Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Трансакции без взаимного дополненияСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Особенностью трансакций этого вида является то, что ответный коммуникат не дополняет первого коммуникативного посыла, их вектора идут либо под углом, либо параллельно, но с разных ролевых позиций. Можно выделить три вида таких трансакций: угловые, параллельные и пересекающиеся. Рассмотрим их. Угловые трансакции Проанализируем ситуацию. Перед началом урока к учителю подходит ученик и обращается с необычной для педагога просьбой: «Иван Васильевич! Не могли бы Вы отпустить меня с урока, так как у меня сегодня что-то нет настроения заниматься». При этом ученик весело улыбается и озорно смотрит на своего учителя. Веселая улыбка и озорной взгляд ученика позволяют учителю понять, что к нему обращено Дитя ученика и что ученик направляет свой коммуникат на Дитя педагога. В ответ учитель возмущенно отвечает: «Как тебе не стыдно! Как ты смеешь обращаться с такой просьбой! У тебя сплошные «двойки» по моему предмету! Немедленно марш в класс и не смей думать о пропуске занятий!» То есть педагог занимает ролевую позицию Родителя и направляет свой коммуникат на Дитя ученика. Здесь второй, ответный, коммуникат не дополняет первого коммуникативного посыла, а идет под углом к нему, поэтому трансакция называется угловой. Параллельные трансакции без взаимного дополнения Рассмотрим вновь обращение ученика с несерьезной просьбой отпустить его с урока из-за отсутствия настроения. Но теперь в ответ на обращение ученика на уровне Дитя —Дитя педагог иначе реагирует на его просьбу. Он говорит ровным голосом, спокойным тоном, довольно корректно: «Покажи, пожалуйста, свою домашнюю работу. Давай посмотрим, что у тебя вызывает затруднения». То есть Взрослый учителя направляет свой коммуникат на Взрослого ученика. Эти коммуникаты идут параллельно, но с разных ролевых позиций. Очевидно, характер общения ученика с учителем в этом случае будет иметь иные оттенки и, наверное, результат их взаимодействия также будет другим. Пересекающиеся трансакции Пересекающиеся трансакции характеризуются тем, что ответный коммуникат пересекает первый коммуникативный посыл, как бы перечеркивает его. Это пересечение может осуществляться с любой ролевой позиции. Рассмотрим такую ситуацию. Учитель, недовольный опозданием ученика на урок, обращается к нему с явным возмущением и раздражением, на повышенных тонах: «Безобразие! Почему ты входишь в класс после начала урока! Неужели ты не понимаешь, что отвлекаешь меня и всех учеников от работы!? Иди за разрешением к директору!» В ответ ученик говорит довольно громко и бесцеремонно, без тени смущения и чувства вины: «А почему Вы направляете к директору только меня?! Передо мной также опоздали на урок два ученика, но их Вы допустили до занятий, а меня заставляете идти к директору! Это нечестно!» В данной ситуации учитель, занимая ролевую позицию Родителя, направляет свой коммуникат на Дитя ученика. В ответ ученик делает коммуникативный посыл Родитель —Дитя. Их коммуникаты, пересекаясь, как бы перечеркивают друг друга (рис. 13), поэтому общение партнеров не будет гладким. Возможны также и другие варианты пересекающихся трансакций, примеры которых изображены на рисунках 14 и 15, а ситуации предлагаем подобрать читателю. Скрытые трансакции Скрытыми называются трансакции, в которых одновременно осуществляется не менее двух ролевых позиций каждого из партнеров по общению. В трансакции такого вида можно выделить два условных плана: внешний, видимый (социальный) и скрытый (психологический). Рассмотрим такую ситуацию. На уроке учитель предложил учащимся открыть учебники и самостоятельно изучить конкретный вопрос. Наблюдая за самостоятельной работой учеников, учитель заметил, что один из них читает не учебник, а художественное произведение, не имеющее никакого отношения к уроку. После истечения времени, отведенного на самостоятельную работу с учебником, учитель приступает к опросу учащихся. «К доске пойдет Соловьев», — говорит он. Слова учителя звучат спокойно, корректно, без раздражения, без заискивания перед учеником, без давления на него с помощью голоса. В ответ ученик также спокойно и корректно произносит: «Олег Николаевич! Можно я еще поготовлюсь?» На первый взгляд здесь осуществляется взаимодополняющая