Глава VIII. Статистические показатели 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава VIII. Статистические показатели



ние, прогнозирование). Она заключается прежде всего в том, что подсчитанные статистические показатели, характеризующие состо­яние, структуру, распространенность, динамику правонарушений, деятельностБ государственных органов и общества по реализации государственных мер социального контроля над ними, поддержа­нию в стране режима законности (описательная функция), кладут­ся в основу выявления статистической связи, зависимости, соот­ношения, закономерностей развития правонарушений с фактора­ми, их обусловливающими, а также с деятельностью государства и общества в этом направлении (объяснительная функция).

Кроме того, статистические показатели используются для оп­ределения тенденций изменения правонарушений, составления ста­тистического (криминологического) прогноза (прогностическая функция).

Познавательная функция статистических показателей заключа­ется также и в том, что они служат фактической базой как для те­оретических обобщений на более высоком уровне (например, для развития криминологической теории, доктрины уголовного права, основных направлений и принципов уголовной политики на современном этапе и др.), так и для выявления «тревожных» момен­тов в характеристике правонарушений, положительных сторон и не­достатков в деятельности правоохранительных органов для приня­тия на их основе своевременных решений и разработки мер по рас­пространению положительного опыта и устранению недостатков.

Вторая функция показателей правовой статистики, любых ее раз­делов, — управленческая. Как отмечалось, сама проблема социаль­ных показателей возникла в связи с нуждами практики социаль­ного управления в различных сферах жизни общества, причем да­леко не в последнюю очередь и в области социально отклоняюще­гося поведения. На их основе оценивались конкретные возможно- 1 сти и эффективность социальных программ, в том числе и контро- | ля над преступностью, оптимальная возможность их реализации.


(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Без достоверной, полной и своевременной, научно обоснован­ной информации о "правонарушениях, изменениях, происходящих в них, выраженных в соответствующих статистических показате­лях, управление процессом реализации государственных мер со­циального контроля над ними на всех уровнях (государства, субъ­екта Федерации, города, района и т.д.) невозможно. Управлен­ческие решения в этой сфере принимаются только на основе анализа данных как о состоянии правонарушений, так и об эф-

фективности деятельности правоохранительных органов по под­держанию в стране режима законности.

В процессе реализации управленческой функции статистиче­ские показатели активно используются для обоснования экономи­ческих расходов общества на правоохранительную деятельность.

Последние две функции — пропагандистская и стимулирующая — знакомы всем.

Как своеобразные индикаторы состояния общественного ор­ганизма одни социальные показатели могут выступать «социаль­ными защитниками», другие — «социальными обвинителями» общества. С их помощью в известной мере представляется возмож­ность оценивать состояние общества, его «нравственную физио­номию» и тем самым сравнивать общества с разными правовы­ми системами или на разных этапах их развития.

Статистический показатель в пропагандистской функции при­зван показать и доказать преимущества того или иного экономи­ческого строя, государства, ведомства или учреждения, той или иной социальной, правовой, в том числе и уголовно-правовой, по­литики на данном этапе развития общества.

Эта функция показателей совместима, не противоречит их основной функции — познавательной при условии, если такая про­паганда понимается как подлинно научная информация о состо­янии объекта наблюдения, по итогам которого рассчитываются со­ответствующие статистические показатели. Но если пропаганда под­чинена групповым, партийным, ведомственным или личным ин­тересам, если ее цель не объективное, а предвзятое информиро­вание, апологетика в целях защиты интересов или престижа оп­ределенных групп, ведомств и отдельных лиц, тогда происходят извращения статистических показателей, односторонняя ориен­тация на относительные показатели и т. д.

С этих позиций симптоматичными являются показатели пра­вонарушений несовершеннолетних как индикатор криминально­го неблагополучия затянувшейся перестройки общества. За 1996 г. несовершеннолетние совершили 1215убийств, более 5тыс. разбой­ных нападений, свыше 17 тыс. грабежей. А всего 340 тыс. подро­стков совершили общественно опасные деяния, из них 116 тыс. — дети младшего возраста. Около 900 тыс. детей и подростков состо­ят на учете в милиции, 280 тыс. употребляют алкоголь и наркоти­ки. За последние десять лет число смертей от употребления нар­котиков увеличилось в 12 раз, а среди детей — в 42 раза.

