Барьер трансакционных издержек на пути к полной трансформации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Барьер трансакционных издержек на пути к полной трансформации.



Фундаментальная Трансформация - процесс превращения отношений конкуренции ex ante в отношения двусторонней зависимости (или отношений с малым числом участников) ex post посредством вовлечения в трансакцию специфических активов. сопряжена с возникновением издержек переключения для участника трансакции - обладателя прав собственности - на специфический актив.

Предвосхищение опасности вымогательства побуждает к отказу от долговременных инвестиционных проектов: рабочий не станет тратить усилия на приобретение узкоспециальных навыков, а компания строить металлургический завод (трансформационные издержки), если они не будут застрахованы от потенциального оппортунистического поведения партнера (трансакционные издержки).

Поэтому в контрактах должны тщательно оговариваться будущие обязательства сторон и санкции за их нарушение. Сокращая риск "вымогательства", это дает дополнительные стимулы к вложениям в специальные активы. Сталелитейные компании строят металлургические заводы в районах угледобычи, только если они могут заключить с местными компаниями контракт о поставке угля на срок не менее 20--30 лет.

Нужно отметить: двусторонняя монополия формируется уже после того, как произведены инвестиции в специфические активы. Изначально и рабочему, и компании, строящей завод, все равно, с кем иметь дело. У них есть выбор среди большого числа примерно равноценных партнеров. "Личность" другой стороны приобретает значимость лишь с началом действия договора. Только с этого момента обмен превращается из безличного в персонифицированный и предпочтение начинает отдаваться именно данному контрагенту. Инвестиции в специальные активы приводят к сокращению числа потенциально выгодных партнеров, ситуация перестает быть конкурентной. Превращению доконтрактной конкурентной ситуации в постконтрактную неконкурентную ситуацию О.Уильямсон придает огромное значение, называя его "фундаментальной трансформацией".

Известно, что ограниченные блага обладают комплексом характеристик, которые можно разделить на две группы: физические и правовые.

Двум типам характеристик благ соответствуют две функции: трансформационная и трансакционная, которые позволяют создавать их и изменять. Трансформационной называется функция, если ее осуществление направлено на изменение физических свойств вещи. Трансакционной считается функция, если изменяются характеристики вещи, относящиеся к правам собственности.

Фирма, производящая программные продукты или компьютеры, повышает трансформационные издержки, обеспечивая совместимость своих продуктов с продуктами конкурентов. Однако это существенным образом снижает трансакционные издержки, поскольку делает излишним осуществление покупателями специфических инвестиций с соответствующей им классической проблемой размывания квазиренты вследствие оппортунистического поведения производителей ex post. В результате снижения трансакционных издержек расширяется емкость рынка, что позволяет фирме компенсировать рост трансформационных издержек.

Другой пример основан на сравнении двух видов обмена: персонализированного и безличного. В рамках персонализированного обмена в силу высокой степени повторяемости сделок с одними и теми же участниками обман, мошенничество, воровство, нарушение взятых на себя обязательств либо вообще отсутствуют, либо представлены слабо. Таким образом, прямые, явные трансакционные издержки в таком обмене низки. Вместе с тем персонализированный обмен возможен в очень узких пределах, что оказывается препятствием для разделения труда и специализации. В свою очередь, специализация — условие снижения трансформационных издержек. Следовательно, в условиях персонализированного обмена общие издержки оказываются высокими за счет трансформационных издержек. В то же время безличный обмен позволяет экономическим агентам производить с низкими трансформационными издержками за счет кардинального расширения масштабов специализации. Однако, как показывает одно-ходовая игра «дилемма заключенных», условия которой вполне соответствуют условиям деперсонализированного обмена, равновесный набор стратегий будет предполагать взаимный обман, мошенничество, фальсификацию товаров, беспринципность, что в некоторых случаях требует вмешательства третьей стороны.

Способы устранения информационной асимметрии.