трансакция типа Взрослый — Взрослый. В самом деле, любой сторонний наблюдатель может сказать, что корректный Взрослый учителя предлагает Взрослому ученика заняться делом: «Я предложил классу самостоятельное изучение вопроса, а теперь хочу выяснить, как усвоен изученный материал. Поэтому прошу Соловьева выйти к доске и озвучить прочитанное». А в ответ все, кто находился в классе, слышат спокойное обращение Взрослого ученика к Взрослому учителя с просьбой разрешить ему еще немного поготовиться. В этом случае как бы осуществляется трансакция, изображенная на рисунке 16. Однако наш учитель не просто вызывает ученика к доске. Он ведь знает, что ученик-то отвлекался и нужный материал не изучал. Следовательно, Родитель учителя может подсказать педагогу, что «на уроке отвлекаться нельзя», Что «нарушителя дисциплины надо наказать». Поэтому у учителя появятся и другие слова, которые он не будет произносить вслух: «Сейчас я посмотрю, как ты будешь себя чувствовать! Будешь знать, как отвлекаться на уроке!» Тем самым скрытый коммуникат учителя будет направлен от его Родителя к Дитя ученика. Очевидно, ученик, попавший в такую ситуацию, будет чувствовать себя довольно неловко. Его Дитя начнет тревожиться: «Ну вот, опять влип. Что же делать? Как упросить учителя, чтобы не вызывал меня к доске?» Поэтому обращение к учителю с просьбой еще немного поготовиться может отражать внутренние, не произносимые вслух слова ученика: «Ну, пожалуйста, не вызывайте меня сейчас к доске! Я больше не буду отвлекаться!» Тем самым скрытый коммуникат ученика будет направлен от его Дитя к Родителю учителя. На рисунке 17 видно, что на социальном плане происходит общение Взрослый — Взрослый (сплошные коммуникаты 1 — 2), а на психологическом уровне осуществляется трансакция, которую мы обозначили как пристройку «сверху» (пунктирные коммуникаты 3—4). Скрытые коммуникаты существенно обогащают общение партнеров, поскольку вовлекают в процесс взаимодействия дополнительные данные Родителя, Взрослого и Дитя. Одновременно скрытые трансакции создают дополнительные трудности партнерам по общению, так как скрытые коммуникаты часто не совпадают с внешними, видимыми коммуникатами, противоречат им и перечеркивают их. Наличие скрытых коммуникатов превращает общение в своеобразную игру, в которой есть видимый и скрытый планы. На внешне видимом плане и учитель, и ученик ориентируются на соблюдение формальных атрибутов общения. В условиях урока педагог предложил учащимся изучить новую тему, а затем попросил одного из учеников ответить по изученному материалу. В свою очередь, ученик Соловьев дал учителю информацию о том, что он еще недостаточно хорошо освоил новый материал, что ему хотелось бы не отвечать у доски, а подготовиться еще немного на своем месте. Это внешне видимый план их общения понятен всем присутствующим в классе. На скрытом плане и учитель, и ученик ориентируются на личностные атрибуты общения. Самолюбие учителя было задето дерзкой выходкой ученика, отдавшего предпочтение не учебному предмету, а посторонним занятиям на уроке. Поэтому внутренний голос учителя будет подыскивать достойные этому задетому самолюбию слова типа: «Ну и наглец!», «Ах ты, нахал!», «Ах ты, умник!», «Ну, я тебя проучу за это!» Подобные непроизносимые слова учителя и определяют направление его скрытого коммуниката от своего Родителя к Дитя ученика. В свою очередь, обращение учителя к Соловьеву с просьбой выйти к доске также задевает самолюбие ученика. Ведь сейчас вскроется его обман, сейчас и педагог, и все ученики поймут, что он не справился с заданием, что он либо обманщик, либо тупица, либо лентяй. Поэтому лихорадочный поиск выхода из создавшегося положения может сопровождаться такими непроизносимыми вслух словами ученика: «Не повезло!», «Он (учитель) все же видел, что я не читал учебник!», «К доске выходить нельзя, так как я не знаю материала! Но как же выйти из этой ситуации, чтобы не позориться перед классом?», «Как отвести от себя гнев учителя?», «Попробую вести себя корректно: не признаюсь, что не знаю нового материала, но и отвечать не пойду, попрошу отсрочки». Подобный лихорадочный поиск решения и сопровождающие этот поиск слова определяют зависимую позицию ученика и говорят о том, что его скрытый коммуникат направлен от его Дитя к Родителю учителя. Следует отметить, что сами непосредственные