Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отличие публичных финансов от частных финансов↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Финансовая система ┌──────────────────────┐ ┌────────────────────────┐ │ Публичные финансы │ │ Частные финансы │ └──────────┬───────────┘ └────────────┬───────────┘ ▼ ▼ ┌─────────────────────────────────┐ ┌──────────────────────────────────┐ │совокупность государственных и│ │фонды денежных средств, принадле-│ │муниципальных финансов │ │жащие юридическим и физическим ли-│ │ │ │цам │ └─────────────────┬───────────────┘ └────────────────┬─────────────────┘ ▼ Цель финансовой деятельности ▼ ┌─────────────────────────────────┐ ┌─────────────────────────────────┐ │удовлетворение государственных│ │получение прибыли и удовлетворе-│ │(муниципальных) потребностей для│ │ние собственных потребностей │ │обеспечения "общего интереса" │ │ │ └─────────────────┬───────────────┘ └────────────────┬────────────────┘ ▼ Соотношение (приоритетность) ▼ доходов и расходов ┌─────────────────────────────────┐ ┌─────────────────────────────────┐ │ расходы определяют доходы │ │ доходы определяют расходы │ └─────────────────┬───────────────┘ └────────────────┬────────────────┘ ▼ Способ обеспечения доходов ▼ ┌─────────────────────────────────┐ ┌─────────────────────────────────┐ │для аккумуляции публичных доходов│ │Фонды частных финансов могут быть│ │могут быть использованы инстру-│ │дополненытолько с использованием│ │менты принуждения (это одна из│ │экономических методов │ │причин, по которой государству│ │ │ │необходим аппарат насилия и при-│ │ │ │нуждения │ │ │ └─────────────────────────────────┘ └─────────────────────────────────┘
1.3
Централизованные и децентрализованные финансы
┌──────────────────┐ │ Финансы │ └────────┬─────────┘ ┌───────────────────┴─────────────────────┐ ┌──────────────┴──────────────────┐ ┌──────────────────┴──────────────┐ │ Централизованные │ │ Децентрализованные │ ├─────────────────────────────────┤ ├─────────────────────────────────┤ │фонды денежных средств, имеющие│ │финансы хозяйствующих субъектов│ │территориальный характер, находя-│ │(юридических и физических лиц), а│ │щиеся в распоряжении государства│ │также отраслевые и межотраслевые│ │и муниципальных образований, ис-│ │бюджетные фонды (к публичным фи-│ │пользуемые в интересах населения│ │нансам в таком случае относятся│ │соответствующей территории (госу-│ │финансы государственных и муници-│ │дарственный бюджет, внебюджетные│ │пальных предприятий) │ │фонды, государственное страхо-│ │ │ │вание, государственный кредит) │ │ │ └─────────────────────────────────┘ └─────────────────────────────────┘
1.4
Национальные и наднациональные публичные финансы
Наднациональный уровень Регулируется нормами международного публичного права
┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ Наднациональные финансы │ ├───────────────────────────────────────────────────────────────────────┤ │- финансы союза нескольких государств, но не объединенные финансы не-│ │скольких государств (не совокупность национальных финансов), а отдель-│ │ные денежные фонды, обособленные государствами-участниками союза от│ │своих национальных финансов в пользу наднациональных │ │- отвечают всем критериям публичных финансов: │ │ - создаются для реализации публичных задач │ │ - расходная часть определяет доходную │ │ - для обеспечения доходов наднациональных финансов государства-учас-│ │тники союза, в результате которого были созданы наднациональные финан- │ │сы, могут применять меры принуждения │ └───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Национальный уровень Регулируется нормами финансового права конкретного государства