Глава VIII. Статистические показатели

Дети становятся наиболее криминальной частью общества. Их действия при совершении преступлений отличаются, как пра­вило, чрезвычайной жестокостью. Эксперты считают, что число беспризорников в стране достигло 4 млн. Мы перешагнули рубеж самой мрачной страницы в отечественной истории — гражданской войны. Маленькие изгои, обиженные и обозленные, брошенные на произвол судьбы, проходят жестокую школу борьбы за выжи­вание. Число «трудных» подростков в возрасте до 14—15 лет, от­численных из школ и ПТУ и нетрудоустроенных, более 2 млн; 40% преступлений совершено именно этой категорией детей.

Государственная система ворпитания подрастающего поколе­ния развалена. В стране практически отсутствует механизм пре­дупреждения безнадзорности и правонарушений. На 120 тыс. ежегодно совершающих общественно опасные деяния детей в стра­не существует всего 48 закрытых спецшкол и ПТУ на 8 тыс. мест. Большинству детей недоступны и учреждения досуга, где они могли бы развивать хоть какие-то положительные наклонности.

В стране действует около 20 специально ориентированных на подростков и молодежь социальных программ, но эффективность их реализации находится в прямой зависимости от финансирова­ния, которое не соответствует остроте проблемы1.

Специально посвященная этой проблеме коллегия Генераль­ной прокуратуры характеризовала состояние дел здесь, по сути, как преступление против детства, включающее жестокое обраще­ние, сексуальную и экономическую эксплуатацию, неисполнение обязанностей по воспитанию детей-2.

По данным исследователей американского Университета имени Дж. Гопкинса, при повышении уровня безработицы на 1 % возраста­ет число самоубийств на 4,1%, число заключенных — на 5,7%. Это значит, что для конкретного человека, потерявшего работу, жизнь ста­новится опаснее примерно в 14 раз только по трем факторам риска3.

О неблагополучии в российской армии наглядно свидетельст­вуют обобщающие статистические показатели уровня самоубийств:

1 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июня 1997 г. «О федеральной целевой программе «Молодежь России (1998—2000 гг.)» // СЗ РФ. 1997. № 26. Ст. 3050.

2 См.: Яишанов Б. Жестокие дети // Российская газета. 1997. 10 июня.

3 См.: Карпухин Ю. Безработица, преступность и органы внутренних дел: ре­альность, современные проблемы и пути их решения // Вопросы статистики. 1995. № 12. С. 65.

§ 2. Значение (функции) и виды показателей правовой статистики

до революции в армии совершалось 3 самоубийства на 100 тыс. во­еннослужащих, сейчас, по сообщениям средств массовой инфор­мации, — 36.

Наглядно-пропагандистская функция статистических данных может проявляться на уровне обобщающих показателей (как в приведенном выше примере) и абсолютных величин, в том числе и незначительных в суммарном выражении. Вот наглядные примеры, свидетельствующие о том, насколько сильна нынче коррупция, пронизавшая властные структуры. В Курской облас­ти задержан с поличным при получении взятки в 10 тыс. долл. США заместитель прокурора Курчатовской межрайонной прокурату­ры. Деньги были переданы за прекращение двух уголовных дел. По со­общению министра внутренних дел А. Куликова, в одном из си­бирских регионов задержали преступную группу, у которой при обыске нашли программное обеспечение на научной основе вне­дрения преступных групп во властные структуры. По его мнению, из доходов преступных сообществ до 60% уходит на подкуп чинов­ников. О доходах преступных групп можно судить хотя бы по та­кому факту: начальник управления социальной защиты населения администрации Иркутской области и президент фирмы «Баргузин-Авто» под видом поставки автомашин из Южной Кореи для ин­валидов Великой Отечественной войны завладели бюджетными сред­ствами на сумму 458 тыс. долл. США1.