участники общения, т. е. учитель и ученик, не получают полной информации о скрытых коммуникатах своего партнера, а могут лишь догадываться о них. Еще меньшую информацию об этих скрытых коммуникативных посылах учителя и ученика Соловьева, об их внутренних диалогах получат сторонние наблюдатели общения, т. е. все ученики класса. Таким образом, знания о ролевых позициях партнеров по общению и видах трансакций дают возможность для осуществления двух принципиально важных функций педагогической деятельности: аналитической и прогностической. Во-первых, эти знания позволяют анализировать особенности состоявшегося общения между педагогом и воспитанником, понимать причины успешного или, напротив, неудачного взаимодействия между ними, видеть промахи в действиях педагога. Во-вторых, на основе этих знаний у педагога появляются возможности для прогнозирования своего общения со своими подопечными, для влияния на характер этого общения в ходе взаимодействия с воспитанником. Вопросы и задания 1. Что понимается под состояниями партнеров по общению? 2. Охарактеризуйте состояние Родителя. Приведите примеры воздействия на партнера с позиции Родителя. 3. Что характерно для состояния Дитя? Приведите примеры, в которых ученик находится в позиции Дитя. 4. Охарактеризуйте состояние Взрослого. Подберите примеры, в которых ученик общается с учителем, находясь в позиции Взрослого. 5. Подберите из литературных источников ситуации взаимодействий педагогов и воспитанников. Проанализируйте особенности ролевых позиций общающихся в этих ситуациях людей. 6. Инсценируйте небольшие фрагменты известных детских сказок и охарактеризуйте ролевые позиции действующих персонажей. 7. Поупражняйтесь в выполнении некоторых типичных действий учителя: а) войдите в класс и поприветствуйте учащихся; б) выразите свое возмущение по поводу того, что ученик отвлекается на вашем уроке. Повторите подобные действия поочередно, занимая различные ролевые позиции. 8. Подберите примеры педагогических ситуаций к схемам.
Глава 7 ОБЩЕНИЕ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ Основные признаки конфликта Термин «конфликт» трактуется как столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, как серьезное разногласие, открытый спор, приводящий к борьбе. Упоминание о конфликте часто настораживает людей, не оставляет их равнодушными. В известной степени это связано с тем, как освещается проблема конфликта в философской и психолого-педагогической литературе, а также с обыденным представлением людей о конфликте. Следует отметить, что довольно долгое время и в исследованиях, и в обыденном сознании сохранялся довольно стойкий взгляд на конфликт лишь как на негативное явление, препятствующее нормальному протеканию общения людей, затрудняющее их совместную деятельность и изматывающее их нервную систему. Превалировало стремление обосновать рекомендации о том, как избежать конфликта, как не создавать конфликтных ситуаций, как защитить себя от возникновения конфликтов. Словосочетания «бесконфликтный человек», «бесконфликтный учитель», «бесконфликтный ученик», «бесконфликтный класс» воспринимались как своеобразные образцы, на которые необходимо ориентироваться в повседневной жизни и особенно в педагогической практике. В последние годы представления о конфликте как явлении человеческой жизни и о педагогическом конфликте как особом феномене учебно-воспитательного процесса претерпевают значительные изменения. Это происходит благодаря попыткам ученых создать конфликтологию — специальную науку, описывающую особенности возникновения и протекания различных конфликтов и способы выхода из конфликтных ситуаций [2; 31; 45; 107]. В то же время существенно изменяется взгляд на конфликт лишь как на нежелательное и деструктивное явление. Ученые рекомендуют педагогам не бояться столкновения мнений, не уходить от них, а, напротив, смело идти на конфликт, специально создавать проблемные ситуации и готовить учащихся к различного рода конфликтам [70; 85]. Для того чтобы говорить об общении в конфликтных ситуациях, необходимо понимание сущности конфликта и происходящих в нем процессов. Прежде всего, важно уяснить, что конфликт отражает противоречивое устройство мира, его двойственность и амбивалентность. Мы хорошо знаем, что существуют день и ночь, война и мир, молодость и старость, добро и зло, любовь и ненависть, щедрость