┌───────────────────────────┐ ┌────────────────────────┐ │Национальные финансы феде-│ │Национальные финансы│ │ративного государства │ │унитарного государства │ └────────────┬──────────────┘ └───────────┬────────────┘ ┌──────────┼───────────────┐ ┌────────┴─────────┐ ┌────┴────┐┌────┴───────┐ ┌─────┴──────┐ ┌────┴─────┐ ┌─────┴────┐ │Финансы ││Финансы су-│ │Финансы ме-│ │Государст-│ │Муниципа- │ │федерации││бъектов фе-│ │стных терри-│ │венные фи-│ │льные фи-│ │ ││дерации │ │ториальных │ │нансы │ │нансы │ │ ││ │ │образований │ │ │ │ │ └─────────┘└────────────┘ └────────────┘ └──────────┘ └──────────┘
1.5
Распределительный характер публичных финансов (1)
Распределительные системы: ┌─────────────────┐ Противоречие между │Распределительные│ частными и публич- ────► │ системы │ ными (обществен- └┬┬─┬──┬─────┬────┘ ными интересами ││ │ │ │ ┌────────────┐ ││ │ │ │ 1│ Налоги ├───────────────────────────┘│ │ │ ┌───┴────────────────┐ └────────────┘ │ │ │ │ Ценовой механизм │4 │ │ │ ├────────────────────┤ ┌───────────┐ │ │ │ │отклонение цен (то-│ 2│ Кредит ├─────────────────────────────┘ │ │ │варов, услуг) от│ ├───────────┴─────────────────────────────┐ │ │ │стоимости с целью│ │аккумулирует и перераспределяет временно│ │ │ │реализации государ-│ │свободные капиталы и вложения │ │ │ │ственной политики│ └─────────────────────────────────────────┘ │ │ │(социальной, аграр-│ ┌───────────┐ │ │ │ной, региональной и│ │Денежное ├───────────────────────────────┘ │ │др.) │ 3│обращение │ │ └────────────────────┘ ├───────────┴──────────────────────────────┐ │ ┌────────────────────┐ │через нарушение соответсвия между наличной│ └─┤Международные расче-│5 │денежной массой в обращении и реальной по-│ │ты │ │требностью в деньгах │ ├────────────────────┤ └──────────────────────────────────────────┘ │Валютное регулирова-│ │ние, внешнеторговые│ │цены и др. │ └────────────────────┘
1.6
Распределительный характер публичных финансов (2)
Стадии производственного цикла:
┌───────────────┐ ┌────────────────┐ ┌─────────┐ ┌────────────────┐ │ Производство │ │ Распределение* │ │ Обмен** │ │ Потребление │ └───────────────┘ ├──┬─────────────┘ └─────────┤ └────────────────┘ │ ┌─────────────────┐ │ └─┤Перераспределение│ │ └─────────────────┘ Финансовый └◄────────────────────────────►┘ оборот
───────────────────────────────────────────────────────────────────────── * Распределение - движение денежных средств обособленно от движения товаров ** Обмен - движение денежных средств совпадает с движением товаров
1.7
Распределительный характер публичных финансов (3)
Различия в правовом режиме:
┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ Распределение │ └───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘ ┌───────────────────┐ ┌─────────────────────────┐ ┌─────────────────────┐ │Отсутствие формаль-│ │Характер и содержание│ │Распределительные от-│ │но юридического ра-│ │распределительных отноше-│ │ношения регулируются│ │венства участников │ │ний определяются импера-│ │нормами публичного│ │ │ │тивными установками госу-│ │(финансового, админи-│ │ │ │дарства и иных субъектов│ │стративного) права │ │ │ │публичного права │ │ │ └───────────────────┘ └─────────────────────────┘ └─────────────────────┘ ┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ Обмен │ └───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘ ┌───────────────────┐ ┌─────────────────────────┐ ┌─────────────────────┐ │Формально юридиче-│ │Характер и содержание│ │Обменные отношения│ │ское равенство│ │обменных отношений опре-│ │регулируются нормами│ │участников │ │деляются диспозитивно (на│ │частного права │ │ │ │договорной основе │ │ │ └───────────────────┘ └─────────────────────────┘ └─────────────────────┘
1.8
Управление публичными финансами - деятельность, связанная с проведением общей финансовой политики публичного образования, направленная на сбалансированность всей финансовой системы
