.А. Ахинов, С.В. Калашников– [Текст]. М.: Инфра – М., 2009.

2. Аверин, Л.Н. Социальная политика - / Л.Н. Аверин, Е. Б. Бреева, Н.А. Волгин, Л.П. Храпылина [Текст]. М.: Экзамен, 2008.

3. Вечканов, Г.С. Макроэкономика. 8-е изд. - Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова [Текст]. Спб.: Питер, 2010.

4. Ивашковский, С.Н., Макроэкономика - М.: Дело, 2002, Гл.17.

5. Фелпс, Э.С. Распределительная справедливость /В сб.: Экономическая теория /Под ред. Дж. Итуэлла, М. Милгейта, П. Нююиена - М.: ИНФРФ – М, 2004.

 

Дополнительная литература

6. Антронов, В. Модели социальной защиты в странах ЕС [Текст] // МЭ и МО., 2005., № 11.

7. Белоусова, С. Анализ уровня бедности [Текст] // Экономист. 2006., № 10.

8. Белозерова, С. О содержании социальной политики на современном этапе развития России [Текст] // Федерализм, 2008., №4.

9. Васильева, Е. «Социальное государство» и новая модель социальной политики в России [Текст] // Власть, 2008., № 11.

10. Бобков, В. Дифференциация благосостояния [Текст]// Экономист, 2005., № 6.

11. Бобков, В. К формированию социальной доктрины России [Текст]// Экономист, 2008., №7.

12. Иванов, В.Н. Неравенство и бедность населения, опыт решения проблемы в России и за рубежом [Текст] // Проблемы прогнозирования, 2006., №3.

13. Новикова, Т. Национальные проекты и социальные преобразования [Текст].// Экономист, 2008, №8.

14. Табах А. Накопительные пенсионные системы за рубежом и их внедрение в России [Текст]// Вопросы экономики, 2010., №5.

15. Тимофеев Ю.В. Влияние социально-экономических закономерностей на развитие государственной социальной политики. Оценки эффективности социальной политики [Текст]// Экон. анализ: теория и практика, 2011., №6.

16. Роик В. Модели социального страхования: ретроспективный и сопоставительный анализ [Текст]// Человек и труд, 2004., №11.

17. Шамрай Ю. Конкуренция и социальное развитие [Текст]// Общество и экономика, 2010, №5.

 

Тема 3. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В РОССИИ

Целью работы является выявление и обоснование закономерностей развития фондовых отношений и особенностей их проявления в России.

Весь экономический мир, в котором существует наша цивилизация, является целостным единством множества составляющих. Рынок ценных бумаг – часть общей экономической системы – как самостоятельное явление имеет относительную автономность. Естественную органическую часть в этой системе обеспечивает свой особый вид товара – ценная бумага, через которую устанавливается экономическая связь различных потребностей.

В начале работы необходимо раскрыть экономическую природу ценных бумаг. Для этого необходимо показать объективные условия их зарождения, которые связаны общеэкономическим развитием. Изначально ценные бумаги имели значение не сами по себе, а лишь как представители соответствующих рынков и процессов, потребности которых они обслуживали. На заре своего возникновения одна из первых ценных бумаг – вексель – был орудием ростовщичества. В последующем сам вексель явился условием развития деятельности банков.

Познание экономической природы ценных бумаг предполагает последовательное раскрытие сущности исследуемого объекта. Сущность всегда модифицируется конкретными чертами единичного, в которых она проявляется. В ходе самоорганизации рынка ценных бумаг происходит смена хозяйственных форм, а сами ценные бумаги приобретают родовые качества тех форм, через которые осуществляется процесс зарождения (см. рис. 1).

 

 


Рис. 1 Родовые качества ценных бумаг

 

На основе данной схемы необходимо раскрыть сущность ценных бумаг, как носителей различных отношений, их виды.

Например, являясь носителем товарно-денежных отношений, ценные бумаги приобретают статус товара. Особенность этого товара заключается не в количественной, а в качественной его характеристики как материального блага, обладающего инвестиционной стоимостью и выражающего долговые заемные отношения между облигационером и эмитентом. Наличие инвестиционной стоимости в ценной бумаге обусловлено связью последней с движением реального капитала. Относительно ценных бумаг кредитные отношения характеризуются как долговые. В тоже время кредитная природа ценных бумаг предполагает наличие в них отношений собственности.

Далее в работе необходимо раскрыть содержание рынка ценных бумаг в системе его взаимосвязей.

Рынок ценных бумаг как структурный элемент системы взаимодействует с ее элементами (см. рис. 2).

 

Рис.2 Система базисных взаимоотношений рынка ценных бумаг

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.197.114.92 (0.131 с.)