и скупость и целый ряд других полярных явлений. Можно выделить ряд противоречий в сфере образования. Школа ориентирует учащихся на такие качества, как доброта, честность, порядочность, трудолюбие, а окружающая действительность преподносит примеры варварства, нечестности, непорядочности, тунеядства. С одной стороны, педагоги призваны приобщить воспитанников к соблюдению сложившихся в обществе требований («ты должен»), а с другой — заботиться о развитии свободной личности («ты имеешь право»). Очевидно, наличие противоречия — это еще не конфликт, а всего лишь возможные предпосылки к его возникновению между людьми. Противоречие не обязательно будет перерастать в конфликт. При каких условиях противоречия могут стать конфликтами? То, что где-то в Африке или Латинской Америке произошли военные действия, для нас довольно часто не имеет существенного значения, поскольку не касается ни собственной личности, ни личностей близких нам людей. Хотя там, несомненно, произошло столкновение чьих-то интересов, возникло противоречие между людьми, повлекшее человеческие жертвы. Мы можем как-то обсуждать эти события между собой, но вряд ли станем что-либо предпринимать для их приостановления. Но если окажется, что в результате этих военных действий пострадал кто-то из наших близких (например, отец или брат, находящийся там в служебной командировке), то эти действия, как столкновение чьих-то противоречий, становятся значимыми для нас. Они приобретают личностный смысл, т. е. достигают такого высокого значения, от которого зависят наше состояние, самочувствие, весь ход нашей жизни. В этом случае мы будем обращаться в различные правительственные и общественные структуры с просьбами о предоставлении нам более подробной информации, об оказании необходимой помощи, а возможно, и с требованиями о вмешательстве в этот инцидент. Следовательно, одним из признаков конфликта является личностный смысл того или иного противоречия для конкретного субъекта, когда данное явление оказывает существенное влияние на его чувства, на его поведение. До тех пор пока не происходит столкновения личностных смыслов субъектов, конфликта между ними не возникнет. Для того чтобы произошло столкновение личностных смыслов, необходимы определенные обстоятельства, называемые конфликтной ситуацией. Конфликтная ситуация — это сочетание обстоятельств, при которых создаются условия для обнаружения существенных различий во взглядах, интересах и намерениях субъектов, имеющих я них личностный смысл. Например, в некоторых школах складывается такая практика, когда директор и его заместители требуют от учителей предоставления всевозможной информации: сведений о родителях учащихся, справок о занятости учеников во внеучебное время, различных планов по работе с неблагополучными семьями, слабоуспевающими учениками и иного характера. Подобная оперативная информация личностно значима для директора и его помощников, создает удобства для их работы, поскольку позволяет иметь под рукой необходимые сведения и довольно быстро отчитываться перед вышестоящими органами. Однако у учителей эта практика вызывает совсем другие чувства: недовольство, возмущение, протесты. Ведь это отрывает их не только от учебной работы, но довольно часто нарушает и семейные планы: вместо того чтобы провести время в кругу семьи, учитель вынужден сидеть вечером или в выходные дни над составлением отчетов и справок. Поэтому для учителя личностный смысл будет заключаться в том, чтобы отказаться от подобных поручений. Возникновение противоположных личностных смыслов является свидетельством назревания конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация — это второй признак конфликта. Необходимо обратить внимание на то, что конфликтная ситуация может и не перерасти в конфликт. Например, если учителя будут выражать свое недовольство по поводу излишнего бумаготворчества лишь друг другу либо членам своих семей, но не школьной администрации. Не произойдет прямого столкновения их интересов — не будет и конфликта. Но если прямое столкновение интересов противоборствующих сторон все же произойдет, то конфликтная ситуация будет обретать вид инцидента. Здесь стороны не будут безмолвствовать, а открыто станут обнажать свои интересы, высказывая их в открытом разговоре либо путем передачи письменных сообщений. Например, на очередном педсовете