Информационная асимметрия – данное явление представляет собой разновидность неполноты информации, ситуация, когда одна группа владельцев ресурсов или покупателей владеет необходимой для ведения дела информацией, а другая — не владеет.

Часть располагаемой информации известна всем субъектам рынка (данные о нац. валюте и единицах измерения основных товаров), другая – ограниченному кругу лиц (уровень цен на определенном рынке, технологии, применяемые в отрасли), третья - только самому субъекту (его собственные цели и намерения относительно бизнеса). Соответственно, стороны могут быть информированы в разной степени при совершении сделки –это и есть асимметрия информации.

Информационная асимметрия нарушает интересы и продавца, и покупателя. А при наименее благоприятном развитии событий может привести к деградации или даже к провалу рынка.

Практика рыночного хозяйства выработала эффективные способы самозащиты рыночных субъектов от информационной асимметрии (ИА). Наиболее важные из них:

· гарантии

· бренды

· дипломы, сертификаты

· судебная защита

· контрактная система

общим для всех перечисленных способах защиты от ИА является то, что их подключение способствует уменьшению неосведомленности и уравнивает положение контрагентов.

Гарантии.

Гарантии представляют собой обязательства производителя заменять по требованию потребителя некачественный товар качественным либо иным способом (ремонт, возврат денег). Гарантии существенно снижают риск покупателя при покупке товаров сложных и долгоживущих. В конечном счете от гарантий выигрывает и производитель, потому что его товар перестает рассматриваться как некачественный («лимон»).

Бренды

Брендом называется слово, знак, выражение, символ, дизайнерское решение или их комбинация, достаточная для идентификации потребителем товаров конкретного продавца.

Сделать разумный выбор потребителю часто помогает репутация продавца, а связать ее с конкретной продукцией позволяют марочные товары, имеющие особое название (зарегистрированную торговую марку), наиболее известные марочные товары могут превратиться в бренды.

Выбирая из всего круга товаров бренд, покупатель наверняка переплачивает, чем если бы он купит товар «без имени», но он сокращает свои информационные риски, так как бренд обеспечивает уверенность в доброкачественности товара.

Дипломы, сертификаты

Уменьшению ИА способствуют и многие другие рыночные сигналы, получаемые покупателями товаров или факторов производства. Например, когда фирма нанимает сотрудников, возникает ИА (истинные способности работника известны лучше ему самому), которая частично снимается при предъявлении им дипломов и сертификатов. Достаточно выяснить, какой вуз окончил претендент, где стажировался и какие степени имеет, чтобы выяснить его способности, интеллектуальный уровень и тд.

Судебная защита потребителя.

Если у покупателя возникает подозрение, что его обманули, либо скрыли часть информации, всегда существует возможность предъявить претензию или взыскать потерянные деньги со штрафными санкциями. Развитый механизм судов, профессиональные адвокаты и консультанты позволяют не попадать покупателю в зависимость от недобросовестного продавца.

Роль контрактов.

Заключение контракта, определяющего все основные параметры трансакции, позволяет фирмам в значительной степени устранить субъективную неопределенность.

 

 

38 Роль государства в снижении рисков.

В целом существование механизмов, снижающих асимметрию информации и уменьшающих риски позволяет создавать новые рынки и укрепляет существующие. И здесь на первый план выходит роль государства.

Именно государство должно отвечать за работоспособность системы суда, арбитража, принуждать субъектов к соблюдению данных им обязательств, устанавливать правила сертификации, стандарты качества и следить за их соблюдением. Наоборот, когда коррупция в экономике столь высока, что товаром становятся любые лицензии, дипломы, благосклонность чиновников, судей и контролеров разных ведомств, то даже частичное устранение информационной асимметрии оказывается сильно затруднено. Рынков в такой экономике будет меньше, емкость существующих также окажется небольшой, что негативно отразится на климате ведения бизнеса и богатстве нации.

