Вычет по ндс можно не нормировать. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вычет по ндс можно не нормировать.



В Налоговом законодательстве не говорится, в какой сумме организация вправе принять вычет НДС по нормируемым рекламным расходам. Но есть статья, посвящённая другим лимитируемым затратам — командировочным и представительским. В п. 7 ст. 171 НК РФ указано, что если в соответствии с главой 25 Налогового кодекса расходы принимаются для целей налогообложения по нормативам, суммы налога по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем указанным нормам. По мнению Минфина, правила, установленные п. 7 ст. 171 НК РФ, следует применять ко всем расходам, нормируемым в целях налогообложения прибыли. То есть не только к поименованным командировочным и представительским, но и по рекламным затратам соответственно (Письмо Минфина РФ от 09.04.2008 г. № 03-07-11/134).
Чиновники настаивают на том, что суммы НДС по рекламным нормируемым расходам принимаются к вычету пропорционально сумме расходов, признаваемых в целях налогообложения прибыли (Письма Минфина РФ от 10.10.2008 г. № 03-07-07/105, от 11.01.2008 г. № 03-07-11/02). Однако для налогоплательщиков трактовать п. 7 ст. 171 НК РФ выгодно более узко. Бухгалтеры считают, что лимитировать «входной» НДС нужно лишь по командировкам и представительским расходам (так как о них прямо заявлено в НК РФ), но не по рекламе.
Тем более есть судебная практика, которая содержит немало примеров, доказывающих несостоятельность доводов чиновников. Например, Постановление ФАС Поволжского округа от 22.01.2008 г. № А55-5349/2007.
Кроме того, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 06.07.2010 г. № 2604/10 высшие арбитры указали, что правила п. 7 ст. 171 НК РФ распространяются исключительно на командировочные и представительские расходы.
Можно полагать, что это решение, принятое высшими арбитрами поставит, наконец, точку в споре о формулировке п. 7 ст. 171 Налогового кодекса. И даже если официальное мнение контролирующих органов по вопросу вычета «входного» НДС по расходам, нормируемым при расчёте налога на прибыль, в ближайшее время не изменится, шанс отстоять свою позицию в судебных инстанциях для налогоплательщика станет более вероятным, поскольку, несмотря на то что в постановлениях Президиума ВАС изложена позиция по конкретным спорным вопросам, российские арбитражные суды должны принимать их постановления во внимание при рассмотрении аналогичных дел. В противном случае принятые ими судебные акты будут изменены или отменены в порядке надзора Президиумом ВАС как нарушающие единообразие в толковании норм права (ст. 304 АПК РФ).
Тем не менее, организация-налогоплательщик, решившая принимать к вычету НДС по сверхнормативным рекламным расходам, должна быть готова к необходимости отстаивать свою позицию в суде. И несмотря на положительное решение судов, в том числе и высших арбитров, шансы на разрешение спора не предсказуемы

Перенос «входного» НДС

Часто во избежание споров с контролерами многие организации придерживаются официальной позиции Минфина и решают нормировать НДС. При этом они сталкиваются с невозможностью учёта в одном отчётном периоде при исчислении налога на прибыль сверхнормативных расходов на рекламу (п. 4 ст. 264 НК РФ), поскольку не совпадают налоговые периоды по налогу на прибыль и НДС: в первом случае это год, во втором — квартал.
Налогооблагаемая прибыль исчисляется нарастающим итогом в течение календарного года, и только по завершении года организация сможет определить окончательный размер норматива, в пределах которого она будет признавать те или иные нормируемые расходы в налоговом учёте.
После долгих дискуссий специалисты финансового ведомства признали, что «входной» НДС по сверхнормативным рекламным затратам, не принятый к вычету в одном квартале, можно вычесть в последующих кварталах, когда данные затраты принимаются для целей налогообложения прибыли. В действиях налогоплательщиков, связанных с переносом вычета «входного» НДС на более поздние сроки, на основании п. 2 ст. 173 НК РФ, Минфин не усматривает противоречий с действующим налоговым законодательством. Такие разъяснения даются в ряде писем Минфина РФ: от 30.04.2009 г. № 03-07-08/105, от 30.07.2009 г. № 03-07-11/188, от 01.10.2009 г. № 03-07-11/244, от 06.11.2009 г. № 03-07-11/285.
Судебная практика также подтверждает, что налоговое законодательство не содержит положений, мешающих налогоплательщику воспользоваться правом на налоговый вычет в более поздний налоговый период по сравнению с тем, в котором у него возникло это право (Постановления ФАС МО от 27.04.2010 г. № КА-А40/2005-10, от 07.04.2010 г. № КА-А40/2891-10). Следуя логике чиновников в указанных выше письмах, налогоплательщик вправе в течение года не принимать к вычету НДС по нормируемым рекламным расходам для того, чтобы рассчитать окончательный размер норматива по окончании календарного года, тем самым весь «входной» НДС приняв к вычету по итогам IV квартала. Однако в данном случае возникают и отрицательные моменты для налогоплательщика. Во-первых, отвлечение значительных оборотных средств в случае, если организация затрачивает значительные суммы на нормируемые расходы в течение года. Во-вторых, вероятность превышения общей суммы вычета, накопленной по нормируемым расходам по итогам года, над суммой НДС, исчисленной к уплате за IV квартал. А возмещать налог, как известно, дело неблагодарное и сопряженное с проведением камеральной проверки со всеми вытекающими последствиями, вплоть до отказа налоговиков в возмещении.
В такой ситуации оптимальный выход для налогоплательщиков — перенесение «входного» НДС по нормируемым расходам на более поздний срок до завершения календарного года (например, с II квартала на III). Минфин в своем письме от 06.11.2009 г. № 03-07-11/285 допускает такую возможность.