учителя выразят открытый протест директору и потребуют от него искоренения подобной практики из их школы, сославшись на своих коллег из других школ, которые не оформляют столько ненужных бумаг. Предъявление их требований создает инцидент, который станет своеобразным механизмом запуска конфликта. Следовательно, инцидент как момент столкновения личностных смыслов — это третий признак конфликта. Если назревание конфликтной ситуации можно и не заметить, не обратив внимание на чье-то недовольство, на то, что нарушаются чьи-то интересы, то инцидент не заметить нельзя. Инцидент — это внешнее выражение и недовольства, и накопившихся претензий, и желания изменить сложившееся положение вещей в свою пользу. Инцидент имеет внешнее проявление не только в виде высказанных требований или условий, но также в виде раздражения, обиды или угрозы в голосе, в форме резких движений и жесткой лексики. Инцидент — это такое внешнее проявление накопившихся внутренних противоречий между субъектами общения, которое может заявлять о себе словами, криками, угрозами, ругательствами, мольбами, сопровождающимися соответствующими жестами, мимикой, а порой ненормативной лексикой и рукоприкладством. Поэтому довольно часто именно момент возникновения инцидента считают началом конфликта. Таким образом, для того чтобы судить о возникновении конфликта, необходимо, прежде всего, задуматься над такими вопросами: ♦ имеется ли личностный смысл для конкретных субъектов общения в том или ином противоречии; ♦ назревает ли конфликтная ситуация, в которой может произойти наложение противоположных личностных смыслов субъектов; ♦ возникает ли инцидент между этими субъектами общения? Разновидности конфликтов Поскольку основные линии противоречий в социально-педагогическом процессе могут иметь различное направление и разный удельный вес, то можно говорить о вертикальных и горизонтальных конфликтах. Вертикальные конфликты возникают при появлении противоречий в своеобразной иерархической структуре: между обществом и системой образования, между администрацией школы и учителем, между учителем и учеником. Кроме этого, имеют место и горизонтальные конфликты: «учитель—учитель», «ученик —ученик», «родитель — родитель» и т.п. Некоторые авторы обращают внимание на то, что конфликты учителей с учащимися младших, средних и старших классов имеют существенные отличия. Например, В.И.Журавлев, описывая конфликтно-стрессовые ситуации в младших классах, выделяет конфликты дидактического характера, конфликты этики и запредельно-этические конфликты. Среди конфликтно-стрессовых ситуаций в работе с подростками автор выделяет конфликты дисциплины, конфликты в сфере дидактического взаимодействия, конфликты в методике обучения и конфликты в тактике взаимодействия учителей с подростками, а также конфликты этики. В работе с учащимися старших классов имеют место конфликты, связанные с дисциплиной учеников, конфликтогенное поведение педагогов и конфликты, вызываемые бестактностью учителей [31, гл. 5, 6, 7]. Конфликт можно описать с помощью различных характеристик. По содержанию или по предмету, вокруг которого возникает столкновение субъектов, различают следующие конфликты: бытовые, административные, профессиональные, идеологические, психологические, этические, амбициозные. В бытовых конфликтах столкновение субъектов происходит вокруг каких-либо бытовых проблем: почему в классе грязно? Куда запропастился классный журнал? Почему нет мела? Кто должен стереть с доски? Когда в школе появится новая мебель в классах и сделают ремонт в учительской? Вот далеко не полный перечень вопросов, которые довольно часто возникают в столкновениях бытового характера между учителем и учениками, учителями и школьной администрацией. Административные конфликты возникают вокруг полномочий в системе «начальник — подчиненный». Это типичные вертикальные конфликты. Например, если директор школы вменяет в обязанности учителя дополнительные виды деятельности (допустим, 'поливать цветы в школе во время летних каникул), а учитель отказывается от их выполнения, то между ними может возникнуть административный конфликт. Профессиональные конфликты возникают, как правило, в сфере профессиональной деятельности между представителями одной профессии. В качестве объекта конфликта выступают особенности организации этой деятельности. Например, принципиальные