Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные этапы становления благотворительности и меценатства в РоссииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В словаре Брокгауза и Ефрона (1891 г.) благотворительность рассматривается как проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему. Основой благотворительности является милосердие, которое В.И. Даль определяет как стремление помочь «бедным, дряхлым, увечным, хворым, неимущим»[1]. Таким образом, благотворительность можно определить, как особую форму социальной поддержки, состоящей в безвозмездном оказании материальной помощи нуждающимся. Благотворительная деятельность на Руси является одной из древнейших традиций и ее развитие связывают с принятием христианства, поскольку Церковь руководствуется второй из основных христианских заповедей – о любви к ближнему (Возлюби ближнего, как самого себя). В то же время благотворительность и меценатство на Руси появились не сразу. Этот процесс длился в течение нескольких столетий в результате чего становление и развитие благотворительности прошло несколько этапов. Первый этап охватывает период с IX – по конец XVII вв. и характеризуется как княжеско-церковный. Свое выражение благотворительность в рамках этого этапа получила в раздаче милостыни, тем более, что нищенство считалось в Древней Руси не экономическим бременем для народа, а одним из средств его нравственного воспитания. Человеколюбие на деле выражалось в Древней Руси нищелюбием. Нищий был для благотворителя лучшим богомольцем, молитвенным ходатаем. В результате сформировался институт профессиональных нищих. Профессиональные нищие это лица, которые в силу своих физических возможностей трудиться могли, но не желали. Для них нищенство стало постоянной профессией. Овладение «профессией» означало приобретение знаний о том, как одеваться, что говорить, чтобы представлять жалкий вид и психологически воздействовать на публику. Крайним проявлением профессионального нищенства являлись на Руси «юродивые». Центром благотворительности в Древней Руси была Церковь, через которую шли пожертвования, в том числе и от князя (десятина). Деловые люди не только раздавали милостыни и устраивали трапезы для нищих, но чаще всего вкладывали землю или деньги в монастыри, а также в строительство новых храмов (именно в таком виде в сознании русских людей отражалась идея искупления за богатство, обладание которым всегда связывалось с грехом).
При монастырях возникали богадельни, бесплатные лечебницы, где находили приют нищие, составлявшие в это время особую социальную группу «церковных и богадельных людей». Подобная практика сохранялась вплоть до конца XVII века, хотя уже при Иване Грозном обнаружились недостатки частного благотворения и необходимость создания государственной светской организации помощи, особенно в период крупных катаклизмов (неурожаи, эпидемии, войны и т.п.). Такая идея высказывалась еще в 1551 г. на Стоглавом соборе, но так и не была реализована. Только Указ 1682 г. царя Федора Алексеевича положил начало строительству официальных государственных заведений призрения. В нем предполагались определенные меры социальной деятельности, прежде всего по борьбе с нищенством. Особенно активно эту деятельность стал развивать Петр I. По указу 1705 г. в Москве стали ловить бродяг и нищих и наказывать их, а подающих милостыню подвергали штрафу. Таким образом, рубеж XVII-XVIII вв. стал новым государственным этапом в развитии благотворительности, который условно продолжался до второй половины XIX в. К главным направлениям деятельности государства в рамках этого периода относилась борьба с нищенством, сочетавшаяся с репрессивной политикой «вразумляющего принуждения». Деятельность Петра I на поприще благотворительности имела в целом репрессивный характер. За нищенство наказывали кнутом и ссылали в дальние сибирские города (как предписывалось указом 1691 г.). Наряду с беглыми крестьянами, уголовным элементом и проститутками, нищие и бродяги привлекались к принудительному труду на промышленных предприятиях. В Петровских указах 1712 и 1724 гг. также предписывалось устраивать в губерниях страны госпитали для увечных и престарелых, не имеющих возможности трудом обеспечивать себе пропитание, провести перепись призреваемых с целью упорядочивания работы с различными их слоями, в частности с военными и умалишенными. 