 

39. Выбор уровня риска фирмы.

Все риски подразделяются на 4 уровня: низкие (недополучение запланированной прибыли), допустимые (отсутствие прибыли или небольшой убыток), высокие (возможные потери всех инвестируемых средств), критические (угроза банкротства). Определить уровень риска позволяет коэффициент риска.

Коэффициент риска=максимально возможная сумма убытков/объем собственных средств фирмы.

· низкие (0-0,3),

· допустимые (0,3-0,5),

· высокие (0,5-0,7),

· критические (0,7 и выше)

40. Методы управления рисками.

Управление риском - деятельность, направленная на сокращение негативных последствий риска для данного субъекта в случае наступления неблагоприятного исхода.

Отказ от рисков. Предполагает отказ от сделок, предполагающих неприемлемо высокий риск. Такой метод является оптимальным решением в обстановке неопределенности (когда нельзя посчитать коэф.риска)

Предотвращение убытков. Суть данного метода состоит в тщательной подготовке сделки с использованием всех способов уменьшения риска: удержание «заложника», инвестиции в специфические активы, око за око, независимый частный арбитраж, регулирование, объединение независимых субъектов. (подробнее о них можно посмотреть на стр.583 учебника с бабочкой)

Самострахование. Суть заключается в принятии рисков на себя, предполагающее покрытие возможного ущерба за счёт текущих денежных доходов или с помощью резервного фонда.

Распределение рисков. Суть состоит в распределении рисков между несколькими хозяйствующими субъектами.

1. Страхование. Предприниматель берет в качестве партнера по сделке страховую компанию и перекладывает на неё (после заключения договора и уплаты страховых взносов) некоторые из ожидаемых рисков (страхует их). Среднее значение риска при этом не уменьшается, но фирма распределяет его между собой и страховой компанией. В случае, когда риски и величина ущерба слишком велики для компании, она обращается в перестраховочную компанию- специфическую структуру, готовую за определенное вознаграждение взять на себя часть рисков.

2. Контрактное разделение рисков. Фирма разделяет риски между собой и контрагентами не специальным соглашением, а в ходе подготовки сделки и заключения контракта. Часть рисков отходит к контрагенту как составная часть сделки и условие договора.

3. Поручительство. Давая поручительство(или гарантию) за фирму и обещания полностью или частично выполнить обязательства, ненадлежащим образом выполненные ею, третья сторона-поручитель-несет вместе с фирмой солидарную ответственность по рискам.

4. Факторинг. Операцией факторинга называется продажа фирмой своих платежных требований к контрагенту по сделке коммерческому банку. (банк принимает на себя риски)

Объединение рисков. Оно предполагает одновременное проведение нескольких несвязанных между собой рискованных сделок.

1. Объединение рисков партнеров. Под этим понимается привлечение фирмой к проблеме управления рисками своих партнеров по бизнесу, заинтересованных в стабильности и успехе её начинаний. Совместно управляя риском, фирмы также разделяют между собой прибыль.

2. Страховые компании, венчурные фонды. Организации профессионально берут на себя чужие риски и получают свои основные доходы именно за эти услуги.

Диверсификация риска. Основана на использовании в хозяйственной практике понятий «отрицательная корреляция» или «разноплановое развитие». Формируя комплекс осуществляемых сделок, целесообразно ориентироваться на отрицательно коррелированные исходы, то есть выбирать инвестиционные объекты с прямо противоположными условиями прибыльности. Тогда при появлении убытков по одной сделке можно рассчитывать на успешный и прибыльный исход другой.

Хеджирование рисков. Разновидность диверсификации риска, когда отрицательная корреляция исходов достигается с помощью заключения параллельных сделок. Если одна сделка убыточна, другая автоматически приносит прибыль. Наиболее распространенные способы хеджирования: опционы, фьючерсы, сделки своп.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 610; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.022 с.)