разногласия двух учителей, преподающих один и тот же учебный предмет, по поводу методики изучения конкретной темы, или существенные расхождения их взглядов на способы поощрений и наказаний учащихся. У педагогов такие конфликты могут возникать не только с коллегами, но также с учениками или их родителями, выражающими недовольство методикой преподавания учителя или системой оценивания знаний учащихся. Предметом столкновения в идеологических конфликтах выступают отношения субъектов к тому или иному явлению идеологического характера. Примерами конфликтов такого рода являются бурные споры людей, в том числе и учителей, по поводу важнейших событий, происходящих в России и за ее пределами: приватизации, военных действий в Чечне и других уголках мира, террористических актов в Москве и других городах, выборов в Государственную Думу и президента России, а также в местные органы законодательной и исполнительной власти, заявлений ведущих политиков разных стран и иные важные общественно-политические события. Идеологические конфликты способны существенно развести представителей одной профессии по лагерям различных политических партий и общественных движений, превратив их из коллег в политических противников. В психологических конфликтах предметом столкновения становятся конкретные особенности психических свойств и процессов одного из субъектов, вызывающие неудобства у другого субъекта общения. Так, в школьной практике встречаются примеры, когда учителя, отличающиеся быстротой мышления, крепкой памятью и холерическим темпераментом, вступают в конфликты с медлительными учениками, долго ищущими ответы на самые элементарные вопросы. Низкая скорость мыслительных процессов, слаборазвитая речь и медлительность таких учащихся вызывают раздражение у педагогов и порождают конфликты. Предметом столкновений в этических конфликтах становятся нормы поведения, а точнее, отступления одного из субъектов от сложившихся норм, либо ориентация субъектов на различные нормы поведения. Порой в руки учителя попадает записка, которой обмениваются ученики на уроке. Учитель вправе потребовать от учащихся прекращения переписки во время урока, но он не имеет право читать не ему адресованное послание, тем более озвучивать его всему классу. Нарушение этого правила чревато возникновением этического конфликта. Амбициозные конфликты отличаются тем, что объектом столкновения в них выступают претензии одного из субъектов на особый статус, на особое отношение к себе. «Я в этой школе проработал двадцать лет и поэтому требую, чтобы при составлении расписания мои уроки были сгруппированы в те дни, которые я указал в своей заявке!» — говорит учитель завучу школы. И если завуч не выполнит предъявленных требований учителя, то между ними может возникнуть амбициозный конфликт. Существуют также конфликты, когда у каждого из субъектов присутствует свой предмет интереса и каждый из них ориентируется лишь на себя, не желая считаться с партнером по общению. Например, учитель довольно бурно выражает свой протест директору школы по поводу того, что его кабинет нуждается в срочном ремонте: стены покрываются плесенью, с потолка падает штукатурка, электропроводка становится опасной для жизни учащихся, а освещение не отвечает гигиеническим нормам. Директор же обращает внимание не на содержание требований учителя, а на тон, с которым эти требования излагаются. Директор считает, что учитель разговаривает с ним слишком резко и некорректно. Получается, что для учителя предметом столкновений с директором являются бытовые вопросы, а для директора — этические. Поэтому стороны не смогут договориться до тех пор, пока не переведут разговор в одну плоскость: станут обсуждать либо бытовые проблемы школы, либо проблемы педагогической этики. Иногда встречаются бессодержательные, пустые или беспредметные конфликты, так как между субъектами нет предмета столкновения. Причиной такого конфликта может быть плохое самочувствие одного из субъектов общения или, напротив, его особый эмоциональный подъем по поводу какого-то значимого для него события. Например, один ученик может не работать на уроке математики из-за элементарного заболевания гриппом или из-за переутомления на предыдущем уроке физической культуры. Другой — «выпадает» из урока, так как получил известие о том, что ему предстоит поездка на важный для него