О размерах доходов организованных преступных групп и сооб­ществ свидетельствуют данные об изъятии у них правоохранитель­ными органами в 1996 г. ценностей на сумму 877 млрд руб., ва­люты — 3,9 млн долл. США, 74 кг золота, 228 кг серебра, 0,5 кг платины, ценных бумаг на сумму 126 млрд руб. В 1997 г. установ­ленная сумма ущерба (материального) от преступных посяга­тельств составила 13 543 млрд руб.; изъято имущества, денег, цен­ностей и добровольно погашено на сумму 2977,3 млрд руб.2

Стимулирующая функция статистических показателей находит широкое применение в большей мере в экономической статисти-

• См.: Российская газета. 1997. 1 июля; «Россия и коррупция: кто кого?»//Российская газета. 1998. 19 февр.

2 См.: О состоянии борьбы с преступностью и об укреплении правопорядка в Российской Федерации в современных условиях. Аналитические материалы / Под общей редакцией П.Т. Маслова. М., 1997; Состояние преступности в России за 1997 г. М., 1998. С.

 

Глава VIII. Статистические показатели

ке через призму натуральных, стоимостных, оценочных показате­лей'. Однако и в правовой, в частности уголовно-правовой, ста­тистике они занимают достойное место. Уголовно-правовые по­казатели могут быть стимулирующими тогда, когда они отража­ют не затраты, а результаты работы, и притом не промежуточные, а конечные, рассматриваемые с точки зрения обеспечения госу­дарством правового статуса личности в Российской Федерации, за­крепленного в гл. 2 Конституции России.

Чтобы оказывать положительное (стимулирующее) влияние, уго­ловно-статистические показатели должны отражать глубинные свойства преступности, с одной стороны, и деятельность государ­ства по контролю над ней — с другой. Правовая статистика долж­на стать способом получения информации о деятельности органов уголовной юстиции, а не оставаться лишь средством оценки объ­ема проделанной работы отдельных органов и их сотрудников.

Стимулирующая и оценочная функция возлагается на статисти­ческий показатель в том случае, когда от величины данного пока­зателя зависят оценка деятельности ведомства, коллектива или опе­ративных сотрудников, получение премий, наград, продвижения по службе или, наоборот, выговоров, служебного несоответствия и т.д.

Положение с этой функцией далеко не простое, особенно в деятельности индивидуальной, творческой — выявлении и пре­сечении преступлений, их раскрытии, осуждении виновного, пре­дотвращении необоснованного привлечения к уголовной ответст­венности, а также осуждения и наказания лиц, чья виновность не доказана.

Превращение какого-то показателя в оценочно-стимулирую­щий обусловливает одностороннюю ориентацию управляемой системы (правоохранительных органов) на этот показатель в ущерб конечным целям правового государства, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблю­дение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязан­ность государства (ст. 2 Конституции РФ).

С этих позиций на смену процентомании, приглаженных от­четов и рапортов о нагрузке, раскрываемости, объеме проделан­ной работы и т.д. в процессе научной поддержки проводимой в стране судебной реформы должны быть разработаны новые по-

Понятие статистического наблюдения. Требования, предъявляемые к статистическому наблюдению правовых и юридически значимых явлений

Статистическое наблюдение – первая стадия статистического исследования любого правового или юридически значимого явления, представляющая собой научно организованный сбор данных о правовых и юридически значимых явлениях и процессах путем регистрации устанавливаемых фактов в учетных документах для последующего обобщения.

К статистическому наблюдению предъявляется ряд требований, главное из которых – достоверность и полнота исходной информации. Достоверность данных (их соответствие фактическому положению дел) определяется рядом причин: профессиональностью статистического персонала, программой наблюдения, социальным содержанием показателя (например, преднамеренное искажение данных о количестве преступлений) и т.д. Массовый характер статистического наблюдения определяется тем, что для получения объективных статистических данных необходимо охватить достаточно большое число фактов проявления исследуемого явления или процесса.

