ТОП 10:

Развитие торгового предпринимательства в эпоху Ивана Грозного



 

Новым этапом в развитии предпринимательства становится XVI в., который ассоциируется с правлением Ивана IV (1533-1585 гг.). Именно в рамках этого периода начинается процесс формирования централизованного государства. Внешнеполитические успехи российского государства – аннексирование у Литвы Брянских земель (1500-1503 гг.) и Смоленска (1514 г.), присоединение Казанского (1552 г.) и Астраханского (1556 г.) ханств – привели к тому, что под его контролем оказался Волжский путь на всем его протяжении; это благоприятствовало оживлению торговли через Каспийское море с восточными странами. Именно в XVI в. началось освоение Сибири, что способствовало расширению внутреннего рынка.

В этот период вызревают условия, в целом благоприятствующие зарождению русского торгового предпринимательства. Это находит проявление в развертывании трех взаимосвязанных процессов.

Во-первых, наблюдается рост числа городов, которые из городов-крепостей постепенно трансформируются в торгово-промышленные центры. Если в начале XVI в. их насчитывалось около 140, то к концу столетия – уже свыше 230. Городами становились крепости, промысловые села и слободы, монастырские посады, сельские торгово-ремесленные рядки. Процесс градообразования сопровождался ростом численности торгово-ремесленного населения.

Во-вторых, в рассматриваемый период намечаются и со временем становятся все более устойчивыми рыночные связи между регионами Русского государства. Этому способствует зарождающаяся специализация ремесленников отдельных городов и областей на производстве той или иной продукции.

В-третьих, страна постепенно покрывается сетью больших или малых рыночных центров сельской и городской торговли – рядков, торжков, ярмарок.

Тем не менее, Россия продолжала оставаться страной с низкой плотностью населения. К 1550 г. она насчитывала чуть более шести миллионов человек, большинство из которых проживало в Москве и центре страны. Самыми редконаселенными были северные области страны, где проживало, в среднем, не более двух человек на квадратный километр. В подавляющем большинстве население страны было крестьянским, а крестьянское хозяйство – натуральным. Важнейшими исключениями были соль и металлические изделия. Это свидетельствовало о том, что экономических условий для централизации государства еще не существовало.

Централизация России происходила в основном с использованием политических средств, а часто и с применением насилия. Реформы середины XVI в., направленные на укрепление власти царя, одновременно вели к закреплению крестьян, уничтожению среднего, наиболее способного к предпринимательству, слоя населения. Были ликвидированы свободные слободы – их приписали к посадскому населению. Произошло слияние купечества с другими слоями городского населения в одно сословие посадских людей, которое было обязано выполнять в отношении государства главные повинности – отбывать казенную службу и платить подати. Все это не могло не сказываться на предпринимательской деятельности наиболее активных слоев населения.

Служилым людям (избранной сотне) были розданы поместья, многие из которых как "излишки" были отобраны у богатых вотчинников и даже монастырей. Вотчины окончательно уровнялись с поместьями. Еще до опричнины наблюдалась тенденция к тому, что царь подвергал опале богатых людей: забирал у них имения, а их самих высылал. Политика опричнины уничтожила остатки удельной системы, а с ней и частное землевладение. Одновременно царь жаловал и награждал бедных людей, поэтому было выгодно казаться бедным и убогим – это вызывало сочувствие.

Несмотря на умаление значения Новгорода и Пскова как торговых центров на Руси и закрытия после Ливонской войны (1558-1583 гг.) Балтийского пути масштабы торгового обмена в XVI в. значительно расширились. Этому способствовали и рост городов, и завершение объединения русских земель вокруг Москвы, и развитие мелкого товарного производства. Москва становится одним из крупнейших торгово-экономических центров, обслуживающих потребности не только местного населения, но и всего государства.

Новым явлением в организации торговли в XVI в. явилось появление в городах гостиных дворов, в которых торговали в основном иностранные и иногородние купцы. Это явилось показателем более интенсивного, чем прежде, развития хозяйственных связей между различными регионами Русского государства.

Гостиные дворы в рассматриваемый период можно было обнаружить практически в каждом русском городе. Они принадлежали казне и представляли собой комплексы построек, где купцы из других русских городов, а также иностранцы могли за определенную плату становиться на ночлег, обязаны были складировать свой товар и совершать сделки. Гостиные дворы, как правило, состояли из деревянной или каменной станы вокруг обширного внутреннего двора, где располагались различные амбары и склады, которые прилегали к внутренним сторонам стены. Так, например, на территории Архангельского гостиного двора располагалось от 80 до 100 построек, в которых купцы хранили свой товар. На гостином дворе располагалась также таможенная изба, где торговцы уплачивали пошлину. Здесь же за определенную плату можно было получить ночлег и питание в специально отведенных для этого избах.

 

Это интересно:гостиные дворы создавались отдельно для русских и иностранных купцов. Так, Архангельский русский гостиный двор в начале XVII в. насчитывал 84 «государевых» амбара с двумя этажами каждый; 32 лавки, 15 амбаров гостей и других торговых людей из Москвы и иных российских городов. На гостином дворе иностранцев располагалось 86 «государевых» амбаров, также в 2 этажа каждый, и еще 31 амбар принадлежал иностранным купцам, в основном англичанам и голландцам.

 

В 1535 г. центром московской торговли стал Китай-город. Вдоль Красной площади перед Кремлем протянулись ряды, в каждом из которых торговали каким-нибудь одним товаром. Оптовая торговля велась в гостиных дворах, куда обязаны были свозить свои товары иногородние и иноземные купцы. К этому времени в Москве существовали уже Устюжский, Английский, Армянский и Литовский гостиные дворы.Посещавшие Москву иностранные путешественники отмечали значительные масштабы торговли в Москве, не уступавшей ведущим торговым центрам Европы.