Пример

В I квартале для проведения рекламной кампании компания оплатила услуги почты по безадресной рассылке рекламных каталогов в сумме 118 000 рублей (в т. ч. НДС — 18 000 руб.).
Данные расходы подлежат нормированию — принимаются в целях налогообложения прибыли в пределах 1% суммы выручки. В дальнейшем, в течение года у организации нормируемых рекламных расходов не было.
Предположим, что величина выручки фирмы без НДС составила:
- в I квартале 2 000 000 рублей;
- в полугодии 5 000 000 рублей;
- за 9 месяцев 10 000 000 рублей;
- за год 14 000 000 рублей.

Соответственно, предельная сумма вышеназванных расходов на рекламу, включаемая в расходы в целях налогообложения прибыли, составит нарастающим итогом 20 000 рублей (2 000 000 руб. х 0,01), 50 000 рублей, 100 000 рублей и 140 000 рублей.
В I квартале сумма НДС, приходящаяся на рекламные расходы в пределах нормы, - 3600 рублей (20 000 руб. х 0,18). Эта сумма принимается к вычету. Оставшийся НДС по сверхнормативным рекламным расходам в сумме 14 400 рублей (18 000 руб. - 3600 руб.) к вычету в I квартале не принимается и «висит» на счёте 19.
Во II квартале сумма НДС, приходящаяся на рекламные расходы в пределах нормы, 9000 рублей (50 000 руб. х 0,18). Учитывая, что в I квартале к вычету уже принято 3600 рублей, сумма НДС, принимаемая к вычету во II квартале, составит 5400 рублей (9000 руб. - 3600 руб.). Оставшийся НДС по сверхнормативным рекламным расходам в сумме 9000 рублей (18 000 руб. - 9000 руб.) к вычету и во II квартале также не принимается и продолжает числиться на счёте 19.
В III квартале сумма НДС, приходящаяся на рекламные расходы, в пределах нормы 18 000 рублей (100 000 руб. х 0,18). Однако, учитывая, что НДС всего было уплачено почте только на 18 000 рублей, а в I и II кварталах к вычету уже принято 9000 рублей (3600 руб. + 5400 руб.) сумма НДС, принимаемая к вычету в III квартале, составит 9000 рублей (18 000 руб. - 9000 руб.). Таким образом, весь НДС на рекламные расходы по итогам 9 месяцев оказывается списанным со счёта 19 и принятым к вычету.
В IV квартале дополнительного вычета уже не возникает вообще, так как его общий размер — 18 000 рублей — уже выбран в течение I — III кварталов текущего года.
В бухгалтерских проводках это будет выглядеть следующим образом:
I квартал
Дебет 60 Кредит 51
- 118 000 рублей — перечислен аванс почте;
Дебет 26 (44) Кредит 60
- 100 000 рублей — на основании акта и документов, подтверждающих выполнение рассылки, признана сумма расходов на рекламу;
Дебет 19 Кредит 60
- 18 000 рублей — отражён «входной» НДС по расходам на рекламу;
Дебет 68 Кредит 19
- 3600 рублей — НДС по расходам на рекламу в пределах норматива предъявлен к вычету;
II квартал
Дебет 68 Кредит 19
- 5400 рублей — НДС по расходам на рекламу в пределах уточнённого норматива предъявлен к вычету;
III квартал
Дебет 68 Кредит 19
- 9000 рублей — НДС по расходам на рекламу в пределах нового уточнённого норматива предъявлен к вычету.

«Запоздалый» вычет по НДС в отчётности можно показать двумя способами. Либо подать в налоговый орган уточнённую декларацию за прошлый период, либо показать вычет в текущей декларации.
По нашему мнению, такой вычет по НДС лучше показать в текущей декларации. Оформлять «уточнёнку» не нужно, ведь уточнённая декларация подаётся в случае обнаружения бухгалтером ранее допущенной ошибки. Что касается вычета НДС по сверхнормативным рекламным расходам, то здесь никакой ошибки не было, так как в исходной декларации была отражена та сумма вычета, на которую налогоплательщик имел право в тот момент. Поскольку право на вычет остальной части налога возникло в более позднем периоде, то и показывать этот вычет следует в декларации за более поздний период.
Екатерина Мельникова
«Московский бухгалтер»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.187.103 (0.006 с.)