Статистическое наблюдение обязательно должно носить систематический характер, так как только непрерывное или регулярное наблюдение позволяет изучить тенденции и закономерности правовых процессов, характеризующихся количественными и качественными изменениями.

 

11. Программно-методологические вопросы организации статистического наблюдения в правовой статистике

Статистическое наблюдение состоит из трех этапов: на первом этапе осуществляют все необходимые подготовительные работы; второй этап – сбор исходной информации; третий этап – проверка достоверности собранных данных на основе обработки полученного статистического массива и анализ итоговых показателей.

Чтобы успешно провести статистическое наблюдение, на первом этапе определяют цель исследования, объект и единицы наблюдения, осуществляют постановку задачи, разрабатывают специальный план наблюдения, включающий программно-методические и организационные вопросы, подготавливают необходимый инструментарий.

Целью статистического наблюдения является получение достоверной информации для выявления закономерностей состояния и развития исследуемых явлений или процессов. Она находит отражение в документах, на основании которых организуется наблюдение.

Формулировка цели должна быть ясной и четкой, с подробным определением задач, стоящих перед данным наблюдением.

Объектом наблюдения называются те общественные явления и процессы, которые подвергаются статистическому исследованию.

Объектом наблюдения является некоторая совокупность, состоящая из многих единиц. Так, при переписи населения объектом наблюдения является наличное и постоянное население страны.

Первичные элементы объекта исследования, из которых состоит вся наблюдаемая статистическая совокупность, принято называть единицей совокупности. Единица совокупности является носителем признаков, подлежащих учету. Так, например, при переписи населения единицей совокупности является человек, при переписи оборудования – станок и т.д.

От единицы совокупности следует отличать единицу наблюдения.

Единица наблюдения – это та первичная ячейка статистической совокупности, от которой должны быть получены исходные сведения во время переписи или какого-либо иного статистического наблюдения.

Так, например, при переписи населения единицей наблюдения является семья, при переписи оборудования – предприятие.

Успех статистического исследования во многом определяется программой наблюдений, уровнем ее подготовки.

Программа статистического наблюдения содержит перечень вопросов, на которые в процессе наблюдения должны быть получены ответы, инструкцию о проведении исследования и т.д.

Содержание программы наблюдения определяется объектом и задачами статистического исследования. Кроме того, она характеризуется перечнем признаков, подлежащих регистрации.

Вопросы программы статистического наблюдения и ответы на них находят отражение в основном инструменте статистического наблюдения – в статистическом формуляре (переписной лист, анкета, бланк, форма и т.д.).

На практике применяются два вида формуляра: списочный, куда записываются результаты обследования нескольких единиц наблюдения, и индивидуальный, заполняемый на каждую единицу наблюдения отдельно.

В плане статистического наблюдения находит отражение и целый ряд организационных мероприятий, необходимых для успешного выполнения работы по сбору и обработке материалов. Указываются орган, место, способ наблюдения и т.д. При периодическом и единовременном обследованиях большое значение имеет выбор времени наблюдения.

Устанавливаются критический момент и время производства наблюдения. Критический момент – это момент, по состоянию на который происходит учет.

Организационный план проведения наблюдения включает также вопрос подготовки кадров переписчиков, их инструктаж, контроль правильности его выполнения. Кроме того, планом устанавливается место, где будет осуществляться регистрация. Если речь идет о переписи, планом определяются границы переписных участков и районов.

Ошибки наблюдения возникают по различным причинам и могут быть классифицированы на ошибки репрезентативности и ошибки регистрации.

Ошибки репрезентативности могут возникнуть только при несплошном наблюдении, когда выборочная совокупность недостаточно полно отражает состав генеральной совокупности и показатели, исчисленные по выборочной совокупности, не будут совпадать показателями, вычисленными для всей генеральной совокупности (если применить сплошное наблюдение), поэтому и распространять их на всю совокупность нельзя.

Ошибки регистрации встречаются как при сплошном, гак и при несплошном наблюдении. Они отражают расхождение между фактическим значением показателя и зарегистрированным в процессе статистического наблюдения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 1054; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.200.199 (0.024 с.)