1 февраля 1720 г. был издан указ о строительстве в Москве госпиталя для «зазорных» (незаконнорожденных) детей. Для Петра I было характерно стремление ограничить роль церкви в социальной политике России, в то же время в эпоху петровских реформ, как и при его преемниках, еще не существовало сколько-нибудь действенной государственной системы социального призрения и обеспечения. Следующая реорганизация общественного призрения в стране пришлась на время реформаторской деятельности Екатерины II. По мере ограничения властных церковных функций, секуляризации церковных земель государство сосредоточивало в своих структурах обязанности и работу по контролю за сферой благотворения. Во второй половине XVIII в., по указу Екатерины II, в стране создаются государственные структуры по организации и управлению учреждениями призрения. Ими становятся Приказы общественного призрения, созданные после 1775 г. в 33-х губерниях страны под руководством гражданских губернаторов и дворянской опеки. Приказы занимались организацией школ, сиротских домов, аптек, больниц, богаделен, домов для неизлечимых больных, сумасшедших, работных домов и т.д. На каждую губернию выделялось по 15 тыс. руб. из государственной казны. Увеличить этот капитал призваны были пожертвования, поощряемые императрицей. Это опять стимулировало частную благотворительность, которая в XVIII в. получила филантропическую направленность. Первым благотворительным обществом подобного типа стало, учрежденное Екатериной II в 1764 г. "Общество воспитания благородных девиц", деятельность которого определялась специальным уставом. Кроме того, были учреждены воспитательные дома в Москве (1763 г.) и Петербурге (1772 г.). В этот период в филантропической деятельности активно участвовали представители высших слоев общества. Так граф Бецкий построил Институт благородных девиц в Петербурге (Смольный). В филантропические функции созданного в 1765 г. Вольного экономического общества входили организация сельскохозяйственных школ и училищ, помощь крестьянам в освоении передовых приемов агротехники, обследование крестьянских семей, оказание им материальной помощи, особенно в голодные и засушливые годы. Следующим по влиянию на поприще благотворительности являлось "Ведомство учреждений императрицы Марии", начало которому было положено в 1797 г., когда Мария Федоровна (супруга Павла I) приняла в свое заведование воспитательные дома в Петербурге и Москве и "Общество благородных девиц" в Смольном монастыре. Одни благотворительные общества работали самостоятельно, по собственной программе, другие – "Императорское человеколюбивое общество" ( до 1816 г. – "Филантропическое общество" ), основанное в 1802 г., получали от государства дополнительные преимущества: частичное финансирование, индивидуальное поощрение, различные льготы. Так Человеколюбивое общество к концу XIX в. содержало 225 различных благотворительных учреждений (больниц, школ, богаделен и др.) с числом обслуживающего персонала свыше 6 тыс. человек. Получила развитие частная благотворительная деятельность. В 1781 г. официально частные лица получили право открывать благотворительные заведения. Особое развитие частная благотворительность получила в период расцвета либерализма Александра I. После Отечественной войны 1812 г., когда сгорела Москва, было создано Патриотическое общество, финансовую основу которого составили частные взносы. Сам Александр I внес на счет общества из личных средств 50 тыс. руб. Только за один год расходы Общества в пользу пострадавших от войны составили около 300 тыс. руб. Профессиональным благотворителем был принц Ольденбургский, который основал училище правоведения, первый ночной детский приют, а всего он потратил на благотворительные цели более 1 млн. руб. Всего частные пожертвования в первое десятилетие XIX в. превысили 9 млн. руб. Этому подъему, безусловно, способствовала политика правительства Александра I, всемерно поощрявшего благотворительность. Наиболее интенсивно частная благотворительность развивалась в пореформенный период. Этот этап, начавшийся в 1861 г. и продолжавшийся до начала ХХ в., можно охарактеризовать как период общественного, частного призрения. В пореформенный период и в период экономической модернизации страны, когда активно утверждались капиталистические отношения, общество потребовало новых форм и методов социальной политики и практики, его не устраивали жесткие бюрократические установления, ограничивавшие самодеятельность, новаторство в социальной сфере. Особенно возросла в этот период роль частной благотворительности в обеспечении детей. Если в XVIII в. было основано 24 частных благотворительных общества, за первые 60 лет XIX в. – 204 общества, то за последние 40 лет этого столетия – 8105. 