конкурс музыкантов или на спортивные соревнования федерального уровня. Поэтому он никак не может отвлечься от этого существенного для себя события и настроиться на урок. А учитель не обращает внимания ни на болезнь одного, ни на радость другого и «награждает» обоих «двойками», создавая конфликтную ситуацию и с этими учениками, и с их родителями, и с классом. По числу субъектов различают внутриличностные, межличностные и межгрупповые конфликты. Во внутриличностном конфликте противоречие возникает между двумя внутренними противоположно направленными мотивами, интересами или потребностями одного человека. В современной жизни каждому из нас довольно часто приходится делать выбор: встать утром пораньше и сделать зарядку на свежем воздухе или же понежиться лишний часочек в теплой постели; высказать в лицо своему начальнику все, что думаешь о его интеллектуальных и организаторских способностях, или же не говорить, чтобы не портить отношений с ним и не наживать неприятностей. В межличностном конфликте происходит столкновение интересов двух личностей, которые заявляют о своем праве на предмет спорной ситуации. Например, такой конфликт может возникнуть, когда учитель отказывается выполнить просьбу директора школы о том, чтобы повысить итоговую отметку ученику, не отличающемуся ни способностями, ни прилежанием, ни уважением к этому учителю. Межличностные конфликты довольно часто возникают между всеми субъектами общения в школе: учителем и учеником, директором и учителем, учителем и родителем ученика, между двумя учениками и учителями. Межгрупповой конфликт представляет собой столкновение интересов двух групп как совокупных субъектов общения. Примером такого конфликта может быть противостояние двух микрогрупп одного класса в борьбе за право навязать свои нормы взаимоотношений между одноклассниками. Возможно также противостояние двух классов одной школы, отстаивающих свои групповые интересы. Следует отметить, что внутриличностный, межличностный и межгрупповой конфликты по своему содержанию могут быть бытовыми, административными, профессиональными, идеологическими, психологическими, этическими и амбициозными. При рассмотрении конфликтов, возникающих в профессионально-педагогическом общении, можно использовать описанные выше характеристики. Особенно если речь идет о взаимодействии взрослых людей: представителей школьной администрации, учителей и родителей, т. е. субъектов, относительно равных в жизненном плане. Когда же речь заходит о конфликтах взрослых и детей, то возникает ряд принципиальных особенностей, на которые необходимо обратить внимание. Прежде всего, эти особенности связаны с существенным неравенством субъектов такого конфликта. Взрослый (учитель, директор или родитель) обладает большим, нежели ребенок, жизненным опытом, его поведение более стабильно, он в меньшей мере подвержен импульсивным действиям и в большей степени способен к осмыслению складывающейся конфликтной ситуации. В отличие от взрослого у ребенка значительно меньший жизненный опыт, его поведение более импульсивно, а способность к аналитической деятельности довольно невысокая. Другая особенность конфликтов взрослых и детей связана с предметом их конфликта. Если при конфликтных столкновениях взрослых людей каждый из субъектов имеет свой предмет интереса, что вынуждает стороны действовать вопреки намерениям друг друга, то в конфликтах педагогов и воспитанников ситуация складывается иначе. Поскольку миссия педагога заключается в том, чтобы способствовать обучению, воспитанию и развитию ребенка, то любая профессиональная деятельность учителя-воспитателя подчинена этой благородной миссии. Поэтому все стратегические интересы педагога связаны с задачами развития ребенка и введения его в мир культуры, в том числе и в мир культуры взаимоотношений между людьми. Следовательно, интересы педагога как субъекта того или иного педагогического конфликта в итоге должны быть все равно направлены на интересы ребенка. Ведь педагог достигает положительного эффекта не тогда, когда удалось перехитрить или обмануть своего воспитанника в споре или конфликте, а когда он смог сделать ученика своим союзником и оказать ему помощь в процессе восхождения к культурным ценностям. Получается, что интересы педагога как субъекта конфликта оборачиваются на интересы ребенка. Поэтому в конфликте между педагогом