┌──────────────────────────────────────────────────┐ │ Методы и формы управления публичными финансами │ └───────────────────────┬──────────────────────────┘ ┌────────────┬─────────────┼─────────────┬────────────┐ ┌───────┴───────────┐│┌────────────┴────────────┐│┌───────────┴─────────┐ │Финансовое прогно-│││ Финансовое планирование │││Финансовое регулиро-│ │зирование │││ │││вание │ ├───────────────────┤│├─────────────────────────┤│├─────────────────────┤ │Предвидение возмож-│││Деятельность по обеспече-│││Деятельность, органи-│ │ного финансового│││нию сбалансированности│││зуемая публичным су-│ │положения субъекта │││финансовых ресурсов (оп-│││бъектом, по использо-│ │- Главная задача -│││тимального соотношения│││ванию всех аспектов│ │выработать концеп-│││между финансовыми ресур-│││финансовых отношений│ │цию финансовой по-│││сами, находящимися у пуб-│││в целях корректировки│ │литики на опреде-│││личного субъекта и остаю-│││параметров воспроиз-│ │ленный период │││щимися у юридических и│││водства │ │- Прогнозирование │││физических лиц) и пропор-│││- Инструментами фи-│ │дает возможность│││циональности финансовых│││нансового регулирова-│ │просчитать варианты│││ресурсов (оптимального│││ния выступают налоги│ │развития и совер-│││соотношения между величи-│││и сборы, финансовые│ │шенствования систе-│││ной дохода до и после уп-│││льготы и санкции, до-│ │мы финансов, а так-│││латы налога по субъектам│││ходы и расходы внебю-│ │же формы и методы│││хозяйствования, отраслям│││джетных фондов и го-│ │реализации финан- │││экономики, регионам и│││сударственных пред-│ │совой политики │││т.д.) │││приятий и др. │ │ │││- Примером финансового│││ │ │ │││планирования является бю-│││ │ │ │││джет │││ │ └───────────────────┘│└─────────────────────────┘│└─────────────────────┘ ┌────────────────────┴─────────────┐ ┌───────────┴──────────────────────┐ │ Оперативное управление │ │ Финансовый контроль │ ├──────────────────────────────────┤ ├──────────────────────────────────┤ │Практические действия по выполне-│ │Совокупность действий и операций│ │нию финансового плана │ │по контролю за соблюдением финан-│ │- В ходе оперативного управления│ │сово-экономического законодатель-│ │по мере необходимости происходит│ │ства и финансовой дисциплины в│ │внесение корректив в показатели│ │процессе формирования и использо-│ │плана (нарпимер, в случае измене-│ │вания фондов денежных средств с│ │ния экономической ситуации), изыс-│ │целью обеспечения целесообразности│ │киваются новые источники формиро-│ │и эффективности финансово-хозяйст-│ │вания финансовых ресурсов, опреде-│ │венных операций │ │ляются оптимальные направления│ │ │ │вложения доходов и т.п. │ │ │ └──────────────────────────────────┘ └──────────────────────────────────┘
1.9
Органы управления публичными финансами (федеральный уровень)
┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ Органы общей компетенции - органы, для которых управление публичными│ │финансами не является основной и единственной задачей │ └─┬─────────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │ ┌────────────────────────────┐ ├───┤ Федеральное Собрание РФ │ │ └────────────────────────────┘ │ ┌────────────────────────────┐ └───┤ Правительство РФ │ └────────────────────────────┘ ┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ Органы специальной компетенции - органы, созданные исключительно для│ │осуществления функций по управлению публичными финансами │ └──────────────────────────────┬────────────────────────────────────────┘ ┌───────────────┬──────┴─────────┬────────────────────┐ ┌─────┴────────┐ ┌────┴─────────┐┌─────┴────────┐ ┌─────────┴─────────┐ │ Министерство │ │Счетная палата││ Центральный │ │Федеральная тамо-│ ┌─┤ финансов РФ │ │РФ ││ банк РФ │ │женная служба РФ │ │ └──────────────┘ └──────────────┘└──────────────┘ └───────────────────┘ │ ┌──────────────┐ │ │Федеральная │ │ │служба финан-│ ├─┤сово-бюджетно-│ │ │го надзора │ │ └──────────────┘ │ ┌──────────────┐ │ │ Федеральное │ ├─┤ казначейство │ │ └──────────────┘ │ ┌──────────────┐ └─┤ Федеральная │ │ налоговая │ │ служба │ └──────────────┘
Тема 2.