95% всех действовавших благотворительных обществ России были созданы к началу ХХ века. В 1902 г. функционировало более 11 тыс. благотворительных учреждений и более 19 тыс. приходских попечительских советов. Наибольшее число благотворительных обществ и учреждений состояло в ведении МВД (2772), за которым следовали общественные учреждения (959), духовное ведомство (713), Ведомство учреждений императрицы Марии (317), Министерство народного просвещения (90), военное министерство (52). Материальную основу благотворительных организаций и учреждений составляли их недвижимость, собственные капиталы, различные поступления и пожертвования, пособия, членские взносы и т.п. Частная благотворительность приобрела массовый характер, инициатива в ней перешла от немногих представителей аристократических фамилий к достаточно широкой массе купцов, фабрикантов, мелких помещиков. В начале ХХ в. только 25% всего бюджета русской благотворительности образуется из средств казны, земств, городов и сословных учреждений, а 75% – из средств частной благотворительности. С отменой крепостного права особое значение приобрела необходимость борьбы с массовой миграцией сельской бедноты, бездомных, нищих, занятых поиском источников своего прокормления, приюта. Особенно острой эта проблема была в городах, в первую очередь – в Санкт-Петербурге и Москве. Созданные для преодоления этой социальной проблемы Комитеты для разбора и призрения нищих еще в 30-е годы XIX в., не смогли полностью справиться с поставленной задачей. По данным Московского городского попечительства о бедных, в 1889 г. в городе находилось более 3500 нищих. Десять миллионов крестьянских дворов в конце XIX в. влачили буквально нищенское существование. В срочной благотворительной помощи нуждались более пяти процентов россиян. С конца XVIII в. открываются и другие проявления благотворительности в виде меценатства (Меценат – приближенный императора Августа в Древнем Риме. Покровитель поэтов и искусств, таким образом, это имя стало нарицательным). Меценатство рассматривается как покровительство искусствам, наукам, собирание больших библиотек, коллекций, художественных галерей, строительство театров и поддержка творческих коллективов и т.п., то есть всего того, что входит в широкое понятие культуры. В этом смысле меценатство можно рассматривать как форму просвещенного благотворения. Если в XVIII в. меценатская деятельность ассоциировалась в основном с привилегированным сословием (прежде всего с дворянством), то со 2-ой половины XIX века к этой деятельности активно подключаются крупнейшие российские предприниматели. Именно к этому времени российская буржуазия осознала свою экономическую мощь и стала искать свое место в общественной жизни в условиях, когда политическая деятельность находилась под запретом. На рубеже XIX-ХХ вв. возникает "Общество защиты и сохранения в России памятников искусства и старины". В 1901 г. Обществом было инициировало издание "Художественных сокровищ России", в котором впервые обращалось внимание читателей на высокую художественную ценность коллекций и частных собраний, как национального достояния. По мнению известного промышленника и предпринимателя, члена Московского биржевого комитета П.А. Бурышкина «широкая благотворительность, коллекционерство и поддержка всякого рода культурных начинаний была особенностью русской торгово-промышленной среды». П.А. Бурышкин в книге «Москва купеческая», написанной на основе архивных материалов, периодической печати и свидетельств современников, характеризуя социальный облик московского купечества, рассматривает его общественную деятельность, в том числе благотворительность и меценатство. На первое место он поставил пять семейств – Морозовых, Бахрушиных, Найденовых, Третьяковых и Щукиных, "которые из рода в род сохранили значительное влияние – либо в промышленности, либо в торговле, постоянно участвовали в общественно-профессионально-торговой и городской деятельности и своей жертвенностью, или созданием культурно-просветительных учреждений обессмертили свое имя" [2]. Наиболее характерными примерами меценатства и филантропического предпринимательства считаются: создание Павлом Третьяковым Художественной галереи, Щукинский и Морозовский музеи современной французской живописи (в основном импрессионистов), Бахрушинский театральный музей, собрание русского фарфора А.В. Морозова, икон – П. Рябушинского, частная опера С.И. Мамонтова, Московский художественный театр Алексеева-Станиславского и С.Т. Морозова и т.д.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 1084; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.110.45 (0.012 с.) |