и воспитанником субъекты имеют не различные интересы, а один общий интерес, связанный с процессом развития ребенка. Стадии развития конфликта Процесс развития конфликта проходит несколько стадий, каждая из которых может отличаться напряженностью между конфликтующими и степенью изменения их отношений друг к другу. Некоторые авторы предлагают рассматривать целостно конфликт и процесс его разрешения, выделяя при этом следующие моменты: 1) предконфликтная стадия; 2) собственно конфликт; 3) разрешение конфликта; 4) послеконфликтная стадия [45, с. 12]. Несколько иного подхода к развитию конфликта придерживается В. Ю. Питюков, описывающий именно стадии конфликта. На первой стадий хотя бы у одного из партнеров возникает недовольство, т.е. ощущение неудовлетворенности чем-то или кем-то. Оно может выражаться недовольными взглядами, соответствующей мимикой, интонацией голоса, позой и, конечно же, словами несогласия, отрицания, раздражения или эдакого бурчания. При этом знаки недовольства могут и не доходить до партнера, не задевать его. На этой стадии происходит своеобразное личное возбуждение одного из потенциальных участников конфликта (а возможно, что и обоих участников), являющееся признаком того, что между субъектами назревает противоречие. Недовольство может длиться довольно долго и необязательно развиться в обострение отношений. Особенно если партнеры не имеют возможности выразить свое состояние непосредственно или через посредников друг другу. Однако если партнеры получают возможность для взаимного предъявления своего недовольства, то наступит новая стадия — разногласие, т.е. разные гласы, различные голоса. На этой стадии субъекты предъявляют друг другу свои различные мнения и будут, прежде всего, заботиться о том, чтобы их мнения, их взгляды были высказаны партнеру, доведены до него. Если каждая из сторон проявляет настойчивость, то разногласие перерастает в противодействие, т. е. действие, создающее помеху действию партнера. Здесь любые доводы и аргументы противоположной стороны будут натыкаться на своеобразные препятствия в виде язвительных реплик, контраргументов и примеров решения конфликтного вопроса в свою пользу. В случае неспособности найти способы примирения конфликт может затянуться и перейти в стадию противостояния. Стоя на своем, каждая из сторон будет демонстрировать непоколебимость своей позиции, свою особую «принципиальность». «Все равно будет по-моему!», «Ни за что не уступлю!», «Пусть я потеряю то-то и то-то, но я ему докажу» — примерно такие «формулы самовнушения» довольно часто используют партнеры. Подобное упрямство свидетельствует о еще большем нарастании напряженности между субъектами, которые все упорнее загоняют себя в безвыходное положение. Противостояние часто перерастает в противоборство, т. е. в борьбу против кого-то или чего-то. Стремясь достигнуть своих интересов, субъекты не стесняются в выборе способов подавления своего противника, пуская в ход всевозможные словесные оскорбления, применение физической силы. Противоборство сторон может перерасти в одну из двух форм: разрыв отношений или принуждение. Разрыв отношений, как правило, происходит, когда соперники обладают примерно одинаковыми силами либо занимают равные позиции. Если же один из соперников значительно превосходит другого, то их противоборство заканчивается принуждением более слабой стороны. Например, конфликт между двумя учениками, не желающими идти на примирение, обычно завершается разрывом их отношений, поскольку каждый из них имеет практически одинаковый статус в школе. Конфликт между директором и учителем либо между директором и учеником может завершиться принуждением со стороны директора, который обладает большими, нежели учитель и ученик, «рычагами» воздействия на своих подчиненных. Рассмотренные формы развития конфликта иногда представляют в виде своеобразной «лесенки» конфликта [85, с. 98]: разрыв или принуждение противоборство противостояние противодействие разногласие недовольство Чем выше конфликтующие стороны поднимаются по этой «лесенке», тем больше нарастает напряженность в их отношениях, тем ближе они к разрыву отношений между собой. Это тот случай, когда развитие конфликта идет по деструктивному пути.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 484; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.224 (0.02 с.) |