2.1
Понятие финансового права
┌───────────────────┐ ┌──► │ Отрасль права │: Позитивное финансовое │ └───────────────────┘ право ┌──────────────────┐ │ ┌───────────────────┐ │ Финансовое право ├───┼──► │Раздел юридической │: Финансово-правовая └──────────────────┘ │ │науки │ наука │ └───────────────────┘ │ ┌───────────────────┐ └──► │ Учебная дисциплина│: Учебный курс "Финансо- └───────────────────┘ вое право", изучаемый на факультетах права, экономики и государст- венного управления
2.2
Предмет финансового права
1) Финансовое право как отрасль права
┌───────────────────┐ ┌───────────────────────┐ │ Финансовое право │ регулирует │ Публичные финансы │ └───────────────────┘ ─────────────────────► └───────────────────────┘ = объект регулирования гулирования
2) Финансовое право как отрасль юридической науки
┌──────────────┐ ┌──────────────┐ ┌──────────────┐ │Финансово-пра-│ │Принципы и ме-│ │История финан-│ │вовые нормы ├─► │тоды финансо-├─►│сового права │ ┌────────┐ ┌►│ │ │вого права │ │ │ │Финансо-│изучает│ └──────────────┘ └──────────────┘ └──────────────┘ │вое пра-├───────┤ ┌──────────────┐ ┌──────────────┐ ┌──────────────┐ │во │анали- └►│Понятийный ап-│ │Правопримени- │ │Финансовое │ └────────┘зирует, │парат ├─► │тельная прак-├─►│право зарубеж-│ систе- │ │ │тика │ │ных стран │ матизи- └──────────────┘ └──────────────┘ └──────┬───────┘ рует, ▼ прогно- ┌──────────────┐ зирует │Тенденции и│ │прогнозы раз-│ │вития финансо-│ │вого законода-│ │тельства и│ │доктрины │ └──────────────┘
2.3
Метод финансового права
┌───────────┐ │┌─────────────────┐ │ │ воздействия ││ - обязывания │ ┌───────────────┐Пред- ┌─┤ приемы │ на общест-││ - запреты │ │Метод финансо-│став- │ └─────────┬─┘ венные от-││ - дозволения │ │вого права как│ляет ┌┤ средства │ ношения (че-││ - рекомендации │ │отрасли права ├─────► │└──────────┬┘ рез право-││ - стимулирование│ └───────────────┘собой │ способы │ вое регули- ││ │ └───────────┘ рование) │└─────────────────┘
┌───────────┐ │┌─────────────────┐ │ │ изучения ││ - формально-юри-│ ┌───────────────┐Пред- ┌─┤ приемы │ предмета ││дический │ │Метод финансо-│став- │ └─────────┬─┘ науки финан-││ - историко-пра- │ │вого права как│ляет ┌┤ средства │ сового права││вовой │ │отрасли права ├─────► │└──────────┬┘ (то есть си-││ - сравнительно- │ └───────────────┘собой │ способы │ стемы знаний││правовой │ └───────────┘ о финансовом││- и др. │ праве) │ └─────────────────┘
2.4
Система финансового права
┌─────────────┐ ┌─────────────┐ ┌─────────────┐ ┌─────────────────────┐ │подотрасли │ │финансово- │ │Финансово- │ │Финансовое право (от-├──┤(разделы, ча-├─┤правовые ин-├──┤правовые нор-│ │расль права) ├──┤сти), финан-├─┤ституты ├──┤мы │ └─────────────────────┘ │сового права │ │ │ │ │ └─────────────┘ └─────────────┘ └─────────────┘ ┌──────────────────────────┐ ┌───────────────────┐ │основные понятия и катего-│ ┌─┤ Общая часть │ │рии финансового права │ ┌────────────────┐ │ └───────────────────┘ └──────────────────────────┘ │Финансовое право│ │ ┌──────────────────────────┐ │(отрасль юриди-│ │ ┌───────────────────┐ │подотрасли (разделы) и ин-│ │ческой науки,├─┼─┤ Особенная часть │ │ституты финансового права │ │учебная дисцип-│ │ └───────────────────┘ └──────────────────────────┘ │лина │ │ ┌───────────────────┐ ┌──────────────────────────┐ └────────────────┘ └─┤ Специальная часть │ │финансовое право зарубеж-│ └───────────────────┘ │ных стран, международное│ │финансовое право │ └──────────────────────────┘
2.5
Финансово-правовая норма - общеобязательное, формально определенное, установленное (санкционированное) государством и обеспеченное государсвтенной защитой правило общего характера, регулирующее отношения в сфере образования, распределения и использовнаия фондов денежных средств, которые используются в публичных целях
┌────────────────────────────────────────────────┐ │является эталоном (моделью) возможного или долж-│ ┌──────┤ного поведения в сфере публичных финансов │ │ │ │ │ └──────────
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 484; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.239.100 (0.011 с.) |