Постоянный торг (или ярмарка) был в Белоозере – перевалочном торговом пункте между Новгородом и Северо-Востоком России. Сюда съезжались купцы из Твери, Новгорода и других городов, а также из окрестных монастырей, имевших в то время значительные обороты.

В первой половине XVI в. продолжал удерживать свои позиции г. Дмитров. Находившийся к северо-востоку от Москвы, этот город открывал важный путь к Волге и являлся средоточием соляной, рыбной и хлебной торговли. Здесь проживало много богатых купцов, привозивших Каспийским морем и Волгой восточные товары.

Из городов Волжского бассейна крупнейшими торговыми центрами в первой половине XVI в. были Ярославль, Нижний Новгород и Балахна. В Ярославле широко торговали салом, хлебом, воском и кожами. Позиции Нижнего Новгорода в регионе резко усилились после того, как Василий III, стремясь подорвать торговое значение Казани, велел организовать ярмарку в Нижнем и под страхом тяжелого наказания запретил московским купцам ездить на казанскую ярмарку, которая ежегодно привлекала купцов из России, Средней Азии, Ирана и Закавказья.

В Россию везли золото, серебро, серебряную посуду, олово, ювелирные изделия, жемчуг, разное сукно, сахар, муку, лекарственные препараты, пряности и т.д., а вывозились пенька, канаты, смола, деготь, воск, пушнина, кожа, лен, мед и т.п. Огромным спросом пользовались также треска, семга, сало и кожа морских животных. Одной из центральных ярмарок была Архангельская.

Все больший интерес и значение для Русского государства и его купечества приобретало западноевропейское направление торговли. До середины XVI в. контакты с западными торговыми центрами осуществлялись русскими купцами через балтийские порты не принадлежавшие Москве, что не способствовало активному деловому партнерству, а после поражения России в Ливонской войне (1558-1583 гг.) и ослабления значения Новгорода, это направление торговли фактически стало недоступным.

В XVI в. в составе купечества и характере его торговой деятельности происходят существенные качественные сдвиги.

Во-первых, в Москве складывается относительно мощный (сравнительно с другими городами) слой торговых людей, располагающих значительными капиталами, что явилось результатом принудительного переселения (свода) в Москву состоятельных новгородских, псковских, смоленских, вятских купцов. Этот процесс продолжается до конца XVI в. Так, в 1569 г. в столицу были переведены 145 семей из Великого Новгорода. В том же году в Москву было взято 500 человек из Пскова и 470 из Переяславля Залесского. Имели место переводы и из Великого Устюга, Вязьмы, Твери, Старицы, Ржева. Переселенцы создавали в Москве целые слободы, такие как Новгородская сотня, или кварталы псковичей в районе Сретенки и в Замоскворечье. Осевшие в столице «сведенцы» в правовом положении от коренных москвичей ничем не отличались[2].

Во-вторых, идет встречный процесс, вызванный политическими соображениями центральной власти, – перевод московских торговых людей на жительство в центры бывших самостоятельных княжеств, прежде всего, в Новгород и Псков.

В-третьих, ряды русского купечества начинают пополняться новым элементом – торговыми крестьянами (преимущественно в северных районах страны), которые постепенно выделяются из состава сельского населения.

В-четвертых, из среды городских и сельских торговых людей выделяется и становится заметной новая фигура скупщика, первоначально сельскохозяйственных товаров, для их последующей перепродажи. Это, прежде всего "прасолы" – оптовые скупщики рыбы, мяса, живого скота.

В-пятых, возникают новые более сложные формы торгового предпринимательства, в частности более развитая форма "складничества". Формируется новый тип купца, возглавляющего обширное торговое предприятие и ведущего торговлю через многочисленных агентов-приказчиков (примером может служить деятельность торгового дома Строгановых, которые торговали солью и железом по всей стране и за рубежом). Можно говорить, что именно в эту историческую эпоху начинают зарождаться династии.

В-шестых, к XVI в. относится появление элементов реальной конкуренции русских торговых людей на рынках, что вытекает из факта появления на рынках групп однородных товаров, произведенных в различных регионах страны (например, изделия из железа производились не только в Туле, но и в Устюжне Железнопольской, Твери и Серпухове), что неизбежно вело к столкновению интересов между продавцами.

Во второй половине XVI в. купечество вместе с ремесленниками и мелкими торговцами городов было объединено в сословие посадских людей, в котором купцы составляли богатое меньшинство. Из этого же сословия немногочисленная группа купцов использовалась правительством для выполнения торгово-финансовых поручений. В последней трети XVI в. эти купцы были объединены в три общерусские привилегированные корпорации – гостей, торговых людей гостиной (в конце XVI в. по сведениям В.О. Ключевского – 350 человек) и суконной сотен (250 человек). С конца XVI в. чин гостя стал представляться особой жалованной грамотой.

Таким образом, на рубеже XVI-XVII вв. купечество превратилось в сословную группу, сочетавшую занятие торговлей с выполнением функции налоговых сборщиков на условиях откупа. Связь с государственным аппаратом способствовала обогащению одних и экономическому упадку и разорению других, ибо откупщики несли материальную ответственность за сбор установленной суммы налогов. Имущественная дифференциация в группах гостей, членов гостиной и суконной сотен была тем сильнее, чем выше было сословное положение и состоятельность группы в целом.







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.236.245.255 (0.01 с.)